ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю (всего 175 часов). Используется материал учебников предметной линии под редакцией А.Т.Смирнова, 5-9 классы.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. — М.: Просвещение, 2013.
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2013.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнута цель:
воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Достижение этой цели обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структурно программа состоит из двух модулей и семи тем. Модуль 1 “ Основы безопасности личности, общества, государства” (“Подготовка к активному отдыху на природе”, “ Активный отдых на природе и безопасность”, “ Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде”, “ Опасные ситуации в природных условиях”). Модуль 2 “ Основы медицинских знаний и здорового образа жизни” (“Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи”, “ Здоровье человека и факторы, на него влияющие”). Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлении и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
владение знаниями по обеспечению безопасности при автономном (добровольном и вынужденном) существовании человека в природной среде;
владение знаниями о различных видах активного отдыха и турпоходах на природе, особенности подготовки к ним;
овладение правилами обеспечения личной безопасности во время активного
отдыха на природе
владение знаниями об опасных ситуациях, которые могут произойти в природных условиях;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях;
умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях, возникающих в природных условиях;
понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
вырабатывание отрицательного отношения к приёму наркотических и других психоактивных веществ;
знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль I «Безопасность человека в природных условиях»
Тема 1 Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Тема 2 Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, движение по склонам, преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедном походе.
Тема З Дальний и международный туризм, меры безопасности.
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого климата.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушными видами транспорта.
Тема 4 Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономии.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Тема 5 Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тема 6 Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7 Здоровье человека и факторы на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы
Закон «Об образовании».
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116).
Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Правила дорожного движения Российской Федерации.
Основная и дополнительная литература
Антитеррор. Практикум для горожанина: сб./ сост.: редакция сайта «Антитеррор. ру». – М.: Европа, 2005.- (Серия «Войны»).
Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В.Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс» - М.: Просвещение, 2013
Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.