Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
_____________________________________________________________________________
«Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»__________2016г. руководитель ШМО _________/С.А.Самойлов/ | «Согласовано»: зам. дир. по МР ___________/Т. П.Федорова/ «___»______________2016г. | «Утверждено»: директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» ____________/В.А.Токорева/ Приказ №____ «___»______________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 1 «А» и 1 «Б» классах
на 2016-2017 учебный год
Составлена на основе программы ОУ |
«Музыка» под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской |
(М. Просвещение, 2014) |
Федоровой Т.П., |
учителем музыки |
первой кв. к. |
«Одобрено»: на заседании Методического Совета Протокол №__ от «___»____________2016 г. |
Размножено в 2-х экземплярах: 1 экземпляр – зам. директора по МР 2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя |
р.п. Красный Октябрь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 1 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).
5. Примерная программа по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2014 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Состав УМК, утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник. 1 класс.—М.: Просвещение, 2014.
Изучение музыки в 1 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опытамузыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и др.;
формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально- исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации;
формирование и развитие музыкально- творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально- драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально- познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально- теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).
В учебном плане МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» на изучение музыки в 1 классе выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2016 г.) изучить содержание программы планируется за 33 часа: 1 урок совпадает с праздничной датой (23 февраля 2017 г.).
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка вокруг нас (16 ч.) Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыка и ты (18 ч.) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Учебно – тематический план
1 класс (33 ч.) |
1. Музыка вокруг нас | 16 ч. |
2. Музыка и ты | 18 ч. |
Итого | 33 ч. |
Планируемые результаты
Предметные:
распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;
определять эмоциональный характер музыки и ее образное содержание;
выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.).
Личностные:
восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметные:
понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
адекватно воспринимать предложения учителя.
принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
находить в музыкальном тексте разные части;
понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
читать простое схематическое изображение.
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
пользоваться карточками ритма;
строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в групповоммузицировании, в коллективных инсценировках;
понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
контролировать свои действия в коллективной работе.
Система оценки планируемых результатов.
В 1 классе по предмету Музыка применяется безоценочная система оценивания, исключающая травмирование детей на начальном этапе обучения.
Форма организации занятий – урок.
Методы обучения, используемые на уроках музыки:
словесные (беседа, сообщение),
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
практические,
метод проблемного обучения,
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
методы самоконтроля.
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:
| I четверть | IIчетверть | IIIчетверть | IVчетверть | Итого |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 9 | 33 |
Тест | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
Календарно-тематическое планирование, 1 «А» и 1 «Б» классов
№ п/п | Тема урока, раздела | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Музыка вокруг нас (16 часов). |
1 | «И Муза вечная со мной». | 1 | 01.09.2016 | |
2 | Хоровод муз. | 1 | 08.09 | |
3 | «Повсюду музыка слышна…» | 1 | 15.09 | |
4 | Душа музыки – мелодия. | 1 | 22.09 | |
5 | Музыка осени. | 1 | 29.09 | |
6 | Сочини мелодию. | 1 | 06.10 | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна!» | 1 | 13.10 | |
8 | Музыкальная азбука. | 1 | 20.10 | |
9 | Музыка вокруг нас. | 1 | 27.10 | |
10-11 | Музыкальные инструменты. | 2 | 10.11 17.11 | |
12 | Звучащие картины. | 1 | 24.11 | |
13 | Разыграй песню. | 1 | 01.12 | |
14 | «Пришло Рождество, начинается торжество» | 1 | 08.12 | |
15 | Родной обычай старины. Тест. | 1 | 15.12 | |
16 | Добрый праздник среди зимы. | 1 | 22.12 | |
Музыка и ты (18 часов). |
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 | 12.01 | |
18 | Художник, поэт, композитор. | 1 | 19.01 | |
19 | Музыка утра. | 1 | 26.01 | |
20 | Музыка вечера. | 1 | 02.02 | |
21 | Музыкальные портреты. | 1 | 09.02 | |
22 | «Музы не молчали…» | 1 | 02.03 | |
23 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 | 09.03 | |
24 | Мамин праздник. | 1 | 16.03 | |
25 | Музыкальные инструменты (лютня, гитара, клавесин, фортепиано). | 1 | 23.03 | |
26 | Музыка в цирке. | 1 | 06.04 | |
27 | Дом, который звучит. | 1 | 13.04 | |
28 | Опера-сказка. | 1 | 20.04 | |
29 | «Ничего на свете лучше нету…» | 1 | 27.04 | |
30 | Афиша. Программа. | 1 | 04.05 | |
31 | Обобщающий урок. Музыка вокруг нас. Тест. | 1 | 11.05 | |
32 | Обобщающий урок. Музыка и ты. | 1 | 18.05 | |
33 | Урок-концерт. | 1 | 25.05 | |
| ИТОГО: | 33 | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения музыки ученик 1 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Список используемой литературы:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Хрестоматия музыкального материала.1 класс
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.1 класс (МР3)
Пособие для учителя/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
5. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
6. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
7. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
8. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
9. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
10.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
13. Песенные сборники.
14. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |