СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "География материков и океанов" составлена на основании нормативных документов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 кл.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сухинская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано» Руководитель МО

_____ /______________

ФИО

Протокол №____ от

«___»_________

20___г.



«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____/______________

ФИО

«___» _________

20___г.


«Утверждаю» Директор школы

_____ /______________

ФИО

Приказ № ______ от

«___»_________

20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бабушкиной Татьяны Анатольевны, 1 категория


по курсу «География»

7 класс


















2015 – 2016 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «География материков и океанов» составлена на основании нормативных документов: действующего Закона об образовании, Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089), ООП ООО МАОУ «Сухинская СОШ».

Актуальность программы

География – единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам, изучение которой в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

Кроме того, это единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Курс «География материков и океанов» - второй по счету школьный курс географии. Изучение его является важнейшим этапом в формировании у школьников представлений о современном состоянии природы Земли как среды жизни человека, общества, а также в понимании элементарных связей между компонентами природы, между природой и человеком. Комплексное и достаточно конкретное содержание курса обусловливает высокий уровень знаний учащихся об отдельных странах мира и помогает им ориентироваться в современных экологических, социальных и демографических вопросах жизни народов.


Цели и задачи

Основной целью курса - формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи; создание у школьников представления о Земле как планете людей, о разнообразии её природы и населения.

Задачи:

Образовательная:

  • Сформировать представление об особенностях природы, населения и хозяйственной деятельности людей отдельных материков, океанов и стран; изучить компоненты природы в их взаимосвязи, влияние людей на природу;

Воспитательные:

  • Раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

  • Воспитывать у учащихся толерантное отношение к особенностям быта, культуры, религии разных народов, тем самым, осуществляя географическую и психологическую подготовку школьников к возможным в настоящее время и в перспективе культурным, деловым и прочим контактам с людьми, проживающими в странах дальнего и ближнего зарубежья.

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию у них любви к Родине.

Развивающие:

  • Формировать и развивать географическую культуру школьника как составную и неотъемлемую часть его общей культуры.

  • Способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами географии (любознательности, самостоятельности, активности и т.д.); развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

  • Развивать у учащихся аналитические, оценочные, речевые умения на основе географического материала.

  • Развивать умение пользоваться географическими картами, статистическим материалом, дополнительной литературой

Валеологические:

  • Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся.

  • Применять все в соответствии СанПиНом


В курсе «Географии материков и океанов» изучается природа нашей планеты в целом, её материки и океаны, народы и страны. В процессе изучения учащиеся получают представления о пространственной неоднородности земной поверхности и её частей как комплексов, отличающихся на разных уровнях её дифференциации: локальном, региональном и планетарном. Наиболее успешно понимание учащимися связей между природой и человеком достигается при изучении конкретных стран: их природы, населения, его хозяйственной деятельности, быта и зависимости хозяйственной деятельности населения от природы. В содержание курса включены типичные страны, в которых наиболее ярко проявляются связи между человеком как биологическим существом и как представителем социума. Содержание курса предусматривает ознакомление учащихся с основами рационального природопользования при организации хозяйственной деятельности населения и готовит их к пониманию ресурсного подхода к природе Родины.

Учет возрастных и психологических особенностей детей

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности.


Условия реализации программы


Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, контурных карт, атласов, наборов географических карт, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных геоинформационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для географии средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.

Учебно-методический комплекс:

  1. Учебник В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев «География материков и океанов» / Изд. «Дрофа» 2014 год

  2. Атлас

  3. Рабочая тетрадь

  4. Контрольно-измерительные материалы по курсу.

  5. Информационные ресурсы (Интернет).

Методы обучения

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Организация образовательного процесса

При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.

- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека:

- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

- технология проблемного подхода.

Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 68 часов; занятия 2 раза в неделю.

Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика и т. д. ), проведение интегрированных уроков.

Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «Как люди открывали и изучали Землю», «История исследования Северной Америки »

Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: «Жизнь в океане», « Природные зоны Африки (др. материков)».

Связь с экологией проявляется при изучении раздела «Географическая оболочка – наш дом».

Формы контроля.

Формы текущего контроля:

Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.

Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.

В процессе фронтального устного опроса работает большинство учащихся на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.

Формы промежуточного контроля (в конце каждой темы )

- тесты, зачеты, терминологические диктанты и проверка номенклатуры – 9 к/р по изученным темам и 1 к/р – административная.


При фронтальной письменной работе (К/р) достигается максимальный охват учащихся проверкой.

Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.

Мониторинг качества образования предусматривает использование контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

В результате изучения географии ученик должен:

Уметь

1.Называть (показывать):

- основные маршруты наиболее важных путешествий;

- Типы земной коры, основные тектонические структуры

- сейсмически опасные территории;

- географическую номенклатуру;

- географические (климатические) пояса;

- географические зоны;

- крупнейшие страны и народы материков;

- основные расы, наиболее распространенные языки, мировые религии

- климатообразующие факторы;

- последние (3) исторические эры геологического времени Земли;

- важнейшие события в истории Земли (образование планеты; появление человека и т.д.);- природные зоны мира;

- формы рельефа;

- номенклатуру;

- методы изучения природы материков и океанов.

2. Определять (измерять):

- направления, координаты крайних точек материков;

- протяженность материков с севера на юг; с запада на восток;

- тип климата по климатограммам и по данным климатической карты

- распределение рек по бассейнам океанов

- плотность населения отдельных стран.

3. Описывать:

- географические зоны отдельных материков;

- географическое положение крупнейших географических объектов материков, стран;

- культурные особенности населения изучаемых стран;

- природные, социальные и экономические особенности страны (стран);

- рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир, население и политическую карту мира

- типы природных комплексов и природные ресурсы материков и океанов

- примеры экологических проблем для разных материков

- особенности открытия и освоения материков.

4. Объяснять:

- влияние географического положения материков на формирование их природы;

- причины формирования современного рельефа

- различия сочетаний полезных ископаемых в связи с особенностями тектонического строения, рельефа, состава горных пород

- различия климата отдельных территорий

- особенности питания и режима рек

- причины образования основных типов почв Земли

- причины закономерностей смены природных зон на Земле (в том числе высотных поясов);

- взаимосвязи природных компонентов отдельных территорий;

- некоторые способы адаптации растений и животных к условиям обитания;

- значение Мирового океана в жизни человека;

- необходимость охраны природы, международного сотрудничества для этой цели;

- влияние истории освоения территории на некоторые особенности ее хозяйства и население (на примере материков и отдельных стран);

- влияние природных условий на расселение, занятия и быт населения (на примере отдельных стран);

- некоторые причины формирования традиционных и современных отраслей хозяйства отдельных стран;

- некоторые черты сходства и различия отдельных материков, регионов и стран.

5. Прогнозировать:

- последствия преобразования отдельных географических зон человеком;

- последствия антропогенного воздействия на местные ландшафты.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Количество часов

Домашнее

задание


Сроки


Всего

часов

В том числе на:

Практ.

работы

Контр.

работы


Введение

3





1

Что изучают в курсе географии материков и океанов.

1



§1, сообщения


2

Как люди открывали и изучали мир. (№1)

1

1(119)


§2 , к/к


3

Карты материков и океанов (№2)

1

1


§3, таблица


Раздел I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (12 час.)

Литосфера и рельеф Земли (2ч.)

4

Происхождение материков и океанов (№3,4)

1

2(124-125)


§4, к/к, вопр. на стр. 28


5

Рельеф Земли. (№5)

1

1(126)


§5


Атмосфера и климаты Земли(3ч.)

6

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле

1



§6, карточки, з. на стр. 35-36,


7

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата

1



§7 карточки


8

Климатические пояса Земли.(№6, к/к)

1

1 (128)


§8, к/к, з.1 на стр. 44


Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (3 ч.)

9

Воды Мирового океана

1



§9 з.1 на стр. 50


10

Схема поверхностных течений

1



§10 к/к, сообщение (з.3 на стр. 52)


11

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

1



§11,12


Географическая оболочка (3 ч.)

12

Строение и свойства географической оболочки

1



§13, схемы


13

Природные комплексы суши и океана. Природная зональность

1



§14,15, к/к


14

Освоение Земли человеком. Страны мира.

1



§16, з.1-5 стр. 77


15

Итоговый урок по теме «Главные особенности природы Земли»

1


1

Проверь себя стр. 77-78


Раздел II. Океаны и материки

Океаны (2 ч.)

16

Тихий и Индийский океан

1


§17-18 к/к, номенклатура


17

Атлантический и Северный Ледовитый океаны

1



§19-20 к/к номенклатура


Южные материки (25ч.)

Африка (10ч.)

18

Географическое положение Африки. История открытия и исследования.

1



§24 к/к номенклатура


19

Рельеф и полезные ископаемые.

1



§25 к/к номенклатура


20

Климат Африки.(№7)

1

1(142)


§26, таблица


21

Внутренние воды Африки.

1



§27 к/к номенклатура


22

Природные зоны Африки.(№8)

1

1(148)


§28,29, таблица


23

Население и политическая карта Африки.(№9)

1

1(154)


§30, к/к, сообщение


24

Страны Северной Африки. Алжир

1



§31 сообщение


25

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия

1



§32 сообщение


26

Страны Восточной и Южной Африки. Эфиопия. ЮАР

1



§33,34


27

Итоговый урок по теме „Африка“.

1


1

сообщение


Австралия и Океания (3ч.)

28

Австралия: географическое положение и история исследования материка.

1



§35 к/к номенклатура


29

Особенности природы Австралии.

1



§36,37 к/к


30

Австралийский союз. Океания

1



§38,39 сообщение


Южная Америка (7 ч.)

31

Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения.

1



§40 к/к номенклатура


32

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

1



§41 к/к номенклатура


33

Климат и внутренние воды Южной Америки.(№10)

1

1(166)


§42,43 к/к номенклатура


34

Природные зоны Южной Америки.(№11)

1

1(таб.)


§44, таблица


35

Население Южной Америки.

1



§45 сообщения


36

Страны Южной Америки(№12)

1

1(176)


§46,47


37

Итоговый урок по теме «Южная Америка»

1


1

сообщение


Антарктида (3 ч.)

38

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды

1



§48 к/к номенклатура


39

Природа(№13)

1

1(178)


§49, «21-23


40

Обобщение по теме «Южные материки»

1


1

сообщение


Северные материки (24 час.)

Северная Америка (7 час.)

41

Северные материки. Географическое положение Северной Америки. История Открытия и исследования материка

1



§50,51 к/к номенклатура


42

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

1



§52 к/к номенклатура


43

Климат Северной Америки.(№14)

1

1(180)


§53


44

Внутренние воды Северной Америки.

1



§54 к/к номенклатура


45

Природные зоны Северной Америки.

1



§55


46

Население и страны Северной Америки.

1



§56-58, реферат


47

Итоговый урок по теме «Северная Америка»

1


1

сообщения


Евразия(17 час.)

48

Евразия: географическое положение и история исследования Центральной Азии.

1



§59 к/к номенклатура


49

Особенности рельефа Евразии, его развитие

1



§60 к/к номенклатура


50

Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых

1



§61 к/к номенклатура


51

Климат Евразии

1



§62, таблица


52

Внутренние воды.(№15,16)

1

2(84-185)


§63 к/к, номенклатура


53

Природные зоны Евразии.(№17)

1

1(186)


§64-65


54

Население и страны.

1



§66 сообщения


55

Страны Северной Европы

1



§67 сообщения


56

Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия

1



§68-70


57

Страны Восточной Европы

1



§71


58

Страны Южной Европы. Италия(№18)

1

1(194)


§72 сообщение


59

Страны Юго – Западной и Центральной Азии

1



§73-74 сообщение


60

Страны Восточной Азии. Китай. Япония

1



§75,76 сообщение


61

Страны Южной Азии. Индия

1



§77


62

Страны Юго – Восточной Азии. Индонезия

1



§78


63

Итоговый урок по теме «Евразия»

1


1

номенклатура


Раздел III. Географическая оболочка – наш дом (3 час)

64

Закономерности географической оболочки

1



§79


65

Взаимодействие природы и общества.

1



§80


66

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека

1



§81


67

Итоговое тестирование по курсу „География материков и океанов“.

1


1



68

Резерв

1






итого

68


7



Содержание деятельности

Введение. Предмет географии материков и океанов. Общая география и страноведение. История исследования Земли человеком. Великие географические открытия. Выдающиеся путешественники и географы. Современные географические исследования Земли. Географические карты прошлого и настоящего времени. Значение и использование карт. Определение по картам географических координат, расстояний и направлений. Практические работы: 1. Составление таблицы «Открытия и исследования материков» 2. Определение расстояний по карте и глобусу

Общая характеристика природы Земли.Земля – планета Солнечной системы. Общие сведения о планете Земля, её происхождении, форме и размерах. Литосфера. Литосферные плиты и их движение. Гипотеза Альфреда Вегенера. Пангея. Панталасса. Гондвана и Лавразия. Срединно-океанические хребты. Глубоководные желоба. Платформы. Складчатые области. Тихоокеанское огненное кольцо Рельеф Земли и его главные формы. Виды равнин и гор. Крупнейшие равнины и горы Земли. Практические работы: 3. Плиты литосферы. Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит

4. Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических пояс

5.Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по теме «Формы рельефа, их строение и возраст, характерные полезные ископаемые»


Атмосфера. Распределение света, тепла и влаги по земной поверхности. Пояса освещённости и тепловые пояса Земли. Климатообразующие факторы. Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса Земли.

Практические работы:

  1. Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте


  1. Составление географического описания реки Амазонки по плану

  2. Составление таблицы «Природные зоны Южной Америки»

  3. Составление комплексной характеристики одной из стран Южной Америки

  4. Сравнение природы Арктики и Антарктики

  5. Составление географического описания климата Северной Америки

  6. Составление географического описания реки Волга по плану

  7. Составление географического описания озера Байкал по плану

  8. Составление таблицы «Природные зоны Евразии»

  9. Составление комплексной характеристики одной из стран Евразии - Италии

Гидросфера. Мировой океан и его части. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Движение воды в океане. Суша в океане, крупнейшие острова и полуострова мира. Шельф и его значение для человека. Воды суши, их разнообразие и роль в жизни человека.

Биосфера – особая оболочка Земли. Разнообразие растительного и животного мира. Географическая оболочка. Природная зональность и вертикальная поясность. Земля – планета людей. Крупнейшие страны и народы Земли. Размещение населения мира. Миграции населения в прошлом и настоящем.

Практические работы:


Материки и океаны.( 46 часов )

Океаны Земли.( 4 часа ) Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи: Ф. Магеллан, Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, С.О. Макаров, Т. Хейердал. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами. Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и животного мира океана.

Атлантический океан. История исследования, выдающиеся мореплаватели: Эрик Рауди, Б. Диаш, Х. Колумб, Д. Кабот. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное море, срединно-океанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и растительного мира.

Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море, Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира океана.

Северный Ледовитый океан. История исследования. С.И. Челюскин, Р. Пири, Ф. Кук, Н.А. Норденшельд, Г. Седов, Р. Амундсен, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно-Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные представители растительного и животного мира. Практические работы: 8. Изображение на контурной карте географических объектов одного из океанов и видов хозяйственной деятельности человека.

Африка. ( 9 часов ) История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов. Размеры и географическое положение Африки. Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых. Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка – самый жаркий материк Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Климатограмма. Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка. Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки. Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.

Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир, Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия, Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия). Практические работы:

1. Составление таблицы «Климатические пояса Африки»

  1. Составление таблицы «Природные зоны Африки»

  2. Расселение населения Африки

Австралия и Океания. ( 4 часа ) История открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай. Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия. Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити).

Антарктида.( 2 часа ) История открытия и исследования Антарктиды. Выдающиеся путешественники и исследователи: Д. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Р. Амундсен, Р. Скотт. Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни. Практические работы:

1. Сравнение природы Арктики и Антарктики

Южная Америка. История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся путешественники и исследователи: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Писарро, Ф. де Орельяно, А. Гумбольдт, Г.И Лангсдорф, Н.И Вавилов. Размеры и географическое положение материка. Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых. Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады. Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности. Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов. Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония и Гран-Чако (Аргентина), Андские страны ( Перу и Боливия). Практические работы:

  1. Составление географического описания реки Амазонки по плану

  2. Составление таблицы «Природные зоны Южной Америки»

  3. Составление комплексной характеристики одной из стран Южной Америки


Северная Америка. История открытия и исследования материка. Выдающиеся путешественники и исследователи: Лейф Эйриксон, Х. Колумб, Э. Кортес, Дж. Кабот, Г. Гудзон, Ла Саль, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Дж. Франклин, Р. Амундсен. Размеры материка, его географическое положение. Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых. Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники. Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки. Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта. Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия. Практические работы:

1. Составление географического описания климата Северной Америки


Евразия. Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи: М. Поло, А. Никитин, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев. Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых. Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра. Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники. Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии. Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия). Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной ( Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины). Практические работы:

  1. .Составление географического описания реки Волга по плану

  2. Составление географического описания озера Байкал по плану

  3. Составление таблицы «Природные зоны Евразии»

  4. Составление комплексной характеристики одной из стран Евразии - Италии

Земля – наш дом. Закономерности географической оболочки и взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.



Использованная литература:

  1. Базисный учебный план общеобразовательной школы М.:2003.

  1. Белькович Т.М., Белькович Д.Л.Опорные конспекты в обучении географии.7 кл.М.: Просвещение 1995.

  1. Берлянт А.М. и др.Физическая география: Справочные материалы. М.: Просвещение ,1995.

  2. Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа.2007.

  3. География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса. Общеобразовательных учреждений /Под.ред. А.И.Алексеева.-М.: Просвещение.2008./

  4. Гладкий Ю.Н. и др.Дайте планете шанс. М.: Просвещение 1994.

  5. Домогатский Е.М., Алексеевский Н.И. География. Планета, на которой мы живем. 7 класс. М.: Русское слово 2008

  6. Душина И.В., Коринская В.А.. Щенев В.А. Наш дом – Земля.- М.: Дрофа.2007

  7. Душина И.В. ,Понурова Г.А.Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М:Московский лицей,1999.

  8. Задача по географии / под ред.А.Ф.Наумова.М.:МИРОС,1997.

  9. За страницами учебника географии.- М.: Дрофа. 2005

  10. Интернет ресурсы

  11. Использование средств обучения в преподавании географии / Под ред. Ю.Г. Барышевой. М.: Просвещение 1999.

  12. Климанова О.А.: Страноведение /О.А. Климова. -М.: Просвещение, 2007./

  13. Коринская В.А. . Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов – М.: Дрофа 2007.

  14. Коринская В.А. . Душина И.В., Щенев В.А. Методическое пособие по географии материков и океанов – М.: Дрофа 2007.

  15. Крылова О.В. География: материков и океанов. 7 класс /О.В.Крылова. М,: Просвещение. 2006.

  16. Крылова О.В.Дидактические материалы по географии материков и океанов. М.: Просвещение 1996.

  17. Методика обучения географии в общеобразовательной школе / Под ред.Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение АО. «Учебная книга» 1996.

  18. Муранов А.П.волшебный и грозный мир природы. М.: Просвещение 1994.

  19. Пармузин Ю.П.Живая география М.: Просвещение 1994.

  20. Пармузин Ю.П. ,Карпов Г.В.Словарь по физической географии .М.: Просвещение 1995.

  21. Петрусюк О.А.,Смирнова М.С. Сборник вопросов и заданий по географии. М.: Новая школа.1994.

  22. Понурова Г.А.Проблемный подход в обучении географии в средней школе М.: Просвещение 1991.

  23. Пятунин В.А.Контрольные проверочные работы по географии 6-10 кл. М.: Дрофа 1999.

  24. Ратанова М.П.и др. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.: Мнемозина 1998.

  25. Сборник разноуровневых программ. География 6 – 10 кл. М.: Просвещение 2002.

  26. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс.- М.: Дрофа.2005.

  27. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии: 7 класс. / В.И. Сиротин. М.: Дрофа, 2006/

  28. Сиротин В.И.Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 кл. М.: Дрофа 2000.

  29. Финаров Д.П. и др,. География материков и океанов.7 кл. М.: Просвещение, 1996.


Литература для учащихся


Введение:

  1. Скарлато Г.П. Занимательная география для детей и взрослых. Киев: Альтерпресс, 1996.

  2. Атлас географических открытий. Лондон: Дорлинг Киндерсли, 1997.

Раздел 1. Главные особенности природы Земли

  1. Владимирский Б.С. Камни: Тайны и таинства. Харьков: ИКП «Паритет», 1995.

  2. Войтов В.И. Океанические дороги человечества. М.: Наука, 1994

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия. География. М.: АСТ, 1995

  4. Энциклопедия для детей. Т. 3: География. М.: Аванта+, 1994,1995, 1997

Раздел 2. Океаны и материки

  1. Брукс Ф. Моря и океаны. М.: Росмэн, 1997. (Энциклопедия окружающего мира).

  2. Залогин Б.С. Океаны: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996

  3. Детская энциклопедия. Страны и народы. М. 1994

  4. Животный мир Австралии. М.: Росмэн, 1997. (Обитатели Земли).

  5. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Просвещение, 1994.

  6. Мир географии: Занимательные рассказы по физической географии. ММ-Экспресс, 1995.

  7. Страны и народы: Популярная энциклопедия. Дельта, 1997.

Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом

  1. Чудеса природы. М.: БММ АО, 1996. (Атлас чудес света).

  2. Скотт М. Природа. М.: Росмэн, 1995.

  3. Аксёнов В.В. Высокогорье – музей под открытым небом. М.: Знание, 1991.



Творческие задания для 7 класса.



Введение.

Тема: Как люди открывали и изучали Землю.

1.Доклады или рефераты

Раздел I. Главные особенности природы Земли

Тема: Литосфера и рельеф Земли

2.Проект.Самые крупные землетрясения XI века. Причины, масштабы и последствия.

Тема: Атмосфера и климаты Земли

3.Проект.Кислотные дожди. Сравнение возникновений, масштабов и последствий.

Тема: Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы.

4. Презентация. Возникновение воды на Земле.

Тема: Географическая оболочка.

5. Презентация. Пути расселения человека на Земле.


Раздел II. Океаны и материки.

Тема: Океаны.

6. Презентация. «Сравнение животного мира океанов»

Тема: Южные материки.

Африка.

7. Реферат. «Культура Северных и южных стран.»

Океания.

8. Презентация «Австралия».

9. Проект. «Маршруты туристических зон».

Южная Америка.

10. Презентация. Природные ресурсы. «Драгоценные камни».

Тема: Северные материки.

Северная Америка.

11. Евразия «История исследования»(презентация)

12. Проект. «Оледенение – площади, продолжительность и последствия.»

Антарктиды.

13. Презентация. «Рекорды Антарктиды»


Раздел III. Географическая оболочка – наш дом.

14. Проект. Мультимедиа. Географическая оболочка – Мировые достопримечательности.


15.Объекты Всемирного природного наследия(презентации)




Ведущие принципы.

Главным принципом конструирования содержания курса является гуманистическая направленность, суть которой состоит в том, чтобы показать географию «очеловеченной», которую изучают для того, чтобы понимать и правильно решать проблемы каждого человека и общества в целом, а также в организации, использовании учителем педагогических технологий сотрудничества и личностно-ориентированного обучения. Также ведущими принципами являются следующие дидактические принципы:

  • Школьная география не представляет собой механически приспособленную к учебным целям проекцию науки на школу. Её содержание и структура рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);

  • В основу содержания и структуры предмета положен дидактический принцип личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных знаний и умений;

  • В курсе обеспечено единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу учащимся определенной системы научных знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности по самостоятельному добыванию упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса;

  • Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.



В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:


  • Ценностно-смысловые компетенции - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  • Общекультурные компетенции - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.


  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.


  • Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.


  • Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.


  • Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.


  • Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. 

Содержание курса становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе, вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, «класть» ее на карту, вести наблюдения, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.

Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, контурных карт, атласов, наборов географических карт, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных геоинформационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для географии средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.























Контрольные работы

Контрольная работа № 1 по теме «Главные особенности природы земли»

7 класс

Верно ли утверждение?

  1. На планете 6 материков и 7 частей света.

  2. Площадь Земного шара 510 млн кв.км.

  3. Атлантический океан – самый большой на планете.

  4. Первое кругосветное путешествие совершил Х.Колумб.

  5. Морской путь в Индию вокруг Африки проложил Васко да Гама.

  6. Литосфера – твердая оболочка Земли.

  7. Земная кора под океанами состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового.

  8. Гипотезу дрейфа материков создал немецкий ученый А.Вегенер.

  9. Литосферные плиты лежат на сравнительно мягком пластичном слое мантии.

  10. Глубоководные желоба возникают при столкновении двух океанических литосферных плит.

  11. Сейсмические пояса – это самые спокойные на Земле области планеты.

  12. Взаимодействие внешних и внутренних сил – основная причина разнообразия рельефа.

  13. Большие равнины соответствуют древним участкам литосферных плит – платформам.

  14. Атмосфера возникла в результате выделения из недр нашей планеты газов.

  15. Озоновый слой защищает планету от метеоритов.

  16. Изменение газового состава атмосферы вредно сказывается на состоянии здоровья людей.

  17. Сильнее земная поверхность нагревается в экваториальных широтах.

  18. На планете 6 поясов атмосферного давления, сменяющих друг друга.

  19. На экваторе всегда нисходящее движение воздуха.

  20. Арктические воздушные массы всегда холодные и сухие.

  21. К экватору из тропических широт дуют постоянные ветры – пассаты.

  22. Большие объемы воздуха, обладающие однородными свойствами, называются воздушной массой.

  23. Климатические пояса делятся на основные и переходные.

  24. В переходных климатических поясах господствует одна воздушная масса.

  25. В тропическом поясе господствуют 2 воздушные массы.

  26. В умеренном климатическом поясе выделяются все четыре времени года.

  27. Климат субтропического пояса летом сходен с климатом тропического, а зимой – умеренного пояса.

  28. Океан занимает почти 3/4 поверхности нашей планеты.

  29. Температура воды в Океане не изменяется с глубиной.

  30. Морская вода замерзает при температуре 0°.

  31. Средняя соленость вод мирового океана 30 ‰.

  32. Самое мощное течение в Мировом океане – течение Западных ветров.

  33. Океанический (морской) тип климата образуется на побережьях.

  34. Муссоны – сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов.

  35. В состав географической оболочки входят только атмосфера и гидросфера.

  36. Компоненты в природном комплексе не взаимосвязаны.

  37. Природные комплексы, созданные человеком, называются антропогенными.

  38. Образование природных зон обусловлено климатом.

  39. Названия природные зоны суши получили по характеру растительности.

  40. Смена природных зон в горах называется широтной зональностью.

  41. Закон географической зональности не проявляется в горах.

  42. Численность населения планеты постоянна.

  43. Хозяйственная деятельность людей не влияет на природные комплексы.

  44. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке имеющие общую культуру – этнос.

  45. Самая большая страна по численности населения – Китай.

  46. Самая большая страна по площади территории – США.

  47. В настоящее время на планете насчитывается более 200 государств.

  48. Великобритания – расположена на острове.

  49. Япония – расположена на архипелаге.

  50. Государства, площадь которых незначительна, называют «карликовыми».



Контрольная работа № 2 по теме «Африка»



  1. Английский ученый, посвятивший свою жизнь изучению Африки:

а) Д. Ливингстон; в) Х Колумб;

б) А. Тасман; г) В. Юнкер.

2. От Европы Африку отделяет:

а) Гвинейский залив;

б) Гибралтарский пролив;

в) Аденский залив;

г) Мозамбикский пролив.

3. Самый крупный остров, расположенный у берегов Африки:

а) о. Тасмания; в) о. Мадагаскар;

б) о. Сицилия; г) о. Биоко.

4. Какие горы не входят в состав Африки:

а) Капские горы; в) Драконовы горы;

б) горы Анды; г) горы Атлас.

5. Озеро, расположенное в центре Сахары:

а) озеро Виктория; в) озеро Чад;

б) озеро Танганьика; г) озеро Ньяса..

6. Крупнейшие разломы земной коры находятся в:

а) Северной Африке; в) Восточной Африке;

б) Западной Африке; г) Южной Африке.

7. Самая полноводная река Африки:

а) Нигер; в) Лимпопо;

б) Замбези; г) Конго.

8. На реке Замбези расположен один из крупнейших водопадов мира:

а) Анхель; в) Ниагарский;

б) Виктория; г) Игуасу.

9. Какая река несет свои воды через пустыню Сахара:

а) Нил; в) Замбези;

б) Конго; г) Нигер.

10. Какая пустыня не принадлежит Африке:

а) Ливийская; в) Калахари;

б) Гоби; г) Намиб.

11. Самый высокий вулкан Африки:

а) Кения;

б) Камерун;

в) Килиманджаро.

12 Страна Африки самая богатая полезными ископаемыми:

а) Египет; в) Конго;

б) Ю А Р; г) Сомали.

13 Какая природная зона находится на западе материка в экваториальном поясе?

а) саваны и редколесья;

б) экваториальные леса;

в) тропические пустыни.

14. Какое из следующих утверждений ошибочно:

а) в Северной Африке находится величайшая пустыня мира;

б) Северная Африка самая холодная и влажная часть материка;

в) в Северной Африке отмечена самая высокая температура.

15. Какое из следующих утверждений является верным:

а) большую часть Восточной Африки занимают пустыни;

б) растительность Восточной Африки богата и разнообразна;

в) река Нигер протекает по Восточной Африке.

16. Какое животное не встречается в Африке:

а) бегемот; в) кенгуру;

б) жираф; г) зебра.




Контрольная работа № 3 по теме « Южная Америка»

Вариант 1.

1. В Южной Америке находится величайшая равнина земного шара:

А) Ла – Платская низменность;

Б) Бразильское плоскогорье;

В) Амазонская низменность;

Г) Гвианское плоскогорье.


2. Назовите коренных жителей Южной Америки: А) мулаты;

Б) индейцы;

В) самбо;

Г) метисы.


3.В Андах расположено самое большое из высокогорных озер мира: А) Виктория:

Б) Маракайбо;

В) Титикака;

Г) Ньяса.


4. Образованию пустыни Атакама на западном побережье Южной Америки способствует течение: А) Фолклендское;

Б) Гвианское;

В) Бразильское;

Г) Перуанское.


5. Назовите столицу самого крупного государства Южной Америки: А) Бразилиа;

Б) Буэнос-Айрес;

В) Каракас;

Г) Рио-де-Жанейро


6.Южная Америка расположена в полушариях: А) Северном, Восточном и Западном;

Б) Северном, Южном и Западном;

В) Южном, Восточном и Западном;

Г) Северном, Южном и Восточном.


7.»Вторым открытием Америки» называют экспедицию: А) Ф. Магеллана;

Б) А. Гумбольдта;

В) Ф. Дрейка;

Г) А. Веспуччи.


8.Анды образовались в результате взаимодействия Южно-Американской литосферной плиты и океанической плиты Наска: А) раздвижения;

Б) скольжения относительно друг друга;

В) быстрых движений земной коры;

Г) столкновения.


9. Какая птица изображена на гербе Чили? А)кондор;

Б) попугай;

В) райские птицы;

Г) колибри.


10. Бальса, орхидеи, сейба, дынное и шоколадное деревья произрастают в природной зоне Южной Америки, которая называется: А) кампос;

Б) пампа;

В) сельва;

Г) льянос.



Вариант 2.

1. Какое место по площади территории занимает материк Южная Америка?

А) пятое;

Б) шестое;

В) третье;

Г) четвертое.

2. Какой эндемик Южной Америки, обитающий в Андах, был приручен местным населением и используется как вьючное животное? А) лама;

Б) горный олень;

В) осел;

Г) гуанако.

3. На одном из притоков Ориноко находится самый высокий на Земле водопад:А) Игуасу

Б) Анхель;

В) Ниагарский;

Г) Виктория.

4. Государственным языком и языком общения в Бразилии является:

А) Французский;

Б) португальский;

В) испанский;

Г) английский.

5. какой ландшафт Латинской Америки описан ниже: « …деревья растут в несколько ярусов. Это сейба, бальса, бразил. Более низкие ярусы образуют гевея, какао. Красное дерево. Их стволы обвивают лианы. Много папоротников…»?

А) области высотной поясности;

Б) саванны и редколесья;

В) влажные вечнозеленые леса;

Г) переменно-влажные леса.

6. Из всех рек на Земле Амазонка самая: А) быстрая;

Б) широкая

В) длинная;

Г) полноводная.

7.Первые европейцы, достигшие берегов Южной Америки, были участниками экспедиции во главе с: А) Х. Колумбом;

Б) Э. Кортесом;

В) Ф.Магелланом;

Г) А. Веспуччи.

8. Для рек Бразильского и Гвианского плоскогорий характерны:

А) наличие порогов и водопадов;

Б) ледниковое питание;

В) неизменная полноводность в течение всего года;

Г) отсутствие порогов и водопадов.

9.Самая высокая вершина Южной Америки – гора: А) Эверест;

Б) Котопахи;

В) Аконкагуа;

Г) Чимборасо.

Контрольная работа № 4 по теме «Южные материки»


1. Главная особенность географического положения Аф­рики, определяющая ее природное своеобразие, заключает­ся в том, что:

1) ее пересекают экватор и начальный меридиан;

2) ее протяженность с юга на север примерно в два ра­за больше протяженности с запада на восток;

3) основной массив материка расположен между Север­ным и Южным тропиками.

2. Главная особенность географического положения Ав­стралии, определяющая своеобразие ее климата, заключа­ется в том, что:

1) ее не пересекает экватор;

2) ее пересекает Южный тропик;

3) Южный тропик пересекает ее почти посредине.

3. Главная особенность географического положения Южной Америки как «самого мокрого материка» заключа­ется в том, что:

1) основной массив материка расположен южнее эква­тора;

2) экватор пересекает Южную Америку в северной, са­мой широкой части;

3) она имеет большую по сравнению с Африкой и Авст­ралией протяженность с севера на юг.

4. В рельефе южных материков:

1) преобладают равнины;

2) преобладают горы;

3) равнины и горы занимают примерно равную пло­щадь.

5. Эта горная страна знаменита своими рудными место­рождениями, которые тянутся на многие сотни кило­метров,- «медный пояс», «оловянный пояс», «пояс полиме­таллических руд» И другие:

1) Анды;

2) Атлас;

3) Большой Водораздельный хребет.

6. Отличительной чертой рельефа и строения Австралии от других южных материков является:

1) малая площадь гор;

2) относительно большая площадь низменных равнин;

3) отсутствие вулканов и вулканических извержений.

7. Важной отличительной чертой рельефа Южной Аме­рики по сравнению с южными материками является:

1) мощная горная цепь, протянувшаяся вдоль побережья материка;

2) значительная площадь плоскогорий;

3) многочисленные цепи действующих вулканов вдоль глубоких разломов земной коры, получившие название «до­роги вулканов».

8. Отличительной особенностью рельефа Африки по сравнению с южными материками является:

1) малая площадь гор;

2) многочисленные мощные вулканические конусы по­тухших и действующих вулканов;

3) преобладание в рельефе нагорий и плоскогорий.

9. На Земле существуют определенные закономерности в размещении крупных форм рельефа. Так, например, крупные равнины соответствуют:

1) крупным литосферным плитам;

2) древним платформам;

3) складчатым областям.

10. Месторождения топливных полезных ископаемых располагаются:

1) в фундаменте древних платформ;

2) в осадочном чехле древних платформ;

3) на границах литосферных плит.

11. Существует определенная закономерность в разме­щении горных стран. Так, горные пояса соответствуют:

1) районам побережий материков;

2) областям древних платформ;

3) областям складчатостей.

12. Формирование рельефа южных материков продол­жается и в настоящее время. Зоны современного горообра­зования, вулканизма и землетрясений соответствуют:

1) областям древних платформ;

2) границам древних платформ;

3) границам литосферных плит.

13. Австралия - жаркий и самый сухой материк Земли. Она расположена преимущественно:

1) в экваториальном;

2) в субэкваториальном;

3) в тропическом климатическом поясе.

14. Южная Америка пересекает несколько климати­ческих поясов. Однако большая часть материка нахо­дится:

1) в экваториальном;

2) в субэкваториальном;

3) в тропическом;

4) в субтропическом климатическом поясе.

15. Лишь полоса пролива Дрейка отделяет южную око­нечность Южной Америки от северной оконечности Антарк­тического полуострова. В каком климатическом поясе нахо­дятся эти части материков:

1) в субтропическом;

2) в умеренном;

3) в субарктическом?

16. Все климатические пояса дважды повторяются в Африке по обе стороны экватора. Какие из них занимают меньшую площадь:

1) экваториальный;

2) субэкваториальный;

3) тропический;

4) субтропический?

17. Какая из перечисленных причин не влияет на кли­мат материков:

1) положение по широте;

2) положение по долготе;

3) удаленность от океана;

4) подстилающая поверхность?

18. Что является причиной изменения климатических условий по сезонам года в субэкваториальном и субтропи­ческом поясах:

1) географическая широта местности;

2) смена воздушных масс;

3) различия между зимними и летними температурами воздуха?

19. На территории, где в течение года господствуют эк­ваториальные воздушные массы, стоит:

1) однообразная жаркая и влажная погода;

2) однообразная жаркая и сухая погода;

3) попеременно жаркая и влажная или жаркая и сухая погода.

20. Постоянные ветры, дующие с 30-х широт к экватору, называются:

1) бризы;

2) пассаты;

3) муссоны

21. Климатический пояс, климат которого формируют экваториальные и тропические воздушные массы, называ­ется:

1) тропическим;

2) субтропическим;

3) субэкваториальным.

22. Большие по площади природные комплексы, формирующиеся в зависимости от разного сочетания тепла и вла­ги ,называют:

1) климатическими поясами;

2) климатическими областями;

3) природными зонами.

23. Природные зоны земного шара традиционно назы­вают:

1) по особенностям их географического положения.

2) по преобладающему типу климата;

3) по преобладающему типу растительности.

24. Размещение природных зон на материке не зависит:

1) от его протяженности;

2) от размещения крупных форм рельефа;

3) от типа горных пород на его поверхности;

4) от господствующих ветров.

25. Многие растения влажного экваториального леса поглощают влагу прямо из воздуха с помощью воздушных корней. Их называют:

1) лианы;

2) эпифиты;

3) паразиты.

26. Почвы влажных экваториальных лесов бедны пере­гноем потому, что:

1) растительный опад во влажных экваториальных ле­сах очень мал;

2) деревья и другие растения очень быстро поглощают

перегной и он не успевает накапливаться;

3) нет условий для быстрого перегнивания листвы и об­разования перегноя. 27. Какая из названных черт не характерна для влаж­ных экваториальных лесов:

1) многоярусность;

2) листопадность;

3) видовое разнообразие растений;

4) видовое разнообразие животных?

28. В саваннах преобладает травяной покров. Главным препятствием развития здесь древесной растительности яв­ляется:

1) нехватка влаги в сухой сезон;

2) отсутствие поверхностных вод;

3) большие сезонные перепады температуры воздуха.

29. В тропических пустынях атмосферные осадки прак­тически отсутствуют. Это объясняется:

1) положением пустынь преимущественно в области по­стоянного высокого давления;

2) господством пассатов;

3) отсутствием поверхностных вод как возможного ис­точника влаги для испарения.

30. Горные породы в тропических пустынях разрушаются под воздействием: 1) атмосферной влаги;

2) суточных перепадов температуры;

3) годовых перепадов температуры.

31. Важной причиной возникновения пустынь Намиб и Атакама является:

1) их положение на побережье океана;

2) холодное течение вдоль берегов материков;

3)наличие высоких гор вдоль побережья.

32. Широтная зональность наиболее четко проявляется:

1) на больших равнинах, протянувшихся с севера на юг;

2) на больших равнинах, протянувшихся с запада на восток;

3) в высоких горах.

33. Основной причиной проявления широтной зонально­сти размещения природных зон является:

1) разнообразие рельефа земной поверхности;

2) различное количество солнечного тепла, получаемого разными широтами Земли;

3) чередование пространств материковой суши с водной поверхностью океанов.

34. Количество высотных поясов в горах не зависит:

1) от высоты горной страны;

2) от широты местности, в которой она находится;

3) от долготы местности, в которой она находится.

35. Самый большой набор высотных поясов можно на­блюдать:

1) в Андах;

2) в Атласских горах;

3) в горах Большого Водораздельного хребта.

36. Изменение природных зон на равнинах с севера на юг и от подножия к вершине в горах называется:

1) высотной поясностью;

2) географической зональностью;

3) широтной зональностью.



Контрольная работа № 5 по теме «Северная Америка»

Тестовая работа

1 вариант 2 вариант

  1. 1. По площади территории и численности 1.Большое разнообразие

населения С. Америка уступает: природы С.А. объясняется объясняется:

а) Антарктиде; б) Африке а) только географическим

б) Евразии; г) Ю.Америке положением

б) географическим положением

г) Ю.Америке и строением земной коры

3.К коренному населению С.А. 4. С.А. расположена в полушариях:

относятся: а)северном, южном и западном

а) индейцы б) северном и восточном

б) индейцы и эскимосы в) северном, южном и восточном

в) индейцы, эскимосы, негры г) северном и западном

5. На материке С.А. находятся 6. Америка – это:

полуострова: а) континент

а) Аляска б) название государства

б) Гудзонов в) материк

в) Калифорния

г) Лабрадор

д) Флорида

7. С. Америка Беринговым 8. Великие озера образовались

проливом отделена от: на месте:

а) Африки а) впадин, углубленных ледниками

б) Евразии б) разломов

в) Ю. Америки в) опускания земной коры

г) Антарктиды г) карьеров

9. С. Америка Панамским перешейком 10. Самой длинной рекой на

соединена с : материке является:

а) Австралией а) Огайо

б) Африкой б) Миссисипи

в) Евразией в) Миссури

г) Ю. Америкой г) Колумбия

ПРОВЕРКА НОМЕНКЛАТУРЫ

1 вариант 2 вариант

  1. мыс Сент- Чарльз 1. мыс Марьято

  2. Полуостров Флорида 2. Полуостров Лабрадор

  3. Мексиканский залив 3. Гудзонов залив

  4. Большие Антильские острова 4. Канадский арктический арх-г

  5. Великие равнины 5. Центральные равнины

  6. Горы Аппалачи 6. Горы Кордильеры

  7. Река Колорадо 7. Река Миссури

  8. Озеро Виннипег 8. Озеро Мичеган

  9. Вулкан Орисаба 9. Вершина Мак- Кинли

  10. Полуостров Аляска 10. Полуостров Калифорния

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА


1 ВАРИАНТ

1вопрос.

Назовите самую низкую точку материка и ее высоту.

2 вопрос.

Перечислите основные климатические пояса, в которых располагается Северная Америка.



2 ВАРИАНТ

1 вопрос

Назовите самую высокую точку материка и ее высоту.

2 вопрос

Перечислите основные природные зоны , в которых расположена Северная Америка.


Контрольная работа № 6 по теме «Евразия»

1 вариант

1. Материк Евразия: А) пересекается экватором и 180-ым меридианом; Б) пересекается экватором и не пересекается 180-ым меридианом; В) не пересекается экватором и пересекается 180-ым меридианом; Г) не пересекается ни экватором, ни 180-ым меридианом.

2. Ближе других материков к Евразии расположены: А) Южная Америка и Северная Америка Б) Северная Америка и Африка В) Африка и Австралия Г) Австралия и Антарктида

3. Число океанов, омывающих территорию Евразии:
А) один Б) два В) три Г) четыре
4. По сложности и разнообразию строения земной коры и рельефа Евразия:
А) превосходит Африку и Северную Америку
Б) превосходит Африку, но уступает Северной Америке
В) уступает Африке, но превосходит Северную Америку
Г) уступает Африке и Северной Америке
5. Специфической чертой строения земной коры Евразии является присутствие:
А) областей герцинской и мезозойской складчатостей;  Б) областей мезозойской складчатости и древних платформ;  В) нескольких древних платформ;  Г) древних платформ и областей новой складчатости
6. Амплитуда высот на территории материка достигает … (км)
А) 5;   Б)  7;   В) 9;    Г)11;
7. Наиболее высокими на территории Евразии являются горные системы, образованные в:
А) древнейшую складчатость Б) древнюю складчатость В) среднюю складчатость Г) новую складчатость
8. Наибольшие абсолютные высоты характерны для … нагорья
А) Иранского;  Б) Памир;  В) Малоазиатского;  Г) Тибет
9. Сейсмические пояса в Евразии протягиваются вдоль … окраин материка:
А) западных и северных Б) северных и восточных В) восточных и южных Г) южных и западных
10. В областях древней складчатости расположены горы …
А) Карпаты и Кавказ;  Б) Кавказ и Пиренеи;  В) Пиренеи и Скандинавские;  Г) Скандинавские и Алтай
11. Вдоль восточного побережья Евразии протягивается … пояс:
А) медно-никелевый;  Б) свинцово-цинковый;  В) оловянно-вольфрамовый;  Г) железо-марганцевый
12. Наименьшую площадь на территории Евразии занимает … климатический пояс:
А) экваториальный;  Б) субэкваториальный;  В) тропический;  Г) субарктический
13. Наибольшее влияние на климат Европы оказывает … океан:
А) Атлантический;  Б) Северный Ледовитый;  В) Индийский;  Г) Тихий
14. Самая низкая температура воздуха в Евразии зарегистрирована в:
А) северной части;  Б) северо-восточной;  В) северо-западной;  Г) юго-восточной
15. Минимальное количество осадков выпадает в … части материка:
А) западной;  Б) южной;  В) восточной;  Г) центральной
16. В субтропическом средиземноморском типе климата максимум осадков выпадает:
А) весной;  Б) зимой;  В) осенью;  Г) летом
17. Полноводными в течение всего года являются реки:
А) Южной Европы; Б) Западной Европы;  В) Южной Азии;  Г) Восточной Азии
18. Характерные черты речной сети материка определяются в первую очередь особенностями:
А) растительности и почв;  Б) почв и рельефа;  В) рельефа и климата;  Г) климата и растительности
19. Практически лишены рек:
А) Западная и Восточная Азия;  Б) Восточная и Южная Азия;  В) Южная и Центральная Азия; Г) Центральная и Западная Азия

20. Наибольшее разнообразие природных зон отмечается в … климатическом поясе
А) субарктическом;  Б) умеренном;  В) тропическом;  Г) субэкваториальном

2 вариант


1. В тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах расположена зона:
А) степей и лесостепей;  Б) муссонных лесов;  В) саванн и редколесий;  Г) пустынь и полупустынь
2. Славянские народы проживают в:
А) Восточной Европе и Северной Азии;  Б) Северной Азии и Северной Европе;  В) Северной Европе и Южной Азии;  Г) Южной Азии и Восточной Европе
3. Наибольшая численность населения характерна для:
А) русских;  Б) индусов;  В) китайцев;  Г) японцев
4. Наивысшая плотность населения характерна для стран:
А) Северной и Центральной Азии;  Б) Центральной и Восточной Азии;  В) Восточной и Юго-Восточной Азии;  Г) Юго-Восточной и Юго-Западной Азии
5. Плотность населения на острове Ява:
А) низкая;  Б) средняя;  В) высокая;  Г) одна из самых высоких на Земле
6. Самая низкая плотность населения характерна для полуострова:
А) Индокитай;  Б) Аравийский;  В) Корея;  Г) Индостан
7. В честь русских путешественников названы крайние … точки материка:
А) северная и восточная;  Б) восточная и южная;  В) южная и западная; Г) западная и северная
8. Русские путешественники П.П. Семенов и Н.М. Пржевальский исследовали … Азию:
А) Южную;  Б) Восточную;  В) Центральную; Г) Западную
9. Большим Каменным носом раньше назывался мыс:
А) Канин Нос;  Б) Рока;  В) Челюскин;  Г) Дежнева
10. Страной «льда и огня» называют:
А) Швецию;  Б) Финляндию;  В) Исландию;  Г) Италию
11. Древнее оледенение оказало наибольшее влияние на формирование природы стран Европы:
А) Северной;  Б) Южной;  В) Западной;  Г) Восточной
12. «Суоми страна болот» называется:
А) Швеция;  Б) Норвегия;  В) Финляндия; Г) Швейцария
13. Среди стран Сев. Европы молочное животноводство достигло наиболее высокого уровня в:
А) Германии; Б) Дании;  В) Нидерландах; Г) Финляндии
14. Родиной путешественников-исследователей Р. Амундсена, Ф. Нансена, Т. Хейердала является:
А) Швеция;  Б) Норвегия;  В) Дания;  Г) Германия
15. Наименьшая степень нарушения природы человеком характерна для стран … Европы:
А) Южной;  Б) Западной;  В) Восточной;  Г) Северной
16. Великобритания является родиной:
А) футбола;  Б) баскетбола;  В) гандбола;  Г) волейбола
17. Наиболее гористой частью Британских островов является:
А) Англия;  Б) Ирландия;  В) Шотландия; Г) Уэльс
18. Ткацкий станок, паровая машина, пароход были изобретены в:
А) Германии;  Б) Великобритании;  В) Франции; Г) Италии
19. Самой крупной по площади из стран Европы является:
А) Германия;  Б) Польша;  В) Испания;  Г) Франция
20. Субтропический средиземноморский тип климата в наибольшей степени характерен для:
А) Финляндии и Швеции;  Б) Швеции и Франции;
В) Франции и Италии; Г) Италии и Испании.






Контрольная работа № 7 «География материков и океанов»

Вариант-1

1)Распределите указанные географические объекты по материкам Земли:

1.Море Росса

2.Килиманджаро

3Байкал

4.Чад

5.Амазонка

6.Эфиопское нагорье

7.Муррей

8.Озеро Гурон

9.Замбези

10.Сахара

11.Парана

12.Игуасу

13.Эйр

14.Эребус

15.Фудзияма


2.Самое большое море-озеро мира _____________________

На материке___________________________


3.Самое низкое место поверхности суши мира______________

На материке___________________________


4.Самая высокая вершина мира__________________

5..Самый высокий водопад _______________________

на материке________________________________________

6. Самое сухое место в мире - пустыня___________________

на материке_________________________________________

7. Самая низкая температура на Земле была зарегистрирована на материке_________

8. Самая большая по площади страна мира____________________________________

9.К основным формам рельефа Земли относятся:

а) горы

б) равнины

в) ущелья

г) овраги

д) холмы

10. Платформы Северо-Американская, Южно - Американская, Индийская, Южно- Китайская в рельефе выражены

а) низкими горами

б) равнинами разной высоты

в) нагорьями

г) низменностями

11. Перечислите климатические пояса Земли, начиная от экваториального:

а) Экваториальный

б)_______________

в)_______________

г)________________

д)_________________

е)_________________

ж)_________________

12Найдите лишний объект:

а) Игольный, Горн, Пиай, Марьятто, Йорк.

б)Кама, Конго, Амазонка, Чад, Волга.

в)Средиземное, Черное, Балтийское, Виктория.

13. Главной рекой стран Восточной Европы является:

а) Дунай

б) Рейн
в) Днепр

г) Висла

14. Установите соответствие


Природная зона

Главный тип почв

Ответ

1.Влажные экваториальные леса

а) Красно-желтые ферраллитные

1____________________

2. Саванны

б) Подзолистые

2______________________

3. Пустыни

в)Красно-бурые

3_______________________

4. Степи

г) Бурые и серые лесные

4________________________

5. Смешанные и широколиственные леса

д) Черноземы и каштановые

5______________________

6. Тайга

е) Тундрово-болотные

6_______________________

7. Тундра

ж) Пустынные

7________________________


15. Сравните природу влажных лесов Южной Америки и Африки и природу саванн этих материков. В чем сходство и различие?