Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 г. Тамбова
Рабочая программа
«Медицинская подготовка
на базе 10-11 профильных оборонно-спортивных классов
средней общеобразовательной школы»
г. Тамбов
2015 год
Пояснительная записка.
Программа Медицинская подготовка для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательной школы является логическим дополнением программы курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и предусматривает знакомство с теорией и практикой оказания первой помощи пострадавшим на месте происшествия в экстремальных условиях природной и техногенной среды. и направлена на достижение следующих целей:
-знакомство с основами профессиональной подготовки спасателей МЧС России;
- выработке у учащихся навыков безопасного поведения в целях решения вопросов личной и коллективной безопасности
-овладение методами и способами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС;
- овладение знаниями и умениями, необходимыми для сохранения здоровья;
- использования внутренних потребностей подростков в деятельности, в постоянной самореализации;
-воспитание чувства сострадания к пострадавшим и готовности прийти на помощь попавшим в беду людям.
Изучение данной программы позволит заинтересовать выпускников в выборе профессии спасателя. В рамках содержательных линий решаются следующие задачи:
- освоение системы знаний о необходимости обеспечения личной безопасности жизнедеятельности и безопасности общества, выполнения социальных ролей человека и гражданина;
- воспитание гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на оказание помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов безопасного поведения (предвидеть, предупредить), коллективных средств защиты необходимых для человека, общества и государства;
- воспитание у учащихся мужества, гражданственности, находчивости, а также физической закалки и профессиональной ориентации.
- гуманного обращения с пострадавшими в процессе оказания первой помощи;
- овладения основами оказания первой помощи пострадавшим;
- обеспечения безопасной среды для пострадавших;
- выполнения нормативов оказания первой помощи;
- контроля за состоянием своего здоровья.
Статус документа
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», № 151-ФЗ от22.08.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», ФГОС НОО Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507); 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189», Программа подготовки школьников в кадетских классах спасателей, утвержденная главой администрации Тамбовской области, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 г. № 477н.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание , тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Общая характеристика учебного предмета
В профильном курсе рабочая программа выполняет две основные функции
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа разработана для учащихся, интересующихся профессией спасателя и желающих получить навыки безопасного поведения в целях решения вопросов личной и коллективной безопасности.
Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2 лет с 34 часовой годовой учебной нагрузкой.
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
В ходе изучения курса аварийно-спасательное дело учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
Познавательная (познавать окружающий мир с помощью наблюдения, измерения, опыта, моделирования; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения).
Информационно-коммуникативная (умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности).
Рефлексивная (самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих учебных достижений; владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
К числу планируемых результатов освоения данной образовательной программы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
• личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников средней школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
•метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Технологии обучения
В процессе обучения используются элементы современных педагогических технологий личностно-ориентированного обучения: разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, проблемного обучения, технологию сотрудничества, здоровьесберегающие и игровые технологии. Работа строится по принципу связи урочного материала с жизнью, дополненная профессиональной ориентацией учащихся.
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: самостоятельные работы проверочного характера; разноуровневые тесты, выполнение нормативов; практические зачеты.
Содержание программы.
Те м а № 1. Основы анатомии и физиологии человека
Общие сведения об анатомии и физиологии человека. Система органов движения, пищеварения, выделения, эндокринная и нервная системы. Органы чувств. Система кровообращения.
Те м а № 2. Методы и средства оказания первой помощи
Основные правила оказания первой помощи (далее - ПП). Определение первоочередности оказания ПП. Перевязочные и иммобилизационные средства. Методы оказания ПП, асептика и антисептика. Средства оказания ПП, перевязочные средства.
Те м а № 3. Первоочередные меры при ранениях и травмах
Первая помощь при ранениях. Виды ран. Виды кровотечений и способы их остановки. Правила наложения повязок. Перевязочные средства. Наложение бинтовых повязок.
Оказание первой помощи при механических повреждениях костей. Разновидности переломов. Способы наложения транспортной иммобилизации. Разновидности травматического шока.
Способы транспортировки пострадавших. Первая помощь при ушибах и вывихах, ожогах, при отморожении, при тепловом и солнечном ударе.
Те м а № 4. Проведение сердечно-легочной реанимации
Экстренная реанимационная помощь.
Донорский метод искусственной вентиляции легких. Реанимационные мероприятия. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.
Тема № 5. Первая помощь при автодорожном происшествии.
Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой помощи. Понятие о черепно-мозговой травме и коматозном состоянии.
Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы. Дальнейшая последовательность осмотра пострадавшего и оказание помощи.
Координация действий помощников. Правила транспортировки пострадавшего.
Тема № 6. Помощь при утоплении.
Этапы оказания помощи. Признаки истинного (синего) утопления.
Причины смерти в первые минуты после спасения. Экстренная помощь при истинном утоплении. Помощь при сохранении рвотного и кашлевого рефлексов.
Первая помощь пострадавшему без признаков жизни. Оказание помощи после оживления. Медицинская помощь в первые часы после спасения. Помощь при отеке легких.
Правила транспортировки. Бледное утопление. Особенности оказания первой помощи в случае бледного утопления.
Тема № 7. Помощь при поражении электрическим током и молнией.
Поражающее действие электрического тока. Что такое дефибрилляция сердца. Понятие о дефибрилляции. Наиболее частые ошибки при оказании помощи.
Правила обесточивания пострадавших. Первая помощь при поражении электрическим током. Поражение током высокого напряжения и правила безопасного подхода к пострадавшему. Помощь при поражении током высокого напряжения и молнией.
Тема № 8. Помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути.
Обстоятельства, способствующие попаданию инородного тела в гортань и трахею. Стадии асфиксии (удушения). Наиболее частые ошибки при оказании первой помощи.
Тема № 9. Помощь во время приступа эпилепсии, истерического припадка.
Понятие о эпилепсии. Оказание помощи в начале приступа.
Помощь после окончания приступа.
Понятие об истерическом припадке. Как прекратить истерический припадок и истерику. Понятие о снохождении.
Тема № 10. Помощь при внезапной потере сознания.
Что такое обморок и коллапс. Наиболее частые причины обмороков. Как развивается обморок при скрытой кровопотере.
Особенности обморока и коллапса в случае потери жидкости. Обмороки, связанные с эмоциональными стрессами и интоксикацией. Обмороки, связанные с нарушением сердечного ритма. Способы оказания первой помощи.
Тема № 11. Как предотвратить случаи суицида.
Что такое суицид и психическая травма. Понятие о психотеравпевтической помощи. Для кого создан телефон доверия.
Первая помощь при повешении. Особенности реанимации. Правила поведения при обнаружении попытки самоубийства.
Тема № 12. Помощь при травматическом шоке.
Понятие о шоке. О защитных реакциях шока. Первые признаки шока (парадоксы шока). Феномен самообезболивания. Отрицательные моменты самообезболивания. Понятие о конечной (торпидной) стадии шока. Признаки торпидной стадии шока. Что такое шоковые органы. Способы обезболивания при травматическом шоке. Дальнейшие меры борьбы с шоком.
Тема № 13. Помощь при головной боли и мигрени.
Заболевание мигренью. Приступы мигрени. Причины возникновения болей. Дефицит эндоморфинов. Помощь при появлении предвестников приступа. Помощь при сильной боли.
Тема № 14. Помощь пострадавшим при обширных ожогах.
Зависимость смертельных исходов от площади и степени ожога. Понятие об ожоговом шоке. Понятие об ожоговой болезни. Схема лечения ожогового шока. Правила оказания помощи на месте происшествия.
Тема № 15. Помощь пострадавшим при извлечении из-под обломков и завалов зданий и техники.
Понятие о синдроме длительного сдавливания. Причины смерти пострадавших в первые минуты и через несколько суток после освобождения. Правила извлечения пострадавшего из-под завала. Оказание помощи на месте происшествия.
Тема № 16. Помощь при аллергическом шоке.
Коварство аллергии. Понятие об аллергенах, антителах и аллергической реакции. Схема развития аллергического шока. Внешние проявления аллергии. Варианты проявления аллергии. Первая помощь.
Тема № 17. Помощь при отравлении алкоголем.
Причины алкоголизма и понятие о медиаторе удовольствия. Механизм развития алкогольной зависимости. Патологическое изменения личности при злоупотреблении алкоголем. Сексуальные отклонения при алкоголизме. Внешние признаки алкоголизма. Поражение внутренних органов при алкоголизме. Признаки алкогольного опьянения. Предвестники алкогольной комы. Безопасное употребление алкоголя.
Тема № 18. Что такое наркомания и как становятся её жертвами.
Почему миф об элитарности наркоманов стал величайшим заблуждением нашего века. Понятие о наркотическом опьянении. Течение болезни и внешний вид наркомана. Особенности патологической зависимости. Способы распространения наркотиков. Признаки передозировки наркотиков.
Тема № 19. Помощь больным сахарным диабетом.
Основная причина сахарного диабета. Что такое диабетическая кома. Оказание помощи при диабетической коме. Понятие о гипогликемической коме. Маски – предвестники гипогликемической комы. Оказание помощи при гипогликемии. Оказание помощи при гипогликемической коме.
Тема № 20. Помощь при резком повышении артериального давления.
Понятие о гипертонии. Кратковременно повышение артериального давления как нормальная реакция здорового человека. Понятие о типах нервной системы. Как измерить артериальное давление и ЧСС. Понятие о гипертоническом кризе. Как оказать первую помощь. Факторы риска возникновения гипертонической болезни.
Те м а № 21. Помощь при поражении сильнодействующими химическими веществами
Медицинская характеристика. Классификация ОВ. Различные виды поражения. ПП при поражении ОВ. Особенности оказания ПП. Транспортировка пострадавшего.
Тематическое планирование
1 год обучения (10 класс)
№ п.п | Наименование предметов и тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Тема № 1 Основы анатомии и физиологии человека Тема № 2 Методы и средства оказания первой медицинской помощи Тема № 3 Первоочередные меры при травмах и ранениях Тема № 4 Проведение сердечно-легочной реанимации. Тема № 5 Первая помощь при автодорожном происшествии Тема № 6 Помощь при утоплении Тема № 7 Помощь при поражении электротоком и молнией Тема № 8 Помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути Тема № 9 Помощь во время приступа эпилепсии Тема № 10 Помощь при внезапной потери сознания Тема № 11 Как предотвратить случаи суицида Всего: | 4 4 5 5 2 3 2 3 2 3 1 34 | 4 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 17 | 2 3 3 1 2 1 2 1 2 17 |
2 год обучения (11 класс)
№ п.п | Наименование предметов и тем | Количество часов |
В с е г о | Теория | Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Тема № 1 Методы и средства оказания первой медицинской помощи Тема № 2 Первоочередные меры при травмах и ранениях Тема № 3 Проведение сердечно-легочной реанимации. Тема № 12 Помощь при травматическом шоке Тема № 13 Первая помощь при головной боли и мигрени Тема № 14 Помощь пострадавшим при обширных ожогах Тема № 15 Помощь пострадавшим при извлечении из-под обломков и завалов Тема № 16 Помощь при аллергическом шоке Тема № 17 Помощь при отравлении алкоголем Тема № 18 Что такое наркомания и как становятся её жертвами Тема № 19 Помощь больным диабетом Тема № 20 Помощь при резком повышении артериального давления Тема № 21 Помощь при поражении сильнодействующими химическими веществами Всего | 2 4 6 2 1 4 2 2 2 2 1 3 2 34 | 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 1 15 | 2 3 5 1 1 2 1 1 2 1 19 |
Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников).
Учащиеся, освоив данную программу должны:
Знать:
Нормативные документы, определяющие порядок и способы оказания первой помощи пострадавшим.
Основы анатомии и физиологии человека.
Методы и средства оказания первой помощи.
Первоочередные меры при травмах и ранениях.
Основные симптомы при нарушении функции дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.
Приемы психологической помощи.
Признаки жизни и смерти.
II. Уметь:
Оказать первую помощь в случаях:
-обморока и начала развития комы;
- опасных для жизни кровотечений и переломов костей;
-электрических – ожогов и шока;
-истинного и бледного утопления;
-попадание инородного тела в дыхательные пути;
2. Проводить непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких;
3. Накладывать повязки и перевязки;
4.Проводить транспортную иммобилизацию.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебник спасателя. С.К.Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов. 3-е изд.,2010 г
2. Охрана труда спасателя. С.К.Шойгу, С.М.Кудинов. М., 2012 г
3. Чрезвычайная служба России. С.К. Шойгу. М.,2012 г
4. Основы медицинских знаний. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова.М., 2011 г
5. Атлас добровольного спасателя. Первая медицинская помощь
на месте происшествия. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. М., 2011 г
6. Катастрофы и человек. Ю.Л.Воробьев. М., кн. 1, 2010 г
7. Безопасность и защита населения в ЧС. Н.А. Крючек. М.,2011 г
8. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. Г.Н. Кириллов. М. 2011
9. Практикум для медицинских сестер гражданской обороны.
И.В. Новиков. Урал, 2011 г
10. . Программа подготовки школьников в кадетских классах спасателей.
Тамбов, 2000 г.
11. Аптечка индивидуальная АИ-2.
12. Сумка медицинская.
13. Набор шин для иммобилизации.
14. Бинты марлевые медицинские.
15. Индивидуальный перевязочный пакет.
16. Макет-тренажер для проведения НМС и ИВЛ.
17. Носилки медицинские мягкие.
18. Жгут резиновый.
19. Кабинет специальной подготовки.