СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
следующих нормативных документов:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1Рабочая учебная программа по учебному предмету «Обществознание» составлена на основании следующих нормативных документов:
Примерная программа МО 2004 г. среднего (полного) общего образования
Гуревич П.С. Николаева Е.З. Программа общеобразовательных учреждений. Москва, «Мнемозина», 2013г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /Сст.-Е.С.Савинов-М.Просвещение,2011. с.271, с.281-282
Программа регионального компонента основного общего образования Архангельской области Агурьянова Л.С., Брюхова К.Н., Горбунов А.В. и др.- Архангельск 2006 г.
Настоящая программа ориентирована на курс «Обществознание» в старших классах изложенный в учебнике: Гуревич П.С., Николаева Е.Н. «Обществознание» 10 и 11 классы.
Цель курса - формирование гуманистического мировоззрения учащихся, гражданственности, основ экономической, социальной, экологической, политической и правовой культуры, на создание моральных ориентиров для формирования личности, воспитание чувства толерантности. Программа рассчитана на обеспечение базового уровня преподавания курса обществознания на более высоком уровне, чем в основной школе.
Методологической основой программы существенное место занимают синергетическое видение, рассматривающее природные и социальные явления, процессы во взаимосвязи и единстве. Курс обществознания в 10классе охватывает весь комплекс знаний по философии, социологии, культурологии, политологии, психологии, экономике, а в его основу заложен антропологический принцип — изложение строится вокруг проблем человека и тех понятий, что используются в данной дисциплины. Основные разделы: Человек; Человек и общество; Культура и цивилизация; Человек в глобальном мире.
Курс обществознания в 11классе излагается по сферам общественной жизни: экономики, социальные отношения, политика, право, духовная сфера, которые рассматриваются в их взаимосвязи и взаимодействии кик целостная система общественных отношений. Основные разделы: экономика, социальные отношения, политика, право, духовная сфера. Разделы экономики, политики, права были существенно дополнены с учетом реалий сегодняшнего дня.
Каждый параграф учебников завершается рубрикой «Что нужно понять и запомнить», содержащей ключевые моменты изучаемой темы. Предлагаемые вопросы и задания дифференцированы по уровню сложности. Предусмотрены также творческие задания для учащихся. В конце учебника есть «Биографический словарь», который содержит необходимые сведения о наиболее часто упоминающихся здесь философах, историках, социологах..
Обществознание является интегративным курсом, содержащим основы знаний ряда гуманитарных и социальных дисциплин: философии, культурологии, экономики, социологии, психологии, политологии и права. Освоение содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, литературы, географии.
Данная программа учитывает ныне действующие обязательный минимум содержания (стандарты) образовательной области «Обществознание», базовые компоненты знаний.
БУП 2004 г. для среднего (полного) общего образования отводит 140 часов для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) по 2 часа в неделю, учебный план школы 136 час. На изучение регионального компонента отводится 12 час: 9 час. - 10 класс. 3 часа - 11 класс. Темы регионального компонента выделены в программе курсивом.
На практическую и самостоятельную работу отводится по 40 % учебного времени. В 10 и 11классах Контрольных работ-3. Практических работ 15. Самостоятельных работ-9.
Цели изучения обществознания в старшей школе.
развитие личности подростка, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие критического мышления, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, общероссийской идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных , экономических, политических отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
. .Сформировать представление о важнейших событиях, явлениях и процессах происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества на Поморском Севере.
Основные понятия
Человек, сознание, психика, психические типы, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, ментальность, разум, мышление, познание, истина, научное познание, гуманизм, прогресс, регресс, эволюция, революция, социальное познание, аграрное общество, модернизация, индустриальное общество, информационное общество, человечество, культура, религия, эстетика, искусство, факторы производства, собственность, приватизация, национализация, типы экономических систем, , экономический рост, рыночная экономика, свободное предпринимательство, конкуренция, маркетинг, экономический потенциал, инфляция, дефолт, экономическая психология, экономическая культура, правовое регулирование, социальные отношения, социальный статус, социальная мобильность, социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальные институты, субкультура, формы правления, типология государств, политические режимы, политический процесс, политическая культура, аполитическая социализация.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс (68ч.)
Введение. (1ч.)
Что изучает обществознание?
Раздел 1. Человек. (15ч)
Человек – уникальное создание. Человек – существо общественное. Человек – существо, обладающее сознанием. Сознание и психика. Психология человека. Психологические типы. Цель и смысл жизни. Философы о смысле жизни. Самореализация.
Потребности. Мировоззрение и ценности. Мышление и деятельность.
Человек – существо разумное. Что такое разум? Внутренний мир человека. Познание. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Творчество. Интуиция. Виды человеческих знаний. Методы научного познания.
Целостное постижение человека. Антропологические исследования человека.
Раздел 2. Человек и общество. (21ч.)
Социальные науки. История, философия, социология, психология, культурология.
Общество. Что такое общество? Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь сфер общества. Виды деятельности в обществе. Материальное производство. Общественный прогресс. Особенности социального познания. Закономерности развития человеческого общества.
Типология обществ. Характеристика аграрного общества. Модернизация. Индустриальное общество. Основные черты информационного общества. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Процесс глобализации. Глобальные проблемы человечества.
Деятельность человека на Севере. Человек как результат взаимодействия северной природы и общества. Влияние северной природы на биологическую основу человека. Проблема сохранения здоровья северян.
Деятельность человека на Севере: структура, виды деятельности. Промыслы как основа экономической жизни Архангельского края.
Раздел 3. Культура и цивилизация. ( 20ч.)
Культура и духовная жизнь. Смысл культуры и ее функции. Материальная и духовная культура. Народная, элитарная и массовая культура.
Многообразие культур. Отечественные мыслители о национальном характере и особенностях ментальности русского человека. Персоналии. Наука и образование на Севере. Ломоносов М.В. – великий земляк.
Цивилизация. Типология цивилизаций. Как развивается цивилизация? Восток и Запад как культурно-исторические понятия. Российская цивилизация. Споры мыслителей о Российской цивилизации. Между Востоком и Западом. Особенности российской модернизации. Взаимосвязь культур и цивилизаций.
НТП на Севере. НТП на севере на различных этапах развития. Изменения в природе родного края под влиянием НТП. Пути решения глобальных проблем на Севере.
Раздел 4 Человек в глобальном мире (11ч.)
Плюсы и минусы глобализации. Глобальные проблемы человечества. Процессы глобализации – его пути и направления. Антиглобализм. Борьба за выживание человечества в XXI веке.
Глобальные проблемы современного мира. Война и природные катаклизмы. Экологический кризис. Социально-экономические кризисы. Демографическая проблема. Энергетическая безопасность Современные угрозы и борьба с ними
Геополитика. Лидерство в глобальном мире. Центры силы в глобальном мире. Однополярный и двухполярный мир. Многополярный мир как глобальная альтернатива. Современные теории глобального мироустройства.
Есть ли у человечества будущее? Футурология-наука прогнозирования будущего. Успехи и ошибки в футурологии. Футурология техники и технологий. Человек будущего.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс (68ч.)
Раздел 1 Экономика (18ч)
Экономика как искусство ведения хозяйства. Наука о хозяйстве и способы ее ведения людьми. Экономическая теория. Основные компоненты экономики. Роль экономики в жизни общества.
Типы экономических систем. Экономические отношения. Экономический рост.
Фигуры производителя и потребителя в экономике.
Собственность. Формы собственности и их роль в экономическом процессе. Приватизация собственности. Национализация собственности.
Основные показатели экономической деятельности. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Факторные доходы. Трудовые отношения. Трудовые ресурсы. Трудовые споры. Рынок труда и безработица.
Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Спрос и предложение. Конкуренция.
Экономические реформы в России. Пути экономического роста, увеличение ВВП.
Уровень жизни. Бедность и богатство. Борьба с бедностью.
Деньги как универсальный товар. Покупательная способность. Финансовая система в РФ. Развитие банковской системы в России. Маркетинг. Инфляция. Дефолт.
Предпринимательство. Формы организации бизнеса. Стиль хозяйственного поведения. Экономическая свобода. Виды предпринимательской деятельности.
Предприятие и самостоятельное хозяйствование.
Государство и его роль в экономике. Многообразие форм участия государства в экономике. Экономическая политика. Экономический потенциал. Экономический рост. Основы денежной и бюджетной политики государства. Бюджетная и инвестиционная политика государства.
Госбюджет. Государственный долг. Структура налогов. Налоговая политика государства. Права потребителей и способы их защиты. Бюджет семьи.
Экономическая культура. Экономический интерес. Экологические аспекты экономики. Потребление и потребитель. Культура производства и потребления. Этика предпринимательства. Соблюдение правил делового общения. Экономический интерес. Экономическая свобода и ответственность.
Мировая экономика. Глобализация экономики в современном обществе. Экономическая модернизация современной России.
Раздел 2 Социальные отношения (12ч.)
Социальная структура общества. Социальные группы и страты (слои). Социальность. Социальные отношения.
Социальные роли. Поколение как социальное понятие. Связь поколений и конфликты между ними. Социальные различия. Социальная мобильность.
Феномен социальной группы. Многообразие социальных групп. Групповое сознание. Лидерство. Молодежная культура.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
Этнос и этничность. Классификация этнических общностей. Этническая психология. Этническая культура.
Нация. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и способы их разрешения.
Ценность семьи как социального института. Брак. Роль семьи в жизни человека. Психологический климат в семье. Кризис семьи в современном обществе.
Социальные конфликты и способы их разрешения. Экстремизм и терроризм. Поиски компромисса и терпимости. Многообразие форм разрешения конфликтов.
Социальное государство. Трудности социальной политики в России. Социальная защита и программы ликвидации бедности.
Раздел 3 Политика (20ч.)
Феномен власти. Власть и нравственность. Политика. Основные принципы, нормы и направления деятельности в политике. Структура политической сферы. Политическое лидерство.
Государство как важнейший социально-политический институт общества. Государственный суверенитет. Основные признаки государства и его функции. Ветви государственной власти. Формы правления.
Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество. Трудности становления гражданского общества в России. Социальная и политическая активность граждан. Местное самоуправление. Политическая культура. Пути и формы политической социализации.
Раздел 3 Право (8ч.)
Право в системе социальных норм. Источники права. Система российского права. Субъекты права. Понятие законности. Правоохранительные органы.
Законотворческий процесс в РФ. Соотношение права и закона.
Политический процесс. Политическая идеология, ее структура и функции. Политические партии и движения. Участие массовых коммуникаций в политической системе общества. Политическая оппозиция. Политизация и деполитизация.
Конституция - основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Структура Конституции РФ. Развитие правового государства в России.
Гражданство в РФ. Законодательство РФ о выборах. Избирательное право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Гражданин. Гражданские, политические и иные права и свободы. Обязанности гражданина. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Международные документы по правам человека. Права ребенка и их защита.
Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Неимущественные права. Административные правоотношения, правонарушения и наказание. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность и уголовное наказание.
Воспитание гражданских чувств и патриотизма.
Раздел 4 Духовная сфера (10ч.)
Понятие культуры. Культура и варварство. Цивилизованность человеческой жизни. Знаки и смыслы культуры. Массовая, народная, элитарная культура.
Духовная жизнь человека. Духовность и бездуховность. Ценности, идеалы и нормы. Возрождение духовности.
Образование. Знание – пароль информационного общества. Самообразование. Образование в РФ.
Наука в жизни современного общества. как отражение интеллектуального потенциала общества. Особенности научного познания. История науки. Разнообразие познания. Парадоксы науки. Роль науки в современном обществе.
Искусство. Красота. Прекрасное. Виды искусства. Специфика художественного творчества. Эстетика. Влияние искусства на человека.
Мораль. Происхождение морали. Добро и зло. Феномен совести. Фундаментальное правило нравственности. Моральный идеал. Этика ненасилия.
Религия как явление мировой культуры. Происхождение религии. Нравственное содержание религии. Свобода совести и вероисповеданий. Атеизм.
Социально – гуманитарные науки. Философия и ее предназначение. Мировоззрение и ментальность. Гуманизм. Роль философии в современном мире.
Календарно-тематическое планирование
«Обществознание» 10 класс
№ | Особые пометки | Тема в соответствии с программой |
1.1 |
| Введение . Что изучает обществознание. |
. Человек. (15ч) | ||
2.1 |
| Человек-уникальное создание. |
3.2 |
| Бытие человека. |
4.3 |
| Человек-существо разумное, мыслящее. |
5.4 |
| Психология человека. |
6.5 | П.р1 | Познание и творчество. |
7.6 |
| Цель и смысл жизни. |
8.7 | П.р.2 | Деятельность как способ человеческого бытия. |
9.8 |
| Личность как субъект общественной жизни. |
10.9 |
| Ценности человеческой жизни. |
11.10 |
| Общественное и индивидуальное сознание. |
12.11 |
| Целостное постижение человека. |
13.12 |
| Методы научного познания. |
14.13 |
| Психологические типы. |
15.14 | П.р.3 | Воспитание и самовоспитание. |
16.15 | С.р.1 | Отношение индивидуального и общественного сознания. |
Человек и общество. (21ч.) | ||
17.1 |
| Социальные науки. |
18.2 | С.р 2 | Науки и мыслители об обществе. |
19.3 |
| Общество. |
20.4 |
| Эволюция и революция как формы социального изменения. |
21.5 | П.р.4 | Социальная революция и политическая. Отличие |
22.6 | Р.к1 | Взаимодействие природы и общества.. Деятельность человека на Севере. Человек как результат взаимодействия северной природы и общества |
23.7 |
| Источники и движущие силы социального развития. |
24.8 |
| Источники и движущие силы социального развития |
25.9 | С.р 3 | Линия развития антропогенных кризисов (революций) |
26.10 |
| Особенности социального познания. |
27.11 | Р.к2 | Аграрное (традиционное) общество.. Промыслы как основа экономической жизни Архангельского края |
28.12 | П.р.5 | Социальные отношения и политическая организация. |
29.13 |
| Модернизация. |
30.14 | П.р.6 | Модернизационный процесс: распространение во времени и пространстве. |
31.15 |
| Индустриальное (модернизированное) общество. |
32.16 | П.р 7 | Черты социально-экономического развития. |
33.17 | Р.к3 | Информационное (постиндустриальное общество)
Деятельность человека на Севере: структура, виды деятельности |
34.18 | П.р 8 Р.к4 | Экономика и политика информационного общества. НТП на Севере. НТП на севере на различных этапах развития |
35.19 | С.р.4 | Сопоставить черты аграрного, индустриального и информационного общества. |
36.20 |
| Исторические формы сознания. |
37.21 | К.р.1 | Тема «Человек» |
|
| Культура и цивилизация. ( 20ч.) |
38.1 |
| Культура и духовная жизнь |
39.2 |
| Культура и духовная жизнь |
40.3 | П.р.9 | Влияние глобализации на культуру. |
41.4 |
| Многообразие культур |
42..5 |
| Народная, элитарная и массовая культура. |
43.6 | П.р.10 | Молодежная культура как элемент массовой культуры. |
44.7 | Р.к5 | Отечественные мыслители о национальном характере и особенностях ментальности русского человека. Ломоносов М.В. – великий земляк. |
45.8 | С.р.5 Р.к6 | Истоки русского характера Духовная жизнь северян. Духовная культура северян: особенности, преемственность, традиции, новаторство. |
46.9 |
| Цивилизация |
47.10 |
| Восток и Запад как культурно-исторические понятия. |
48.11 |
| Восток и Запад как культурно-исторические понятия. |
49.12 | П.р.11 | Основные черты Востока и Запада. |
50.13 |
| Российская цивилизация |
51.14 |
| Споры мыслителей о российской цивилизации |
52.15 |
| Цивилизации и всемирная история |
53.16 |
| Между Востоком и Западом |
54.17 | П,Р.12 | Особенности Российской модернизации |
55.18 | С.р.6 | Факторы, повлиявшие на формирование российской цивилизации. |
56.19 |
| Диалог культур: взаимодействие |
57.20 | К.р.2 | Тема: «Культура и цивилизация» |
Человек в глобальном мире (11ч.) | ||
58.1 | Р.к.7 | Плюсы и минусы глобализации. Пути решения глобальных проблем на Севере. |
59.2 | С.р.7 | Борьба за выживание человечества в XXI веке |
60.3 | Р.к8 | Глобальные проблемы современного мира. Изменения в природе родного края под влиянием НТП. |
61.4 | П.р.13 Р.к.9 | Экологический кризис Влияние северной природы на биологическую основу человека. Проблема сохранения здоровья северян. |
62.5 | П.р.14 | Социально-экономический кризис |
63.6 | П.р15 | Демографический кризис. |
64.7 |
| Геополитика. Лидерство в глобальном мире. |
65.8 | С.р.8 | Современные теории глобального мироустройства. |
66.9 |
| Есть ли у человека будущее |
67.10 | С.р.9 | Мыслители о человеке будущего |
68.11 | К.р.3 | Тема: «Человек в глобальном мире» |
Календарно-тематическое планирование
«Обществознание» 11 класс
№ | Особые пометки | Тема в соответствии с программой |
Экономика (18ч) | ||
1.1 |
| Феномен экономики |
2.2 |
| Экономическая деятельность |
3.3 |
| . Собственность |
4.4 | П.р1 | «Рынок труда и безработица |
5.5 |
| Экономические системы |
6.6 |
| Рыночная экономика |
7.7 | П.р2 | «Россия в условиях рыночных отношений |
8.8 |
| . Государство и экономика |
9.9 | П.р.3 | Государство и его роль в экономике |
10.10 |
| Мировая экономика |
11.11 |
| Экономика потребителя |
12.12 | П.р 4 | Экономическая модернизация современной России |
13.13 |
| Уровни жизни. Бедные и богатые |
14.14 | С.р1 | Экономические реформы в России. Пути экономического роста, увеличение ВВП |
15.15 |
| Экономическая культура |
16.16 | С.р2 | «Экологические аспекты экономики |
17.17 |
| Повторительно-обобщающие. Роль экономики в жизни общества. |
18.18 | К.р 1 | Роль экономики в жизни общества |
Социальные отношения (12 ч.) | ||
19.1 |
| Многообразие социальных связей |
20.2 |
| Социальная стратификация |
21.3 | П.р.5 Р.к.1 | Социальная структура современной России Социальная структура области. Национальный состав населения. Семья на Севере. |
22.4 |
| Социальные нормы |
23.5 |
| Массы и лидеры |
24.6 | П.р.6 | Человек как субъект истории. «Воспитание человеческого рода |
25.7 |
| Этнические общности |
26.8 |
| Социальные конфликты |
27.9 | С.р 3 | Экстремизм и терроризм сегодня |
28.10 | Р.к 2 | Социальные институты и организации Социальные отношения на Севере |
29.11 | С.р 4 | Молодежь как социальная группа |
30.12 |
| Повторительно-обобщающий. Социальное государство. Трудности социальной политики в России. |
Политика (20ч.) | ||
31.1 | Р.к3 | Власть Власть на Севере. Три ветви власти, разделение и взаимодействие |
32.2 | С.р 5 | «Особенности власти в современном обществе |
33.3 |
| Политика |
34.4 |
| Политическая система общества |
35.5 |
| Мыслители прошлого о государстве |
36.6 | П.р7 | Нужны ли нам демократические ценности?» |
37.7 |
| Формы правления |
38.8 |
| Политические режимы |
39.9 | П.р 8 | Судьба российского парламентаризма |
40.10 |
| Государственный суверенитет |
41.11 |
| Гражданское общество |
42.12 | С.р 6 | «Трудности становления гражданского общества в России |
43.13 |
| Политическая идеология |
44.14 | С.р 7 Р.к..4 | Политические партии и движения. Политические партии и общественные объединения. |
45.15 | П.р 9 | «Российские партии в ХХ веке |
46.16 |
| Политическая культура |
47.17 | П.р 10 | Политическая жизнь современной России» |
48.18 | П.р 11 Р.к.5 | Политическая жизнь современной России» Органы местного самоуправления |
49.19 |
| Повторительно-обобщающие. Глобализация политической жизни в современном мире |
50.20 | К.р 2 | Глобализация политической жизни в современном мире |
Право (8ч.) | ||
51.1 |
| Право в системе социальных норм |
52.2 |
| Соотношение права и закона. Правоотношения |
53.3 | П.р 12 | Международные документы по правам человека |
54.4 |
| Конституционное право |
55.5 |
| Административное и гражданское право |
56.6 | П.р 13 | Уголовное право |
57.7 | П.р 14 | «Надо ли ввести в России смертную казнь?». |
58.8 |
| Повторительно-обобщающие. Развитие правового государства в России. Воспитание гражданских чувств и патриотизма |
Духовная сфера (10ч.) | ||
59.1 | Р.к.6 | Наука как форма культуры. Наука и образование на Севере |
60.2 | Р.к.7 | Сущность морали. Система ценности северян: жизненные, социально-общественные, культурно-религиозные. |
61.3 |
| Религия как феномен культуры |
62.4 | П.р15 | «Что хотят фундаменталисты в социальной практике. Что такое модернизм в современной религии?».
|
63.5 | С.р 8 | Значение искусства для человека и человечества |
64.6 |
| Функции и виды искусства |
65.7 | С.р 9 Р.к.8 | «Влияние искусства на человека. Север в трудах великих поморов и писателей. Ломоносова, Соловьева, Ключевского,Карамзина, И.Кронштадского, В.Фруменкова, Ф.Абрамова |
66.8 |
| Образование и воспитание |
67.9 |
| Повторительно-обобщающие. «Основные элементы образования и воспитания в РФ |
68.10 | К.р 2 | «Основные элементы образования и воспитания в РФ |
Требования к уровню подготовки УЧАЩЕГОСЯ
Выпускники должны уметь
работать с источниками социальной (в том числе экономической и правовой) информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критически осмысливать социальную (в том числе экономической и правовой) информацию, поступающую из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализировать общественные явления и события;
решать познавательные задачи, раскрывающие типичные социальные ситуации;
осваивать типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применять полученных знаний для определения экономически рационального и соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументировать и защищать свою позицию (в том числе с опорой на правовые нормы), оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
иметь опыт написания творческих работ по социальным дисциплинам.
Литература:
Для учащихся 10- 11 классов средней школы:
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Учебник для 10 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина» 2007 г.
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Учебник для 11 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина» 2008 г.
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Рабочая тетрадь для 10 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Рабочая тетрадь для 11 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Философский словарь для учащихся 10 -11 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Хрестоматия по обществознанию.10 -11 класс средней школы. Изд-во «Мнемозина»
Для преподавателей:
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание 10 класс. Методическое пособие. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание 11 класс. Методическое пособие. Изд-во «Мнемозина»
Для учащихся 10- 11 классов средней школы:
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Учебник для 10 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина» 2007 г.
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Учебник для 11 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина» 2008 г.
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Рабочая тетрадь для 10 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание. Рабочая тетрадь для 11 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Философский словарь для учащихся 10 -11 класса средней школы. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Хрестоматия по обществознанию.10 -11 класс средней школы. Изд-во «Мнемозина»
Для преподавателей:
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание 10 класс. Методическое пособие. Изд-во «Мнемозина»
П.С. Гуревич, Е.Н. Захарова. Обществознание 11 класс. Методическое пособие. Изд-во «Мнемозина»
Планирование составлено с учетом базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, предусматривающего следующие варианты учебного времени для изучения предмета «обществознание» в старших (10-11) классах.
В планировании предусмотрены по два варианта преподавания курса обществознания в 10 и 11 классах. Первый вариант составлен из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах, второй – по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах.
.
Вариант 2 (2 часа в неделю)
Всего 68 часов.
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК (20 часов)
Урок 1. Человек – уникальное создание.
Уникальность человека во Вселенной. Биологическая и социальная специфика человека. Уникальность человека. Проблема целостности человека.
Урок 2. Практикум «Версии (образ) человека в представлении философов».
Урок 3. Бытие человека.
Человек – существо общественное. Человеческая природа, ее открытость и незавершенность. Человек – это усилие быть человеком. Человек – существо, обладающее сознанием. Сознательное и бессознательное. Сознание и психика. Парадоксальность сознания. Качества человека – телесность, разум, мир души.
Урок 4. Практикум «Богатство внутреннего мира человека»
Урок 5. Психология человека
Психические типы. Индивидуальные различия. Характеры как устойчивая структура чувств. Возможности человеческой реализации.
Урок 6. Практикум «Психология человека».
Урок 7. Цель и смысл жизни
Жизнь и ее конечность. «Благоговение перед жизнью». Философы о смысле жизни. Предназначение человека. Человеческие идеалы.
Урок 8. Семинар «Русская философия о предназначении человека».
Урок 9. Труд, игра, общение как основные социальные феномены жизни человека.
Активное взаимодействие людей во всех сферах общественной жизни. .
Урок 10. Практикум «Деятельность человека и ее формы – труд, игра, учение, творчество».
Урок 11. Личность как субъект общественной жизни.
Индивид, индивидуальность, личность. Человек как социальное существо. Многообразие форм социализации. Воспитание и самовоспитание. Потребности человека. Иерархия ценностей. Мировоззрение и ментальность. Свобода и ответственность. Любовь и дружба.
Урок 12. Семинар «Социализация человека».
Урок 13. Человек – существо мылящее, разумное.
Что такое разум и мышление. Процесс познания. Истина.
Урок 14. Семинар «Как человек познает мир?».
Урок 15-16. Познание и творчество.
Познание как творческий процесс. Интуиция и логика. Методы научного познания.
Урок 17. Практикум «Всегда ли познание есть творчество?»
Урок 18. Семинар «Методы научного познания».
Урок 19-20. Повторительно- обобщающий.
Систематизация знаний о человеке. Науки о человеке. Целостное постижение человека. Ментальность и общество.
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (20 часов)
Урок 21. Социальные науки
Особенности наук об обществе. Философия и ее предназначение. Мировоззрение. Типы мировоззрений. Гуманизм..
Урок 22. Семинар «Роль философии в современном мире».
Урок 23-24. Общество
Общество как феномен. Теории происхождения обществ. Отношения природы и общества: поклонение природы, покорение природы, согласие с природой. Общество как поиск целостности. Многообразие типов общества. Поиск социальности как стратегия выживания. Многообразие факторов, приводящих к изменению внутри общества. Закономерности социального процесса. Прогресс и регресс. Эволюция и революция. Циклическое развитие. Структура общественной жизни. Социальные отношения и их многообразие. Виды деятельности в обществе.
Урок 25. Семинар «Общество как феномен. Теории происхождения обществ».
Урок 26. Семинар «Общество как поиск целостности. Многообразие типов общества. Поиск социальности как стратегия выживания».
Урок 27. Семинар «Факторы, приводящие к изменению внутри общества. Закономерности социального процесса. Прогресс и регресс. Эволюция и революция».
Урок 28. Особенности социального познания
Урок 28. Семинар «Какова специфика гуманитарного знания?».
Урок 29. Семинар «Существуют ли законы общественного развития?»
Урок 30. Семинар «Регулирование общественной жизни – традиция, обычаи, мораль, право, наука».
Урок 31. Аграрное (традиционное) общество
Аграрное (традиционное) общество как этап социального развития.
Характеристика аграрного общества. Роль традиционализма в развитии общества.
Урок 32. Семинар «Роль традиционализма в развитии общества».
Урок 33. Модернизация
Понятие общественной модернизации. Исторические типы модернизационных процессов.
Урок 34. Семинар «Как общество модернизируется?»
Урок 35. Индустриальное (модернизированное) общество
Индустриальное (модернизированное) общество как этап социального развития.
Урок 36. Семинар «Модели формирования и развития индустриального общества»
Урок 37. Информационное (постиндутриальное) общество
Историческая судьба человека и человечества. Глобальные проблемы человечества.
Урок 38. Семинар «Достижения и парадоксы информационного общества».
Урок 39. Семинар «Культурно-цивилизационные проекты будущего».
Урок 40. Повторительно- обобщающий.
Понятие человечества. Достижения и утраты исторического развития. Развитие общества. Альтернативные возможности истории. Стадии исторического процесса: традиционное (аграрное),
индустриальное, информационное общество.
Раздел 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (24 часов)
Урок 41-42. Культура и духовная жизнь
Понятие культуры. Культура и природа. Человек – творец культуры. Культура и варварство. Цивилизованность человеческой жизни. Смыслы культуры.
Культура и общество. Материальная и духовная культура. Духовность как социокультурный феномен. Ценности, идеалы и нормы. Бездуховность. Возрождение духовности.
Урок 43. Семинар «Многозначность понятия культура».
Урок 44. Семинар «Культура как историческая целостность. Культура как диалог».
Урок 45. Народная, массовая и элитарная культура
Разнообразие культур. Тенденции развития современной культуры в России.
Урок 46. Семинар «Современность: гибель культуры или ее кризис? Пути преодоления».
Урок 47. Многообразие культур
Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Теория культур О. Шпенглера. Архетипы культуры В. Шубарта.
Урок 48. Семинар «Чем определяется множественность культур?».
Урок 49. Русские мыслители и национальном характере и особенностях ментальности русских.
Истоки и особенности русского характера.
Урок 50. Семинар «Культурно-иторические типы».
Урок 51. Цивилизация
Понятие цивилизации. Цивилизация и культура. Типология цивилизаций. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Как развивается (живет) цивилизация?
Урок 52. Семинар «Сравнительный анализ цивилизаций»
Урок 53-54. Восток и Запад как две суперцивилизации.
Понятия Восток и Запад. Истоки и основные черты цивилизаций Востока и Запада. Цивилизационные ценности. Вопрос о месте и времени возникновения российской цивилизации.
Урок 55. Семинар «Цивилизации и всемирная история».
Урок 56. Семинар «Цивилизации и цивилизационные ценности»
Урок 57. Российская цивилизация.
Особенности российской цивилизации. Россия на межцивилизационном пространстве. Факторы, повлиявшие на формирование российской цивилизации
Урок 58. Семинар «Россия и Европа сегодня».
Урок 59-60. Споры русских мыслителей о российской цивилизации. Между Востоком и Западом.
Особенности российского традиционализма (духовная, политическая, экономическая, социальная традиция).
Урок 61. Семинар «Понять ли умом Россию?»
Урок 62. Особенности российской модернизации
Россия - страна «второго эшелона» модернизации. Этапы российской модернизации.
Урок 63. Семинар «Каково будущее России?»
Урок 64. Диалог культур. Взаимодействие цивилизаций.
Взаимосвязь культур и цивилизаций. Диалог Востока и Запада в процессе развития истории.
Урок 65. Семинар «Контакты между цивилизациями»
Урок 66. Семинар «Чем отличаются формационный и цивилизационный подходы к анализу культуры, общества?».
Урок 67-68. Повторительно - обобщающие. Единый цивилизационный процесс. Куда движется история? Будущее цивилизации. Что ожидает человечество – сближение или столкновение цивилизаций?
Что такое человечество? Человечество в ХХ веке. Возможен ли единый мир?
Вариант 2 (профильный уровень)
Всего 68 часов
Раздел 1. Экономика (18 часов)
Урок 1. Феномен экономики
Экономика как искусство ведения хозяйства. Экономическая теория. Макро- и микроэкономика. Циклическое развитие экономики. Основные показатели экономической деятельности. Валовой национальный продукт и национальный доход.
Урок 2. Экономическая деятельность
Основные компоненты экономики (производство, распределение, обмен,
потребление). Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Деньги как универсальный товар.
Урок 3. Собственность
Собственность и ее происхождение. Формы собственности и их роль в экономическом процессе. Собственность на землю. Приватизация собственности. Национализация собственности.
Урок 4. Семинар «Рынок труда и безработица».
Урок 5. Экономические системы
Типы экономических систем (традиционная, командная и рыночная экономика). Экономические отношения. Экономический рост.
Урок 6. Рыночная экономика
Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Свободное предпринимательство. Конкуренция. Спрос и предложение. Стиль хозяйственного поведения. Экономическая свобода. Виды предпринимательской деятельности. Предприятие и самостоятельное хозяйствование. Финансовая система. Факторные доходы. Формы организации бизнеса. Маркенинг. Законы рынка.
Урок 7. Семинар «Россия в условиях рыночных отношений».
Урок 8. Государство и экономика
Многообразие форм участия государства в экономике. Экономическая функция и политика государства. Экономический потенциал. Экономический рост. Основы денежной и бюджетной политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг. Структура налогов. Развитие банковской системы в России. Инфляция. Дефолт.
Урок 9. Семинар «Государство и его роль в экономике».
Урок 10. Мировая экономика
Глобализация экономики в современном обществе.
Урок 11. Экономика потребителя
Фигуры производителя и потребителя в экономике. Рынок труда. Безработица. Покупательная способность. Права потребителей и способы их защиты. Бюджет семьи.
Урок 12. Семинар «Экономическая модернизация современной России»
Урок 13. Уровни жизни. Бедные и богатые
Уровень жизни. Бедность, необеспеченность, нужда, богатство. Борьба с бедностью. Страны “бедные” и “богатые”
Урок 14. Семинар «Экономические реформы в России. Пути экономического роста, увеличение ВВП».
Урок 15. Экономическая культура
Общественные потребности. Экономическая культура. Экономический образ мышления. Экономическая психология. Культура производства и потребления. Этика предпринимательства. Соблюдение правил делового общения. Экономический интерес. Экономическая свобода и ответственность. Правовое регулирование имущественных отношений. Экономическое поведение.
Урок 16. Семинар «Экологические аспекты экономики».
Урок 17-18. Повторительно-обобщающие. Роль экономики в жизни общества.
Раздел 2. Социальные отношения (12 часов)
Урок 19. Многообразие социальных связей
Социальные отношения. Социальные различия. Формы социальных связей. Социальные роли. Социальные интересы и потребности. Социальный статус личности. Авторитет. Престиж.
Урок 20. Социальная стратификация
Социальные общности и социальные группы. Многообразие социальных групп. Социальная структура общества. Социальные группы и страты (слои). Социальность. Социальные отношения. Социальный «скелет» общества. Социальная мобильность.
Урок 21. Семинар «Социальная структура современной России».
Урок 22. Социальные нормы
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
Урок 23. Массы и лидеры
Типы стихийных групп. Толпа, масса, публика. Групповое сознание. Типология лидерства.
Урок 24. Семинар «Человек как субъект истории. «Воспитание человеческого рода».
Урок 25. Этнические общности
Этнос и этничность. Классификация этнических общностей. Этническая психология. Этническая культура. Нация. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и способы их разрешения.
Урок 26. Социальные конфликты
Социальные конфликты их истоки и способы их разрешения. Поиски компромисса и терпимости. Многообразие форм разрешения конфликтов.
Урок 27. Семинар «Экстремизм и терроризм сегодня».
Урок 28. Социальные институты и организации
Понятия института и организации. Ценность семьи как социального института. Брак. Кризис семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни человека. Психологический климат в семье.
Урок 29. Молодежь как социальная группа
Поколение как социальное понятие. Связь поколений и конфликты между ними. Молодежная субкультура.
Урок 30. Повторительно-обобщающий. Социальное государство. Трудности социальной политики в России. Социальные реформы в России. Социальная защита и программы ликвидации бедности.
Раздел 3. Политика (20 часов)
Урок 31. Власть
Феномен власти. На чем держится власть. Нравственность и власть.
Урок 32. Семинар «Особенности власти в современном обществе».
Урок 33. Политика
Политика. Основные принципы, нормы и направления деятельности в политике. Структура политической сферы. Политика и нравственность. «Актеры» политического «театра». Политическая элита. Лидеры. Исторические типы лидерства. Популизм.
Урок 34. Политическая система общества
Политическая система и ее основные звенья. Государство как важнейший социально-политический институт общества. Основные признаки государства. Три ветви государственной власти.
Урок 35. Мыслители прошлого о государстве
Типология государств у Платона. Аристотель об управлении государством. Никколо Макиавелли о государстве. Типология власти. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Урок 36. Семинар «Нужны ли нам демократические ценности?»
Урок 37. Формы правления
Формы правления: монархия и республика. Функции государства. Избирательные системы.
Урок 38. Политические режимы
Типология политических режимов. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.
Урок 39. Семинар «Судьба российского парламентаризма»
Урок 40. Государственный суверенитет
Признаки государственного суверенитета. Национальное государство.
Унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Имерия.
Урок 41. Гражданское общество
Гражданское общество. Правовое государство. Основные права человека. Социальная и политическая активность граждан. Местное самоуправление.
Урок 42. Семинар «Трудности становления гражданского общества в России».
Урок 43. Политическая идеология
Характерные черты идеологии. Структура идеологии. Функции идеологии.
Политическая психология. Политические идеи (либерализм, консерватизм, социализм).
Урок 44. Политические партии и движения
Политический процесс. Политические партии и движения. Политическая оппозиция. Участие массовых коммуникаций в политической системе общества. Политизация и деполитизация.
Урок 45. Семинар «Российские партии в ХХ веке».
Урок 46. Политическая культура
Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации.
Урок 47. Семинар «Политическая жизнь современной России»
Урок 48 -50. Повторительно-обобщающие. Глобализация политической жизни в современном мире.
Раздел 4. Право (8 часов)
Урок 51. Право в системе социальных норм
Право как один из регуляторов общественных отношений Система российского права. Функции права. Соотношение права и закона. Правоотношения.
Правовые нормы и их источники. Понятие законности. Правовая культура.
Урок 52. Международные документы по правам человека
Права человека и их защита. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Защита прав ребенка. Система судебной защиты прав человека.
Урок 53. Конституционное право
Конституционное право. Российское законодательство, истоки и традиции.
Конституция - основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Структура Конституции РФ. Конституция Российской Федерации об основах Конституционного строя. Гражданин. Гражданские, политические и иные права и свободы. Гражданство в РФ. Законодательство РФ о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Правоохранительные органы.
Урок 54. Административное и гражданское право
Административное право, административный проступок и административная ответственность. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Обязательства в гражданском праве. Имущественные права. Неимущественные права. Трудовые отношения. Трудовые ресурсы. Трудовые споры. Права и обязанности налогоплательщиков.
Урок 55. Уголовное право
Уголовное право. Преступление, уголовная ответственность, наказание.
Урок 56. Семинар «Надо ли ввести в России смертную казнь?».
Урок 57-58. Повторительно-обобщающие. Развитие правового государства в России. Воспитание гражданских чувств и патриотизма
Раздел 5. Духовная сфера общества (10 часов)
Урок 59. Наука как форма культуры
Особенности научного творчества. Сохранение и передача знаний.
Наука как отражение интеллектуального потенциала общества. История науки. Разнообразие познания. Парадоксы науки. Синергетика – новый взгляд на мир.
Роль науки в современном обществе.
Урок 60. Сущность морали
Мораль. Происхождение морали. Нравственная природа человека.
Добро и зло. Феномен совести. Фундаментальное правило нравственности. Моральный идеал. Этика ненасилия.
Урок 61. Религия как феномен культуры
Религия как явление мировой культуры. Происхождение религии. Нравственное содержание религии. Свобода совести и вероисповеданий. Религиозный фундаментализм и модернизм. Атеизм.
Урок 62. Семинар «Что хотят фундаменталисты в социальной практике. Что такое модернизм в современной религии?».
Урок 63. Значение искусства для человека и человечества
Искусство. Красота. Прекрасное. Виды искусства. Специфика художественного творчества. Эстетика.
Урок 64. Функции и виды искусства
Функции и виды искусства: познавательная, аналитическая, воспитательная, предсказательная, общественно - преобразующая, информационно-коммуникативная, внушающая, эстетическая, компенсаторная. Катарсис- очищение души. Виды искусства
Урок 65. Семинар «Влияние искусства на человека».
Урок 66. Образование и воспитание
Образование и воспитание. Гражданственность. Подвиг и романтические чувства. Потенциал человека. Знание – пароль информационного общества. Самообразование. Воспитательный процесс.
Урок 67-68. Повторительно-обобщающие. «Основные элементы образования и воспитания в РФ».
3. ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценки учебных достижений обучающихся:
Предусматривается итоговая оценка знаний и умений старшеклассников в следующих формах:
ЕГЭ, итоговое тестирование
Создание творческих проектов
Ответы учащихся на основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ билетам