Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО | УТВЕРЖДАЮ |
учителей естественнонаучных | и.о. директора |
дисциплин и математики | Позднякова А.В. |
№ протокола 169 | «31» августа 2015г. |
«31» августа 2015г | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Геометрия |
Учебный год | 2015-2016 |
Класс | 11 |
Количество часов в год | 68(66) |
Количество часов в неделю | 2 |
Учитель: Аубакирова О.И..
Пояснительная записка
1.Настоящая рабочая программа по геометрии для МКОУ «Соболевская средняя школа»
для 11 класса Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации;
В соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов основного общего образования( приказ Министерства образования РФ от05.03.2004 года за №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования).
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по геометрии (базовый уровень) 2004 г. с учетом программ для общеобразовательных школ, лицеев» «Геометрия, 10 – 11». Сборник «Программы общеобразовательных учреждений ( линия Л.С. Атанасян и др.) /составитель: Т.А. Бурмистрова , М-« «Просвещение», 2009 г./
4. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, кроме того программа содержит перечень тем контрольных работ по каждому разделу.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования
2.РФ 9 марта 2004 г. № 1312, отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Геометрия» в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов на изучение предмета «Геометрия» в 11 классе в учебном плане на 2015 – 2016 учебный год также составляет 68 часов, 2 часа в неделю, данная программа реализуется сроком на один год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Предмет геометрия входит в образовательную область математики.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания, и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов, в т.ч. для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
3.Задачи и цели:
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
4. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в наше время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы в формировании у учащихся умений общеучебного характера, разнообразных способов деятельности и приобретение опыта:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического)свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
5.Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
6.Виды контроля.
Для организации текущего, тематического и итогового контроля по курсу «Геометрия» в 10 классе предусмотрены тесты, математические диктанты, самостоятельные работы и итоговые контрольные работы по завершению раздела.
Оценочные контрольные работы:
1. Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора»
2. Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения»
3. Контрольная работа №3 «Цилиндр, конус
4. Контрольная работа №4 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса»
5. Контрольная работа №5 «Объём шара и площадь сферы»
7. Система оценивания:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
по геометрии.
. Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой "5", если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка "4" ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка "3" ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка "2" ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2) работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике:
Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой "4",
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5",
но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка "3" ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены "Требованиями к математической подготовке учащихся" в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка "2" ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
8. Содержание тем учебного курса:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса геометрии 11 класса включает следующие тематические блоки:
Раздел, тема. | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Метод координат в пространстве | 15 | 2 |
Цилиндр, конус и шар. | 14 | 1 |
Объёмы тел. | 22 | 2 |
Повторение за курс 10-11 классов | 17 | 0 |
Всего | 68 | 5 |
Содержание программы.
1.Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве (15)
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
.Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.
2.Тела и поверхности вращения.(14)
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
3.Объемы тел и площади их поверхностей.(22)
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
4.Повторение за курс 10 -11 классов (17)
8. Календарно-тематическое планирование по математике (геометрия) в 11 классе (2 ч в неделю, всего 68 ч; учебник: Атанасян – 10-11 кл).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Учебник (пункт) |
План | |
| Метод координат в пространстве | 15 | | | |
| §1. Координаты точки и координаты вектора | 7 | | | |
1 | Прямоугольная система координат в пространстве | 1 | 03.09 | | 1, п.46 |
2 | Координаты вектора. | 1 | 08.09 | | 1, п. 47 |
3 | Решение задач на применение координат вектора | 1 | 10.09 | | 1, п. 47 |
4 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 | 15.09 | | 1, п.48 |
5 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | 17.09 | | 1, п.49 |
6 | Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах» | 1 | 22.09 | | 1, п.49 |
7 | Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора» | 1 | 24.09 | | 1, пп.46-49 |
| §2. Скалярное произведение векторов | 4 | | | |
8 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | 29.09 | | 1, пп.50,51 |
9 | Решение задач на применение скалярного произведения векторов. | 1 | 01.10 | | 1, пп.50,51 |
10 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 1 | 06.10 | | 1, п.52 |
11 | Повторение вопросов теории и решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | 08.10 | | пп.50-52 |
| §3. Движения. | 4 | | | |
12 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. | 1 | 09.10 | | 1, пп. 54-56 |
13 | Параллельный перенос | 1 | 15.10 | | 1, п.57 |
14 | Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения» | 1 | 16.10 | | 1, пп. 50-57 |
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Метод координат в пространстве» | 1 | 22.10 | | 1, пп. 46-57 |
| Цилиндр, конус и шар. | 14 | | | |
| §1. Цилиндр. | 3 | | | |
16 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Самостоятельная работа. | 1 | 05.10 | | 1, пп. 59,60 |
17 | Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра» | 1 | 06.11 | | 1, пп. 59,60 |
18 | Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности цилиндра» | 1 | 12.11 | | 1, пп. 59,60 |
| §2. Конус. | 3 | | | |
19 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. | 1 | 13.11 | | 1, пп. 61,62 |
20 | Усечённый конус. | 1 | 19.11 | | 1, п. 63 |
21 | Решение задач по теме «Конус» | 1 | 20.11 | | 1, пп. 61-63 |
| §3. Сфера. | 8 | 26.11 | | |
22 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | 1 | 27.11 | | 1, пп. 64,65 |
23 | Взаимное расположение сферы и плоскости. | 1 | 3.12 | | 1, п. 66 |
24 | Касательная плоскость к сфере. | 1 | 4.12. | | 1, п. 67 |
25 | Площадь сферы. | 1 | 10.12 | | 1, п. 68 |
26 | Решение задач на различные комбинации тел. | 1 | 11.12 | | 1, пп. 59-68 |
27 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар. | 1 | 17.12 | | 1, пп. 59-68 |
28 | Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» | 1 | 18.12 | | 1, пп. 59-68 |
29 | Контрольная работа №3 «Цилиндр, конус, шар» | 1 | | | 1, пп. 59-68 |
| Объёмы тел. | 22 | | | |
| §1. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 3 | | | |
30 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 | | | 1. пп. 74,75 |
31 | Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда» | 1 | | | 1. пп. 74,75 |
32 | Самостоятельная работа по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда». | 1 | | | 1. пп. 74,75 |
| §2. Объём прямой призмы и цилиндра. | 3 | | | |
33 | Объём прямой призмы. | 1 | | | 1,п. 76 |
34 | Объём цилиндра. | 1 | | | 1,п. 77 |
35 | Решение задач на вычисление объёмов прямой призмы и цилиндра | 1 | | | 1. пп. 76,77 |
| §3. Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса. | 8 | | | |
36 | Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла | 1 | | | 1, п.78 |
37 | Объём наклонной призмы. | 1 | | | 1,п. 79 |
38 | Объём пирамиды. | 1 | | | 1, п.80 |
39 | Решение задач на вычисление объёма пирамиды | 1 | | | 1, п.80 |
40 | Объём усечённой пирамиды | 1 | | | 1, п.80 |
41 | Объём конуса | 1 | | | 1, п.81 |
42 | Объём усечённого конуса | 1 | | | 1, п.81 |
43 | Контрольная работа №4 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса» | 1 | | | 1. пп. 74-81 |
| §4. Объём шара и площадь сферы. | 8 | | | |
44 | Объём шара. | 1 | | | 1, п.82 |
45 | Решение задач на вычисление объёма шара | 1 | | | 1, п.82 |
46 | Объёмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. | 1 | | | 1, п.83 |
47 | Площадь сферы. | 1 | | | 1, п.84 |
48 | Решение задач на вычисление площади сферы | 1 | | | 1,п.84 |
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Объём шара и площадь сферы» | 1 | | | 1, пп.82-84 |
50 | Контрольная работа №5 «Объём шара и площадь сферы» | 1 | | | 1, пп.82-84 |
51 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Объёмы тел» | 1 | | | |
| Повторение за курс 10-11 классов. (Материалы по организации заключительного повторения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии) | 17 | | | |
52 | Аксиомы стереометрии и их следствия. Решение задач. | 1 | | | 1, Введение |
53 | Параллельность прямых, прямой и плоскости. Решение задач. | 1 | | | 1,§1 |
54 | Угол между прямыми. Решение задач. | 1 | | | 1,§2 |
55 | Параллельность плоскостей. Решение задач. | 1 | | | 1,§3 |
56 | Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде | 1 | | | 1,§4 |
57 | Теорема о трёх перпендикулярах. Решение задач. | 1 | | | 1,§5 |
58 | Площадь поверхности и объём призмы. Решение задач. | 1 | | | 1,§6 |
59 | Площадь поверхности и объём пирамиды. Решение задач. | 1 | | | 1,§7 |
60 | Площадь поверхности и объём цилиндра. Решение задач. | 1 | | | 1,8 |
61 | Площадь поверхности и объём конуса. Решение задач. | 1 | | | 1,9 |
62 | Площадь поверхности сферы и объём шара. Решение задач. | 1 | | | 1,§10 |
63 | Векторы в пространстве. Решение задач. | 1 | | | 1,§1 |
64 | Метод координат в пространстве. Решение задач. | 1 | | | 1,Гл. \/ |
65 | Объемы тел. Решение задач | 1 | | | §7,8 |
66 | Объемы тел. Решение задач | 1 | | | §7;8 |
67 | Решение типовых задач С2 | 1 | | | |
68 | Решение типовых задач С2 | 1 | | | |
9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия.
Используемый УМК
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б,Кадомцев, Э.Г.Позняк,И.И.Юдина
«Геометрия 10-11 кл.» М- «Просвещение» 2010г.
«Дидактический материал. Геометрия 10-11 кл.» М-«Просвещение» 2009г.
Л.С.Атанасян и др.
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2013;
2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004.
3. Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. – 2004г.
4.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №1-2005год;
5. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
6. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
7. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М. Просвещение, 2013.
8. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2013.
9. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.
10. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
11. А.П. Киселев. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1980;
12. Поурочные разработки по геометрии 11 класс (дифференцированный подход) – ООО «ВАКО», 2013
2.Технические средства обучения
1.Интерактивная доска
2.проектор
3. компьютер
4. принтер (сканер, ксерокс).
3.Цифровые и электронные образовательные ресурсы
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по геометрии, включают подготовку сдачи ОГЭ
.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Электронные учебные пособия
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РешуЕгэ» (http://решуегэ.рф, http://resuege.ru) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике (2009—2010), эксперт Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по математике (2011—2012, 2013—2014), Гущин Д. Д.
Приложение 1.
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа № 1
«Координаты точки и координаты вектора»
Вариант 1
1. Найдите координаты вектора
, если А (5; –1; 3), В (2; –2; 4).
2. Даны векторы
(3; 1; –2) и
(1; 4; –3). Найдите
.
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку А (1; –2; –4). Найдите расстояния от этой точки до координатных плоскостей.
Вариант 2
1. Найдите координаты вектора
, если С (6; 3; – 2), D (2; 4; – 5).
2. Даны вектора
(5; – 1; 2) и
(3; 2; – 4). Найдите
.
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку В (– 2; – 3; 4). Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.
Контрольная работа № 2
«Скалярное произведение векторов. Движения.»
Вариант 1
1. Вычислите скалярное произведение векторов
и
, если
,
,
= 2,
= 3,
= 60°,
,
.
2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AD1 и BM, где M – середина ребра DD1.
3. При движении прямая отображается на прямую b1, а плоскость β – на плоскость β1 и b || β1.
Вариант 2
1. Вычислите скалярное произведение векторов
и
, если
,
,
= 3,
= 2,
= 60°,
,
.
2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AC и DC1.
При движении прямая a отображается на прямую a1, плоскость α – на плоскость α1, и . Докажите, что .
Контрольная работа № 3
«Цилиндр, конус, шар.»
Вариант 1
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 30°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45° к нему. Найдите длину линии пересечения сферы с этой плоскостью.
Вариант 2
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого 4 см. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Радиус основания конуса равен 6 см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 60°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30° к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 4
«Объемы тел.»
Вариант 1
1. Апофема правильной треугольной пирамиды равна 4 см, а двугранный угол при основании равен 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью ее основания угол в 45°. Найдите объем цилиндра.
Вариант 2
1. Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол в 45°. Найдите объем конуса.
Контрольная работа № 5
«Объем шара и площадь сферы.»
Вариант 1
1. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите отношение объемов конуса и шара.
2. Объем цилиндра равен 96π см3, площадь его осевого сечения 48 см2. Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
Вариант 2
1. В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
2. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объемов цилиндра и шара.
Приложение 2.
Тема | Работа со слабоуспевающими детьми | Работа с одаренными детьми |
1.Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве | Уметь выполнять сложение, вычитание векторов в пространстве, умножение вектора на число. Уметь решать простейшие задачи с применением векторов. Уметь решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов и т.п.). Уметь решать простейшие задачи координатным методом. | Уметь выполнять чертежи по условию стереометрической задачи. Понимать стереометрические чертежи. Понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности |
2.Тела и поверхности вращения. | Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями , изображениями. Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве. Изображать основные многоугольники и круглые тела; выполнять чертежи по условию задач. Решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. | Уметь анализировать взаимное расположение объектов в пространстве. Решать стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Строить сечения цилиндра, конуса, шара. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. |
3.Объемы тел и площади их поверхностей. | Уметь проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. Уметь решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов). Использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы. изображать круглые тела; выполнять чертежи по условию задач. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. |
4.Повторение курса геометрии 11 класса | Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж. Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; Уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач; Уметь строить простейшие сечения куба , призмы, пирамиды; Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; | Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. |