СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 1 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 1 класса УМК "Школа России" под редакцией Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой разработана на 2016-2017 учебный год согласно требованиям ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 1 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь

Саратовского района Саратовской области»

_____________________________________________________________________________

«Рассмотрено»:

на заседании ШМО

Протокол №__

от «___»__________2016г.

руководитель ШМО

_________/С.А.Самойлов/

«Согласовано»:

зам. дир. по МР

___________/Т. П.Федорова/

«___»______________2016г.

«Утверждено»:

директор МОУ

«СОШ р.п. Красный Октябрь»

____________/В.А.Токорева/

Приказ №____

«___»______________2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке в 1 «А» и 1 «Б» классах

на 2016-2017 учебный год



Составлена на основе программы ОУ

«Музыка» под редакцией

Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

(М. Просвещение, 2014)

Федоровой Т.П.,

учителем музыки

первой кв. к.











«Одобрено»:

на заседании Методического Совета

Протокол №__

от «___»____________2016 г.


Размножено в 2-х экземплярах:

1 экземпляр – зам. директора по МР

2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя

















р.п. Красный Октябрь

2016 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке 1 класс составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

  2. Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  3. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);

  4. Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).

5. Примерная программа по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2014 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».


Состав УМК, утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92:

  1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учеб­ник. 1 класс.—М.: Просвещение, 2014.


Изучение музыки в 1 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опытамузыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и др.;

  • формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально- исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации;

  • формирование и развитие музыкально- творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально- драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

  • формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально- познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально- теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);

  • формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

В учебном плане МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» на изучение музыки в 1 классе выделяется  33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и  расписанием занятий (на 01.09.2016 г.) изучить содержание программы планируется за  33 часа: 1 урок совпадает  с  праздничной датой   (23 февраля 2017 г.).    


Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими со­держательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Ос­новные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

Музыка вокруг нас (16 ч.) Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, наст­роений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ­ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение ху­дожественно-образного содержания произведений. Формы од­ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыка и ты (18 ч.) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек­тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


Учебно – тематический план


1 класс (33 ч.)

1. Музыка вокруг нас

16 ч.

2. Музыка и ты

18 ч.

Итого

33 ч.


Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;

  • определять эмоциональный характер музыки и ее образное содержание;

  • выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.).

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

Личностные:

  • восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;

  • эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

  • положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

  • уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям;

  • понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

  • начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

  • эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу;

  • понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

  • адекватно воспринимать предложения учителя.

  • принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

  • воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

  • принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

  • использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);

  • находить в музыкальном тексте разные части;

  • понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

  • читать простое схематическое изображение.

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

  • понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;

  • пользоваться карточками ритма;

  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

  • воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

  • принимать участие в групповоммузицировании, в коллективных инсценировках;

  • понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

  • контролировать свои действия в коллективной работе.

  • исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

  • следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.



Система оценки планируемых результатов.

В 1 классе по предмету Музыка применяется безоценочная система оценивания, исключающая травмирование детей на начальном этапе обучения.

Форма организации занятий – урок.

Методы обучения, используемые на уроках музыки:

  • словесные (беседа, сообщение),

  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),

  • практические,

  • метод проблемного обучения,

  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

  • методы самоконтроля.


Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:



I четверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

Итого

Количество часов


9

7

10

9

33

Тест

0

1

0

1

2







Календарно-тематическое планирование, 1 «А» и 1 «Б» классов


п/п

Тема урока, раздела

Количество часов

Дата

План

Факт

Музыка вокруг нас (16 часов).

1

«И Муза вечная со мной».

1

01.09.2016


2

Хоровод муз.

1

08.09


3

«Повсюду музыка слышна…»

1

15.09


4

Душа музыки – мелодия.

1

22.09


5

Музыка осени.

1

29.09


6

Сочини мелодию.

1

06.10


7

«Азбука, азбука каждому нужна!»

1

13.10


8

Музыкальная азбука.

1

20.10


9

Музыка вокруг нас.

1

27.10


10-11

Музыкальные инструменты.

2

10.11

17.11


12

Звучащие картины.

1

24.11


13

Разыграй песню.

1

01.12


14

«Пришло Рождество, начинается торжество»

1

08.12


15

Родной обычай старины. Тест.

1

15.12


16

Добрый праздник среди зимы.

1

22.12


Музыка и ты (18 часов).

17

Край, в котором ты живешь.

1

12.01


18

Художник, поэт, композитор.

1

19.01


19

Музыка утра.

1

26.01


20

Музыка вечера.

1

02.02


21

Музыкальные портреты.

1

09.02


22

«Музы не молчали…»

1

02.03


23

Музыкальные инструменты (фортепиано).

1

09.03


24

Мамин праздник.

1

16.03


25

Музыкальные инструменты (лютня, гитара, клавесин, фортепиано).

1

23.03


26

Музыка в цирке.

1

06.04


27

Дом, который звучит.

1

13.04


28

Опера-сказка.

1

20.04


29

«Ничего на свете лучше нету…»

1

27.04


30

Афиша. Программа.

1

04.05


31

Обобщающий урок. Музыка вокруг нас. Тест.

1

11.05


32

Обобщающий урок. Музыка и ты.

1

18.05


33

Урок-концерт.

1

25.05



ИТОГО:

33





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения музыки ученик 1 класса научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, вы­ражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить оте­чественные народные музыкальные традиции;

  • соотносить выразительные и изобразительные интона­ции, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполни­тельской деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движе­ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные об­разы в звучании различных музыкальных инструментов;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.



Список используемой литературы:


  1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Хрестоматия музыкального материала.1 класс

  2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.1 класс (МР3)

  3. Пособие для учителя/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  4. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

5. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.

6. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.

7. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

8. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

9. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

10.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

13. Песенные сборники.

14. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту