Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19
Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.
От__________20__г. «___»____________20____ г.
Рабочая программа
по РМиСЭ
Класс: 7
Всего часов на учебный год: 35
Количество часов в неделю: 1
Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Воронковой В.В.
Москва «Просвещение», 2013 г.
Учитель: Озеров Александр Викторович
Категория: первая
Стаж педагогической работы: 9 лет
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:
Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./
__________/_______________/
Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Вводная часть……………………………………………………......3
Пояснительная записка………………………………………….......3
Тематическое планирование………………………………………………7
Календарно-тематическое планирование………………………………...8
Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………10
Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися…………………………………………………………………………...11
Введение
Вводная часть
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков] – М.: «Просвещение», 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. - п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Учебный курс РМиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его разделы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс РМиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 7 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Пояснительная записка
Цель учебного курса РМиСЭ - формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса РМиСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской культур и светской этики;
2. Развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
3. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей школьников.
Учебный курс РМиСЭ включает в себя разделы:
Основы буддийской религии (8 ч.);
Основы исламской религии (7 ч.);
Основы православной религии (9 ч.);
Основы светской этики (7 ч.).
В раздел «Основы буддийской религии» входят следующие темы: «Что такое религия? Основные мировые религии», «Будда и его учение», «Буддийский священный канон «Трипитака», «Буддийская картина мира», «Добро и зло», «Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни», «Сострадание и милосердие», «Семья в буддийской культуре и ее ценности», «Буддийское учение о добродетелях».
Раздел «Основы исламской религии» состоит из следующих тем: «Пророк Мухаммад – основатель ислама», «Коран и Сунна», «Вера в Аллаха», «Вера в Судный день и судьбу», «Обязанности мусульман», «Нравственные ценности ислама», «Семья в исламе».
Раздел «Основы православной религии» включает в себя следующие темы: «Библия и Евангелие», «Сотворение мира», «Адам и Ева. Каин и Авель», «Ноев ковчег. Вавилонская башня», «Проповедь Христа», «Христос и Его крест», «Заповеди христианства», «Как христианство пришло на Русь», «Посещение храма», «Милосердие и сострадание».
В раздел «Основы светской этики» входят следующие темы: «Что такое светская этика», «Добро и зло», «Свобода и ответственность», «Справедливость», «Альтруизм и эгоизм», «Дружба», «Золотое правило нравственности», «Нравственные идеалы».
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Религии мира и светская этика».
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Тематическое планирование уроков курса
РМиСЭ
на 2016- 2017 учебный год
Наименование темы | Количество часов | формы контроля |
по плану | дано фактически |
Основы буддийской религии | 9 | 9 | беседа, просмотр и обсуждение видеофильмов |
Основы исламской религии | 7 | 7 | беседа, просмотр и обсуждение видеофильмов |
Основы православной религии | 11 | 10 | беседа, просмотр и обсуждение видеофильмов |
Основы светской этики | 8 | 8 | беседа, разбор проблемных ситуаций, игры |
Всего за год: По программе: | 35 34 | 34 | |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
РМиСЭ 7 класса
№ п/п | Тема урока | кол-во часов | дата проведения |
7-а | 7-б |
| I четверть | 9 | | |
I | Основы буддийской религии | 9 | | |
1 | Что такое религия? Основные мировые религии | 1 | 07.09 | 02.09 |
2 | Будда и его учение | 1 | 14.09 | 09.09 |
3 | Буддийский священный канон «Трипитака» | 1 | 21.09 | 16.09 |
4 | Буддийская картина мира | 1 | 28.09 | 23.09 |
5 | Добро и зло | 1 | 05.10 | 30.09 |
6 | Принцип ненасилия | 1 | 12.10 | 07.10 |
7 | Любовь к человеку и ценность жизни | 1 | 19.10 | 14.10 |
8 | Сострадание и милосердие | 1 | 26.10 | 21.10 |
9 | Семья в буддийской культуре и ее ценности | 1 | | 28.10 |
| | | | |
| II четверть | 8 | | |
II | Основы исламской религии | 8 | | |
1 | Пророк Мухаммад – основатель ислама | 1 | 09.11 | 11.11 |
2 | Коран и Сунна | 1 | 16.11 | 18.11 |
3 | Вера в Аллаха | 1 | 23.11 | 25.11 |
4 | Вера в Судный день и судьбу | 1 | 30.11 | 02.12 |
5 | Обязанности мусульман | 1 | 07.12 | 09.12 |
6 | Нравственные ценности ислама | 1 | 14.12 | 16.12 |
7 | Семья в исламе | 1 | 21.12 | 23.12 |
8 | Праздники в исламе | 1 | 28.12 | |
| | | | |
| III четверть | 11 | | |
III | Основы православной религии | 11 | | |
1 | Библия и Евангелие | 1 | 11.01 | 13.01 |
2 | Сотворение мира | 1 | 18.01 | 20.01 |
3 | Адам и Ева | 1 | 25.01 | 27.01 |
4 | Каин и Авель | 1 | 01.02 | 03.02 |
5 | Ноев ковчег | 1 | 08.02 | 10.02 |
6 | Вавилонская башня | 1 | 15.02 | 17.02 |
7 | Проповедь Христа | 1 | 22.02 | 24.02 |
8 | Христос и Его крест | 1 | 01.03 | 03.03 |
9 | Заповеди христианства | 1 | 15.03 | 10.03 |
10 | Заповеди христианства | 1 | 22.03 | 17.03 |
11 | Как христианство пришло на Русь | 1 | | 24.03 |
| | | | |
| IV четверть | 9 | | |
IV | Основы светской этики | 9 | | |
1 | Что такое светская этика? | 1 | 05.04 | 07.04 |
2 | Добро и зло | 1 | 12.04 | 14.04 |
3 | Свобода и ответственность | 1 | 19.04 | 21.04 |
4 | Альтруизм и эгоизм | 1 | 26.04 | 28.04 |
5 | Дружба | 1 | 03.05 | 05.05 |
6 | Справедливость | 1 | 10.05 | 12.05 |
7 | Стыд, вина и извинение | 1 | 17.05 | 19.05 |
8 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | 24.05 | 26.05 |
9 | Честь и достоинство | 1 | 31.05 | |
| | | | |
Список литературы, использованный для составления и осуществления программы
1. Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры [Текст] . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010. – 96 с.
2. Латышина, Д. И., Муртазин, М. Ф., Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры [Текст] . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010. – 78 с.
3. Литературно-художественный альманах для семейного чтения «Доброе слово» [Текст] . – М., ЗАО «Телерадиокомпания «Мироздание».
4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур [Текст] . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010. – 80 с.
5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики [Текст] . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
6. Резник, Е. В., Чудина, Ю. Ю. Религии мира. Православие [Текст] . - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.: ил.
7. Чимутдоржиев, В. П. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры [Текст]. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
8. Шагинов, И. Ю. Религии мира. Религии Дальнего Востока [Текст] . – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.: ил.
5. Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися
1. Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры [Текст] . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010. – 96 с.
2. Латышина, Д. И., Муртазин, М. Ф., Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры [Текст] . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010. – 78 с.
3. Литературно-художественный альманах для семейного чтения «Доброе слово» [Текст] . – М., ЗАО «Телерадиокомпания «Мироздание».
4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики [Текст] . 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
5. Резник, Е. В., Чудина, Ю. Ю. Религии мира. Православие [Текст] . - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.: ил.
6. Чимутдоржиев, В. П. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры [Текст]. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.