СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. К данной программе имеется программно-методическое сопровождение (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи), что очень важно в проведении качественного, полноценного урока!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия п. Нижний Куранах»
Принято на НМС Утверждаю
Протокол № Директор МБОУ
от __ сентября 2014 г. «Гимназия п.Нижний Куранах» _______________ Р.С.Улыбина
Образовательная программа
по музыке
(начальное общее образование) 1-4 класс
Разработала: Вавилова Э.И.
Учитель музыки
п. Нижний Куранах 2014г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1-4 класса составлена на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ 06.10.2009 г.), и составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки, с учетом требований национального регионального компонента (Указ Главы РК №301 от 13.06.2001 г.). Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
В федеральном базисном учебном плане в I классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 33 часа). Во 2-4 классах – 1 час в неделю/34 часа в год.
Данная рабочая программа адаптирована к условиям образовательного учреждения региона. Региональный компонент включает 10-15 % учебного времени, отведенного на преподавание данного предмета.
Для реализации программы для 1-4 класса используются:
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная Министерством образования и науки РФ;
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2009;
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2009;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях;
Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2007.
Также используется вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:
Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.
5. Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
6. Интернет-ресурсы
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Обучающиеся приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.
В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).
В результате освоения предметного содержания курса у обучающихся накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Раздел 3. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 час (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах – 34 часа. Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29 (30) часов классно-урочной деятельности. Остальные 4 часа музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.
Раздел 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка»
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Раздел 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Раздел 6.Содержание учебного предмета «Музыка»
1 класс
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего, предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников, и т.д.
2 класс
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы: «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.
«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
3 класс
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.
Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».
Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4 класс
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
Национально-региональный компонент.
В настоящее время учитель музыки не сможет осуществлять полноценного развития музыкальных способностей учащихся вне обращения к лучшим образцам национального искусства. Заменяя и расширяя музыку, данную в программе важно знакомить учащихся с самобытной народной музыкой профессиональных и самодеятельных компонентов. Освоение национального музыкального материала в школе будет способствовать расширению музыкального кругозора учащихся, формированию уважительного отношения к музыке других народов, выявлению процессов взаимосвязей и взаимодействий культур. В процессе музыкальных занятий учащийся знакомится с тем, что между музыкой народной и композиторской имеются многочисленные связи, что на формирование и развитие национальной музыкальной культуры влияет искусство других стран и народов. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы раскрыть детям красоту музыки разных народов, выявить характерные особенности народных композиторских произведений, раскрыть своеобразие и общность музыкальных культур
Раздел 7. Тематическое планирование.
Календарно – тематическое планирование по музыке 1 α,β класс
№ урока п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | «Внутренняя музыка» (3 ч.) Внутренняя музыка | 1 | 5.09 | Наблюдать за музыкой в жизни человека Проявлять эмоциональную отзывчивость Исполнять колыбельные песни |
2 | Колыбельная песня | 1 | 12.09 | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре |
3 | Сказку складываем, музыкой сказываем. Народное музыкально-поэтическое творчество. | 1 | 19.09 | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
4 | Родная речь (5 ч.) Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | 1 | 26.09 | Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись |
5 | Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное… | 1 | 3.10 | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение |
6 | Музыка природы. Прогулка в лес | 1 | 11.10 | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение |
7 | Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе. | 1 | 17.10 | Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
8 | Портреты заговорили и запели. | 1 | 24.10 | Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира |
9 | Пётр Ильич Чайковский (3ч.) Детские годы. | 1 | 31.10 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
10 | Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. | 1 | 14.11 | |
11 | Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». | 1 | 21.11 | |
12 | Михаил, Иванович Глинка (4ч.) Детские годы | 1 | 28.11 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
13 |
Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» | 1 | 5.12 | |
14 | Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле!
| 1 | 12.12 | |
15 | Руслан и Людмила. Слава! | 1 | 19.12 | |
16 | Мелодия жизни(4ч.) Заветное слово. | 1 | 26.12 | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира |
17 | Как начинается музыка? | 1 | 16.01 | |
18 | Вольфганг Амадей Моцарт. | 1 | 23.01 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
19 | Моцарт сочиняет. | 1 | 30.01 | |
20 | Сергей Сергеевич Прокофьев(3 ч.) Детство композитора | 1 | 13.02 | |
21 | Дорогой,Щелкунчик! | 1 | 20.02 | |
22 | Музыка для детей С. Прокофьева | 1 | 27.02 | |
23 | Путешествие во времени и пространстве(6 ч.) Тренируем свою «внутреннюю музыку» | 1 | 6.03 | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение |
24 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу | 1 | 13.03 | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов |
25 | Тренируем свою «внутреннюю музыку».
| 1 | 20.03 | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов |
26 | Две песни. Сочиняем песенку | 1 | 3.04 | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение |
27 | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички | 1 | 10.04 | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов |
28 | Музыка | 1 | 17.04 | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов |
29 | Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. | 1 | 24.04 | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира |
30 | Счастье, ты где?(4 ч.) Идём за Синей птицей. | 1 | 8.05 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения |
31 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? | 1 | 15.05 | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение |
32 | Музыка для детей | 1 | 22.05 | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
33 | Итоговое повторение. Урок - концерт | 1 | 29.05 | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
Календарно – тематическое планирование 2 α,β класс
№ урока | Название темы урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
1 | Три жанра в музыке - песня, танец, марш(9 ч.)
Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды | 1 | 4.09 | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость |
2 | Марш | 1 | 11.09 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов
|
3 | Музыкальная лаборатория | 1 | 18.09 | |
4 | Танец | 1 | 25.09 | |
5 | Волшебный мир танца | 1 | 2.10 | |
6 | Песня | 1 | 9.10 | |
7 | Разучиваем, поём, играем | 1 | 16.10 | |
8 | Музыкальное представление. | 1 | 23.10 | |
9 | Обобщающий урок по теме: жанры музыки
О чём говорит музыка (7 ч.) | 1 | 30.10 | |
10 | Музыкальная лаборатория | 1 | 13.11 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение |
11 | О чем говорит музыка? | 1 | 20.11 | |
12 | Что выражает музыка? | 1 | 27.11 | |
13 | Музыкальный портрет | 1 | 4.12 | |
14 | Изобразительность в музыке | 1 | 11.12 | |
15 | Музыкальная лаборатория | 1 | 18.12 | |
16 | Разучиваем, поём, играем
Куда ведут нас «три кита» (10 ч.) | 1 | 25.12 | |
17 | Куда ведут нас «три кита»? Опера | 1 | 15.01 | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
|
18 | М. Коваль «Волк и семеро козлят» | 1 | 22.01 | |
19 | Балет | 1 | 29.01 | |
20 | Волшебный мир танца | 1 | 5.02 | |
21 | Симфония | 1 | 12.02 | |
22 | Концерт | 1 | 19.02 | |
23 | Опера и симфония | 1 | 26.02 | |
24 | Музыкальная лаборатория | 1 | 5.03 | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров |
25 | Марш в опере, балете, симфонии | 1 | 12.03 | Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. |
26 | Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш?
Что такое музыкальная речь (9 ч.) | 1 | 19.03 | |
27 | Что такое музыкальная речь? | 1 | 2.04 | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении |
28 | Мелодия, темп, лад, регистр | 1 | 9.04 | |
29 | Разучиваем, поём, играем | 1 | 16.04 | |
30 | Музыкальная лаборатория | 1 | 23.04 | |
31 | Средства выразительности в музыке | 1 | 30.04 | |
32 | С.Прокофьев «Петя и волк» | 1 | 7.05 | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах |
33 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | 1 | 14.05 | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах |
34
| Создание музыкальных образов.
| 1 | 21.05 | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.
|
Календарно – тематическое планирование 3α класс
№ урока п.п. | Название темы урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). | 1
| 5.09 | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость |
2 | Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. | 1 | 12.09 | Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров; различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке; импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки; осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. |
3 | Танцевальность | 1 | 19.09 | |
4 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | 1 | 26.09 | |
5 | Песенность | 1 | 3.10 | |
6 | Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | 1 | 10.10 | |
7 | Маршевость. | 1 | 17.10 | |
8 | Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. | 1 | 24.10 | |
9 | Песенность, танцевальность и маршевость. Обобщение. | 1 | 31.10 | |
10 | Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. | 1 | 14.11 |
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные по смыслу интонации; Определять жизненную основу музыкальных интонаций; воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение); анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы; приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность |
11 | Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. | 1 | 21.11 | |
12 | Интонация – выразительно-смысловая частица музыки | 1 | 28.11 | |
13 | Выразительные и изобразительные интонации. | 1 | 5.12 | |
14 | Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи. | 1 | 12.12 | |
15 | Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | 1 | 19.12 | |
16 | Интонация – основа музыки. Обобщение.
| 1 | 26.12 | |
17 | Знакомство с понятием развитие музыки. | 1 | 16.01 | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать |
18 | Композиторское и исполнительское развитие музыки. | 1 | 23.01 | |
19 | Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. | 1 | 30.01 | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
20 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | 1 | 6.02 | |
21 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | 1 | 13.02 | |
22 | Знакомство с понятием кульминация. | 1 | 20.02 | Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения
|
23 | Интонационно-мелодическое развитие музыки. | 1 | 27.02 | Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве |
24 | Ладово-гармоническое развитие музыки. | 1 | 6.03 | |
25 | Развитие музыки в произведениях Э. Грига. | 1 | 13.03 | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. |
26 | Обобщение по теме «Развитие музыки». | 1 | 20.03 | |
27 | Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. | 1 | 3.04 | сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо); определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; инсценировать произведения различных жанров и форм; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
|
28 | Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. | 1 | 10.04 | |
29 | Знакомство с формой рондо. | 1 | 17.04 | |
30 | Вариационная форма построения музыки. | 1 | 24.04 | |
31 | Средства построения музыки – повторение и контраст. | 1 | 8.05 | |
32 | Р/к. Общие представления о музыкальной жизни Кемеровской области. | 1 | 15.05 | Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; Участвовать в музыкальной жизни школы, города; |
33 | Обобщение по теме «Построение музыки». | 1 | 22.05 | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. |
34 | Итоговое обобщение и повторение. | 1 | 29.05 | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. |
Календарно – тематическое планирование 3 β класс
№ урока п.п. | Название темы урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). | 1
| 1.09 | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость |
2 | Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. | 1 | 8.09 | Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров; различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке; импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки; осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. |
3 | Танцевальность | 1 | 15.09 | |
4 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | 1 | 22.09 | |
5 | Песенность | 1 | 29.09 | |
6 | Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | 1 | 6.10 | |
7 | Маршевость. | 1 | 13.10 | |
8 | Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. | 1 | 20.10 | |
9 | Песенность, танцевальность и маршевость. Обобщение. | 1 | 27.10 | |
10 | Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. | 1 | 10.11 |
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные по смыслу интонации; Определять жизненную основу музыкальных интонаций; воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение); анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы; приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность |
11 | Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. | 1 | 17.11 | |
12 | Интонация – выразительно-смысловая частица музыки | 1 | 24.11 | |
13 | Выразительные и изобразительные интонации. | 1 | 1.12 | |
14 | Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи. | 1 | 8.12 | |
15 | Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | 1 | 15.12 | |
16 | Интонация – основа музыки. Обобщение.
| 1 | 22.12 | |
17 | Знакомство с понятием развитие музыки. | 1 | 12.01 | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать |
18 | Композиторское и исполнительское развитие музыки. | 1 | 19.01 | |
19 | Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. | 1 | 26.01 | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
20 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | 1 | 2.02 | |
21 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | 1 | 9.02 | |
22 | Знакомство с понятием кульминация. | 1 | 16.02 | Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения
|
23 | Интонационно-мелодическое развитие музыки. | 1 | 24.02 | Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве |
24 | Ладово-гармоническое развитие музыки. | 1 | 2.03 | |
25 | Развитие музыки в произведениях Э. Грига. | 1 | 9.03 | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. |
26 | Обобщение по теме «Развитие музыки». | 1 | 16.03 | |
27 | Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. | 1 | 6.04 | сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо); определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; инсценировать произведения различных жанров и форм; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
|
28 | Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. | 1 | 13.04 | |
29 | Знакомство с формой рондо. | 1 | 20.04 | |
30 | Вариационная форма построения музыки. | 1 | 27.04 | |
31 | Средства построения музыки – повторение и контраст. | 1 | 4.05 | |
32 | Р/к. Общие представления о музыкальной жизни Кемеровской области. | 1 | 11.05 | Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; Участвовать в музыкальной жизни школы, города; |
33 | Обобщение по теме «Построение музыки». | 1 | 18.05 | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. |
34 | Итоговое обобщение и повторение. | 1 | 25.05 | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. |
Календарно – тематическое планирование 4 α класс
№ урока п.п. |
Название темы урока | Кол-во часов | Дата |
1. | Музыка моего народа | 1 | 5.09 |
2. | Русская народная песня | 1 | 12.09 |
3. | Русская народная и композиторская музыка. | 1 | 19.09 |
4. | Частушки | 1 | 26.09 |
5. | Жанры русских народных песен | 1 | 3.10 |
6. | «Русский шаг» в солдатской песне | 1 | 10.10 |
7. | Русские народные инструменты | 1 | 17.10 |
8. | Особенности композиторской музыки | 1 | 24.10 |
9.
| Лаборатория музыки. Обобщение | 1 | 31.10 |
10
| 2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов) Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ |
1 |
14.11 |
11 | Молдавская народная музыка | 1 | 21.11 |
12 | Музыка народов Закавказья | 1 | 28.11 |
13 | Музыка Славянских народов | 1 | 5.12 |
14
| Взаимосвязь композиторской и народной музыки. | 1 | 12.12 |
15 | Песни о Днепре-реке. | 1 | 19.12 |
16
| Лаборатория музыки. Обобщение.
| 1 | 26.12 |
17 | 3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)
Музыкальный язык. |
1 |
16.01 |
18 | Разучиваем, поём песню и размышляем. | 1 | 23.01 |
19 | Взаимопроникновение музыкального языка. | 1 | 30.01 |
20
| Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира. | 1 | 6.02 |
21
| Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта. | 1 | 13.02 |
22
| Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского. | 1 | 20.02 |
23
| Африканские народные мотивы в музыке К.Караева. | 1 | 27.02 |
24
| Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена. | 1 | 6.03 |
25 | Музыкальный язык – интернационален. | 1 | 13.03 |
26
| Обобщение тем четверти.
| 1 | 20.03 |
27 | 4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(9 ч.)
Композитор-исполнитель-слушатель. |
1 |
3.04 |
28 29 | Дети как исполнители. Дети как слушатели. | 1 1 | 10.04 17.04 |
30 | Дети как композиторы | 1 | 24.04 |
31 | Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского | 1 | 8.05 |
32 | Песни весны. | 1 | 15.05 |
33 | Музыка всегда со мной. | 1 | 22.05 |
34 | Музыка всегда со мной. | 1 | 29.05 |
Календарно – тематическое планирование 4 β класс
№ урока п.п. |
Название темы урока | Кол-во часов | Дата |
1. | Музыка моего народа | 1 | 3.09 |
2. | Русская народная песня | 1 | 10.09 |
3. | Русская народная и композиторская музыка. | 1 | 17.09 |
4. | Частушки | 1 | 24.09 |
5. | Жанры русских народных песен | 1 | 1.10 |
6. | «Русский шаг» в солдатской песне | 1 | 8.10 |
7. | Русские народные инструменты | 1 | 15.10 |
8. | Особенности композиторской музыки | 1 | 22.10 |
9.
| Лаборатория музыки. Обобщение | 1 | 29.10 |
10
| 2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов) Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ |
1 |
12.11 |
11 | Молдавская народная музыка | 1 | 19.11 |
12 | Музыка народов Закавказья | 1 | 26.11 |
13 | Музыка Славянских народов | 1 | 3.12 |
14
| Взаимосвязь композиторской и народной музыки. | 1 | 10.12 |
15 | Песни о Днепре-реке. | 1 | 17.12 |
16
| Лаборатория музыки. Обобщение.
| 1 | 24.12 |
17 | 3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)
Музыкальный язык. |
1 |
14.01 |
18 | Разучиваем, поём песню и размышляем. | 1 | 21.01 |
19 | Взаимопроникновение музыкального языка. | 1 | 28.01 |
20
| Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира. | 1 | 4.02 |
21
| Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта. | 1 | 11.02 |
22
| Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского. | 1 | 18.02 |
23
| Африканские народные мотивы в музыке К.Караева. | 1 | 25.02 |
24
| Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена. | 1 | 4.03 |
25 | Музыкальный язык – интернационален. | 1 | 11.03 |
26
| Обобщение тем четверти.
| 1 | 18.03 |
27 | 4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(9 ч.) Композитор-исполнитель-слушатель. |
1 |
1.04 |
28 29 | Дети как исполнители. Дети как слушатели. | 1 | 8.04 15.04 |
30 | Дети как композиторы | 1 | 22.04 |
31 | Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского | 1 | 29.04 |
32 | Песни весны. | 1 | 13.03 |
33 | Музыка всегда со мной. | 1 | 20.05 |
34 | Музыка всегда со мной. | 1 | 27.05 |
Раздел 8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение
| Методическое обеспечение |
1 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010. Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
| Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
|
2 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 2 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2010. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2007.
| Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
|
3 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 3 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2006. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
|
4 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2010. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2007. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
Примерная программа основного общего образования по музыке.
Авторская программа по музыке.
Хрестоматии с нотным материалом.
Сборники песен и хоров.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
Учебники по музыке.
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
Атласы музыкальных инструментов.
Портреты композиторов.
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
Карточки с признаками характера звучания.
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Видеомагнитофон.
Фортепиано.
Компьютер.
Экран.
Проектор.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.