Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова. Программа предполагает изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне.
Основные цели курса:
Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Задачи:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г.;
-Приказ Министра образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2009/10 учебный год».
-Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова. — М.:Просвещение,2013.
За основу рабочей программы по ОБЖ в 7 классе взята авторская программа под общей редакцией А.Т. Смирнова, так как, изучение данного курса направлено на подготовку подрастающего поколения россиян в области ОБЖ и основывается на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, что соответствует требованиям Стандарта.
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. — М.: Просвещение, 2013.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлении и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
умение анализировать явления и события природного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций природного характера по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
знания по организации защиты населения от ситуаций природного характера;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях;
умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях, возникающих в природных условиях;
понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
вырабатывание отрицательного отношения к приёму наркотических и других психоактивных веществ;
знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
Методы, технологии и формы контроля.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- семинары и круглые столы;
- индивидуальные консультации;
Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Также для этого используются контрольные вопросы, разработанные к каждому уроку. Большое внимание уделяется практическим работам. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.
Оценивание.
Оценка «5» — ученик дает полный развернутый ответ по теме в письменном или устном виде, без наводящих вопросов, без ошибок выполняет тестирование, уверенно и правильно выполняет практическое задание.
Оценка «4» — ученик дает не полный ответ (приблизительно 80 %), но содержание материала по вопросу раскрыто или дает ответ с небольшими неточностями, в тестировании допускает не более 1 ошибки, практическое задание выполняет правильно, но недостаточно уверенно или с небольшими неточностями.
Оценка «3» — ученик дает не полный ответ (приблизительно 50%) основное содержание материала по вопросу раскрыто не полностью или дает ответ с существенными ошибками, в тестировании допускает 2-3 ошибки, практическое задание выполняет неуверенно с недочетами, но не с грубейшими ошибками.
Оценка «2» — ученик не дает ответа вообще или дает неполный ответ (менее 30%), основное содержание по вопросу не раскрыто, допускает в тестировании более 3 ошибок, практическое задание выполняет неправильно с грубейшими ошибками или не выполняет вообще.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления и причины их возникновения.
Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.
Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения
Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их возможные последствия.
Геофизические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.
Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения. Возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Защита населения от последствий землетрясений.
Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений.
Правила безопасного поведения при землетрясении
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на земле. Типы вулканов: дремлющие, действующие и потухшие вулканы.
Организация защиты населения от последствий извержений вулканов.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой площади.
Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.
Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.
Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана.
Смерч, основные понятия и определения, характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения, виды наводнений и их причины.
Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Паводок. Заторы и зажоры. Нагоны воды.
Возможные последствия наводнений.
Защита населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, оповещение и защита населения. Спасательные работы и эвакуация.
Рекомендации населению по правилам поведения при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населения. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.
Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия. Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Раздел II. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.
Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.
Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Терроризм, угроза терроризма.
Роль нравственных позиций в формировании антитеррористического поведения.
Раздел IV. Здоровый образ жизни.
Здоровы образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность
Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
Раздел V. Основы медицинских знаний.
Первая медицинская помощь и правила её оказания (практические занятия)
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи.
Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь».
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Первая медицинская помощь при незначительных ранах.
Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавшего.