СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке. 3 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Музыка»

на 2016/2017 уч. год

3 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

2.Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

3. Описание места учебного предмета.

В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


4. Описание ценностных ориентиров предмета

Российская музыкальная культура, одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания – гордости за непреходящие художественные ценности России.

Основные ценностные ориентиры содержания предмета:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает обучающимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения, в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у обучающихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.



5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

  • уважительное отношение к культуре других народов:

  • эстетические потребности, ценности и чувства

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.


6.Содержание предмета

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

II четверть (7 часов)

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

III четверть (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)

Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.





Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.



Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года



7.Тематическое планирование по музыке 3 класс, автор Е.Д.Критская.

Дата

Тема урока

Требования федерального компонента государственного стандарта общего образования

Требования к уровню подготовки

НРК

Сопутствующее повторение

Межпредметные связи

Музыкальный

материал

1.


Мелодия- душа музыки.

Особенности музыкального искусства. Композитор – исполнитель – слушатель. Образное содержание музыкального произведения. Отражение в музыке человеческих чувств, характеров, идей, образов природы.

Выразительные и изобразительные средства музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Практический опыт постижения музыкального языка (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика).

Учить слушать музыку.


Три кита в музыке.


Симфония№4 П.И.Чайковский

2.


Песенность музыки русских композиторов.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики



Изо

чтение

«Жаворонок» М.Глинка, «Благословляю вас, леса» П.Чайковский

3.


Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики



Изо чтение

«Звонче жаворонка пенье» Н.Римский-Корсаков, «Романс» из Музыкальной иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»Г.Свиридов

4.


Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Р/К Гимн

Разучить Гимн

Р/К Гимн

Гимн России.

изо

Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» С.Прокофьев, «Александр Невский» М.Глинка, «Иван Сусанин».Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»

5/1


Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров.

балет Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (сочинения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахма-нинова, С.С.Прокофьева, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Э.Грига и др.);

Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования.





П.Чайковский «Колыбельная», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ, «Заход солнца» Э.Григ, «Вечерняя песня» М.Мусорский.

6/2


Портрет в музыке. Детские образы С.Прокофьева.

Учить слушать музыку, её анализировать.


Повторить изученные песни.


С.Прокофьев «Болтунья», «Золушка», «Джульетта- девочка» из балета «Ромео и Джульетта», «С няней», «С куклой» из цикла «Детская» М.Мусорского.

Раздел 3 «О России петь - что стремиться в храм»(5 часов).


7/1


Древнейшая песнь материнства.

тропарь

картины, стихи

опера

баллада

ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пение. Хоровое исполнительство как способ творческого самовыражения в коллективе сверстников. Освоение навыков выразительного пения. Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования.


Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования.




«Богородице Дево, радуйся», №6 из «Всенощной».С.Рахманинов. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери, «Аве Мария» Ф.Шуберт.

8/2


Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования.



Изо

чтение

«Мама» из вокально – инструментального цикла «Земля» В.Гаврилин. Песни о маме.


9/3


Образ праздника в искусстве.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики




«Осанна», хор из рок – оперы «Иисус Христос – суперзвезда Л.Уэббер.

10/4


Вербное воскресенье. Р/К Традиции родного края.

Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования.

Р/К Традиции родного края.



«Вербочки» А.Гречанинов, «Вербочки» Р.Глиэр.

11/5


Святые земли Русской. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики




Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А.Толстого.

12/1


Жанр былины.

былина

гусляры

Инструментальное музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле (элементарных традиционных и электронных) музыкальных инструментов. Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая).


Познакомить с жанром былины.




«Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н.Римского – Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).

13/2


Певцы – гусляры. Образы народных сказителей в русских операх. Образ певца – пастушка Леля.

Образы народных сказителей в русских операх. Образ певца – пастушка Леля.


Жанр былины.

Изо

чтение

Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.

Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н.Римский – Корсаков.

Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка» Н.Римский – Корсаков.

14/3


Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Познакомить с образами былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.


Жанр былины.

Изо

чтение

Музыкальные произведения прошлого урока.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре»(5 часов).


15/1


Музыкальные темы – характеристики главных героев. Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка.

опера

опера, балет

опера

мюзикл

опера,

мюзикл,

баллада,

былина,

опера

Особенности музыкального искусства. Композитор – исполнитель – слушатель. Образное содержание музыкального произведения. Отражение в музыке человеческих чувств, характеров, идей, образов природы.

Выразительные и изобразительные средства музыки.

Познакомить с героями оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.



Изо

Лит.чтение

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы М.Глинка.

16/2


Интонационно – образное развитие в опере и балете.

Показать интонационно-образное развитие в опере и балете.


Опера

балет

Изо

Лит.чтение

«Снегурочка», фрагменты из оперы Н.Римский – Корсаков. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков. «Спящая красавица», фрагменты из балета П.Чайковский.

17/3


Контраст образов в опере «Орфей и Эвридика» К.В.Глюк.


Познакомить с контрастом образов в опере «Орфей и Эвридика» К.В.Глюк.



Опера

балет

Изо

Лит.чтение

«Орфей и Эвридика» К.Глюк.

18/4


Мюзикл как жанр лёгкой музыки.

Познакомить с мюзиклом. Его особенностью.


мюзикл

Изо

Лит.чтение

«Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл А.Рыбников.

19/5


Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Р/К Гимн

Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Р/К Гимн

мюзикл

Изо

Лит.чтение

Музыкальные произведения прошлых уроков. «Звуки музыки» Р.Роджерс.

Раздел 6. «В концертном зале»(7 часов).


20/1


Жанр инструментального концерта. Концерт №1 для фортепиано с оркестром.

инструментальный оркестр

сюита

соната,

симфония

сюита, симфония

вариации, трёхчастная форма

Инструментальное музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле (элементарных традиционных и электронных) музыкальных инструментов. Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая).


Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики




Концерт №1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части П.Чайковский.

21/2


Мастерство композиторов и исполнителей.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики



изо

«Шутка» из Сюиты №2 для оркестра И.С.Бах. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюк. «Мелодия» П.Чайковский. «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э.Григ.

22/3


Выразительные возможности флейты, скрипки.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики



изо

Симфония №3 («Героическая») фрагменты Л.Бетховен. Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части Л.Бетховен.

23/4


Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики



Изо

чтение

«Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно» Л.Бетховен. «Сурок» Л.Бетховен.

24/5


Контрастные образы сюиты, симфонии.

Познакомить с контрастными образами сюиты, симфонии.



Изо

чтение

«Каприс»№24 Н.Паганини. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка» Р.Бойко, сл.И.Михайлова.

25/6


Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная).

Познакомить с новой музыкальной формой.


Сюита

симфония


Музыкальные произведения прошлых уроков.

26/7


Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики


Трехчастная форма, вариационная форма


Музыкальные произведения прошлых уроков.

27/1


Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений.

джаз

кантата

сюита, опера

симфония

Инструментальное музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле (элементарных традиционных и электронных) музыкальных инструментов. Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая).

Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (сочинения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахма-нинова, С.С.Прокофьева, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Э.Грига и др.); духовной музыки.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики




«Мелодия» П.Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий» С.Прокофьев.


28/2


Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики




«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридов.

«Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г.Свиридов.

«Слава солнцу, слава миру!» канон В.А.Моцарт.

Симфония №40 фрагмент финала В.А.Моцарт.

Симфония №9 фрагмент финала Л.Бетховен.

«Мы дружим с музыкой» Й.Гайдн.

29/3


Джаз-музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики.

Познакомить с особенностью джаза.




«Чудо-музыка» Д.Кабалевский.

«Острый ритм» Дж. Гершвин.

«Камертон», норвежская народная песня.

30/4


Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Познакомить с джазовой импровизацией.


джаз


Музыкальные произведения прошлого урока.

«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвин.

31/5


Музыка- источник вдохновения и радости.

Музыка Г.В.Свиридова.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики


Сюита

Симфония

Балет

контата

Изо

«Запевка» Г.Свиридов.

Музыкальные произведения урока №28.

32/6


Мир С.Прокофьева.

Сюита

Симфония

Балет

кантата музыкальной классики


Сюита

Симфония

Балет

контата

изо

«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий» С.Прокофьев.

33/7


Музыка Э.Грига и П.И.Чайковского.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики


Сюита

Симфония

Балет

контата

Изо

«Мелодия» П.Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ, фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э.Григ.


34/8


Нестареющая музыка В.А.Моцарта.

Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной музыкальной классики


Сюита

Симфония

Балет

контата

изо

«Слава солнцу, слава миру!» канон В.А.Моцарт.

Симфония №40 фрагмент финала В.А.Моцарт.




8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

      1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  3 класса. – М.: Просвещение, 2011.

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2011.

3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.

4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс. (На аудиокассетах.)

5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

6. Проектор.

7. Интерактивная доска.

8. Компьютер.

     



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(1 ч в неделю, всего 34 часа)



п/п



Тема урока



Содержание



Характеристика деятельности учащихся



Дата

Россия – Родина моя (5 ч)

1

Мелодия - душа музыки

Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки.

Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма – композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение и др.). Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.


2

Природа и музыка. Звучащие картины


3

«Виват, Россия» Наша слава - Русская держава


4

Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева


5

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки


День, полный событий (4 ч)

6

Утро


Жизненно - музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов( П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ)

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.


7

Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек»


8

В детской. Игры и игрушки



9

На прогулке. Вечер


«О России петь - что стремиться в храм …» (4 ч)

10

«Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!». Древнейшая песнь материнства.

Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзия, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси

(988 г.).святые земли Русской : равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.


11

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»


12

Вербное воскресенье. «Вербочки»


13

Святые земли Русской


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

14

«Настрою гусли на старинный лад…» Певцы русской старины

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов – музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Принимать участие в традиционных праздниках России. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.


15

Былина о Садко и Морском царе


16

«Лель, мой Лель…»



17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Праздник «Проводы зимы»


В музыкальном театре (6 часов)

18

Опера «Руслан и Людмила»:

Я славил лирою преданья

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно – музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем - характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.

Мюзикл – жанр легкой музыке

(Р. Роджерс, А. Рыбников).

Особенности музыкального языка, манера исполнения

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника - постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.


19

Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика»


20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы


21

В заповедном лесу. Океан-море синее


22

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу


23

В современных ритмах



В концертном зале (6 ч)

24

Музыкальное состязание. Концерт

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности ( И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная).

Темы, сюжеты и образы музыке Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.







25

Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины


26

Музыкальные инструменты. Скрипка


27

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная


28

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии


29

Финал симфонии. Мир Бетховена


«Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…» (5 ч)

30

Чудо- музыка


Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты – исполнители . мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.


31

Острый ритм – джаза звуки



32

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева



33

Певцы родной природы

(Э. Григ, П. Чайковский)



34

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет