Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
_____________________________________________________________________________
«Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»__________2016г. руководитель ШМО _________/С.А.Самойлов/ | «Согласовано»: зам. дир. по МР ___________/Т. П.Федорова/ «___»______________2016г. | «Утверждено»: директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» ____________/В.А.Токорева/ Приказ №____ «___»______________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 4 «А» и 4 «Б» классах
на 2016-2017 учебный год
Составлена на основе программы ОУ |
«Музыка» под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской |
(М. Просвещение, 2014) |
Федоровой Т.П., |
учителем музыки |
первой кв. к. |
«Одобрено»: на заседании Методического Совета Протокол №__ от «___»____________2016 г. |
Размножено в 2-х экземплярах: 1 экземпляр – зам. директора по МР 2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя |
р.п. Красный Октябрь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 4-х классов составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).
5. Примерная программа по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2014 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Состав УМК по музыке, утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник. 4 класс.—М.: Просвещение, 2014.
3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс.—М.: Просвещение, 2014.
Изучение музыки в 4 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и др.;
формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально- исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации;
формирование и развитие музыкально- творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально- драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально- познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально- теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).
В учебном плане МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» на изучение музыки в 4-х классах выделяется 35 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2016г) изучить содержание программы планируется за 34 часа: 1 урок совпадает с праздничной датой (1 мая 2017 г.). УМК по предметам, утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92.
Содержание программного материала
Тема раздела: «Россия – Родина моя»- 5 ч.
Мелодия. «Ты запой мне эту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…».
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?». «Я пойду по полю белому…». «На великий праздник собралася Русь!»
Тема раздела: «День, полный событий» - 4 ч.
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Зимнее утро, зимний вечер. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый…».
Тема раздела: «В музыкальном театре» - 7ч.
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч.
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. Народные праздники. Троица.
Тема раздела: «В концертном зале» - 7ч.
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. «Счастье в сирени живет». «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы, танцы…». Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). В каждой интонации спрятан человек. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Заключительный урок – концерт.
Планируемые результаты
Личностные:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля по музыке
Формы контроля (текущего, итогового)
В 4 классе знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. По текущим оценкам выставляется четвертная и годовая отметка.
Тематический план
Четверть | Наименование тем | Всего часов |
1 ч. | Россия - Родина моя. | 5 |
День, полный событий. | 3 |
2 ч. | День, полный событий. | 1 |
О России петь - что стремиться в храм. | 6 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1 |
3 ч. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
В музыкальном театре. | 6 |
В концертном зале. | 1 |
4 ч. | В концертном зале. | 4 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | 4 |
Итого | | 34 часа |
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:
| I четверть | II четверть | III четверть | IVчетверть | Итого |
Количество часов | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Календарно-тематическое планирование в 4-х классах
№ п/п | Тема урока, раздела | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Россия – Родина моя. |
1 | Мелодия. | 1 | 05.09.2016 | |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | 12.09 | |
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | 1 | 19.09 | |
4 | «Я пойду по полю белому…» | 1 | 26.09 | |
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | 03.10 | |
«О России петь - что стремиться в храм…» |
6 | Святые земли Русской. | 1 | 10.10 | |
День полный событий. |
7 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | 17.10 | |
8 | «Что за прелесть эти сказки…». Тест. | 1 | 24.10 | |
9 | Музыка ярмарочных гуляний. | 1 | 14.11 | |
10 | Святогорский монастырь. | | 21.11 | |
11 | «Приют, сияньем муз одетый…» | 1 | 28.11 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
12 | Композитор – имя ему народ. | 1 | 05.12 | |
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 1 | 12.12 | |
14 | О музыке и музыкантах. | 1 | 19.12 | |
В концертном зале. |
15 | Музыкальные инструменты. Тест. | 1 | 26.12 | |
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живет…» | 1 | 09.01 | |
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена». | 1 | 16.01 | |
18 | «Патетическая» соната Л.Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…» | 1 | 23.01 | |
День, полный событий. |
19 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | 30.01 | |
В музыкальном театре. |
20 | Опера М.Глинки «Иван Сусанин» (2-3 действие). | 1 | 06.02 | |
21 | Опера М.Глинки «Иван Сусанин» (4 действие). | 1 | 13.02 | |
22 | «Исходила младешенька..» | 1 | 20.02 | |
23 | Русский Восток. Восточные мотивы. | 1 | 27.02 | |
24 | Балет И.Стравинского «Петрушка» | 1 | 06.03 | |
25 | Театр музыкальной комедии. | 1 | 13.03 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
26 | Исповедь души. Тест. | 1 | 20.03 | |
27 | Мастерство исполнителя. | 1 | 03.04 | |
«О России петь – что стремиться в храм…» |
28 | «Праздников праздник, торжество из торжеств». | 1 | 10.04 | |
29 | Светлый праздник. | 1 | 17.04 | |
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. | 1 | 24.04 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» |
31 | Праздники русского народа: Троицын день. | 1 | 15.05 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
32 | Музыкальные инструменты. Тест. | 1 | 22.05 | |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | 29.05 | |
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок года. | 1 | резерв | |
| ИТОГО: | 34 | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Список используемой литературы:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Хрестоматия музыкального материала.2 класс
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.2 класс (МР3)
Пособие для учителя/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
5. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 2 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
6. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
7. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
8.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
9. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
10. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
11. Песенные сборники.
12. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |