СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе соответствует следующим нормативным документам:
-Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
-примерной программе основного общего образования по русскому языку;
-учебно-методическому комплекту по русскому языку под редакцией Е.А.Быстровой.
- Авторской программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2012 г. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педсовета приказом от ___________ № ___
протокол № __ от __________ Директор школы______
Председатель педсовета ______
Рабочая программа
по русскому языку
в 7 классе
на 2015 - 2016 учебный год
Разработчик (и):
Лунина Любовь Владимировна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Курск – 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе соответствует следующим нормативным документам:
-Федеральному государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год;
-Примерной программе основного общего образования по русскому языку;
-Учебно-методическому комплекту по русскому языку под редакцией Е.А.Быстровой;
- Авторской программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2012 г. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;
-Положению о рабочей программе ФГОС ООО.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни;
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. А потому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цель обучения: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Задачи обучения:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции обучающихся, обозначено первым разделом. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
На изучение русского языка в 7 классе отведено 170 часов (в авторской программе - 140). Это позволило добавить часы на изучение некоторых тем (в основном связанных с орфографией – правописанием омонимичных частей речи) и на уроки развития речи. Для успешной работы в рамках комплексной подачи материала имеется приобщение к использованию научно-популярной литературы (словарей, справочников, пособий, энциклопедий) по русскому языку и лингвистике в целом. В данной программе при изучении каждой темы обозначены уроки обобщающего характера.
Свободное владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
Основное содержание курса «Русский язык» | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся |
Русский язык в современном мире (1)
| Осознать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире |
РЕЧЬ | |
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности. | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин¸ средняя часть, концовка) Овладеть различными видами чтения. Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смыловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ | |
Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие. Синтаксис и пунктуация. | Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова. Основные способы образования слов. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова.Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения с различными видами связи. Предложения с прямой речью. |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. | |
ПРИЧАСТИЕ. Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий.Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот. Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Употребление причастий в речи. | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры. Выполнять морфологический разбор причастия. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.Освоить содержание изученных правил и применять их на письме. |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи. | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Выполнять морфологический разбор деепричастия. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ. | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. | Различать предлог, союз, частицу. |
ПРЕДЛОГ. Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. | Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи. Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме. |
СОЮЗ. Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Правописание союзов. Употребление союзов в речи. | Производить морфологический разбор союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Соблюдать правила правописания союзов. |
ЧАСТИЦА. Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание частиц. Употребление частиц в речи. | Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Соблюдать правила правописания частиц. |
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова. | Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов.Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.Наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы. |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ уроков | Наименование разделов, глав | Количество часов | Дата
| Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||||||
всего | Из них (формы контроля) | ||||||||||
ДД |
КД |
КСД |
КИ |
КС |
КР | ||||||
1. | Введение. Русский язык в современном мире | 1 |
|
|
|
|
|
|
| Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества. Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования Метапредметные: Аудирование и чтение: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - владение разными видами чтения говорение и письмо: - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости Предметные: понимание места родного языка в современном мире |
2- | Речь (повторяем и изучаем новое) Текст. Тема широкая и узкая. Простой и сложный план Чтение - основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать? Типы и стили речи. Научно-учебный и научно-популярный стили речи. Публицистический стиль.
| 13 | 1 |
|
|
|
|
|
| Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Составлять простой и сложный план текста, использовать различные виды чтения.
| Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметные: Аудирование и чтение: - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы (язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; научный, публицистический, жанры научного, публицистического стиля). - функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); - опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения. |
| Повторение изученного в 5 – 6 классах Фонетика. Орфоэпия. Лексика. Фразеология. Морфология. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Синтаксис. Пунктуация.
| 20 |
| 1 |
|
|
|
|
| Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи. Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Проводить морфемный и словообразовательный анализ слова. Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования слова. Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи. Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи. Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения. Определять основные признаки предложения. Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями и обращениями. Правильно интонировать предложения с прямой речью. Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение
| Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметные: Аудирование и чтение: - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; -полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; - коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; - овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; - понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике. |
| Причастие | 39 |
| 1 | 1
|
| 2
|
|
| Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий. Выполнять морфологический разбор причастия. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте. Освоить содержание изученных правил и применять их на письме. | Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметные: Аудирование и чтение: - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; -полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; - коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, обсуждениях актуальных тем; - овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления; - понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике |
| Деепричастие | 18 |
| 1 |
| 2 |
|
|
| Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Выполнять морфологический разбор деепричастия. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. | Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметные: Аудирование и чтение: - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; -полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; - коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; - овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; |
| Служебные части речи. Междометия. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| Различать самостоятельные и служебные части речи, междометия. | Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Аудирование и чтение: - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; Предметные: - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. |
| Предлог | 16 |
|
|
|
|
| 1
|
| Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи. Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом. Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме. | Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Аудирование и чтение: - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. |
| Союз | 16 |
| 1
|
|
|
|
|
| Производить морфологический разбор союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Соблюдать правила правописания союзов. | Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Аудирование и чтение: - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. |
| Частица | 24 |
| 1 | 1
| 2
|
|
|
| Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Соблюдать правила правописания частиц. | Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Аудирование и чтение: - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. |
| Междометия. Звукоподражательные слова | 7 |
|
|
|
| 2 |
|
| Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы. | Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Аудирование и чтение: - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему - умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо: - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. |
| Повторение и систематизация изученного | 13 |
| 1 |
|
|
|
|
|
| Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения Метапредметные: Аудирование и чтение: умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. |
| ИТОГО | 170 | 1 | 2 | 6х1 | 2х2 | 2х2 | 1 |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Примечание |
1 | Русский язык в современном мире. | 1 |
| 1н сент. |
2-3 | Р/Р Текст. Тема широкая и узкая. | 2 |
|
|
4 | Р/Р Текст. Простой и сложный план. | 1 |
|
|
5-6 | Р/Р Текст. Чтение – основной вид речевой деятельности. | 2 |
| 2н |
7-8 | Р/Р Типы и стили речи. | 2 |
|
|
9 | Р/Р Научно-учебный и научно-популярный стили речи. | 1 |
|
|
10, 12 | Р/Р Публицистический стиль. | 2 |
| 3н |
11 | Р/Р Обучающее сжатое изложение по тексту упр. 55 | 1 |
|
|
13 | Р/Р Обобщение по разделу «Речь». | 1 |
|
|
14 | Диагностический диктант | 1 |
|
|
15-16-17 | Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Анализ диктанта | 3 |
| 4н |
18-19 | Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография. | 2 |
|
|
20 | Повторение. Лексика. | 1 |
| 5/1н окт. |
21 | Повторение. Фразеология. | 1 |
|
|
22 | Повторение. Морфология. Имя существительное. | 1 |
|
|
23 | Повторение. Имя прилагательное. | 1 |
|
|
24-25 | Повторение. Глагол. | 2 |
| 2н окт. |
26 | Повторение. Местоимение. | 1 |
|
|
27 | Повторение. Имя числительное. | 1 |
|
|
28 | Повторение. Наречие. | 1 |
|
|
29 | Повторение. Морфология. Орфография. | 1 |
| 3н |
30-31 | Повторение. Синтаксис. Пунктуация | 2 |
|
|
32 | Обобщение по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». | 1 |
|
|
33 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 |
|
|
34 | Повторение изученного. Анализ контрольного диктанта. | 1 |
| 4н |
35-36 | Причастие. Причастие как часть речи. | 2 |
|
|
37-38 | Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия. | 2 |
|
|
39-40 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 |
| 2 четв. 1н нояб. |
41 | Причастный оборот. | 1 |
|
|
42-43-44 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 3 |
| 2н |
45 | Действительные и страдательные причастия. | 1 |
|
|
46 | Образование причастий настоящего времени. Действительные причастия настоящего времени. | 1 |
|
|
47 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 |
|
|
48-49 | Р/Р Подготовка и написание обучающего сочинения по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.171) | 2 |
| 3н |
50 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 |
|
|
51 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 |
|
|
52 | Образование причастий прошедшего времени. Действительные причастия прошедшего времени | 1 |
|
|
53-54 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 2 |
| 4н |
55-56 | Р/Р. Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения по исходному тексту С.Тер-Минасовой (стр.131-132) | 2 |
|
|
57 | Полные и краткие страдательные причастия. | 1 |
|
|
58 | Гласные перед Н, НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 |
| 5/1н дек. |
59 | Морфологический разбор причастия | 1 |
|
|
60-61-62 | Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 3 |
|
|
63 | Правописание Н, НН в суффиксах омонимичных частей речи. | 1 |
| 2н дек. |
64 | Р/Р Творческая работа по выбору учащихся («Наша северная столица – Петербург» по упр.218). КСД | 1 |
|
|
65-66 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 2 |
|
|
67-68 | Р/Р Употребление причастий в речи. | 2 |
| 3н |
69 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 |
|
|
70 | Повторение изученного по теме «Причастие». Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
71-72 | Р/Р. Обучающее сжатое изложение по тексту Т.Морозовой «Характер» | 2 |
|
|
73 | Р/Р Комплексный анализ текста «Кем быть?» (стр.163-164) | 1 |
| 4н |
74 | Деепричастие. Деепричастие как часть речи. | 1 |
|
|
75-76 | Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. | 2 |
|
|
77 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 |
|
|
78-79 | Деепричастный оборот. | 2 |
| 5дек. |
80-81 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 |
| 3четв. 3н янв. |
82 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование. | 1 |
|
|
83 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование. | 1 |
|
|
84 | Морфологический разбор деепричастий. | 1 |
|
|
85 | Обобщение материала по теме «Деепричастие» | 1 |
| 4н |
86 | Контрольный диктант по теме «Деепричастия». | 1 |
|
|
87-88 | Р/Р Употребление деепричастий в речи. Анализ контрольного диктанта. | 2 |
|
|
89 | Р/Р Комплексный анализ отрывка из повести А.Грина «Алые паруса». | 1 |
|
|
90-91 | Р/Р. Подготовка и написание контрольного сжатого изложения по тексту А.Камкина «Дерево» | 2 |
| 5н |
92 | Служебные части речи. Междометия. | 1 |
|
|
93 | Предлог как служебная часть речи | 1 |
|
|
94 | Значения предлогов. | 1 |
|
|
95 | Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. | 1 |
| 1н февр. |
96 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 |
|
|
97 | Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. | 1 |
|
|
98 | Морфологический разбор предлогов. | 1 |
|
|
99 | Р/Р Подготовка к обучающему cочинению - рассуждению «Что значит беречь себя для учения?» | 1 |
|
|
100-101-102 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 3 |
| 2н |
103-104 | Р/Р Употребление предлогов в речи. | 2 |
|
|
105 | Р/Р Комплексный анализ текста (по Д. Щербинину). | 1 |
| 3н |
106 | Обобщение материала по теме «Предлог». | 1 |
|
|
107 | Контрольная работа по теме «Предлог». | 1 |
|
|
108 | Повторение по теме «Предлог». Анализ контрольной работы. | 1 |
|
|
109 | Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. | 1 |
|
|
110 | Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 |
| 4н |
111 | Разряды союзов. Сочинительные союзы. | 1 |
|
|
112-113-114 | Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами. | 3 |
|
|
115 | Подчинительные союзы. | 1 |
| 5/1н март |
116 | Морфологический разбор союзов. | 1 |
|
|
117-118 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Их отличие от местоимений и наречий. | 2 |
|
|
119 | Союзы и союзные слова. | 1 |
|
|
120-121 | Р/Р Употребление союзов в речи. | 2 |
| 2н |
122 | Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз». | 1 |
|
|
123-124 | Повторение по теме «Предлог. Союз». Анализ контрольной работы. | 2 |
|
|
125 | Частица. Частица как служебная часть речи. | 1 |
| 3н |
126 | Разряды частиц. | 1 |
|
|
127 | Формообразующие частицы. | 1 |
|
|
128-129 | Смысловые частицы. | 2 |
|
|
130-131 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 |
| 4четв. 1н апр. |
132-133 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 2 |
| 2н |
134 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. | 1 |
|
|
135-136 | Правописание НЕ с разными частями речи. | 2 |
|
|
137-138 | Р/Р. Подготовка и написание контрольного сжатого изложения «Мечта» | 2 |
| 3н |
139-140 | Различение на письме частицы НИ, приставки НИ, союза НИ НИ | 2 |
|
|
141 | Морфологический разбор частицы. | 1 |
|
|
142-143-144 | Р/Р Употребление частиц в речи. | 3 |
| 4н |
145 | Контрольный диктант по теме «Частица». | 1 |
|
|
146 | Повторение по теме «Частица». Анализ диктанта. | 1 |
|
|
147-148 | Повторение правописания служебных частей речи. |
|
| 5н |
149 | Повторение правописания служебных частей речи. Тест по теме «Служебные части речи». |
|
|
|
150-151 | Р/Р Подготовка и написание контрольного сочинения-рассказа о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. | 2 |
|
|
152 | Междометие как часть речи. | 1 |
| 1н май |
153-154 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 2 |
|
|
155-156 | Производные и непроизводные междометия. | 2 |
| 2н |
157 | Звукоподражательные слова. | 1 |
|
|
158 | Р/Р Комплексный анализ текста из повести Б.Васильева «Самый последний день» | 1 |
|
|
159 | Повторение изученного в 7 классе. Р/Р Текст. Стили речи. Анализ текста. (упр.375) | 1 |
|
|
160 | Р/Р Текст. Типы и стили речи. Анализ текста. (упр.377) | 1 |
| 3н |
161 | Фонетика и графика. | 1 |
|
|
162 | Лексика и фразеология. | 1 |
|
|
163 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
|
164-165 | Словообразование самостоятельных частей речи | 1 |
|
|
166-167 | Морфология и орфография | 2 |
| 4н |
168-169 | Синтаксис и пунктуация. | 2 |
|
|
170 | Итоговый урок- обобщение | 1 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Литература для обучающихся:
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М., 2012
Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. - М.: Сфера, 2006.
Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2005.
Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А. А. Позднякова. - М.: Экзамен, 2006.
Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях /Л. А. Поникаро-ва. - М.: Просвещение,2004.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2006.
Литература для учителя:
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2001.
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2005.
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.
Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. - М.: Искатель, 199
Средства обучения:
1. Мультимедийные презентации по темам курса.
2. Словари и справочники по русскому языку:
-Новый краткий словарь иностранных слов. Б.Букчина,, Дрофа, Москва,2006
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005
4. Соловьева Н.Н.. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку, 7 класс , 1,2 часть. «Материк -Альфа», Москва,2006
3. Электронный учебник. Тесты. Русский язык.5-9 класс.
Электронные образовательные ресурсы:
1. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал