СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО для 6 класса по Шпикаловой.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская рабочая программа  по ИЗО 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО для 6 класса по Шпикаловой.»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»(ИЗО)

ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2016-2017 УЧ. ГОД

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)






Составитель Ермолова Ольга Александровна,

учитель ИЗО














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовое обеспечение программы

Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 6 класса составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 (гл.2, ст. 11, 12,13);

- Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17. 12. 10 г. № 1897 с изменениями ,внесенными Министерством образования и науки от 31.12.2015г. №1577) ;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru.2.)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- рабочей программы автора  Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2012г

- Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ» на 2016-2017 учебный год;

- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ».

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений». .Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2012


Специфика и значение предмета «Искусство» для решения общих целей и задач образования.

Изобразительное искусство входит в предметную область «Искусство» Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: 

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса  и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России,  сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.


Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней редусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе  - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа  в форме художественных действийЭто реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится  на основе собственного  наблюдения и переживания окружающей реальности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства.

8 часов.

Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).


Тема : Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта

(3 ч)

Осенний букет (2 ч) . Искусство натюрморта. Особенности живописной манеры художников в передаче очертаний цветов, причудливости и изысканности форм, контрастов и нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композициионных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей.. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. Композиционные поиски, выбор живописных приемов в выражении собственного впечатления (лессировка, раздельный мазок, «а-ля-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона в выявлении эмоционального впечатления.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, бумага.

Многоцветие цветов в декоративной росписи (1 ч)Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные: упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей, контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок.Изобразительные материалы: акварель, бумага, гуашь.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников.

уметь: анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу.


Тема: Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2 ч)

Искусство Жостова и Нижнего Тагила (1ч) Изображение цветов — любимая тема народных мастеров. Расписной поднос — традиционный бытовой предмет и произведение искусства. Разнообразие форм подносов в традиционных промыслах. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность.. Зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов.

Изобразительные материалы: гуашь, бумага.

Твои любимые осенние цветы в росписи подноса (1 ч) Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием «плафонной» росписи.

Эскиз росписи подноса. Композиционное и цветовое решение росписи с учетом художественного приема и техники одного из рассмотренных традиционных промыслов.

Изобразительные материалы: гуашь.

Произведения лакового промысла: жостовские и нижнетагильские подносы разной формы, композиции.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Сияние цветущей природы на лаковых подносах» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: центры традиционных художественных промыслов.

уметь: видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости.


Тема: Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3 ч)


Тема крестьянского труда и праздника в искусстве (1ч). Осенины — цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, с уборкой урожая. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изобразительное, музыкальное, поэтическое) для отражения народного праздника.

Зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих крестьянский труд.

Жатва (2 ч) Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященной крестьянскому труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра.

Уроки изобразительного творчества. Выбор сюжета на темы «Уборка хлебов», «В поле», «Последний сноп», «Завтра праздник урожая». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете.

Изобразительные материалы: простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др. (по выбору учащихся).

Планируемые предметные результаты изучения темы «Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников. , содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.

Уметь: выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу. Видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости. Использовать основы художественного изображения пространства.


Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. 8 часов.


Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.



Тема : Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего , мира (5 ч)

Растительный орнамент Древнего Египта (1 ч) Древний Египет — родина растительного орнамента. Растительные элементы орнамента: лотос, папирус, пальметта. Колорит древнеегипетского искусства — белый, черный, красный, синий, желтый. Символика цвета.

Зарисовки - повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента.

Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта (1 ч) Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Зарисовки - повтор отдельных зооморфных мотивов: жука-скарабея, сокола, шакала. Компоновка-вариация ленточных орнаментов с включением зооморфных мотивов.

Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции (1ч)

Вазопись и особенности ее декора. Древнегреческая керамика — память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов (амфора, кратер, килик, лекиф и др.) современными художниками-керамистами.

Зарисовки - повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (вазопись). Передача характерных элементов орнамента (меандр, волюта, пальметта).

Современный керамический сосуд в твоем исполнении (2 ч) Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией.. Лепка конструкции в материале по готовым формам и проекту.

.


Планируемые предметные результаты изучения темы «Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего , мира» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций.

уметь: передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определённой исторической эпохи;

- применять приёмы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта.



Тема: Праздник встречи Нового года в культуре разных народов (3 ч)

Традиции встречи Нового года в культуре разных народов (1 ч) Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах.

Зарисовки украшения елки, новогоднего стола, сувениров и подарков (символика восточного календаря). «Новый год шагает по планете...» (2 ч) Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Выбор сюжета для коллективной композиции на темы «Новогоднее шествие», «Карнавал», «Фейерверки на площади» и т. д. Передача новогоднего настроения, красочности, необычности действий, характерных для одного из народов планеты (на выбор), в день встречи Нового года. Использование средств художественной выразительности, соответствующих характеру праздника, — смелых линий, многоцветных мазков, пятен.

Планируемые предметные результаты изучения темы « Праздник встречи Нового года в культуре разных народов» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: рзнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно – прикладного искусства.

уметь: различать виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;

передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определённой исторической эпохи;

- применять приёмы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта.;видеть разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно – прикладного искусства.


Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. 9 часов.


Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.


Тема: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4 ч)

Каменные стражи Русской земли (1 ч) Крепостная архитектура русского каменного зодчества — памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Народные истоки крепостного каменного зодчества. Кремль как своеобразный тип крепости и центральная укрепленная часть древнерусского города. Своеобразие средневековой русской архитектуры в разных регионах России. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города с учетом региональной специфики архитектуры.

Рыцарский замок в средневековой Европе (1 ч) Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы европейского средневекового города. Зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков. Передача особенностей романского или готического стиля. Выполнение силуэтов замков разных стилей из бумаги.

Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря (1 ч). Костюм средневекового воина — памятник высочайшего мастерства обработки металла, свидетель военных походов и сражений. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др. Образ средневекового воина в различных видах искусства.

Зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. Своеобразие воинского снаряжения (конструкции, деталей, декора) средневекового рыцаря и русского воина —богатыря.

Батальная композиция (1ч) Сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи. Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля». Работа в группах. Передача особенностей архитектуры, воинского снаряжения.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: мифологические, сказочные, музыкально – поэтические образы русского народного искусства.

уметь: различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона.


Тема: Прославление женщины, в искусства, народов мира (2 ч)


Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве (1 ч) Многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками разных времен. Художественное своеобразие портретов разных эпох.

Схематичные зарисовки по представлению женского лица. Передача характерных возрастных особенностей (юность, молодость, старость).

Личность женщины в портретно-исторической композиции (1 ч) Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Значение среды, элементов интерьера, натюрморта или пейзажа в передаче замысла художника. Колорит и его роль в достижении выразительности образа.

. Выполнение портретно-исторической композиции. Поиск выразительной композиции женского портрета, элементов среды, выбор соответствующего исторического костюма, аксессуаров.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Прославление женщины, в искусства, народов мира» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения.

уметь: использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ.


Тема: Народный костюм в зеркале истории (2 ч)


Народный костюм России как культурное достояние народов мира Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Общенациональные черты, свойственные женскому праздничному костюму в различных регионах России. Народный костюм России в зеркале современной моды.Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору: Архангельской, Новгородской, Смоленской, Рязанской и других губерний. Конструктивные особенности народной одежды разных регионов России: северорусский и южнорусский костюмный комплекс, ансамбли национальной одежды народов Поволжья (татарский, башкирский, чувашский и др.).

Планируемые предметные результаты изучения темы «Народный костюм в зеркале истории» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: проявления синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля.

уметь: передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определённой исторической эпохи.


Тема: Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры (2 ч)


Разноликий хоровод фольклорный фестиваль — праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ.. Разработка коллективной композиции на одну из тем «На фольклорном фестивале», «Танцор», «Игрушечник» и т. д. Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: взаимосвязь между такими понятиями как форма художественной вещи, её назначение.; основы построения рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения

уметь: анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу; видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости; использовать основы художественного изображения пространства;различать мифологические, сказочные, музыкально – поэтические образы русского народного искусства.; использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ.


Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.

10 часов.


Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.


Тема: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве (4 ч)

Прилет птиц (2 ч) Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева — древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север — родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птиверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушки с декором, материалом, технологией изготовления. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта.

Живая зыбь (2 ч)

Диалоги об искусстве. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина — бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов.

Работа над композицией пейзажа по памяти, описанию на темы «Славное море — священный Байкал», «Ильмень-озеро», «Море спит», «Шторм», «Закат на море» и др. Графическое и живописное решение композиции.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: взаимосвязь между такими понятиями как форма художественной вещи, её назначение.

уметь: видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости.


Тема: Пасха — праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова (2 ч)

«Как мир хорош в своей красе нежданной...» . Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху.

Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Пасха — праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности .

уметь: планировать информационный поиск.


Тема: Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2 ч)
«Поле зыблется цветами» (1 ч) Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых.

Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых к коллективному панно «Земля пробуждается».

«Радость моя, земля!» (1 ч) Природа — источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы.. Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается» (панно).

Планируемые предметные результаты изучения темы «Весеннее многообразие природных форм в искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать: выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников, содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности .


уметь: видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости; выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;использовать основы художественного изображения пространства.







ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 6 КЛАССЕ

НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА


Обучающийся научится:

  • сновам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

  • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; 

понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

  • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

  • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

  • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

 определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; 

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

Формы организации учебных занятий:


  • фронтальная форма организации учебной работы;

  • индивидуальная форма организации работы;

  • групповая форма организации учебной деятельности;

  • парная форма учебной работы;

  • индивидуально-групповая форм;

  • урок «открытия нового знания»;

  • урок развивающего контроля;

  • урок-защита проекта;

  • урок творчества; 0020

  • урок-соревнование.


Основные виды учебной деятельности:

  • рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;

  • рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;

  • декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;

  • индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;

  • изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО И ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ

I. Обучающиеся должны знать/понимать 

  • выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников;

  • центры традиционных художественных промыслов (Жостово, Нижний Тагил, Палех, Русский Север, Сергиев Посад);

  • мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы русского народного искусства;

  • разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);

  • построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения (колорит, сближенные тона);

  • виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;

  • взаимосвязь между такими понятиями, как форма художественной вещи, ее назначение, материал и орнамент;

  • особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (краски, кисти, мелки, тушь, перо, уголь, картон, цветная бумага, ткань и т. п.);

  • проявление синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля народов мира;

II. К концу 6 класса обучающиеся должны уметь:

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

  • различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона;

  • видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости;

  • использовать основы художественного изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);

  • использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ;

  • передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи;

  • применять приемы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта;

  • проявлять умение участвовать в разных видах коллективной работы, связанной с проведением школьных праздников;

  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эстетической оценки явлений окружающего мира и при восприятии произведений изобразительного искусства;

  • проявления интереса к искусству и культуре народов мира.

Учебно- тематический план.


п/п

Название раздела. темы



Количество часов

Из них(количество часов)

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Проверочные работы

1

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

8





Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта

3




Сияние цветущей природы на лаковых подносах

2




Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве

3




2

Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира

8





Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира

5




Праздник встречи Нового года в культуре разных народов

3




3

Исторические реалии в искусстве разных народов

10





Каменные стражи Русской земли

4




Прославление женщины в искусстве народов мира

2




Народный костюм в зеркале истории

2




Международный фольклорный фестиваль – проявление народных традиций в пространстве культуры

2




4

Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни

8





Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве

4




Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова

2




Весеннее разнообразие природных форм в искусстве

2





Итоговый урок .Выставка творческих работ.

1





ИТОГО

35





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата проведения

примечания

план

факт


1-2

Осенний букет

2

02.09.2016.

09.09.2016.




3

Многоцветие цветов в декоративной росписи

1

16.09.2016



4

Искусство

Жостова и

Нижнего Тагила

1

23.09.2016.



5

Твои любимые осенние цветы в росписи подноса

1

30.09.2016.



6

Тема

крестьянского труда

и праздника в искусстве

1

07.10.2016.



7-8

Жатва

2

14.10.2016

21.10.2016.



9

Растительный орнамент Древнего Египта

1

27.10.2016



10

Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта

1

11.11.2016



11

Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции

1

18.11.2016.



12-13

Современный керамический сосуд

в твоем

исполнении

2

02.12.2016.

09.12.2016.




14

Традиции встречи Нового года в культуре разных народов

1

16.12.2016.



15-16

«Новый год шагает по планете…»

2

23.12.2016.

29.12.2016



17

Каменные стражи Русской земли

1

13.01..2017.




18

Рыцарский замок в Средневековой Европе

1

20.01..2017



19

Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря

1

27.01.2017.



20

Батальная композиция

1

03.02..2017



21

Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве

1

09.02.2017.



22

Личность женщины в портретно-исторической композиции

1

.16.02.2017.



23-24

Народный костюм России как культурное достояние народов мира

2

22.02.2017.

03.03.2017.



25-26

Разноликий

хоровод

2

10.03..2017.

17.03.2017.



27-28

Прилет птиц

2

23.03.2017

07.04.2017.



29-30

Живая зыбь

2

14.04.2017

21.04..2017.



31-32

«Как мир хорош в своей красе нежданной»

2

28.04.2017.

05.05.2017.



33

«Поле зыблется цветами»

1

12.05..2017.




34

«Радость моя,

земля!»

1

.19.05.2017.



35



Итоговый урок. Выставка творческих работ.


1

26 .05.2017





Учебно- методический комплекс.


Базовый учебник:

Учебник: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская «Изобразительное искусство 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 год;


Основная литература:


  1. Изобразительное искусство: авторская программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания - М., Академия, 2008

  3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.


дополнительная литература для учителя :

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 2012. – 98 с.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.


дополнительная литература для обучающихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2012.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2010. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2011. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2011. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 37 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.