Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Варламово
имени Л. Н. Сейфуллиной
Утверждаю: Согласовано:
Директор школы Заместитель директора по УВЧ
__________/_О.Н. Попова_/ __________/_И.В.Махортова_/
«______»__________2016 «______»__________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике и ИКТ
Учитель: Урсаева М. Г.
Год составления: 2016-2017 учебный год
Класс 9 класс (коррекция)
Общее количество часов по плану 34 часа
Количество часов в неделю 1 час _
с. Варламово
2016 г.
Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.,
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009),
методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Семакина И.Г. (Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000),
авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне на второй ступени обучения И.Г.Семакина
в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Цели и задачи курса.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Важными коррекционными задачами курса информатики в классах
коррекционно-развивающего обучения являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Авторское содержание в рабочей программе изменено.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34, а не 70 часов (63+7 резерва), то в рабочей программе количество часов уменьшено в отличие от примерной программы. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню класса коррекции VII вида и рассчитано на изучение базового курса информатики в течение 34 часов (1 час в неделю).
Преподавание проводится по учебнику И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. 9 класс. Базовый курс». Содержание учебника соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по информатике, материал изложен в краткой и доступной форме. Следует отметить, что особенности учащихся не позволяют в полной мере использовать существующие учебные пособия.
Тема «Программное управление работой компьютера» является слишком сложной для понимания учащихся и дается в ознакомительном плане. На неё выделено 2 часа вместо 12 часов.
Данный класс изучал информатику в 5-8 классах. В курсе 7 класса рассматривались темы «Информационное моделирование», «Табличные вычисления на компьютере» и «Управление и алгоритмы», поэтому количество часов на эти темы уменьшено до 4 (было 5ч.), 4 (10 ч.), 5 (10 ч.).
Материал темы «Хранение и обработка информации в базах данных» дается в более упрощенном виде и сокращен до 5 часов (12 ч.).
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие -18 часов, всего 34 часа за год.
Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | В т.ч. лабораторные , практические работы. |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 10 | 6 |
2 | Информационное моделирование | 4 | 2 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 5 | 4 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 4 | 3 |
5 | Управление и алгоритмы | 5 | 4 |
6 | Программное управление работой компьютера | 2 | - |
7 | Информационные технологии и общество | 2 | - |
8 | Повторение | 2 | - |
| Итого | 34 | 19 |
Учащиеся должны знать/понимать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
назначение языков программирования и систем программирования;
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Учебно-методический комплекс:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. / Л.А.Залогова; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5 изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д.Угринович.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Авторская программа курса «Информатика и икт» для 8-9 классов (авт. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения урока |
план | факт |
Компьютерные сети. | 10 | |
1 (1) | Техника безопасности. Компьютерные сети. | 1 | Компьютерные сети, назначение, принципы работы компьютерных сетей. Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей | Знать виды компьютерных сетей. | | |
2 (2) | Локальные компьютерные сети. Работа в локальной сети класса в режиме обмена файлами | 1 | Локальная компьютерная сеть, топология и типы локальной сети. | Локальная сеть кабинета информатики и ИКТ Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ | 08.09 | |
3 (3) | Электронная почта и др. услуги сетей, аппаратное и программное обеспечение сети. | 1 | Назначение и принципы работы электронной почты | Знать услуги сетей. | 15.09 | |
4 (4) | Работа с электронной почтой. | 1 | Назначение и принципы работы электронной почты | Уметь пользоваться электронной почтой | 22.09 | |
5 (5) | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в интернете | 1 | Протоколы передачи данных; программы-браузеры; поиск информации. | Сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников. | 29.09 | |
6-7 (6-7) | Работа с WWW. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | 2 | Назначение программы-браузера; отбор и проверка информации. Технология поиска информации в сети Интернет | Знать приёмы работы с WWW. Работа в браузере; уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет | 06.10-13.10 | |
8 (8) | Создание и оформление Web-страницы с использованием текстового редактора. | 1 | Создание простейших Web-страниц | Уметь создавать Web-страницы в приложении Word | 20.10 | |
9-10 (9-10) | Создание Web-страницы | 2 | Этапы создания Web-страницы | Знать способы оформления Web-страницы и уметь поэтапно создавать Web-страницы | 27.10-03.11 | |
Информационное моделирование. | 4 | |
1 (11) | Понятие модели. Информационные модели. | 1 | Классификация моделей; основные типы информационных моделей. | Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей. | 10.11 | |
2 (12) | Табличные модели. | 1 | Табличные модели, элементы и типы данных в табличных моделях. | Знать табличные модели. | 17.11 | |
3 (13) | Информационное моделирование на компьютере. | 1 | Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения | Разработка схемы моделирования для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия. | 24.11 | |
4 (14) | Компьютерный эксперимент. | 1 | Проведение эксперимента; использование разных видов моделирования. | Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере. | 01..12 | |
Хранение и обработка информации. | 5 | |
1 (15) | Базы данных и информационные системы. | 1 | Формы представления данных, понятие базы данных и ее основных элементов. | Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД . | 08.12 | |
2 (16) | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных. | 1 | Системы управления базами данных, приложение Ms Access. Редактирование базы данных | Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access. Уметь работать с готовыми базами данных | 15.12 | |
3 (17) | Создание базы данных на компьютере. | 1 | Поиск записей в базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных. | Создавать структуру базы данных, просматривать, редактировать, сохранять записи в БД. | 22.12 | |
4 (18) | Условия выбора и простые логические выражения. Формирование запросов к готовой базе данных. | 1 | Условия поиска; простые логические значения, операции, выражения. Технология поиска, замены, сортировки, группировки, фильтрации данных. | Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД. | | |
5 (19) | Сортировка, добавление и удаление записей. | 1 | Сортировка, добавление и удаление записей в реляционных БД. | Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access. | | |
Табличные вычисления на компьютере. | 4 | |
1 (20) | Двоичная система счисления | 1 | Двоичная и десятичная системы счисления. Двоичная арифметика. | Ознакомиться с системами счисления. | | |
2 (21) | Электронные таблицы. Правила заполнения Excel. Работа с диапазонами. | 1 | Назначение табличного процессора, объекты Excel, типы данных Excel. Понятия диапазона и относительной адресации. | Уметь создавать, заполнять, редактировать электронную таблицу и работать в Excel. Знать принцип относительной адресации и уметь манипулировать с диапазонами. | | |
3 (22) | Вычисления. Табличные расчеты и электронные таблицы. | 1 | Математические вычисления в электронных таблицах. | Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах. | | |
4 (23) | Деловая графика. | 1 | Графическая обработка данных. Технология создания и редактирования диаграмм. | Знать области применения деловой графики. Уметь создавать и редактировать диаграммы. | | |
Управление и алгоритмы. | 5 | |
1 (24) | Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. | 1 | Кибернетика, кибернетическая модель управления | Знать, что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки, сущность схемы с обратной связью. Уметь при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи. | | |
2 (25) | Определение и свойства алгоритма. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: линейный алгоритм. | 1 | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Алгоритм и его свойства. Разработка линейного алгоритма. | Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей. Знать определение алгоритма, его свойства. Уметь осуществлять разработку линейного алгоритма. | | |
3 (26) | Вспомогательные алгоритмы. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | Способы разбиения задачи на подзадачи. Решение задачи с использованием вспомогательного алгоритма. | Знать назначение вспомогательных алгоритмов Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм. | | |
4 (27) | Циклический алгоритм. Работа с циклами | 1 | Циклический алгоритм. Структура цикл. Разработка алгоритма, содержащего цикл. | Знать алгоритмическую конструкцию цикл. Уметь осуществлять разработку циклического алгоритма с использованием операций повтора. | | |
5 (28) | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | 1 | Команда ветвления, метод пошаговой детализации. | Знать метод последовательной детализации. Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм | | |
Программное управление работой компьютера. Знакомство с языком Паскаль. | 2 | |
1 (29) | Алгоритмы работы с величинами | 1 | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. | Знать основные виды и типы величин | | |
2 (30) | Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. | 1 | Назначение языков программирования, алфавит языка программирования Pascal. | Ознакомиться с алфавитом языка Pascal. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов. | | |
Информационные технологии и общество. | 2 | |
1 (31) | Предыстория информатики. История чисел, систем счисления, программного обеспечения и ИКТ. | 1 | Средства хранения, передачи и обработки информации. Четыре поколения ЭВМ. Структура программного обеспечения и его история. | Знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, историю способов записи чисел, основные этапы развития компьютерной техники и ПО. | | |
2 (32) | Основы социальной информатики. | 1 | Информационные ресурсы, задачи информатизации, проблемы защиты. | Знать в чем состоит проблема безопасности информации. Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. | | |
Повторение | 2 | |
1-2 (33-34) | Повторение. Итоговое тестирование | 2 | Уроки повторения по темам курса «Информатика и ИКТ» за 8-9 классы. | | | |
| Итоговая работа | 1 | | | | |