ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю (всего 175 часов). Используется материал учебников предметной линии под редакцией А.Т.Смирнова, 5-9 классы.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. — М.: Просвещение, 2013.
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2013.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнута цель:
воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Достижение этой цели обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. (5 часов)
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (10 часов)
Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. (7 часов)
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4.Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлении и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;
формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;
умение пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана);
знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;
владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков дорожного движения;
умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;
владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Основы противодействия терроризму и экстремизму
в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Виды экстремистской и террористической деятельности.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если произошел взрыв.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.
Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Первая помощь при отравлениях (практические занятия).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч) |
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч) Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни | Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту |
2 | Опасные ситуации техногенного характера (6 ч) 2.1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. 2.2. Пешеход. Безопасность пешехода. 2.3. Пассажир. Безопасность пассажира. 2.4.Водитель. 2.5. Пожарная безопасность. 2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях | Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре |
3 | Опасные ситуации природного характера (2 ч) 3.1. Погодные условия и безопасность человека. 3.2. Безопасность на водоёмах | Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд). Различают состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде |
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2ч) 4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера. 4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации |
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч) |
5 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3ч) 5.1 Антиобщественное поведение и его опасность. 5.2. Обеспечение личной безопасности дома. 5.3. Обеспечение личной безопасности на улице | Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях |
6 | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) 6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. 6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности. 6.3. Виды террористических актов и их последствия. 6.4.Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5ч) |
7 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3ч) 7.1. О здоровом образе жизни. 7.2. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. 7.3. Рациональное питание. Гигиена питания | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания |
8 | Факторы, разрушающие здоровье (2ч) 8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие) | Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя |
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч) |
9 | Первая помощь и правила её оказания (8 ч) 9.1. Первая помощь при различных видах повреждений. 9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). 9.3. Первая помощь при отравлениях (практические занятия) | Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлении никотином и угарным газом |
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы
Закон «Об образовании».
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116).
Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Правила дорожного движения Российской Федерации.
Основная и дополнительная литература
Антитеррор. Практикум для горожанина: сб./ сост.: редакция сайта «Антитеррор. ру». – М.: Европа, 2005.- (Серия «Войны»).
Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В.Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс» - М.: Просвещение, 2013
Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.