муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
г. Александровска Пермского края
«Утверждаю» Директор МБОУ « Гимназия» _______________М.А.Зимина Приказ №_________________ от «___» ____________2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре и началам математического анализа
(углубление до профильного уровня)
ДЛЯ __11 ___КЛАССА
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Квашнина Ольга Анатольевна, учитель математики,
первая квалификационная категория
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре и началам математического анализа к УМК «Алгебра – 11 класс. Профильный уровень - автор А.Г.Мордкович» [Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М.: Мнемозина, 2009.]
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (профильный уровень). В 2 ч. Ч. 1. Учебник (профильный уровень)
А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (профильный уровень).
А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Методическое пособие для учителя (профильный уровень).
В.И. Глизбург. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Контрольные работы (профильный уровень)/ Под ред. А.Г. Мордковича.
В соответствии с учебным планом данная программа направлена на углубление знаний обучающихся 11 класса МБОУ «Гимназия» до профильного уровня и рассчитана на 70 часов (35 учебных недель).
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);
формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Уровень обучения: углубление до профильного.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде переводного экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 11 КЛАССА
Многочлены(4ч)
Многочлены от одной и нескольких переменных. Теорема Безу. Схема Горнера. Симметрические и однородные многочлены. Уравнения высших степеней.
Степени и корни. Степенные функции(15ч)
Понятие корня n-ой степени из действительного числа. Функции у=
, их свойства и графики. Свойства корня n-ой степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики. Дифференцирование и интегрирование. Извлечение корней n-ой степени из комплексных чисел.
Показательная и логарифмическая функции(26ч)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения и неравенства. Понятие логарифма. Функция у = logax, ее свойства и график. Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
Первообразная и интеграл (4ч)
Первообразная и неопределенный интеграл. Определенный интеграла, его вычисление и свойства. Вычисление площадей плоских фигур. Примеры применения интеграла в физике.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей(3ч)
Вероятность и геометрия. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Статистические методы обработки информации. Гауссовая кривая. Закон больших чисел.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений, неравенств(13ч)
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений. Уравнения с модулями. Иррациональные уравнения. Доказательство неравенств. Решение рациональных неравенств с одной переменной. Неравенства с модулями. Иррациональные неравенства. Уравнения и неравенства с двумя переменными. Диофантовы уравнения. Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономичесих и гуманитарных науках, на практике;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе.
Числовые и буквенные выражения.
Учащийся должен уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы, применение вычислительных устройств; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Учащийся должен уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Начала математического анализа
Учащийся должен уметь:
находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке;
вычислять площадь криволинейной трапеции.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Учащийся должен уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения и их системы;
доказывать несложные неравенства;
решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем; находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Учащийся должен уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛА АНАЛИЗА 11 КЛАССА
(углубление до профильного уровня)
№ | Содержание учебного материала | Домашнее задание | Заметки |
Повторение материала 10 класса (4 ч) |
1 | Повторение. Преобразование тригонометрических выражений. | | |
2 | Повторение. Решение тригонометрических уравнений. | | |
3 | Повторение. Правила и формулы дифференцирования. Уравнение касательной. | | |
4 | Повторение. Применение производной к исследованию функций. | | |
Глава 1. Многочлены (4ч) |
5 | Многочлены от одной переменной. | | |
6 | Деление многочлена на многочлен с остатком. Схема Горнера. Решение упражнений | | |
7 | Разложение многочлена на множители. Решение упражнений. | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Многочлены». | | |
Глава 2. Степени и корни. Степенные функции (15 ч) |
9 | Решение упражнений на вычисление корня n-ой степени из действительного числа. | | |
10 | Свойства корня n-ой степени. | | |
11 | Решение уравнений на применение свойств корня n-ой степени. | | |
12 | Понятие корня n-ой степени из действительного числа. | | |
13 | Применение понятия корня n-ой степени из действительного числа к решению уравнений. | | |
14 | Действия над выражениями, содержащие радикалы. | | |
15 | Обобщение материала по теме «Степени и корни». | | |
16 | Контрольная работа №2 по теме «Степени и корни». | | |
17 | Решение упражнений по материалам ЕГЭ. | | |
18 | Преобразование выражений, содержащих степень с рациональным показателем. | | |
19 | Упрощение выражений, содержащих степень с рациональным показателем. | | |
20 | Степенные функции, их свойства и графики. | | |
21 | Построение графиков степенных функций, их исследование на четность, ограниченность, монотонность. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции с помощью графика. Решение уравнений. | | |
22 | Решение упражнений на нахождение производных заданных функций. | | |
23 | Контрольная работа №3 по теме «Степенные функции». | | |
Глава 3. Показательная и логарифмическая функции (26 ч) |
25 | Показательная функция, ее свойства и график. | | |
26 | Преобразование графиков показательной функции. | | |
27 | Показательные уравнения и методы их решения. | | |
28 | Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей. | | |
29 | Решение показательных уравнений методом введения новой переменной. | | |
30 | Показательные неравенства и способы их решения. | | |
31 | Решение показательных неравенств. | | |
32 | Понятие логарифма. Вычисление логарифмов. | | |
33 | Логарифмическая функция, ее свойства и график. | | |
34 | Решение упражнений на применение свойств логарифмической функции. Преобразование графиков логарифмической функции. | | |
35 | Контрольная работа №4 по теме «Показательная и логарифмическая функции». | | |
36 | Решение упражнений по материалам ЕГЭ. | | |
37 | Свойства логарифмов. Применение свойств логарифмов к преобразованию логарифмических выражений | | |
38 | Понятие десятичного логарифма и примеры их использования. | | |
39 | Формула перехода к новому основанию логарифма. Решение упражнений. | | |
40 | Логарифмические уравнения и основные методы их решения. | | |
41 | Решение логарифмических уравнений методом потенцирования. | | |
42 | Решение логарифмических уравнений методом введения новой переменной. | | |
43 | Решение уравнений методом логарифмирования. | | |
44 | Логарифмические неравенства. Примеры решения логарифмических неравенств. | | |
45 | Решение логарифмических неравенств. | | |
46 | Дифференцирование показательной и логарифмической функций. Число е. Функция у = ех, ее свойства, график, дифференцирование. | | |
47 | Натуральные логарифмы. Функция у = ln x, ее свойства, график, дифференцирование. | | |
48 | Обобщение материала по теме «Логарифмические уравнения и неравенства». Подготовка к контрольной работе. | | |
49 | Контрольная работа № 5 по теме «Логарифмические уравнения и неравенства». | | |
50 | Решение упражнений по материалам ЕГЭ. | | |
Глава 4. Первообразная и интеграл (4 ч) |
51 | Первообразная и неопределенный интеграл. Вычисление неопределенных интегралов. | | |
52 | Определенный интеграл. Формула Ньютона – Лейбница. | | |
53 | Вычисление площадей криволинейной трапеции с помощью определенного интеграла. | | |
54 | Контрольная работа №6 по теме «Первообразная и интеграл». | | |
Глава 5. Элементы теории вероятностей и математической статистики (3 ч) |
55 | Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Разбор типовых заданий ЕГЭ. | | |
56 | Решение упражнений с помощью схемы Бернулли. Разбор типовых заданий ЕГЭ. | | |
57 | Статистические методы обработки информации. Разбор типовых заданий ЕГЭ. | | |
Глава 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (13 ч) |
58 | Равносильность уравнений. | | |
59 | Общие методы решения уравнений. Разбор типовых заданий ЕГЭ. | | |
60 | Равносильность неравенств. Решение неравенств методом интервалов. | | |
61 | Уравнения и неравенства с модулями. Различные способы решения уравнений и неравенств с модулем. | | |
62 | Иррациональные уравнения и неравенства. | | |
63 | Уравнения и неравенства с двумя переменными. | | |
64 | Системы уравнений. Методы решения систем уравнений. | | |
65 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. | | |
66 | Контрольная работа №8 по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств». | | |
67 | Решение задач с параметрами. | | |
68 | Итоговое повторение. Решение типовых заданий ЕГЭ профильного уровня. | | |
69 | Итоговое повторение. Решение типовых заданий ЕГЭ профильного уровня. | | |
70 | Итоговое повторение. Решение типовых заданий ЕГЭ профильного уровня. | | |
Список литературы:
А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Методическое пособие для учителя (профильный уровень).
Алгебра и начала математического анализа. Самостоятельные работы.11 класс / Л.А.Александрова под редакцией А.Г.Мордковича.– М.: Мнемозина, 2008.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2ч. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. – М.: Мнемозина, 2010.
Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2ч. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) /под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2010
В.И. Глизбург. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Контрольные работы (профильный уровень)/ Под ред. А.Г. Мордковича