СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 5 класс история»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по истории (от 08.04.2015г.№1/15) и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение».


Нормативно-правовая основа рабочей программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от17.12.2010. №1897«Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов

начального общего, основного общего образования».

3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования ПООП ООО (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 08.04.2015г.№1/15).

4.Приказ Минобрнауки  от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и его дополнения.

5.Учебный план образовательного учреждения на год


В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идея патриотического и осознанного понимания истории развития и становления стран. Необходимость введения данного курса обусловлена требованиями («Конституции РФ», ФЗ «Об образовании в РФ».)

Курс рекомендован учащимся 5 классов, средней образовательной школы без профильной направленности.

Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.


    1. Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

2.Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

3. Место предмета в учебном плане

Количество часов по программе составляет 68 часов в год, в неделю 2 часа, 34 недели согласно учебному плану, что соответствует федеральному компоненту базисного учебного плана.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.


Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.



Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение ( 1 час)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль архео­логических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние соору­жения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Родословная.


РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)


Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Особенности обозначе­ния дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столе­тие)», «тысячелетие». Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Не­возможность людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек ра­зумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и чело­века. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы ( 3 ч.)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производяще­го хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, пряде­ние, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к про­изводящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религи­озных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Появление неравенства (знатные и незнатные, бога­тые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, госу­дарств, письменности). Счет лет в истории.


Тема 3. Счет лет в истории (1 ч.)

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры.


РАЗДЕЛ П. Древний Восток ( 20 часов)

Тема 1. Древний Египет (8 часов)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные со­оружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Наход­ки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особеннос­ти изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный порт­рет», «роспись».


Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использова­ние глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров — Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долго­вого рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о нера­венстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская тор­говля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемир­ном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филис­тимлянами.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завое­вания. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вави­лонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее исполь­зование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.


Тема 3. Индия и Китай в древности (5 часов)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гима­лайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выра­щивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселе­ние душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брах­мана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объедине­ние Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм власте­лина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Тест по теме «Древний Восток».


РАЗДЕЛ III. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Крит­ского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Де­дал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).


Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные ус­ловия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедствен­ное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь.

Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным на­селением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Нашес­твие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командова­нием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной ар­мии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».


Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Осо­бенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов ра­боты Мирона и Поликлета. Образование афинян. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение вы­борных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.


Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч.)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе

Филиппе. Влияние эллинской куль­туры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Поход в Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонс­кое, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торго­вый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тест по теме «Древняя Греция».


РАЗДЕЛ IV. Древний Рим ( 19 часов)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Ри­мом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «пат­риции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. По­нятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Поня­тие «легион».


Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья ( 3 ч.)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Пер­вые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Си­цилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципи­она над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземно­морье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Поли­тика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разруше­ние Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Ис­пользование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говоря­щее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».


Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Ги­бель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Созда­ние армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Ак­ций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданс­ких войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, по­жизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «пре­торианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».


Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Пар­фянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы прав­ления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восста­ние в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царст­ве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христиа­нам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. По­нятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от терро­ристических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян.

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 5. Разгром Рима германцами падение Западной Римской империи (4 ч.)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христиан­ства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римс­кую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

Введение. Что изучает история Древнего мира.

1

01.09



РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7ч)

2

Древнейшие люди.

1

07.09



3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

08.09



4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

14.09



5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

15.09



6

Появление неравенства и знати.

1

21.09



7

Обобщение и проверка знаний по теме «Жизнь первобытных людей».

1

22.09



8

Счёт лет в истории..

1

28.09



РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20ч)

9

Государство на берегах Нила.

1

29.09



10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

05.10



11

Жизнь египетского вельможи.

1

06.10



12

Военные походы фараонов.

1

12.10



13

Религия древних египтян.

1

13.10



14

Искусство Древнего Египта.

1

19.10



15

Письменность и знания древних египтян.

1

20.10



16

Обобщение знаний по теме «Древний Египет».

1

26.10



17

Древнее Двуречье

1

27.10



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

02.11



19

Финикийские мореплаватели.

1

09.11



20

Библейские сказания.

1

10.11



21

Царство Давида и Соломона.

1

16.11



22

Ассирийская держава.

1

17.11



23

Персидская держава «царя царей».

1

23.11



24

Природа и люди Древней Индии.

1

24.11



25

Индийские касты.

1

30.11



26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

01.12



27

Первый властелин единого Китая.

1

07.12



28

Обобщение знаний по теме «Древний Восток».

1

08.12



РАЗДЕЛ III ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21ч)

29

Греки и критяне.

1

14.12



30

Микены и Троя.

1

15.12



31

Поэма Гомера «Илиада».

1

21.12



32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

22.12



33

Религия древних греков.

1

28.12



34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

29.12



35

Зарождение демократии в Афинах.

1




36

Древняя Спарта.

1




37

Основание греческих колоний.

1




38

Олимпийские игры в древности.

1




39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1




40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1




41

В гаванях афинского порта Пирей.

1




42

В городе богини Афины.

1




43

В афинских школах и гимнасиях.

1




44

В театре Диониса.

1




45

Афинская демократия при Перикле.

1




46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1




47

Поход Александра Македонского на Восток.

1




48

В древней Александрии Египетской.

1




49

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция».

1




РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19ч)

50

Древнейший Рим.

1




51

Завоевание Римом Италии.

1




52

Устройство Римской республики.

1




53

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.).

1




54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

1




55

Рабство в Древнем Риме.

1




56

Земельный закон братьев Гракхов.

1




57

Восстание Спартака.

1




58

Единовластие Цезаря.

1




59

Установление империи в Риме.

1




60

Соседи Римской империи.

1




61

Рим при императоре Нероне.

1




62

Первые христиане и их учение.

1




63

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

1




64

«Вечный город» и его жители».

1




65

Римская империя при Константине .

1




66

Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане.

1




67-68

Обобщение и проверка знаний по теме «Историческое и культурное наследие Древнего мира»

1





урока


Название раздела, темы, урока

Планируемые результаты (УДД)

дата

дата


Личностные



Метапредметные


Предметные


план

факт

1

Введение. Что изучает история Древнего мира.

Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Первичные представления об исторической науке.

Умение работать

с исторической картой (памятка).



слушать и слы­шать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.




Раздел 1. Жизнь первобытных людей.







Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.






2

Древнейшие люди.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира.

Точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблем.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Сравнивать первобытного и современного человека.



3

Родовые общины охотников и собирателей.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата.

Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Решать творческие задачи.

Выделять признаки родовой и соседской общины. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Характеризовать новые достижения древнего человека..



4

Возникновение искусства и религиозных верований.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил, энергии, к волевому усилию

Работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план и обосновывать выводы).

Характеризовать первобытные верования и способы их выражения. Работать с несколькими историческими источниками.




Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.






5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Формирование уважительного отношения к труду

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата.

Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать
изменения

в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия
появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общины.



6

Появление неравенства и знати.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива).

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. Сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным знаниям.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.



7

Обобщение и проверка знаний по теме: «Жизнь первобытных людей». Контрольный тест.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта- и к преодолению препятствий

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Работать с легендой исторической карты, объяснять значение опыта первобытных людей для дальнейшего развития человечества.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие исторические задачи с использованием мультимедиа ресурсов по алгоритму.




Тема 3. Счет лет в истории.







8

Счет лет в истории. Повторение пройденного.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности.

Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.




Раздел 2. Древний Восток.







Тема 1. Древний Египет.






9

Государство на берегах Нила.

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.



10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выслушивать мнения членов команды, работая над проектом.

Прогнозировать результат и уровень усвоения материала. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов. Находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках.

Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.



11

Жизнь египетского вельможи.

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выслушивать мнения членов команды, работая над проектом.

Прогнозировать результат и уровень усвоения материала. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов. Находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках.

Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.



12

Военные походы фараонов.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Точно и грамотно выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Готовить тематические сообщения и проекты.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.




13

Религия древних египтян.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


Точно и грамотно выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Готовить тематические сообщения и проекты.

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте.



14

Искусство Древнего Египта.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Владеть навыками монологической и диалогической речи. Точно и грамотно выражать свои мысли.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Готовить тематические сообщения и проекты, использую дополнительные источники информации.

Описывать предметы материальной культуры и произведений древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественной и исторической ценности.

Знать, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.



15

Письменность и знания древних Египтян.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Владеть навыками монологической и диалогической речи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Готовить тематические сообщения и проекты.

Характеризовать знания древних египтян

Из разных областей наук.



16

Обобщение знаний по теме:«Древний Египет». Контрольный тест.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Составлять последовательность действий. Формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Решать тестовые задания.


Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач.

Уметь работать с иллюстрациями, определять значение событий.




Тема 2. Западная Азия в древности.






17

Древнее Двуречье.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Владеть навыками как монологической и дилогической речи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их. Представлять результат своей деятельности в различных формах.

Характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов.

Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Уметь работать с первоисточниками, определять значение данного документа.



19

Финикийские мореплаватели.

Формирование понимания культурного многообразия мира.


Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Готовить краткие сообщения о достижениях финикийских ремесленников.

Характеризовать основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.

Подготовить короткое сообщение

о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту: определять причины развитой торговли в городах Финикии.



20

Библейские сказания.

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Владеть навыками как монологической и дилогической речи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду.

Объяснять значение принятия единобожия
древнееврейскими племенами.

Знать назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.

Уметь определять значение первоисточника.



21

Царство Давида и Соломона.

Формирование понимания культурного многообразия мира

Владеть монологической и диалогической форме речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Решать развивающие проблемные задачи. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.) Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.



22

Ассирийская держава.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлурги, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Определить какую роль в жизни человека сыграло появление железа и изготовление изделий из данного металла.



23

Персидская держава «царя царей».

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщения информации по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. Характеризовать известные памятники Ассирии, используя текстовые и наглядные источники.

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.




Тема 3. Индия и Китай в древности.






24

Природа и люди Индии.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – буддизм. Уметь работать с картой, определять влияние природно-климатический условий на жизнь и деятельность жителей государства.



25

Индийские касты.

Формирование понимания культурного многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

слушать и слы­шать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Решать развивающие проблемные задачи. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Анализировать мифы, описывать наиболее значимые события.

Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.



26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.



27

Первый властелин единого Китая.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свои учебные достижения, поведение.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать географическое положение Китая, условия возникновения единого государства, роль Великой китайской стены в жизни древних китайцев.

Уметь работать с картой, развивать умение определять причинно-следственные связи.



28

Обобщение знаний по теме:«Древний Восток». Контрольный тест.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Составлять план последовательности действий. Формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать основные понятия, даты по данной теме.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.




Раздел 3. Древняя Греция.







Тема 1. Древнейшая Греция.






29

Греки и критяне.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации. Анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Называть отличительные признаки критской культуры. Способность применять исторические знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской цивилизациях.



30

Микены и Троя.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур (Микены и Троя).

слушать и слы­шать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять их сходства и различия. Готовить тематические сообщения и проекты.

Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.




31

Поэма Гомера «Илиада».

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать образы основных героев «Илиады».



32

Поэма Гомера «Одиссея».

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.




33

Религия древних греков.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Владеть общим приемом решения учебных задач. Находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве». Готовить тематические сообщения и проекты.

Знать определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека.

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.




Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.






34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.



35

Зарождение демократии в Афинах.

Формировать уважение прав и свобод человека.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Находить информацию в исторических источниках.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении положения народа. Сравнивать законы Драконта и Солона.



36

Древняя Спарта.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.




37

Основание греческих колонии.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Объяснять причины греч колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греч колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.



38

Олимпийские игры в древности.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать хронологию первых Олимпийских игр.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.




39

Победа греков над персами в Марафонской битве. Контрольный тест.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать причины Греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Уметь работать с картой, определять историческое значение событий. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.



40

Нашествие персидских войск на Элладу.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь работать с картой, опорной схемой, развивать умение определять историческое значение событий, делать выводы.




Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.






41

В гаванях афинского порта Пирей.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.




42

В городе богини Афины.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.




43

В афинских школах и гимнасиях.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Последовательно рассказывать

о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.




44

В театре Диониса.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».



45

Афинская демократия при Перикле.

Формировать уважение прав и свобод человека.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Группировать информацию о демократических преобразованиях

во время руководства
полисом Перикла.




Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.






46

Города Эллады подчиняются Македонии.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».



47

Поход Александра Македонского на Восток.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского.

Уметь составлять схему походов А. Македонского.

Уметь составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический портрет.

Оценивать поступки А. Македонского, его противников.




48

В древней Александрии Египетской.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности



49

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция». Контрольный тест.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен

ного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.





Раздел 4. Древний Рим.







Тема 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией.






50

Древнейший Рим.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.



51

Завоевание Римом Италии.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Исследовать по карте территории, завоеванные Римом. Сравнивать территориальные приобретения Рима

во II и III вв. до н.э.



52

Устройство Римской республики.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.





Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.






53

Вторая война Рима с Карфагеном.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами



54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Работать с картой

в процессе изучения
событий, обеспечивших господство Рима
в Средиземноморье.

Характеризовать

способы подчинения государств власти Рима.




55

Рабство в Древнем Риме.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех
сферах жизни римлян.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.




Тема 13. Гражданские войны в Риме.






56

Земельный закон братьев Гракхов.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей.



57

Восстание Спартака.

Формировать уважение прав и свобод человека.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.



58

Единовластие Цезаря. Контрольный тест.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать

действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции

Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор,

заговорщики, гибель.



59

Установление империи в Риме.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима. Готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации.

Определять причины поражения сторонников республики. Объяснять причины завершения гражданских войн

в Риме. Характеризовать правление Октавиана
Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых
греков.




Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.






60

Соседи Римской империи.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить логические цепочки рассуждений. Объяснять исторические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования.

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях



61

Рим при императоре Нероне.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.




62

Первые христиане и их учение.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы.

Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства.

Комментировать
и оценивать комплекс моральных норм

христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.



63

Расцвет Римской империи во II веке.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Извлекать информацию из нескольких источников. Анализировать и обобщать факты.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Характеризовать
период правления императора Траяна.
Рассказывать

о достижениях империи во II в. Доказывать,
что римляне строили на века.



64

«Вечный город» и его жители.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты, использую дополнительные источники информации.

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации.





Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.






65

Римская империя при Константине.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.



66

Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и других с позиции общечеловеческих ценностей.



67

Обобщение и проверка знаний по теме: «Историческое и культурное наследие Древнего мира».


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Строить логические цепочки рассуждений. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования.

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

.



68

Итоговое повторение курса истории Древнего мира. Контрольный тест.

Уважение к народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Готовить тематические сообщения и проекты, использую дополнительные источники информации.

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. Показывать на карте государства древности, давать краткую характеристику их политическому, экономическому, социальному и культурному развитию, аргументировано выделять главные достижения цивилизаций Древнего мира.




Всего часов
















Материально-техническое и учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.


№/п

Технические средства обучения

Комплектация


1.

Компьютер

1


2.

Монитор

1


3.

Клавиатура

1


4.

Проектор

1



Учебно-практическое оборудование



Таблицы и плакаты


Общество Древнего Египта

1


Афинская демократия 5-4 вв. до н.э.

1


РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА. 3-2 ВВ. ДО Н.Э.

1


РАБСТВО В Древней Греции и Древнем Риме

1


Греко-персидские войны. 500-449 гг. до н.э.

1


Карты


1

ДРЕВНИЙ Восток. Египет междуречье. Завоевания Александра Македонского

1


2

Греция в IV веке до н.э. образование и распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства

1


3

крито-микенская Греция. Греко-персидские войны 500-478 гг. до н.э.

1


4

Древний Египет. IV-I тыс. до н.э.

древняя Италия в VII- начале IIIв. До н.э.

1


5

Индия и Китай в древности. Междуречье и восточное средиземноморье в древности

1


6

Рост Римского государства в III – II вв. до н.э.

1



























№/п

Основная литература для учителя

Комплектация

1

Учебник. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.Н. Свенцицская. История Древнего мира. Изд-во. Просвещение, 2011-2012г.

1

2

Календарно-тематическое планирование по истории древнего мира в 5 классе. Авторы учебника: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая


1


Дополнительная литература для учителя


1.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. Универсальное издание. Изд-во «Вако». Москва, 2012 г.

1

2.

Петрович В.Г. Уроки истории. История Древнего мира 5 класс. «Творческий центр».

1

3.

Использование ресурсов интернета


№/п

Основная литература для обучающихся


1

Учебник. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.Н. Свенцицская. История Древнего мира. Изд-во. Просвещение, 2015



Дополнительная литература для обучающихся


1.

Энциклопедии: Большая Советская энциклопедия, Историческая энциклопедия (полное собрание)


2.

Использование ресурсов интернета и школьной библиотеки


8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

уметь

· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).