СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.Щедрин "Кармен-сюита"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 7 классе

По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

Тема урока: «Балет «Кармен-сюита»

Тип урока: урок новых знаний.

Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.

Задачи урока:

1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

2.расширить представления обучающихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их

 

Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.

 

Музыкальный материал:

Опера «Кармен» Ж.Бизе (увертюра);

- «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (вступление).

План урока:

  • Организационный момент. Приветствие. Учитель настраивает обучающихся на позитивный лад, подбадривает , напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.
  • Актуализация знаний. Наводящие вопросы для определения темы урока. Видео фрагмент. Учащиеся анализируют услышанное произведение, выявляют сходство и различие жанров (опираясь на ранее изученный материал). Обучающиеся определяют цель урока.
  • Постановка учебных задач. Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.
  • Открытие нового знания (проблемное задание). Знакомство с произведением и композитором. (самостоятельная работа с учебником). Заполнение опросного листа «Знаю, не знаю». Слушанье, анализ музыкальных произведений.
  • Музыкально-ритмическое упражнение.
  • Работа по теме урока. Слушанье и анализ образа «Кармен» в разных танцевальных номерах.
  • Вокально-хоровая работа
  • Первичное закрепление. Карточки – работа в парах.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.

 

I. Мотивации к учебной деятельности. (слайд 1 ).

Организационный момент

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Учитель: Чтобы определить тему урока, предлагаю посмотреть видеофрагмент.(Муз 1)

Просмотр фрагмента – «Кармен», опера  (Хабанера) (30 сек)

Учитель: Знакома ли вам героиня фрагмента, который мы с Вами сейчас

посмотрели?

На слайде: Как океан меняет цвет,  Когда в нагроможденной туче  Вдруг полыхнет мигнувший свет, -  Так сердце под грозой певучей  Меняет строй, боясь вздохнуть,  И кровь бросается в ланиты,  И слезы счастья душат грудь  Перед явленьем Карменситы. 

Александр Блок (слайд 2).

Учитель: О ком пойдет речь? 

Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». (слайд 3 ).

В каком произведении мы с вами встречались с «Кармен».

Хорошо: Опера «Кармен» композитор Жорж Бизе.

Мы продолжаем знакомство с героиней «Кармен»

Цель урока: Новое прочтение оперы «Бизе»

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. У нас есть только имя (Имя героини записываем на доске). Чтобы продолжить формулировать тему урока, скажите, какой жанр у произведения показанного в видеофрагменте. (Балет). Значит жанр произведения – балет. (Записываем на доске)(Тема урока балет «Кармен»). (слайд 4 ).

III Постановка учебной задачи

(Тема урока балет «Кармен»). Чего не хватает для полной формулировки темы урока? (при изучении нового произведения мы всегда записываем название, жанр, композитора)

Нет композитора. А мы знаем, кто написал балет «Кармен»? Российский композитор, пианист,  народный артист СССР,Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. (род. 16 декабря 1932 года) (слайд 5).

«Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим»                    Родион Щедрин (слайд 6).

 

IV. Открытие нового знания

Работа по теме урока.

 «Кармен – сюита» - балет Родио-на Щедрина. Основан на опере Жоржа Бизе «Кармен», музыкаль-ный материал которой Щедри-ным существенно перекомпо-нован, сжат и заново  аранжиро-ван. Либретто балета написал его первый постановщик, кубинский балетмейстер Альберто Алонсо. (слайд 7).

 

Слушание: Увертюра к опере «Кармен» (1мин. 30 сек.) .(видео)

Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».

Сравнительный анализ

Какой характер увертюры к опере «Кармен»?(стр. 48)

Увертюра начинается с контрастной мелодии образов героев. .

 

- Какая тема появляется во вступлении к балету? Она вам знакома? (тема Хабанеры)

Что такое – Хабанера? (Песня свободной любви. Испанский танец Кубинского происхождения. Название происходит от слова Havana — Гавана (столица Кубы). Исполняется в медленном темпе, размер 2/4)

Чей образ раскрывает «Хабанера»

Образ Камен. . (слайд 13)

Учитель: Какой ещё танец в опере даёт нам характкристику «Кармен»?

Сегидилья.

Учитель: Что значит этот танец (Испанский народный танец - песня, в быстром темпе и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро, кастаньетный ритм.)

Учитель: Какой образ Кармен показан в «Сегидильи»

– страстной

 

V Работа по теме урока

Слушание:

3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд 14).

1). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. (1м.20 сек) (Муз 4)

2). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен. (2 мин) .

(Муз 5)

3).Сравнительный анализ. Вопросы:

Учитель: В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)

 

4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-57) (слайд 14 ).

Учитель: Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)

 

Учитель: В каких номерах показаны образы Кармен?

 

Опера Хабанера – свободолюбие, женское обаяние

Балет Хабанера – дерский танец вызов, испанский колорит

Опера Сегидилья – страстность, испанский фольклор

(Обучающиеся находят в учебнике.)

Балет «Болеро» – (видеофрагмент) импульсивность, непокорность, изменчивость нрава (с 11 сек - 1 м10с

Балет «Сцена гаданий» - (видеофрагмент) смертельная тоска, ужас кармен. Сменяется темой роковой страсти. (11 сек)

(слайд 15 ).

«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

(слайд 16 ).

Работа в парах – сопоставить образы

Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы.

Образ Кармен - Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.

Образ Хозе - Скромный, нежный, ласковый, страдающий

Образ Эскамильо - Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.

Образ Микаэлы - Милая, нежная, ласковая, любящая, добрая

 

Обобщение темы.

1.Эпиграф (обобщение) (слайд 17)

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

2. Вопросы:

- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)

- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)

 

 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок

  • Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)
  • Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)
  • О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке?
  • Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)
  • Какую бы оценку вы себе поставили?

 

Домашнее задание - выполните рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен сюита».

Просмотр содержимого документа
«Р.Щедрин "Кармен-сюита"»

Урок музыки в 7 классе

По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

Тема урока: «Балет «Кармен-сюита»

Тип урока: урок новых знаний.

Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.

Задачи урока:

1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

2.расширить представления обучающихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их



Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.



Музыкальный материал:

Опера «Кармен» Ж.Бизе (увертюра);

- «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (вступление).

План урока:

  • Организационный момент. Приветствие. Учитель настраивает обучающихся на позитивный лад, подбадривает , напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.

  • Актуализация знаний. Наводящие вопросы для определения темы урока. Видео фрагмент. Учащиеся анализируют услышанное произведение, выявляют сходство и различие жанров (опираясь на ранее изученный материал). Обучающиеся определяют цель урока.

  • Постановка учебных задач. Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.

  • Открытие нового знания (проблемное задание). Знакомство с произведением и композитором. (самостоятельная работа с учебником). Заполнение опросного листа «Знаю, не знаю». Слушанье, анализ музыкальных произведений.

  • Музыкально-ритмическое упражнение.

  • Работа по теме урока. Слушанье и анализ образа «Кармен» в разных танцевальных номерах.

  • Вокально-хоровая работа

  • Первичное закрепление. Карточки – работа в парах.

  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.



I. Мотивации к учебной деятельности. (слайд 1 ).

Организационный момент

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Учитель: Чтобы определить тему урока, предлагаю посмотреть видеофрагмент.(Муз 1)

Просмотр фрагмента – «Кармен», опера (Хабанера) (30 сек)

Учитель: Знакома ли вам героиня фрагмента, который мы с Вами сейчас

посмотрели?

На слайде: Как океан меняет цвет, 
Когда в нагроможденной туче 
Вдруг полыхнет мигнувший свет, - 
Так сердце под грозой певучей 
Меняет строй, боясь вздохнуть, 
И кровь бросается в ланиты, 
И слезы счастья душат грудь 
Перед явленьем Карменситы. 

Александр Блок (слайд 2).

Учитель: О ком пойдет речь? 

Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». (слайд 3 ).

В каком произведении мы с вами встречались с «Кармен».

Хорошо: Опера «Кармен» композитор Жорж Бизе.

Мы продолжаем знакомство с героиней «Кармен»

Цель урока: Новое прочтение оперы «Бизе»

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. У нас есть только имя (Имя героини записываем на доске). Чтобы продолжить формулировать тему урока, скажите, какой жанр у произведения показанного в видеофрагменте. (Балет). Значит жанр произведения – балет. (Записываем на доске)(Тема урока балет «Кармен»). (слайд 4 ).

III Постановка учебной задачи

(Тема урока балет «Кармен»). Чего не хватает для полной формулировки темы урока? (при изучении нового произведения мы всегда записываем название, жанр, композитора)

Нет композитора. А мы знаем, кто написал балет «Кармен»? Российский композитор,
пианист, народный артист СССР,Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ
. (род. 16 декабря 1932 года) (слайд 5).

«Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» Родион Щедрин (слайд 6).



IV. Открытие нового знания

Работа по теме урока.

«Кармен – сюита» - балет Родио-на Щедрина. Основан на опере Жоржа Бизе «Кармен», музыкаль-ный материал которой Щедри-ным существенно перекомпо-нован, сжат и заново аранжиро-ван. Либретто балета написал его первый постановщик, кубинский балетмейстер Альберто Алонсо. (слайд 7).



Слушание: Увертюра к опере «Кармен» (1мин. 30 сек.) .(видео)

Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».

Сравнительный анализ

Какой характер увертюры к опере «Кармен»?(стр. 48)

Увертюра начинается с контрастной мелодии образов героев. .



- Какая тема появляется во вступлении к балету? Она вам знакома? (тема Хабанеры)

Что такое – Хабанера? (Песня свободной любви. Испанский танец Кубинского происхождения. Название происходит от слова Havana — Гавана (столица Кубы). Исполняется в медленном темпе, размер 2/4)

Чей образ раскрывает «Хабанера»

Образ Камен. . (слайд 13)

Учитель: Какой ещё танец в опере даёт нам характкристику «Кармен»?

Сегидилья.

Учитель: Что значит этот танец (Испанский народный танец - песня, в быстром темпе и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро, кастаньетный ритм.)

Учитель: Какой образ Кармен показан в «Сегидильи»

– страстной



V Работа по теме урока

Слушание:

3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд 14).

1). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. (1м.20 сек) (Муз 4)

2). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен. (2 мин) .

(Муз 5)

3).Сравнительный анализ. Вопросы:

Учитель: В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)



4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-57) (слайд 14 ).

Учитель: Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)



Учитель: В каких номерах показаны образы Кармен?



Опера Хабанера – свободолюбие, женское обаяние

Балет Хабанера – дерский танец вызов, испанский колорит

Опера Сегидилья – страстность, испанский фольклор

(Обучающиеся находят в учебнике.)

Балет «Болеро» – (видеофрагмент) импульсивность, непокорность, изменчивость нрава (с 11 сек - 1 м10с

Балет «Сцена гаданий» - (видеофрагмент) смертельная тоска, ужас кармен. Сменяется темой роковой страсти. (11 сек)

(слайд 15 ).

«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

(слайд 16 ).

Работа в парах – сопоставить образы

Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы.

Образ Кармен - Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.

Образ Хозе - Скромный, нежный, ласковый, страдающий

Образ Эскамильо - Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.

Образ Микаэлы - Милая, нежная, ласковая, любящая, добрая



Обобщение темы.

1.Эпиграф (обобщение) (слайд 17)

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

2. Вопросы:

- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)

- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)



 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок

  • Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)

  • Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)

  • О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке?

  • Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)

  • Какую бы оценку вы себе поставили?



Домашнее задание - выполните рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен сюита».