Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края
Рассмотрено на заседании МО ЕНЦ протокол № 1 от ____________2016 г. _______ Копылова Е.Г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Сазанова С.А. «_____» _________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №7 ______Кудренко Н.В. Протокол №________ «_____» ______2016 г.
|
Рабочая программа
элективного курса
«Клетка – основная единица живой материи»
в 11 классе (0,5 ч.)
Учитель биологии
Папоротная Е.Б.
2016-2017 учебный год
Элективный курс «Клетка – основная единица живой материи» предназначен для учащихся 11 класса, рассчитан на 17 часов. За основу взят элективный курс «Клетки и ткани» Д.К.Обухова, проф.кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета, опубликованный в журнале «Профильная школа» №1, 2005г.Основной целью элективного курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различия животной и растительной клеток;
Основные компоненты и органоиды клеток.
Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипция (синтез и созревание рнк) и трансляция (синтез белковой цепи);
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
Работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и интернетом;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
Применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Содержание программы элективного курса
«Клетка – основная единица живой материи» 11 класс (17 часов)
1. Клеточные структуры и их функции (6ч)
Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. Биологические мембраны. Мембранный транспорт. Натрий – калиевый насос. Эндоцитоз и рецепторная функция мембраны. Функции плазмалеммы. Мембранные органоиды клетки: ядро, вакуольная система, митохондрии, пластиды. Немембранные компоненты клетки: опорно-двигательная система клетки, клеточный центр, рибосомы, клеточные включения.
Лабораторная работа № 1 «Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования»
Лабораторная работа № 2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Лабораторная работа № 3 «Особенности строения клеток эукариот и прокариот»
Лабораторная работа № 4 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
2. Обеспечения клеток энергии (5ч)
Классификация организмов по главным источникам углерода и энергии, которые они используют. Фотосинтез, его назначение. Строение листа. Хлоропласты. Фотосинтетические пигменты. Биохимия фотосинтеза. Световые, темновые реакции.
Факторы, влияющие на фотосинтез. Фотосинтезирующие бактерии и сине-зеленые водоросли. Хемосинтез. Гликолиз, его этапы. Цикл Кребса. Окислительное фосфолирование, дыхательная цепь. Аэробное, анаэробное дыхание. Эффективность превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании.
3. Воспроизведение биосистем.(6ч.)
Размножение клеток. Клеточный цикл. Митоз. Амитоз. Нарушение митоза. Биологические значения митоза. Онтогенез. Эмбриональная индукция. Влияния , внешней среды на развитие. Онтогенез растений. Постэмбриональное развитие. Взаимоотношение клеток в многоклеточном организме. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение, его биологическое значение. Особенности гаметогенеза и оплодотворения у растений. Л. р. № 5 «Митоз в клетках корешка лука»
Тематический план эл. курса
«Клетка – основная единица живой материи» 11 кл 0,5 час
№ | Тема урока | Лабораторные работы. Творческие задания. | Дата |
1. Клеточные структуры и их функции (6ч) |
| Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. | Л. р. № 1 «Устройство светового микроскопа и техника микроскопир. | |
| Биологические мембраны, их функции | | |
| Мембранное органоиды клетки: ядро, ЭПС, вакуолярная система. | Л. р. №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» | |
| Мембранное органоиды клетки: митохондрии, пластиды. | Л. р. № 3«Особенности строения клеток эукариот и прокариот» | |
| Немембранные компоненты клетки. Клеточные включения | | |
| Обобщение материала по теме: «Химия клетки. Клеточные структуры, их функции» | Л. р. № 4 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | |
2. Обеспечение клеток энергией (5ч) |
| Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Световые реакции. | Проект «Солнце – источник жизни на Земле» | |
| Темновые реакции фотосинтеза | | |
| Факторы, влияющие на фотосинтез. Космическая роль зеленых растений | | |
| Особенности фотосинтеза прокариот. Хемосинтез. | | |
| Гликолиз, его биологическая роль | | |
3. Воспроизведение биосистем.(6ч.) |
| Размножение клеток. Митоз, его биологическая роль | Л. р. № 5 «Митоз в клетках корешка лука» | |
| Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. | | |
| Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение, его биологическое свойство | | |
15-16 | Особенности гаметогенеза и оплодотворения у растений | | |
17 | Заключительное занятие | Подведение итогов | |
| ИТОГО: 17 часов | | |