УТВЕРЖДАЮ |
настоятель Свято-Иверского храма п. Теплое прот. Валентин Дудин_______ |
____ ________________ 20 ___ года |
|
Воскресная школа при Свято-Иверском храме п. Теплое Тепло-Огаревского района Тульской области
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по курсу «Основы Православной культуры»
(составлена на основе авторской программы Суровой Л.В. «Мироведение»)
Срок реализации - 2014-2015 учебный год
Составила:
Преподаватель Основ Православной культуры
Воскресной школы при Свято-Иверском храме
п. Теплое Тепло-Огаревского района
Тульской области
Братскова Татьяна Сергеевна
п. Теплое, 2014 г.
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка 3
Структура и содержание учебной дисциплины 4
Календарно-тематическое планирование 6
Список рекомендованной литературы к изучению учебного курса 7
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по основам православной культуры разработана на основе авторской программы Л.В. Суровой «Мироведение». Рабочая программа рассчитана на 23 часа. Специфика предмета заключается в комплексном освещении мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры. Цель программы: формирование теологического мировоззрения у детей младшего и среднего школьного возраста. Задачи программы: 1. Обогащение внутреннего мира детей. 2. Формирование у детей нравственных качеств, созвучных заповедям Божиим. 3. Передача детям огромного духовного опыта, культурных ценностей и тысячелетних традиций православной Руси. Методы обучения: 1. Иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы; 2. Беседа с закреплением материала в творческих работах; 3. Короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 4. Чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением; 5. Работа с текстами, картами, составление кроссвордов. В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Знать основные этапы и ключевые события православной истории; 2. Знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения; 3. Использовать тексты православных, источников для решения учебных задач; 4. Уметь выделять особенности русской православной культуры; 5. Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Структура учебной дисциплины
№ | Разделы | Цели раздела | Задачи раздела | Кол-во часов |
1 | Мир внешний и мир внутренний | 1. Дать представление о внутреннем и внешнем мире и их взаимосвязи; 2.Показать, как грех вошел в мир, испортив Божье творение и принеся горе и страдание человечеству | 1.Повторить понятия «внутренний мир», «внешний мир», «духовный мир», «физический, материальный мир»; 2.Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека; 3.Формировать сознательное отношение к учению; 4.Формировать культуру общения. | 3 ч. |
2 | Смысл жизни христианина | 1. Создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье; 2. Учить рассуждать на нравственные темы. | 1. Развивать речь учащихся; 2. Воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями. 3. Развивать коммуникативные навыки. | 3 ч. |
3 | Православная церковь | 1. Создать условия для осмысления учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии; 2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию; 3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. | 1. Знакомить с историей создания Библии, ее авторами, основными понятиями, 2. Знакомить с использованием библейских образов в поэзии; 3. Совершенствовать навык обобщать информацию; 4. Повторять устроение и назначение православного храма. | 8 ч. |
4 | Христианские ценности | 1. Создать условия для правильного представления о главных христианских ценностях; 2. Становление доброго (нравственного) поведения путём привития вкуса к добрым стремлениям, а главное – к добрым поступкам и делам. | 1.Воспитывать ценности: благодарности, дружелюбия, честности, осторожности, ответственности, трудолюбия, милосердия; 2. Знакомить с базовыми понятиями нравственности: добро и зло, правда и ложь | 5 ч. |
5 | Православная семья | 1. Создание на уроке условий для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства; 2. Создание понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, умения видеть беды другого человека и стараться помочь | 1.Знакомить детей со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре, с семейными традициями императорской России; 2. Воспитывать ответственность членов семьи друг за друга, усвоение, что означает выражение «носите бремена друг друга»; 3. Развивать чувства ответственности за свои поступки, понимания, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность) | 4 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Содержание урока | Кол-во часов |
1. Мир внешний и мир внутренний |
1 | 14.09.2014 | Видимое и невидимое в мире. | 1 ч. |
2 | 21.09.2014 | Об изменениях мира после грехопадения | 1 ч. |
3 | 28.09.2014 | Осенние церковные праздники (слайд-фильм) | 1 ч. |
2. Смысл жизни христианина |
4 | 05.10.2014 | Крестный путь. Жизнь - трудная задача | 1 ч. |
5 | 12.10.2014 | Поступок и намерение. Кого можно назвать хорошим человеком? | 1 ч. |
6 | 19.10.2014 | О воспитании души | 1 ч. |
3. Православная церковь |
7 | 09.11.2014 | Библия. Священное Писание и Священное Предание | 1 ч. |
8 | 16.11.2014 | Притча в Библии | 1 ч. |
9 | 23.11.2014 | Поэтический язык Библии. Молитва | 1 ч. |
10 | 30.11.2014 | Церковь. Святые. Личный путь человека в Церкви | 1 ч. |
11 | 07.12.2014 | Основные вехи Ветхого Завета | 1 ч. |
12 | 14.12.2014 | Богослужение - общее дело Церкви. Литургия | 1 ч. |
13 | 21.12.2014 | Церковный год | 1 ч. |
14 | 01.02.2015 | Зимние церковные праздники (слайд-фильм) | 1 ч. |
4. Христианские ценности |
15 | 08.02.2015 | Что значит любить? | 1 ч. |
16 | 15.02.2015 | Что такое послушание? | 1 ч. |
17 | 22.02.2015 | О милости | 1 ч. |
18 | 19.04.2015 | Добрые дела | 1 ч. |
19 | 26.04.2015 | Весенние церковные праздники (слайд-фильм) | 1 ч. |
5. Православная семья |
20 | 03.05.2015 | Семейный союз | 1 ч. |
21 | 10.05.2015 | Правила жизни в семье | 1 ч. |
22 | 17.05.2015 | Святые семьи | 1 ч. |
23 | 24.05.2015 | Что такое дружба? | 1 ч. |
Список рекомендованной литературы к изучению учебного курса
1. Библейская хронология: Панорама библейских событий. От Бытия до Откровения. Важнейшие даты библейской истории. Важнейшие даты всемирной истории. – Российское Библейское общество, 2002. – 16 с.
2. Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей. М., Российское библейское общество, 1996. - 438с.
3. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. Для детей среднего и старшего возраста. – М.: Покров, 2004. -456 с.: илл.
4. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть I, II, III. -2-е изд. М.: «Школьная пресса», 2001. - 128с. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып.15. Ч.I, II, III.)
5. Евангельские уроки доброты. М.: «Благо», 2001. - 64с.
6. Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах, № 3-4, 2003. - 222с.
7. Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Книга для учащихся. М.,2004. - 271с.
8. Мартышин В.С. Твоя родословная. Духовно-нравственные основы семьи. М.: «Школьная Пресса», 2000. - 224с.
9. Прославленные святые (святители, преподобные и новомученики). Житие святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1. Воронеж, 2003. - 478с.
10.Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. Исправлено и дополнено. М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, 2002.
11.Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Издательство Владимирской епархии, 2000.
12. Щеголева Е. Православный храм. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 239 с.: ил. – (Православные святыни).
13. Юнак Д.О. Библейские кроссворды. – М.: Триада, 2005.–160 с.