СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 6 класс. Планирование составлено на основе примерной рабочей программы по истории.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. РОДНИКОВСКИЙ



Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ.

на заседании МО учителей Директор МОУ СОШ

гуманитарного цикла п. Родниковский

Протокол № от _____________О.А. Киселёв

Руководитель МО Приказ №_____от «___»________2016г.

_______Крайнова Л.Н.

Согласовано с зам. по УВР

_______С.А. Вислова





Рабочая программа







Наименование предмета (в соответствии с Учебным планом)

всеобщая история. История России

6 класс (базовый уровень)

Ф.И.О. составителя: Вислова Е.М













2016 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История России» для 6 класса составлена в соответствии с

- федеральным государственным образовательным стандартом ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897),

- приказом Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г .N 1897»,

- федеральным перечнем учебников 2015,

- примерной основной образовательной программой ООО, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ под № 2 в 2015 году (www.fgosreestr.ru).

- ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания истории в 2016/2017 году»,

- положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МОУ СОШ п. Родниковский (приказ №33/5 от 01 сентября 2016г),


- учебный план МОУ СОШ п. Родниковский на 2016 – 2017учебный год (протокол педсовета № 115 , приказ об утверждении № 115 от 30.08.2016 г.).


Рабочая программа предмета «Всеобщая история. История России» для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 с изменениями) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ п. Родниковский МОУ СОШ п. Родниковский с учетом программ, включенных в ее структуру.




















Планируемые результаты изучения предмета «Всеобщая история. История России» в 6 классе

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.







Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение

Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 ч.)

Введение.

Происхождение понятия «средние века» (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы.

Древние германцы и Римская империя.  Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Система образования. Франкское государство в VI—VIII вв. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане.

Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан. Союз королей и городов.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы.

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X–XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV).

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия.      Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль.

Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв.

Подъем хозяйства в Германии. Усиление власти князей в Германии. Завоевание полабских и поморских крестьян. Священная римская империя и княжества. От династии Люксембургов до династии Габсбургов. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Рассвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 9. Славянские государства в Византии XIV-XV.

Возвышение роли Чехии в Священной римской империи. Прага- столица империи. Население, церковь и власть. Ян Гус- критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения. Балканские народы накануне завоевания. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул- столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв.

Путешествия Марко Поло. Развитие светской культуры. Возникновение университетов. Устройство университетов. Схоластика - религиозная философия. Обращение к античному наследию. Дискуссия о соотношение веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Рационализм и скептицизм. Фома Аквинский - философ. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Трубадуры. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Данте Алигьери. Архитектура. Романский и готический стили. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Сандро Боттичелли. Открытия Христофора Колумба. Переворот в военном деле. Изобретения книгопечатанья Иоганном Гуттенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Тема 11. Народы Азии, Африки и Америки в средние века.

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.  Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.   Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.


ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)


Тема 1. Введение в курс истории России

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Тема 2. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Тема 3. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Тема 4. Русь в IX – первой половине XII вв.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.


Тема 5. Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Тема 6. Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема 7. Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли».

«Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Тема 8. Формирование единого Русского государства.

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Тема 9. Региональный компонент

Пензенский край в Древности и Средневековье.

Тематическое планирование

История Средних веков

п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Введение

1

1

Введение. Живое Средневековье

1

Раздел I. Становление средневековой Европы (VI-XIвв.).

5

2

Образование варварских королевств. Государство франков

1

3

Христианская церковь в ранее Средневековье.

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XIвеках.

1

6

Англия в раннее средневековье

1

Раздел II. Византийская империя и славяне VI-XIвв.

3

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

8

Культура Византии.

1

9

Образование славянских государств.

1

Раздел III.Арабы в VI-XIвв.

1

10

Мир ислама. Тестирование по теме «Раннее средневековье»

1

Раздел IV. Феодалы и крестьяне.

2

11

Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке. В рыцарском замке

1

12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Раннее Средневековье»

1

Раздел V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

1

13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.

1

Раздел VI. Католическая церковь в XI-XIII. Крестовые походы.

2

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

15

Крестовые походы.Тестирование по теме «Развитое средневековье»

1

Раздел VII. Образование Централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека).

7

16

Как происходило объединение Франции.

1

17

Что англичане считают началом своих свобод.

1

18

Столетняя война.

1

19

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

21

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.

1

22

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Высокое Средневековье»


Раздел VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.

2

23

Гуситское движение в Чехии.

1

24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Раздел IX. Культура Западной Европы в Средние века.

2

25

Образование и философия. Средневековая литература. Научные открытия и изобретения.

1

26

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Раздел X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

1

27

Средневековая Азия и Африка.

1

Итоговое повторение.

1

28

Наследие Средних веков в истории человечества. Тестирование по курсу «История Средних веков»

1


Итого

28


История России

п/п

Раздел/тема

Кол-во часов


Введение

1

1

Наша Родина — Россия

1


Раздел I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

3


Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

4

Образование первых государств

1

5

Восточные славяне и их соседи

1

6

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности».

1


Раздел II. Русь в IX — первой половине XII в.

10

7

Первые известия о Руси

1

8

Становление Древнерусского государства

2

9

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

10

Русское государство при Ярославе Мудром

1

11

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

12

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

13

Место и роль Руси в Европе

1

14

Культурное пространство Европы и культура Руси

1

15

Повседневная жизнь населения

1

16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в IX – первой половине XII вв.»

1


Раздел III. Русь в середине ХII — начале XIII в.

4

17

Политическая раздробленность на Руси

1

18

Владимиро-Суздальское княжество

1

19

Новгородская республика

1

20

Южные и юго-западные русские княжества

1



Раздел IV. Русские земли в середине


9

21

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

1

22

Батыево нашествие на Русь

1

1

23

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

1

24

Золотая Орда

1

1

25

Литовское государство и Русь

1

1

26

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

1

27

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

1

28

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV вв.

1

1

29

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII – XIV вв.»

1

1












Раздел V. Формирование единого Российского государства

11

30

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

1

31

Московское княжество в первой половине XV в.

1

1

32

Распад Золотой Орды и его последствия

1

33

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

34

Русская православная цер-ковь в XV — начале XVI в.

1

35

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

36

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Формирование Русского государства»

1

37

Итоговый урок по курсу: «История России с древнейших времен до XV в.»

1

38

Древнейшие люди. Первые скотоводы и земледельцы на территории Пензенского края

1

39-40

Первые государства. Развитие феодализма на территории Пензенского края

2


Итого

40 ч