Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в год, 1 час в неделю. В содержание включен материал о механизмах, позволяющих поддерживать постоянство состава внутренней среды на клеточном, тканевом и организменном уровнях, так как в школьном курсе биологии вопросы гомеостаза рассматриваются не глубоко, а о гомеостазе у растений не говорится вообще.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по биологии «Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения»»
Администрация Поспелихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено» Руководитель РМО _________ Карпова И. А. Протокол № ______ от «____»________2015 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ Кабакова И. А. «____»__________2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ______ Пустовойтенко Н. А. Приказ № _______ от «___»_________2015 г. |
Рабочая программа элективного курса по биологии «Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения» для 11 класса (34ч.) на 2015-2016 учебный год
Программа составлена в соответствии с примерной программой элективных курсов автора И. П. Чередниченко
Составитель:
Карпова Ирина Анатольевна,
учитель биологии
высшей квалификационной
категории
с. Поспелиха
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в год, 1 час в неделю. В содержание включен материал о механизмах, позволяющих поддерживать постоянство состава внутренней среды на клеточном, тканевом и организменном уровнях, так как в школьном курсе биологии вопросы гомеостаза рассматриваются не глубоко, а о гомеостазе у растений не говорится вообще.
Цель курса: расширение, углубление и интеграция знаний о физиологии клеток, тканей, органов.
Задачи:
Сформировать у учащихся научное понимание роли внутренней среды (гомеостаза) в обмене веществ и формировании приспособленности организмов к факторам среды.
Научить комплексному интегрированному подходу к изучению механизмов гомеостаза.
Изучение данного курса способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в высшие учебные заведения; поможет определить правильность предварительного профессионального выбора.
Планируемые результаты
Учащиеся должны:
знать и уметь характеризовать механизмы гомеостаза на клеточном, тканевом и организменном уровнях;
обосновывать роль органов и систем органов в поддержании постоянства состава внутренней среды;
уметь находить нужный материал, систематизировать дополнительную информацию;
владеть терминологией и знать основные понятия в области биохимии, физиологии клеток, тканей, организмов.
Основные формы и методы изучения курса:
Лекции, проектная деятельность, семинарские занятия, защита рефератов, лабораторные работы. Предусматриваются и индивидуальные формы работы: биологические диктанты, тесты.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | тема | Все-го ча-сов | Тео-рия | Про-ект-ная дея-тель-ность | Прак-тика | Названия практических работ |
1. | Введение | 1 | 1 | | | |
2. | Клеточные механизмы саморегуляции | 6 | 5 | | 1 | Л/р №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» |
3. | Физиологические механизмы регуляции | 6 | 4 | 1 | 1 | Л/р №2 «Определение частоты дыхания и пульса до и после физической нагрузки» |
4. | Терморегуляция | 7 | 5 | | 2 | Л/р №3 «Изучение адаптации растений к высоким и низким температурам» Л/р №4 «Изучение адаптации животных к высоким и низким температурам» |
5. | Роль печени в поддержании гомеостаза | 3 | 3 | | | |
6. | Экскреция и терморегуляция | 6 | 5 | 1 | | |
7. | Роль почек в экскреции и терморегуляции | 4 | 4 | | | |
8. | Заключение | 1 | | | | Семинар |
| Итого: | 34 | 27 | 3 | 4 | |
Календарно-тематический план
№ уро ка | № п/п | Название темы, уроков | Лабораторные, проектные работы, семинары | Дата |
1. | 1. | Введение (1ч.) Введение | | 1 четвер 4.09 |
2. 3. 4. 5. 6. 7. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Т-1. Клеточные механизмы саморегуляции (6ч.) Транспорт веществ через мембраны по градиенту концентрации. Л/р №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» Транспорт веществ через мембраны против градиента концентрации. АТФ. Активный и вторично-активный транспорт веществ. Внутриклеточный метаболизм и механизмы его регуляции. Гипотеза Ф. Жакоба -Ж. Моно. Межклеточная тканевая жидкость и ее состав. | Л/р №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 16.10 |
8. 9. 10. 11. 12. 13. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Т-2. Физиологические механизмы регуляции (6ч.) Вегетативная нервная система. Регуляция ритмов работы сердца и кровяного давления. Л/р №2 «Определение частоты дыхания и пульса до и после физической нагрузки» Механизмы защиты от инфекций. Барьерная роль кожи. Клеточный и гуморальный иммунитет. Представление проектов по теме: «Физиологические процессы регуляции» | Л/р №2 «Определение частоты дыхания и пульса до и после физической нагрузки» Проектная деятельность | 23.10 30.10 2 четв 13.11 20.11 27.11 4.12 |
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Т-3. Терморегуляция (7ч.) Регуляция температуры тела у водных и наземных животных. Эктотермные и эндотермные организмы. Механизмы теплоотдачи. Тепловой баланс и роль гипоталамуса в его сохранении. Поведенческие механизмы гомеостаза. Адаптация к экстремальным климатическим условиям. Защита проектных работ. Л/р №3 «Изучение адаптации растений к высоким и низким температурам» Адаптация животных к жизни при низких и высоких температурах. Л/р №4 «Изучение адаптации животных к высоким и низким температурам» | Л/р №3 «Изучение адаптации растений к высоким и низким температурам» Л/р №4 «Изучение адаптации животных к высоким и низким температурам» | 11.12 18.12 25.12 3 четв 15.01 22.01 29.01 5.02 |
21. 22. 23. | 1. 2. 3. | Т-4. Роль печени в поддержании гомеостаза (3ч.) Строение и функции печени. Углеводный и белковый обмен. Жировой обмен в печени. | | 12.02 19.02 26.02 |
24. 25. 26. 27. 28. 29. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Т-5. Экскреция и терморегуляция (6ч.) Значение экскреция и осморегуляция для живых организмов. Экскреция у растений и животных. Механизмы экскреции. Ультрафильтрация, избирательная реасорбция, секреция. Осморегуляция у растений и ее механизмы. Влияние окружающей среды на экскрецию и осморегуляцию. Представление проектных работ по теме: «Экскреция и осморегуляция у живых организмов» | Проектная деятельность | 5.03 12.03 19.03 4 четв 2.04 9.04 16.04 |
30. 31. 32. 33. | 1. 2. 3. 4. | Т-6. Роль почек в экскреции и терморегуляции (4ч.) Строение и функции почек. Основные принципы работы почек. Образование первичной и вторичной мочи. Гуморальная регуляция водного и солевого баланса. | | 23.04 30.04 7.05 14.05 |
34. | 1. | Заключение (1ч.) Семинар по теме: «Гомеостаз в живой природе и его значение» | Семинар | 21.05 |
Литература
Биология. 10-11 классы: элективные курсы/ авт.-сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Антонов В. Ф., Мембранный транспорт // Соросовский образовательный журнал, 1997, №6.- с. 14-20
Биология /под ред. Проф. Ярыгина. М.: Медицина 2001.
Болдырев А. А. /Введение в биохимию мембран. – М.: Высшая школа
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – Т.1-3. М.: Высшая школа, 2003.
5. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа 2003.