РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ликвидации пробелов знаний по географии
«Горизонты географии»
для обучающихся 5 – 11 классов
НА 2016 / 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил учащегося, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении географии. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.
Цели: ликвидация пробелов у учащихся в обучении географии; создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи: создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы детям группы риска психологический комфорт и максимальное развитие интеллектуальных и
личностных возможностей; поддержание интереса к усвоению курса географии.
Система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику может включать следующие виды деятельности:
• помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и др.);
• дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
• стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
• контроль за учебной деятельностью (проверка всех домашних заданий, более частный опрос, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.);
• различные формы помощи со стороны учителя и взаимопомощи учащихся;
• дополнительные занятия и консультации.
План индивидуальных / групповых занятий.
№ п/п | Тема занятия | Дата | Класс |
1 | Глобус, географическая карта и план местности: - определение расстояний на плане в масштабе; - топографический диктант; - решение задач на определение масштаба плана (карты); - определение направлений по плану, азимута, движение по азимуту; - абсолютная и относительная высота, изображение рельефа местности горизонталями; - чтение и построение профиля по топографической карте; - решение практических задач по топографическому плану, описание маршрута, местности; - составление простейшего плана местности, глазомерная полярная, маршрутная съемка; - градусная сетка на карте, на глобусе, определение географических координат на картах разной проекции. | | |
2 | Литосфера: - внутреннее Земли; строение земной коры, различие материковой и океанической земной коры; - плиты литосферы; - разнообразие форм рельефа; - тектоническое строение земной коры, эпохи горообразования; - горные породы и минералы; - рельеф Земли; - знание номенклатуры; - стихийные явления, связанные с литосферой. | | |
3 | Гидросфера: -части гидросферы; части Мирового Океана; - свойства воды океана; движение воды в океане; - внутренние воды – реки, озера Земли; - режим и питание рек, их зависимость от рельефа и климата; -знание номенклатуры; - стихийные явления, связанные с гидросферой. | | |
4 | Атмосфера: -состав и строение; - постоянные ветры Земли; - распределение тепла, осадков, поясов атмосферного давления; - климатические пояса (основные и переходные) и области; - погода и климат, элементы погоды; - решение практических задач на определение климатического пояса по климатическим диаграммам; - стихийные явления, связанные с атмосферой. | | |
5 | Земля, как планета Солнечной системы - форма и размеры Земли; движение Земли вокруг Солнца. - дни равноденствия и солнцестояния; - решение задач на определение высоты Солнца над горизонтом; - определение географических координат, зная высоту Солнца над горизонтом; - определение поясного и местного времени на территории России; определение поясного и местного времени на территории всего земного шара. | | |
6 | Биосфера: -географическая оболочка; -природные зоны Земли, разнообразие органического мира; -почвы мира, физическое, химическое, биологическое выветривание; -плодородие почвы. | | |
7 | Материки, океаны: - ФГП материков и океанов; - развитие рельефа; - пространственные различия процессов формирования внутренних вод на материке; - пространственные различия процессов формирования климата; - зональное и азональное распространение растительного и животного мира. | | |
8 | География России. - географическое положение, границы России; - знаменитые путешественники и исследователи России; - политико-административное деление страны; - население России (естественное движение, миграции, урбанизация, половозрастная структура, народы и религии); - рельеф и полезные ископаемые (тектонические структуры, возраст, размещение); - основные формы рельефа, внутренние и внешние процессы, формирующие рельеф; - климат, климатообразующие факторы; типы климатов; - внутренние воды, главные речные системы, режим и питание рек, их зависимость от рельефа и климата - почвы России; - природные зоны России; - природные территории России. | | |
9. | Хозяйство России: - отраслевая структура хозяйства, межотраслевые комплексы; - факторы размещения предприятий; - основные ресурсные базы страны; - основные экономические районы РФ; - территориальная структура хозяйства. | | |
10 | География стран СНГ. - особенности природы, населения, хозяйства стран; - определение стран по описанию. | | |
11 | Современная политическая карта мира. - этапы формирования ПКМ, количественные и качественные изменения; - показ на карте основных стран мира и их столиц, типология стран; - государственный строй, формы правления; - особенности природы, населения, хозяйства стран; - определение стран по описанию. | | |
12 | Природные ресурсы мира. - виды природных ресурсов; - размещение основных видов природных ресурсов, обеспеченности ими регионов и стран мира и России; | | |
13. | География населения мира и России. - численность, воспроизводство, возрастной, половой состав населения; - географическое распространение мировых религий, размещение населения мира; - уровень урбанизации, крупнейшие города России и мира; - миграции населения; - уровень и качество населения мира. | | |
14. | Рациональное природопользование. - меры по охране окружающей среды; - основные виды хозяйственной деятельности человека и ее влияние на окружающую среду. | | |
Литература:
В.В. Барабанов и др. ЕГЭ. Поурочное планирование. Анализ тем и заданий. Издательство «Экзамен», М., 2005.
Э.А. Вартанян. История с географией. «Детская литература», 1986.
Б.А. Нагорный. Занимательные географические вопросы. «Просвещение», М., 1968.
Н.Н. Петрова. Новый образовательный стандарт. «Экзамен», М., 2005.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях: пособ. для учит. и студ. пед. вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Николина В.В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обученпи географии: Учеб. пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 1999.
Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. – М., 2000.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя. /Авт.-сост. Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002
Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 1988.
Беляева Т.К., Ладилова Н.Н., Николина В.В. Проблемы целей и содержания географического образования: ценностный аспект: Учебное пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 1988.
Душина И.В. Понурова Г.А. Методика преподавания географии: Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов – М., 1996.
3