СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская М.М. ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская М.М. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская М.М. ФГОС»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы программы и темы занятий

Дата

Количество

часов

Характеристика видов деятельности обучающихся


1.

О языке .2ч

1


Зачем человеку нужен язык?



1

Передача в устной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения.


2

Что мы знаем о русском языке



1

Передача в устной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Фонетика, орфоэпия и графика



3

Звуки и буквы. Алфавит.


1

Овладение основными понятиями фонетики. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях.

4

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я


1

Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова .Объяснение с помощью элементов транскрипции про- изношения и написания слов.

5

Фонетический разбор слова


1

Распознавание гласных и согласных, звонких и глухих, мягких и твердых, глухих и звонких звуков.


ТЕКСТ. ОРФОГРАФИЯ,

ПИСЬМО. СТРОЕНИЕ СЛОВА.-






13+8ч




6

Р.р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная


1

Сравнивание диалогической и монологической речи.

7

Орфография. Зачем людям письмо


1

Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения.

8

Орфография. Нужны ли правила?


1

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.

9

Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Устная и письменная .


1

Сравнивание образцов диалогической и монологической речи; Выбор языковых средств в зависимости от цели общения.

10

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения звуками гласных звуков


1

Сопоставление и анализ

звукового и буквенного состава слова. Объяснение с помощью элементов транскрипции произношения и написания

Слов.

11

Р.Р. Что такое текст (повторение). Тема текста


1

Определение темы, основной мысли текста, выделение микротем текста, деление на абзацы. Определение структуры

абзаца.

12

Правила обозначения буквами согласных звуков


1

Анализ и характеристика отдельных звуков речи

13

Сочетание букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, нч, нк, нщ, рщ.


1

Анализ и характеристика отдельных звуков речи

14

Р.р. Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочи­нению


1

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последо-вательности изложения.

15

Мягкий знак после шипящих на конце существительных и глаголов


1

Выбор верного написания существительных и глаголов с шипящей на конце.

16

Разделительные Ь и Ъ


1

Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова. Объяснение с помощью элементов транскрипции

произношения и написания слов.

17

Р.р. Анализ сочинений «Один день моих летних каникул»


1

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

18

НЕ-с глаголами



1

Анализ и характеристика общего грамматического значения глагола.

19

Р.р. Абзац как часть текста


1

Анализ текста с точки зрения его принадлежности к функциональному стилю речи.

20

Р.р. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь


1

Установление принадлежности

текста к определенной функциональной разновидности языка.

21

Написание –тся и–ться в глаголах.


1

Анализ и характеристика отдельных звуков речи.

22

Проверочный диктант с орфографическим заданием по теме:«Орфография


1

Применение фонетико – орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

23

Анализ диктанта


1

Работа над ошибками

24

Строение слова. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова


1

Осмысление морфемы как значимой единицы языка.

25

Р.р. Художественная и научно – деловая речь


1

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.

26

Как образуются формы слов с помощью окончания


1

Осознание роли морфем в про-цессах формо и словообразо-вания.

27

Р.р. Художественная и научно – деловая речь




1

Сравнивание речевых высказываний

с точки зрения их содержания и принадлежности к определённой функциональной разновидности языка.


СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 3+2ч.

28

Слово как часть речи. Самостоятельные части речи



1

Определение существенных признаков

частей речи.

29

Как изменяются Имена существительные, имена прилага­тельные и глаголы





1

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.

30

Служебные части речи


1

Анализ и характеристика слова с точки зрения принадлежности к той или иной части речи.

31

Р.р. Контрольная работа. Анализ текста: определение стиля речи.



1

Анализ текста с точки зрения его принадлежности функцио-нальному стилю речи.

32

Р.р. Анализ контрольной работы. Что такое тип речи.







1

Анализ текста с точки зрения его принадлежности функцио-нальному стилю речи.

СИСТЕМАТИЧЕСКЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА.


Фонетика. Орфоэпия.



9+5ч


33

Что изучает фонетика.


1

Овладение основными по-нятиями фонетики.

34

Звуки гласные и согласные.


1

Сопоставление и анализ зву-кового и буквенного состава слова.Объяснение с помощью

элементов транскрипции про-изношения и написания слов.

35

Р.р. Изложение «Барсучонок»


1

Изложение содержания

прочитанного

36

Р.р. Анализ изложения «Барсучонок».


1

Анализ и характеристика

текста с точки зрения единства

темы, смысловой цельности,

последовательности изложения.

37

Р.р. Что такое тип речи.


1

Выявление особенностей раз-говорной речи, языка художе-ственной литературы и функ-циональных стилей.


38

Слог, ударение.


1

Членение слов на слогии пра-вильный перенос с одной строки на другую.

39

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.


1

Определение места ударного слога, наблюдение за переме-щением ударения при изменении формы слова.



40

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова




1

Применение фонетико – орфо-эпических знаний и умений в

собственной речи.

41

Обобщающий урок по фонетике и орфоэпии. Подготовка к контрольной работе.



1

Осознание важности норма-тивного произношения для куль-турного человека.

42

Контрольная работа по фонетике и орфоэпии.


1

Осознание важности норма-тивного произношения для куль-турного человека.

43

Анализ контрольной работы.



1

Проведение орфоэпического ана-лиза слова.


44

45

Р.р. Сочинение-описание по картине Шишкина «Корабельная роща».


1

Осуществление осознанного

выбора языковых средств в зави-симости от цели, темы, основной

мысли и ситуации общения.

46

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (продолжение темы)


1

Проведение орфоэпического анализа слова.


47

Р.р. Описание, повествование, рассуждение



1

Установление принадлежности

Текста к определённой функ-циональной разновидности

языка


Лексика. Словообразование. Правописание.


18+5ч


48

Как определить лексическое значение слов


1

Объяснение различия лекси-ческого и грамматического зна-чений слова.

49

Сколько лексических значений имеет слово


1

Толкование лексического зна-чения слова различными спо-собами.

50

Когда слово употребляется в переносном значении


1

Сопоставление прямого и пере-носного значения слова. Наблю-дение за использованием

слов в переносном значении в художественной и разговорной речи.

51

Как пополняется словарный состав языка


1

Наблюдение за использованием

слов в переносном значении в художественной и разговорной речи.

52

К/Р.Контрольный диктант №6 по теме «Лексика»


1

Способность к самооценке на основе наблюдения за собст-венной речью.

53

Анализ контрольной работы.


1

Наблюдение за использованием

слов в переносном значении в художественной и разговорной речи.

54

55

Р.р. Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».


2



Стремление к речевому само-совершенствованию.

56


Как образуются слова в русском языке.


1

Сопоставление морфемной стру-ктуры слова и способа его обра-зования, различение основных

способов словообразования.

57

Чередования гласных и согласных в словах


1

Использование знаний по морфемике в практике

Правописания.

58

Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-)


1

Использование знаний по морфе-мике в практике правописания.

59

Буквы – О - Ё- после шипящих в корнях слов


1

Использование знаний по морфе-мике в практике правописания.

60

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы


1

Опознавание омонимов, синони-мов, антонимов.

61

Что такое профессиональные и диалектные слова


1

Извлечение информации из линг-вистических словарей.

62

О чём рассказывают устаревшие слова


1

Извлечение информации из линг-вистических словарей.

63

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова


1

Наблюдение за использованием слов этикета в собственной и чужой речи.

64

65

Р.р. Описание, повествование, рассуждение. Изложение.


2

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка.

66

Правописание приставок.


1

Использование знаний по морфемике в практике правописания.

67

Буквы И-Ы после Ц.


1

Использование знаний по морфемике в практике правописания.

68

Контрольный диктант по теме «Словообразование и правописание».


1

Различение изученных способов словообразования.

69

Анализ диктанта.


1

Использование знаний по морфемике в практике правописания.

70

71

Р.р. Оценка действительности.


2

Исправление речевых недостатков, редактирование текста.


Синтаксис и пунктуация (вводный курс)


31+7ч


72

Что изучает синтаксис и пунктуация.


1

Овладеть основными понятиями синтаксиса.

73

74

Словосочетание.


2

Осознавать различия словосо-четания и сочетания слов. Выделять словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний. Группировать и моделировать словосочетания.

75

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.


1

Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения.

76

Восклицательные предложения.


1

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

77

Главные члены предложения.


1

Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения.

78

Тире между подлежащим и сказуемым


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию.

79

Предложения распространённые и нераспространённые


1

Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные. Наблюдать за особе-нностями употребления непо-лных предложений в речи.

80

Второстепенные члены предложения


1

Определять виды второсте-пенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать ихарактеризовать синтаксическую структуру прос-тых двусоставных предложений.

81

Дополнение


1

Определять видывторостепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

82

Определение.


1

Определять видывторостепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

83

Обстоятельство


1

Определять видывторостепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

84

Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения»


1

Анализировать и характеризо-вать синтаксическую структуру простых двусоставныхпредложе-ний.

85

К/Р Контрольный диктант №8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения»


1

Анализировать и характеризо-вать синтаксическую структуру простых двусоставных предло-жений.

86

Работа над ошибками


1

Анализировать и характеризо-вать синтаксическую структуру простых двусоставныхп редло-жений.

87

88

Р.р. Изложение


2

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности

89

90

91

Однородные члены предложения


3

Осознавать условия однородности членов предложения

92

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию.

93

Р.р. Анализ текста: определите тип текста. Контрольная работа.


1

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу. Осуществлять информационную переработку текста.

94

Анализ контрольной работы


1

Осуществлять информационную переработку текста

95

96

Обращение


2

Понимать основные функции обращения

97

Синтаксический разбор простого предложения


1

Анализировать ихарактеризовать простое предложение; опознать их.

98

99

Р.р. Изложение с элементами сочинения


2

Установление принадлежности текста к определённой функци-ональной разновидности языка.

100

101

102

Сложное предложение


3

Опознать и правильно интони-ровать сложные предложения с разными смысловыми отно-шениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных пред-ложений, определять средства синтаксической связи между частями. Группировать сложные предложения по заданным признакам.

103

104

Прямая речь


2

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию.

105

Диалог


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию.

105

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»


1

Анализировать ихарактеризовать синтаксические конструкции. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию

106

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».


1

Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию

107

Анализ диктанта.


1

Использовать словари и справочники по правописанию

108

109

Р.р. Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Русская зима"


2

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка.

110

Р.р. Строение текста типа рассуждения – доказательства.


1

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу. Осуществлять информационную переработку текста.

Морфология. Правописание.


Глагол


18+3ч


111

Что вызнаете о частях речи. Что обозначает глагол.


1

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особе-нности лексического значения слова в отличии от грамма-тического .Анализировать и характеризовать общее грамма-тическое значение, морфо-логические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

112

Р.р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях.


1

Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смысловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности.

113

Слитное и раздельное написание НЕ -с глаголами


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию.

114

Как образуются глаголы


1

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова.

115

Виды глагола


1

Распознавать глаголы соверше-нного и несовершенного вида.

116

Корни с чередованием букв – Е – И.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию.

117

Инфинитив.


1

Распознать инфинитив. Анализировать и характери-зовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

118

Р.р. Строение текста типа повествование.


1

Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смыс-ловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности.

119

Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использ-ования. Использовать словари и справочники по правописанию.

120

Наклонение глагола.


1

Анализировать ихарактери-зовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

121

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.


1

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

122

Как образуется повелительное наклонение глагола.


1

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

123

Времена глагола.


1

Распознавать виды времен; приводить соответствующие примеры.

124

Спряжение глагола. Лицо и число.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию.

125

126

Р.р. Сочинение-повествование «Как я….».


2

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности

Языка.

127

Правописание безударных личных окончаний глагола.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию.

128

Безличные глаголы.


1

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

129

Переходные и непереходные глаголы.


1

Распознавать переходные и непереходные глаголы.

130

Повторение темы «Глагол».


1

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

131

Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта.


1

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

132

Анализ диктанта.


1

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.


Имя существительное


14+3ч


133

Что обозначает имя существительное.


1

Анализировать и характе-ризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки существительного, определять его синтаксическую функцию.

134

Как образуются имена существительные.


1

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; харак-теризовать морфемный состав слова.

135

Употребление суффиксов существительных – ЧИК-,-ЩИК-.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию.

136

Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК-

(-ЧИК-).


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию.

137

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию.

138

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.


1

Распознавать существительные одушевлённые и неодушевлён-ные.

139

Собственные и нарицательные имена существительные.


1

Распознавать собственные и нарицательные имена существи-тельные.

140

Род имён существительных.


1

Определять род.

141

Существительные общего рода.


1

Распознавать существительные общего рода.

142

Род несклоняемых имён существительных.


1

Правильно употреблять нескло-няемые имена существительные.

143

Число имён существительных.


1

Определять число имен сущест-вительных. Распознавать имена существительные, имеющие то-лько форму ед. или только форму множ. числа.

144

Падеж и склонение имён существительных.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию.

145

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию.

146

Употребление имён существительных.


1

Использовать в реи имена сущест

вительные; синони-мичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.

147

Контрольная работа по морфологии.


1

Овладеть основными понятиями морфологии.

148

Анализ контрольной работы.

Р.р. Строение текста типа описания предмета.


1

Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смысловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности.

149

150

Р.р. Соединение типов речи в тексте.


2

Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смысловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности.


Имя прилагательное


10+3ч


151

Что обозначает имя прилагательное


1

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного, определять его синтаксическую функцию.

152

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные


1

Распознавать прилагательные качественные, относительные и притяжательные; приводить соответствующие примеры.

153

Правописание окончаний имён прилагательных


1

Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию.

154

Образование имён прилагательных


1

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характе-ризовать морфемный состав слова.

155

Прилагательные полные и краткие


1

Распознавать полные и краткие имена прилагательные; при-водить примеры.

156

Р.р. Повторение раздела «Текст».


1

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, выделять микротемы. Делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста; устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.

157

Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных


1

Правильно образовывать степени сравнения; группировать прилагательные по заданным морфологическим признакам.

158

Как образуется сравнительная степень прилагательного


1

Правильно образовывать степени сравнения; группировать прилагательные по заданным морфологическим признакам.

159

Как образуется превосходная степень прилагательного


1

Правильно образовывать степени сравнения; группировать прилагательные по заданным морфологическим признакам.

160

161

Р.р. Контрольное изложение «Весной».


2

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

162

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»


1

Анализировать и характе-ризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного, определять его синтаксическую функцию. Группировать прила-гательные по заданным морфо-логическим признакам.

163

Итоговый контрольный диктант


1

Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию.

164

Анализ итогового контрольного диктанта


1

Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию.

ПОВТОРЕНИЕ ИУЗУЧЕННОГО ЗА ГОД 8 ч.

165

166

Повторение раздела «Фонетика. Орфоэпия».


2

Овладеть основными понятиями фонетики; овладеть основными правилами произношения и ударения.

167

168

Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология».


2

Овладеть основными понятиями лексикологии; осознавать основные понятия фразеологии.

169

170

Повторение раздела «Орфография».


2

Освоить содержание изученных пунктуационных и орфографических правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию.

171

172

Резервные уроки.


2






















































Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

  • Учебного плана МБОУ ВСОШ № 2 на 2017 – 2018 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2 , приказ № 16 от 13. 02. 2016 г.;

  • Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ № 2 на 2017 – 2018учебный год.

  • Программы по русскому языку для основной (общей) школы. 5 класс. Автор программы М.М.Разумовская и др., М.: Дрофа, 2012.

  • «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» «Дрофа», 2013 г. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов


Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);

  • хранения и передачи информации;

  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Курс русского языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:

- привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;

- формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;

- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их

функционирования; во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом

представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и

являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-

исторический компонент курса русского языка в целом.

Основной целью рабочей программы является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся через реализацию в курсе русского языка междисциплинарных учебных программ -‑ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Учебник М.М. Разумовской включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии и пунктуации, языковых разборов, типологического и частичного стилистического анализа. Но ведущая цель работы включает следующие необходимые этапы: выразительное чтение и смысловой анализ текста.

Звучащая на каждом уроке выразительная речь – это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Поэтому в программе предусмотрена систематическая работа по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слов, к его произнесению, и при прочтении художественного текста, и при прочтении текстов деловых или научных, и в живом диалоге.

В 5 классе ребята совершенствуют умение использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.

При оценке чтения учащихся принимаются во внимание не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателями достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учеников.

В 5 классе продолжается работа по овладению способами успешного освоения теоретического материала (информационной переработки) - умением составлять план текста (простой, сложный; на основе вопросов, на основе предложений, содержащих тему каждой части; тезисный; план-конспект); вопросы по теоретическому материалу; конспекты разных типов (текстовый, выборочный, в форме тезисов) и т. д. Все эти задания отражены в тематическом и поурочном планировании.

Вокруг чтения сосредотачивается разнообразная работа, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, и прежде всего – с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.



Место учебного предмета в учебном плане

КЛАСС

Инвариантная

часть

Вариативная

часть

кол-во часов

в год

кол-во часов

в неделю

5

5

-

170

5



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепен­ных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана выска­зывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.