СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО. 5 класс. ФГОС.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ООП ООО МОУ-СОШ № 17, "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" (автор Б. М. Неменский, 2011 г). 

Цель данной рабочей программы - развитие образного восприятия визуального мира и освоение художественного, творческого самовыражения личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 5 класс. ФГОС.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ-СОШ № 17

___________/Г.И.Сальникова

«____» ______________2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 класс



Составитель: Жирненкова Нина Юрьевна

учитель изобразительного искусства первой квалификационнойкатегории















2016-2017 учебный год




Пояснительная записка

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ООП ООО МОУ-СОШ № 17, «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» (авторы Б.М.Неменский, 2011) с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

Основные цели и задачи

Цель данной рабочей программой - развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.

Задачи:

  • гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;

  • развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Согласно Уставу МОУ – СОШ № 17 промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися объёма содержания общеобразовательных программ за учебный год и учебный период, которая проводится в форме тестирования.

Формы контроля: фронтальный опрос, разноуровневые тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, практическая работа, теоретические зачеты, итоговая творческая работа. Место предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5 классе в объеме 34 часов (из расчета 1 час в неделю).

Планируемые результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие курс. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

в трудовой сфере:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной сфере:

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов общеобразователь­ное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:

в познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразитель­ного искусства, художественных средств выразительности;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- различать изученные виды пластических искусств;

- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;


в ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус­ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведе­ниях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

в трудовой сфере:

-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся и проявляются:

- в умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- в умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- в умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- в владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- в умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



Содержание программы 5 класс


  1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 ч.)

Темы уроков

«Древние образы в народном искусстве»

«Убранство русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

«Конструкция и декор предметов народного быта»

«Русская народная вышивка»

«Народный праздничный костюм»

«Народные праздничные обряды» (обобщение темы)

В I теме учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.

Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) искусству желательно осуществлять в системе Природа — Человек— Культура (Искусство), исходя из того, что народное искусство — это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рассматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.

Восприятие произведений крестьянского искусства в системе Природа — Человек — Культура помогает увидеть и понять общность и различие между аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.

Исключительно важное значение для понимания учащимися содержательной глубины крестьянского прикладного искусства имеет раскрытие идеи целостности мира, выраженной через символическую трехчастность (космос — небо, земля, подземно-подводный мир). На уроках школьники осознают, что каждый художественно оформленный предмет включён в высокий порядок мира природы и космоса и тоже от­мечен или трёхчастной структурой (костюм, изба, наличник окно-око и т. п.), или символическими знаками трёхчастности.

Педагог должен понимать, что крестьянское искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учитывающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа.

Знакомство с памятниками крестьянского прикладного искусства происходит через рассматривание изображений резного декора деревенского дома, деревянной фигурной посуды, пряничных досок, прялок, вальков, рубелей, орнаментов народной вышивки, народного праздничного костюма, а также, конечно, подлинных вещей, позволяющих говорить о нерасторжимом единстве конструкции и декора, о богатстве художественных трактовок традиционных образов и мотивов, их «природности», изобразительной условности, символизации. Одновременно зрительный материал формирует насмотренность учащихся.

В формировании познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения учащихся к крестьянскому искус­ству огромное значение имеет слово учителя. Оно становится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть столь же эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплексное воздействие слова (образного, ёмкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, развивая от урока к уроку у учащихся потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывая чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков.

  1. СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ(14 ч.)

Темы уроков

«Древние образы в современных народных игрушках»

«Искусство Гжели»

«Городецкая роспись»

«Хохлома»

«Жостово. Роспись по металлу»

«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»

«Роль народных художественных промыслов в современ­ной жизни» (обобщение темы)

Во II теме учащиеся продолжают знакомство с народным искусством на примере традиционных народных ху­дожественных промыслов России (филимоновская, дымков­ская, каргопольская народная игрушка; Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.).

На уроках необходимо дать пятиклассникам понимание того, что изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров и потому в них многое от нашего времени: и более высокий уровень профессионального мастерства, и обогащенные временем приёмы исполнения, и использование машинной техники параллельно с ручным трудом — рукотворчеством, и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое проявление его индивидуальности.

Но наряду с этим современные народные промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя её через излюбленные образы и мотивы и их разнообразные варианты, через наследственную культуру народного мастерства, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. Настоящее, несущее в себе прошлое и обращенное в будущее, осуществляет живую связь веков. Эта мысль должна пройти красной нитью через все уроки данной темы.

Важно, чтобы на уроках учащиеся научились понимать общую природу всех традиционных художественных промыслов и в то же время различия между ними. При решении этой задачи ведущим является метод сравнения, который даёт возможность смотреть на вещь – образ, на отдельные элементы орнамента одного промысла через призму другого, находить родственные и отличительные признаки, выявляя черты не­повторимого своеобразия. Так, например, через сравнение цветового строя элементов растительного орнамента в хохломской, городецкой, полхов-майданской росписях учащиеся начинают острее ощущать своеобразие и уникальность каждой из них.

Приобщению учащихся к искусству народных художественных промыслов, «расширению» их духовного опыта способ­ствует особая эмоциональная атмосфера урока, которая создаётся показом слайдов произведений искусства и природы, подлинных изделий, включённостью в художественную ткань урока музыкальных произведений (народных и классических), поэтического, научно-популярного, очеркового материалов, раскрывающих суть содержания урока.

  1. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (9 ч.)

Темы уроков

«Зачем людям украшения»

«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

«Одежда говорит о человеке»

«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы)

Вводя учащихся на уроках этой темы в область классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных времён и народов, следует акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.

Одновременно с этим затрагивается ещё один важный аспект — взаимосвязь мировоззрения людей конкретной эпохи и образного строя произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественный образ предмета должен восприниматься в соотнесённости с мировосприятием людей, обществом, определяющими идеями того или иного времени. Это даёт возможность увидеть, как идеи воплощаются в материальной ткани вещи-образа, в её декоративных элементах.

С помощью слайдов, репродукций памятников архитектуры, скульптуры, произведений живописи, а также музыкального и литературного материала учитель может, знакомя учащихся с образцами классического декоративно-прикладного искусства, создать ощущение эпохи, её обобщённо-чувственный образ. Это поможет острее увидеть в произведениях разных видов искусства проявление общих стилевых признаков, осознать стилевое единство предметов декоративного искусства в рамках конкретной эпохи.

  1. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ(2 ч.)

Темы уроков

«Современное выставочное искусство»

«Ты сам мастер»

Тема года логически завершается современным декоративно-прикладным искусством, знакомство с которым выводит учащихся на новую ступень восприятия и осмысления его художественно-образного языка, адекватного требованиям времени. Это позволяет увидеть разнообразие новых, неожиданных образно-пластических решений в различных материалах и техниках декоративного искусства (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани и др.).

В современном мире наблюдаются взаимопроникновение и взаимообогащение видов искусств. Эта тенденция со всей очевидностью просматривается в области декоративных искусств.

Художник-прикладник, создавая художественный образ, обогащает его средствами других пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Вместе с тем он стремится к созданию произведений, вступающих во взаимодействие, синтез с другими предметами и архитектурным пространством. Желательно, чтобы эти проблемы в доступной для ребят данного возраста форме были освещены в ходе беседы, которая должна сопровождаться ярким наглядным материалом.

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т.д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

Педагогу следует учитывать то обстоятельство, что содержательный материал по данной теме представлен в учебнике для 5 класса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» достаточно широко и развёрнуто. Его постижение предполагается не только на уроке, но и в процессе самостоятельной работы дома, удельный вес которой в этой теме значительно возрастает.

Такое соотношение художественно-познавательной деятельности на уроке и дома обусловлено необходимостью вовлечения учащихся в настоящую творческую деятельность, в которой реализуются полученные в течение года знания, умения в области композиции формы, цвета и т. п. Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объ­единение совместных усилий учащихся и педагога.

Предлагаемое программой содержание темы предоставляет учителю определённую свободу: так, при знакомстве с разновидностями современного декоративного искусства, особенностями образного строя его произведений учитель, в условиях ограниченности часов, отведённых на освоение данной темы, может выстраивать любую логику её раскрытия, привлекая для этого имеющийся у него в наличии иллюстративный материал. Точно так же в практической части урока за учителем сохраняется право выбора содержания, характера творческих заданий, связанных, прежде всего с интересами школы, материала, который дети могут освоить на уроке.

При подготовке к уроку, посвященному изучению современного выставочного декоративного искусства, развивающегося совершенно по другим законам в отличие от народного, педагогу поможет литературный материал, который он может использовать в адаптированном виде в беседе с учащимися.


Учебно-тематический план

5 класс

п/п

Темы, разделы

Практические работы

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

9

2

Связь времен в народном искусстве

14

3

Декор – человек, общество, время

9

4

Декоративное искусство в современном мире

2



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей художественно-эстетического цикла

От «_____»_______________ 2016г. №______



СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ___________ /Г.Б. Перфилова

«______»________________ 2016г.









Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству


в 5 «_____» классе на 2016-2017 учебный год


пп

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Древние образы в народном искусстве



2

Убранство русской избы



3

Внутренний мир русской избы



4

Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка.



5

Конструкция и декор предметов народного быта. Деревянная посуда.



6

Русская народная вышивка. Полотенце.



7

Народный праздничный костюм. Северорусский народный костюм.



8

Народный праздничный костюм. Южнорусский народный костюм.Промежуточный тест за Iчетверть.



9

Работа над ошибками. Древние образы в народном искусстве



10

Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка.



11

Древние образы в современных народных игрушках. Филимоновская игрушка.



12

Искусство Гжели. Гжельский кистевой мазок.



13

Искусство Гжели. Роспись посудной формы под Гжель.



14

Городецкая роспись. Прорисовка.



15

Городецкая роспись. Подмалёвка.



16

Городецкая роспись. Оживка.Промежуточный тест за IIчетверть.



17

Работа над ошибками. Хохлома. Элементы травного узора.



18

Хохлома. Образы хохломских птиц



19

Хохлома. Роспись придуманной интересной формы на тонированной бумаге под хохлому.



20

Жостово. Роспись по металлу. Знакомство с приёмами жостовского письма.



21

Жостово. Роспись по металлу. Выполнить фрагмент росписи подноса.



22

Жостово. Роспись по металлу. Аппликация.



23

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)



24

Зачем людям украшения. Промежуточный тест за IIIчетверть.



25

Работа над ошибками. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Алебастровая ваза.



26

Роль декоративного искусства в жизни древнего обще­ства.Маска фараона.



27

Одежда говорит о человеке. Костюмы эпохи Средневековья.



28

Одежда говорит о человеке. Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»)



29

Одежда говорит о человеке. Завершение работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»)



30

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Эскизы гербов ремесленных цехов.



31

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Эмблема класса.



32

Роль декоративного искусства в жизни человека и обще­ства (обобщение темы). Промежуточный тест за IVчетверть.



33

Работа над ошибками. Современное выставочное искусство.



34

Ты сам мастер.