Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Антонятская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Методического Совета протокол от «___»________ 20___ г. № _________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________С.Н.Новых « » ___________2016 г | УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете протокол от «___»________ 20____ г. № _________ Директор МБОУ «АООШ» __________Н.В.Филимонова |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юные инспектора движения» (ЮИД)
Возраст детей: 10-11 лет
(4 класс)
Срок реализации программы: 2016-17 учебный год
Автор программы Ужегова Ирина Аликановна,
воспитатель детского сада
Антонята 2016
Структура рабочей программы по внеурочной деятельности:
1.Пояснительная записка;
2.Учебно-тематический план;
3.Содержание изучаемого курса;
4.Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) по трем уровням;
5.Описание методического и (или) материально-технического обеспечения процесса внеурочной деятельности;
6.Список литературы;
7.Приложения к программе.
1. Пояснительная записка | -направленность программы; - общая характеристика программы курса: - описание места Рабочей программы в структуре основной образовательной программы ОО; - цель и задачи программы; - описание ценностных ориентиров содержания программы курса; - особенности возрастной группы детей, которым адресована Рабочая программа: - формы, режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий, срок реализации |
2. Учебно-тематический план определением основных видов учебной деятельности (на класс) | - тематическое планирование составляется в виде таблицы, которая отражает перечень разделов, название и последовательность изложения тем, количество часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия); - формы организации деятельности обучающихся |
3. Содержание изучаемого курса | - краткое описание содержания по темам. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: • название; • основные узловые моменты; • формы организации процесса (теоретические, практические). Изложение ведется в именительном падеже. |
4. Планируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу | -Первый уровень результатов -Второй уровень результатов -Третий уровень результатов |
5. Описание методического и (или) материально-технического обеспечения процесса внеурочной деятельности | -информационное обеспечение; -алгоритмы деятельности; -контрольно-измерительные материалы; -материально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал |
6.Список литературы | Приводятся два списка литературы: список литературы для учителя (литература, используемая педагогом для разработки программы и организации процесса); список литературы для обучающихся (литература, рекомендуемая для учащихся и родителей). |
7.Приложения к программе | - основные понятия курса; - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации и др. |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» (ЮИД) в 4 классе разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Программа является авторской, разработана учителем ОБЖ Жаворонковым А.Н.
Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Реализация программы рассчитана на 2 года по 1 часу в неделю. Отряд ЮИД состоит из учащихся 4 класса.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения ;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Ожидаемый результат:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Учебники по ОБЖ, ПДД.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Газета «Добрая Дорога Детства»
Журнал «Путешествие на зеленый свет»
Учебно-тематический план
Содержание программы
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5.
Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
Список литературы
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
3. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
4. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
5. Газета «Добрая дорога детства» 2005, 2006, 2008 г.
6. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
7. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
8. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
9. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
10.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.
11. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.
12. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
13. Журнал «Педсовет»
Календарно-тематическое планирование
работы кружка ЮИД «Добрая дорога детства»
в 4 классе
1 раза в неделю (68 занятий)
на 2016– 2018 учебный год
№ урока | Тема занятия |
Тема 1: Введение (2ч) |
-
| Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. |
-
| Оформление уголка по безопасности дорожного движения. |
Тема 2: История правил дорожного движения (2ч) |
-
| История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… |
-
| ПДД. Общие положения. |
Тема 3: Изучение правил дорожного движения (43ч) |
-
| Обязанности пешеходов. |
-
| Обязанности пассажиров. |
-
| Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. |
-
| Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. |
-
| Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. |
-
| История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. |
-
| Предупреждающие знаки. |
-
| Знаки приоритета. Запрещающие знаки. |
-
| Изготовление макетов дорожных знаков. |
-
| Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. |
-
| Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. |
-
| Изготовление макетов дорожных знаков. |
-
| Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. |
-
| Места установки дорожных знаков. |
-
| Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. |
-
| Горизонтальная разметка и ее назначение. |
-
| Вертикальная разметка и ее назначение. |
-
| Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. |
-
| Сигналы светофора. |
-
| Виды светофоров. |
-
| Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. |
-
| Сигналы регулировщика. |
-
|
-
| Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. |
-
| Сигналы автомобиля. |
-
| Расположение транспортных средств на проезжей части. |
-
| Перекрестки и их виды. |
-
|
-
| Проезд перекрестков. |
-
| Правила перехода перекрестка. |
-
|
-
| Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. |
-
| Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. |
-
| Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. |
-
| Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. |
-
| Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. |
-
| Перевозка людей. |
-
| Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. |
-
| Правила перехода для каждого пешехода. |
-
| Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. |
-
| Дорожные ловушки. Решение задач по теме. |
-
| ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. |
-
| Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. |
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (8 ч) |
-
| Основные требования при оказании ПМП при ДТП. |
-
| Аптечка автомобиля и ее содержимое. |
-
| Виды кровотечений. Способы наложения повязок. |
-
| Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. |
-
| Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. |
-
| Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. |
-
| Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. |
-
| Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. |
Тема 5: Фигурное вождение велосипеда (10 ч) |
-
| Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. |
-
| Правила движения велосипедистов. |
-
|
-
| Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. |
-
| Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. |
-
| Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. |
-
| Составление памятки: «Юному велосипедисту». |
-
| Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. |
-
|
-
|
Тема 6: Традиционно-массовые мероприятия. (3 ч) |
-
| Подготовка выступления агитбригады. |
-
| Выступление агитбригады в начальной школе. |
-
| Зачет по ПДД. Тестирование. |