СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе учебника А.Т. Смирнова и Б.О.Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю (всего 175 часов). Используется материал учебников предметной линии под редакцией А.Т.Смирнова, 5-9 классы.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:

- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. — М.: Просвещение, 2013.

- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией

А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2013.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнута цель:

 воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Достижение этой цели обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности. (5 часов)

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (10 часов)

Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. (7 часов)

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4.Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлении и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;

  • формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;

  • умение пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана);

  • знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;

  • владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков дорожного движения;

  • умение правильно оценить ситуацию при пожаре;

  • знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

  • владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;

  • владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.






















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоёмах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Основы противодействия терроризму и экстремизму

в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Виды экстремистской и террористической деятельности.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если произошел взрыв.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

Основы медицинских знаний и оказание

первой помощи

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила её оказания.

Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Первая помощь при отравлениях (практические занятия).
















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

    1. Город как среда обитания.

    2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

    3. Особенности природных условий в городе.

    4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

    5. Безопасность в повседневной жизни

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии.

Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту

2

Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

2.1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

2.2. Пешеход. Безопасность пешехода.

2.3. Пассажир. Безопасность пассажира.

2.4.Водитель.

2.5. Пожарная безопасность.

2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях


Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Запоминают правила безопасного поведения при пожаре

3

Опасные ситуации природного характера (2 ч)

3.1. Погодные условия и безопасность человека.

3.2. Безопасность на водоёмах

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.

Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд).

Различают состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила поведения на водоёмах.

Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде


4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2ч)

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)

5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3ч)

5.1 Антиобщественное поведение и его опасность.

5.2. Обеспечение личной безопасности дома.

5.3. Обеспечение личной безопасности на улице

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях

6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности.

6.3. Виды террористических актов и их последствия.

6.4.Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

Характеризуют основные виды террористической деятельности.

Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности.

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.

Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5ч)

7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3ч)

7.1. О здоровом образе жизни.

7.2. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

7.3. Рациональное питание. Гигиена питания

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.

Распознают виды двигательной активности и закаливания.

Характеризуют сущность рационального питания


8

Факторы, разрушающие здоровье (2ч)

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие)

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека, его умственные и физические способности.

Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя

Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)

9

Первая помощь и правила её оказания (8 ч)

9.1. Первая помощь при различных видах повреждений.

9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).

9.3. Первая помощь при отравлениях (практические занятия)

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлении никотином и угарным газом













































ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые документы

Закон «Об образовании».

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009г.).

Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116).

Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Правила дорожного движения Российской Федерации.

Основная и дополнительная литература

Антитеррор. Практикум для горожанина: сб./ сост.: редакция сайта «Антитеррор. ру». – М.: Европа, 2005.- (Серия «Войны»).

Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.

Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В.Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс» - М.: Просвещение, 2013

Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.