муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Калитвенская СОШ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
начальное общее образование 3 класс
Количество часов 69 ч
Учитель: Недвига Елена Владимировна
2016 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной программы по окружающему миру; авторской программы предмета О.Т.Поглазовой «Окружающий мир», 3 класс.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение обучающимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира на этапе начального образования отводится 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование составлено на 69 часов из расчёта 2 часа в неделю (35 учебных недель).
Содержание программы 3 класс
Содержание курса «Окружающий мир» в третьем классе подчинено общей идее «Все изменяется под Солнцем». Основная цель этого курса – сформировать у обучающихся представление об изменениях, происходящих в окружающем мире: в природе, в обществе и жизни людей.
1. «Изменения в природе и жизни человека»
Планета Земля. Солнце – ближайшая звезда. Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Отличие месяцеслова, составленного нашими предками, от современного календаря.
Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака. Осадки: дождь, снег, град. Экологические проблемы, связанные с облаками. Движение воздуха. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Дневник наблюдений за погодой. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.
2. «Сезонные изменения в природе»
Наблюдения – важнейший способ познания окружающего мира. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
3. «Тела и вещества, их свойства»
Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Значение эксперимента в изучении законов природы. Общее представление о строении вещества, его мельчайших частицах. Значение воздуха для живых существ. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства чистого воздуха. Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Значение воды для всего живого. Свойства воды. Три состояния воды (лёд, пар, вода). Свойства снега и льда. Вода в природе: туман, роса, изморозь, иней, их образование. Круговорот воды в природе. Почва и её значение. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы. Обитатели почвы. Разрушение почвы водой, ветрами в результате деятельности человека. Меры по защите воздуха, воды, почвы от загрязнения.
Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Защита организма от болезнетворных бактерий. Правила безопасного поведения в природе (в горах, у водоёмов, во время грозы, под солнечными лучами), при встрече с разными животными.
4. «Организм человека и его здоровье»
Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Рождение и развитие человека. Общее представление об организме человека, его внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Основные части скелета, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс и его измерение. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма и воздействие ядовитых газов на органы кровообращения и дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Элементарные представления об их строении. Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Как лечились наши предки.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Спорт и здоровье. Личная гигиена школьника. Важность сохранения здоровья органов чувств.
Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
5. «Развитие животных и растений»
Опыт как один из способов познания свойств предметов.
Разнообразие животных. Условия, необходимые для жизни животных. Среда обитания и способы питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Значение животных для природы и человека. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Заповедник. Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Способы размножения растений. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). Распространение семян. Размножение разных групп животных (насекомые, птицы, рыбы, звери). Стадии развития насекомых, земноводных.
6. «Изменения быта и культуры наших предков»
Археологические раскопки – источник знаний о прошлом.
Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале). Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь.
Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное ремесло, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов.
Планируемые предметные результаты освоения программы 3-го класса
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 3 классе ученик должен
знать/понимать:
– понятия «явление», «погода», «осадки», «тело», «вещество», «частица», «клетка», «орган», «организм», «прошлое и настоящее», «исторический источник», «исторический центр», «предки», «крестьянин», «ремесленник»;
– сезонные явления в неживой и живой природе (ветер, дождь, град, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, оттепель, капель, листопад, сокодвижение, линька, спячка, гнездование, перелеты); причины природных явлений, перехода воды в разные состояния, круговорота воды в природе;
– наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, текучесть);
– строение и функции органов человеческого и растительного организмов, последовательность развития цветкового растения;
– отличие деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина и ремесленника;
– условия, необходимые для развития и жизни организмов, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки; правила безопасного поведения в природе в разные сезоны, правила сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
– характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий);
– различать органы растения, организма человека, природные явления;
– наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, последовательность развития растения и вести дневник наблюдений;
– экспериментировать, проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; пользоваться термометром, лупой, определять пульс;
– пользоваться условными обозначениями предметов и явлений, схемами, таблицами, различными источниками информации;
– выявлять, анализировать и оценивать изменения в окружающем мире, их причины; негативные последствия деятельности человека, опыт предыдущих поколений людей, нравственно-этические нормы поведения в природе и обществе;
осознать:
– значение Солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений и животных в природе и в жизни человека; природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств и создания произведений искусства;
– необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в природе и культурного поведения в обществе; необходимость и важность природоохранных мероприятий;
– окружающий мир изменяется с течением времени; изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению; изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых в свою очередь зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека;
– быт и культура наших предков в прошлом зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время; земледелие, скотоводство, ремесла, образование претерпели ряд изменений со времен Древней Руси; изучая законы природы, человек преобразует ее, изобретает более совершенные приборы, устройства и орудия, облегчающие труд, но деятельность человека может приводить к загрязнению воздуха, воды, почвы и снижению ее плодородия;
– опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во ч | Дата проведения | Дата переноса |
Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч. |
1 | Земля – наш общий дом | 1 | 01.09 | |
2 | Разнообразие изменений в природе и в жизни людей | 1 | 05.09 | |
3 | Времена года | 1 | 08.09 | |
4 | Старинный календарь | 1 | 12.09 | |
5 | Атмосферные явления и погода | 1 | 15.09 | |
6 | Температура и её измерение | 1 | 19.09 | |
7 | Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой | 1 | 22.09 | |
8 | Необычные атмосферные явления Проверочная работа по теме «Разнообразие изменений в окружающем мире» | 1 | 26.09 | |
Сезонные изменения в природе. Осень – 4 ч. |
9 | Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе | 1 | 29.09 | |
10 | Осень в природе | 1 | 03.10 | |
11 | Осенние заботы человека | 1 | 06.10 | |
12 | Осень в жизни наших предков Проверочная работа по теме «Сезонные изменения в природе. Осень» | 1 | 10.10 | |
Тела и вещества, их свойства – 14 ч. |
13 | Тело и вещество. Три состояния вещества | 1 | 13.10 | |
14 | Строение вещества | 1 | 17.10 | |
15 | Удивительные открытия | 1 | 20.10 | |
16 | Воздух и его состав | 1 | 24.10 | |
17 | Свойства воздуха | 1 | 27.10 | |
18 | Как используют воздух | 1 | 07.11 | |
19 | Вода и её свойства | 1 | 10.11 | |
20 | Очистка воды | 1 | 14.11 | |
21 | Превращения воды | 1 | 17.11 | |
22 | Круговорот воды в природе | 1 | 21.11 | |
23 | Почва, её состав и свойства | 1 | 24.11 | |
24 | Обитатели почвы | 1 | 28.11 | |
25 | Почва – кормилица | 1 | 01.12 | |
26 | Обобщающий урок Проверочная работа по теме «Тела и вещества, их свойства» | 1 | 05.12 | |
Сезонные изменения в природе. Зима. (6ч) Организм человека и его здоровье (11ч) |
27 | Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе | 1 | 08.12 | |
28 | Зима в природе | 1 | 12.12 | |
29 | Растения зимой | 1 | 15.12 | |
30 | Как растут деревья | 1 | 19.12 | |
31 | Зимняя пора в жизни животных | 1 | 22.12 | |
32 | Зима в жизни наших предков. Какими были новогодние праздники в старину. Проверочная работа по теме «Сезонные изменения в природе Зима» | 1 | 26.12 | |
33 | Организм человека | 1 | 09.01 | |
34 | Надёжная опора и защита | 1 | 12.01 | |
35 | Мышцы, их разнообразие и функции | 1 | 16.01 | |
36 | Органы дыхания | 1 | 19.01 | |
37 | Кровеносная система | 1 | 23.01 | |
38 | Кровь и её функции в организме | 1 | 26.01 | |
39 | Органы пищеварения | 1 | 30.01 | |
40 | Органы очистки организма | 1 | 02.02 | |
41 | Нервная система и её роль в организме | 1 | 06.02 | |
42 | Органы чувств, их значение и гигиена | 1 | 09.02 | |
43 | Как лечились наши предки и современные методы лечения Проверочная работа по теме «Организм человека и его здоровье» | 1 | 13.02 | |
Навстречу весне.11 ч. |
44 | Весна света | 1 | 16.02 | |
45 | Как на Руси провожали зиму. | 1 | 20.02 | |
46 | Развитие животных. Развитие рыб и земноводных | 1 | 27.02 | |
47 | Стадии развития насекомых | 1 | 02.03 | |
48 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе | 1 | 06.03 | |
49 | Развитие цветковых растений | 1 | 09.03 | |
50 | Корни и стебли растений | 1 | 13.03 | |
51 | Листья растений | 1 | 16.03 | |
52 | Для чего цветет цветок. | 1 | 20.03 | |
53 | Способы размножения растений. | 1 | 23.03 | |
54 | Весна воды, тепла, цвета Проверочная работа по теме « Навстречу весне» | 1 | 03.04 | |
Как жили наши предки. 15 ч. |
55 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе | 1 | 06.04 | |
56 | Весна в природе | 1 | 10.04 | |
57 | Наука история, исторические источники | 1 | 13.04 | |
58 | Природа в жизни наших предков | 1 | 17.04 | |
59 | Образ жизни наших предков | 1 | 20.04 | |
60 | Жизнь на селе в старину | 1 | 24.04 | |
61 | Старинные города | 1 | 27.04 | |
62 | Старинные ремёсла | 1 | 04.05 | |
63 | Торговое дело на Руси | 1 | 08.05 | |
64 | Одежда наших предков | 1 | 11.05 | |
65 | Как учились дети в старину. | 1 | 15.05 | |
66 | Обобщение по разделу «Как жили наши предки» Проверочная работа по теме « Как жили наши предки» | 1 | 18.05 | |
67 | Итоговая тестовая работа | 1 | 22.05 | |
68 69 | Повторение изученного материала «Сезонные изменения в природе» Повторение изученного материала «Организм человека и его здоровье» « Как жили наши предки» | 1 1 | 25.05 29.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса, 2013 г.
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2014 г.
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Тестовые задания, 2014 г.
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2013 г. Учебник соответствует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки РФ
Проверочные работы по окружающему миру
Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме
«Разнообразие изменений в окружающем мире»
I вариант
1. Чем замечательна наша планета?



2. Чем отличался месяцеслов от современного календаря?



3. Какие природные явления тебе известны?



4. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?



5. Приведи примеры быстрых и медленных изменений в природе.



6. Когда бывает радуга?


7. Каким прибором измеряют температуру?

8. Какие группы растений тебе известны?
___________________________________________________________________________
II вариант
1. Что является существенным признаком культурных растений?


2. Приведи примеры условных обозначений разных явлений.



3. Когда осень начинается по календарю, по положению Солнца, по изменениям в природе?


4. Что происходит в природе ежедневно, ежегодно?


5. Кто составляет прогноз погоды?

6. Какая наука изучает прошлое людей?

7. Чем опасны гроза, ураган, смерч?


8. Какие явления наблюдаются в осенний период у растений и животных?
___________________________________________________________________________
Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме
«Тела и вещества, их свойства»
I вариант
1. Что называют телами? Запиши пять названий тел.


2. Зачеркни лишнее слово.
Пластилин, стекло, лампа, древесина, металл.
3.Чем отличаются друг от друга твёрдые вещества, жидкости и газы?


4. Каким прибором измеряют температуру?

5. Каких ты знаешь обитателей почвы? Запиши.


6. Каков состав почвы?


7. Как можно защитить почву от ветров, воды, зноя?


8. Чем загрязняется вода и как её очищают?


9. Какое тело может быть твёрдым, жидким и газообразным?
Подчеркни правильный ответ.
1) камень
2) древесина
3) вода
II вариант
1. Из чего состоят вещества? Запиши пять названий веществ.


2. Зачеркни лишнее слово.
Стол, чашка, пластмасса, книга, торт.
3.Какими свойствами обладает вода?


4. Что происходит с частицами воздуха при нагревании?
Подчеркни правильный ответ.
1) двигаются быстрее 2) замедляют движения 3) перестают двигаться совсем
6. В чём главное отличие почвы от горной породы?


7. Какие природные явления могут разрушать почву?


8. Какова роль почвы в жизни растений и животных?


Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме
«Сезонные изменения в природе. Осень»
1. Когда осень начинается по календарю, по положению солнца, по изменениям в природе?


2. Какие изменения происходят в жизни животных осенью?



3. На какие две группы можно разделить этих животных?
Лиса, барсук, ласточка, коза, воробей, утка, медведь, курица.

4. Какие природные явления тебе известны? Запиши.


5. Какие изменения происходят в жизни растений осенью?



6. Какие изменения происходят в жизни людей осенью?



7. Какой была осень в жизни наших предков?


Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме
«Сезонные изменения в природе Зима»
1. Какие явления наблюдаются в неживой природе зимой?


2. Какие изменения происходят в жизни животных зимой?



3. Где и как зимуют холоднокровные животные?
4. Какие изменения происходят в жизни растений зимой?



5. Какие изменения происходят в жизни людей зимой?



6. Как зимовали наши предки?


7. Какими были новогодние праздники в старину?



Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме
« Организм человека и его здоровье»
1.Какая наука изучает организм человека?

2. Почему человека относят к млекопитающим?


3. Назови свойства костей:

4. Какие органы входят в дыхательную систему? Запиши.


5. Какие органы входят в кровеносную систему? Запиши.


6. Как беречь пищеварительную систему?


7. Как питались наши предки?

8. Какие функции выполняет кожа?


9.Что входит в нервную систему?


10. Назови органы чувств:


11.Как лечились наши предки?



Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме
«Навстречу весне»
1. Какие изменения происходят в природе в марте?

2. Как на Руси провожали зиму?


3. Напиши стадии развития рыбы.

4. Напиши органы цветкового растения.

5. Какие изменения происходят в неживой природе весной?

6. Запиши весенние месяцы в порядке их следования

7. Зачеркни лишнее слово.
Сосна, ель, пихта, клён.
Икринка, лягушка, малёк, головастик. Мох, папоротник, водоросль, гриб
8. Чем важно для человека озеленение города?

Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме
«Как жили наши предки»
1.Древние славяне жили:
а) семьями б) в одиночку в) племенами
2. Посуду древние славяне делали из:
а) глины б) металла в) дерева
3. Соотнесите слова с их значением
копейка отрубленный слиток серебра
монета мелкая монета с изображением «ездеца»
рубль металлические деньги с чеканкой
4. Что умели делать наши предки, чтобы выжить в суровой дикой природе?
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Из каких материалов шили одежду наши предки?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как называли месяцы в старинном славянском календаре?
По порядку следования.
По погодным условиям и занятиям крестьян.
По имени римских богов.
7. Назовите людей:
Он управлял племенем - ___________________________________________________
Он делал глиняную посуду - _______________________________________________
Он привозил товары - ____________________________________________________
8. . Что из современного быта и культуры вы поместили в музей для будущих поколений?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9. Какими ремёслами занимались в старину?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Итоговая проверочная работа по окружающему миру 3 класс
I вариант
1. Подчеркни сезонные изменения в неживой природе.
Повышение температуры воздуха, листопад, замерзание почвы, спячка животных, начало сокодвижения.
2. Подчеркни только тела.
Стекло, гроза, керосин, стакан, заморозки, вода, метель, капля молока, железо, ледоход, нож, лампа.
3. Напиши свойства воды.


4. Общее у всех живых организмов то, что все они _________, ___________, ___________, ___________, __________.
5. Вставь пропущенные стадии развития животных.
Икринка, личинка, _______________, лягушка.
Яйцо, личинка, ____________, бабочка.
6. Чем мышцы соединяются с костями?
7. Вставь нужные слова.
Солнце восходит на __________, а заходит на ___________.
8. Перечислите органы дыхания.


II вариант
1.Подчеркни сезонные изменения в живой природе.
Понижение температуры воздуха, отмирание растений, выпадение дождя, набухание почек, линька животных,
2. Подчеркни только тела.
Лампа, ледоход, капля молока, вода, стакан, гроза, стекло, керосин, заморозки, метель, железо, нож.
3. Напиши свойства воздуха.


4. Для роста и развития живым организмам необходимы __________, __________, ____________.
5. Вставь пропущенные стадии развития животных.
Икринка, личинка, ____________, рыба.
Яйцо, ________________, куколка, бабочка.
6. Подвижные соединения скелета человека.
7. Направление противоположное западу- ____________.
8. Перечислите внутренние органы человека.

Электронное программное обеспечение:
1.Звуки природы.