СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе соответствует  следующим нормативным  документам:

-Федеральному государственному  образовательному стандарту  основного общего образования;

-примерной программе основного общего образования по русскому языку;

-учебно-методическому комплекту  по русскому языку под редакцией Е.А.Быстровой.

- Авторской программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений  (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2012 г. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту; 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой»


ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании педсовета приказом от ___________ № ___

протокол № __ от __________ Директор школы______

Председатель педсовета ______





Рабочая программа

по русскому языку

в 7 классе

на 2015 - 2016 учебный год





Разработчик (и):

Лунина Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории









Курск – 2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку в 7 классе соответствует следующим нормативным документам:

-Федеральному государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год;

-Примерной программе основного общего образования по русскому языку;

-Учебно-методическому комплекту по русскому языку под редакцией Е.А.Быстровой;

- Авторской программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2012 г. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;

-Положению о рабочей программе ФГОС ООО.


Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

- общения во всех сферах жизни;

- хранения и передачи информации;

- связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. А потому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Цель обучения: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Задачи обучения:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции обучающихся, обозначено первым разделом. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

На изучение русского языка в 7 классе отведено 170 часов (в авторской программе - 140). Это позволило добавить часы на изучение некоторых тем (в основном связанных с орфографией – правописанием омонимичных частей речи) и на уроки развития речи. Для успешной работы в рамках комплексной подачи материала имеется приобщение к использованию научно-популярной литературы (словарей, справочников, пособий, энциклопедий) по русскому языку и лингвистике в целом. В данной программе при изучении каждой темы обозначены уроки обобщающего характера.

Свободное владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС


Основное содержание курса

«Русский язык»

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся

Русский язык в современном мире (1)


Осознать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире

РЕЧЬ

Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности.

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин¸ средняя часть, концовка) Овладеть различными видами чтения. Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста.

Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смыловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п.

Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.

Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ

Фонетика. Орфоэпия.

Морфемика. Словообразование.

Лексика и фразеология.

Морфология. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.

Синтаксис и пунктуация.

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова. Основные способы образования слов.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова.Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения с различными видами связи. Предложения с прямой речью.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

ПРИЧАСТИЕ.

Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий.Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.

Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Употребление причастий в речи.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.

Выполнять морфологический разбор причастия.

Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.Освоить содержание изученных правил и применять их на письме.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.

Употребление деепричастий в речи.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Выполнять морфологический разбор деепричастия.

Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Различать предлог, союз, частицу.

ПРЕДЛОГ.

Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи.

Производить морфологический анализ предлога.

Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи.

Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.

Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.

Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме.

СОЮЗ.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Правописание союзов.

Употребление союзов в речи.

Производить морфологический разбор союза.

Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.

Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.

Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.

Соблюдать правила правописания союзов.

ЧАСТИЦА.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание частиц.

Употребление частиц в речи.

Производить морфологический анализ частицы.

Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.

Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.

Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.

Соблюдать правила правописания частиц.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определять грамматические особенности междометий.

Распознавать междометия разных семантических разрядов.Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.Наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.


Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.


Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.


Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.


Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.


Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.


Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.


Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.


Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.


Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.


Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


уроков

Наименование

разделов, глав

Количество часов

Дата


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

всего

Из них (формы контроля)


ДД


КД


КСД


КИ


КС


КР

1.

Введение.

Русский язык в современном мире

1








Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества.

Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения

говорение и письмо:

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости

Предметные: понимание места родного языка в современном мире

2-

Речь (повторяем и изучаем новое)

Текст. Тема широкая и узкая.

Простой и сложный план

Чтение - основной вид речевой деятельности.

Умеем ли мы правильно читать?

Типы и стили речи.

Научно-учебный и научно-популярный стили речи.

Публицистический стиль.


13

1






Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;

выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Составлять простой и сложный план текста, использовать различные виды чтения.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы (язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; научный, публицистический, жанры научного, публицистического стиля).

- функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.


Повторение изученного в 5 – 6 классах

Фонетика. Орфоэпия. Лексика. Фразеология.

Морфология. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Местоимение.

Имя числительное. Наречие. Синтаксис. Пунктуация.


20


1






Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи.

Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Проводить морфемный и словообразовательный анализ слова. Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования слова. Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи.

Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи.

Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения. Определять основные признаки предложения. Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями и обращениями. Правильно интонировать предложения с прямой речью. Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение






Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

-полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.


Причастие

39


1

1




2





Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий.

Выполнять морфологический разбор причастия.

Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

Освоить содержание изученных правил и применять их на письме.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

-полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, обсуждениях актуальных тем;

- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике


Деепричастие

18


1


2




Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Выполнять морфологический разбор деепричастия.

Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

-полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;


Служебные части речи. Междометия.

1








Различать самостоятельные и служебные части речи, междометия.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Предметные:

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.


Предлог

16






1



Производить морфологический анализ предлога.

Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи.

Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.

Правильно употреблять предлоги с нужным падежом. Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.


Союз

16


1







Производить морфологический разбор союза.

Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.

Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.

Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.

Соблюдать правила правописания союзов.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.


Частица

24


1

1


2







Производить морфологический анализ частицы.

Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.

Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.

Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.

Соблюдать правила правописания частиц.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.


Междометия. Звукоподражательные слова

7





2



Определять грамматические особенности междометий.

Распознавать междометия разных семантических разрядов.

Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.

Наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

говорение и письмо:

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.


Повторение и систематизация изученного

13


1







Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные:

Аудирование и чтение:

умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Предметные: опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.


ИТОГО

170

1

2

6х1

2х2

2х2

1

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ


урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

проведения урока

Примечание

1

Русский язык в современном мире.

1


1н сент.

2-3

Р/Р Текст. Тема широкая и узкая.

2



4

Р/Р Текст. Простой и сложный план.

1



5-6

Р/Р Текст. Чтение – основной вид речевой деятельности.

2


7-8

Р/Р Типы и стили речи.

2



9

Р/Р Научно-учебный и научно-популярный стили речи.

1



10, 12

Р/Р Публицистический стиль.

2


11

Р/Р Обучающее сжатое изложение по тексту упр. 55

1



13

Р/Р Обобщение по разделу «Речь».

1



14

Диагностический диктант

1



15-16-17

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Анализ диктанта

3


18-19

Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография.

2



20

Повторение. Лексика.

1


5/1н окт.

21

Повторение. Фразеология.

1



22

Повторение. Морфология. Имя существительное.

1



23

Повторение. Имя прилагательное.

1



24-25

Повторение. Глагол.

2


2н окт.

26

Повторение. Местоимение.

1



27

Повторение. Имя числительное.

1



28

Повторение. Наречие.

1



29

Повторение. Морфология. Орфография.

1


30-31

Повторение. Синтаксис. Пунктуация

2



32

Обобщение по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах».

1



33

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1



34

Повторение изученного. Анализ контрольного диктанта.

1


35-36

Причастие. Причастие как часть речи.

2



37-38

Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия.

2



39-40

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

2


2 четв. 1н нояб.

41

Причастный оборот.

1



42-43-44

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

3


45

Действительные и страдательные причастия.

1



46

Образование причастий настоящего времени. Действительные причастия настоящего времени.

1



47

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1



48-49

Р/Р Подготовка и написание обучающего сочинения по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.171)

2


50

Страдательные причастия настоящего времени.

1



51

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1



52

Образование причастий прошедшего времени. Действительные причастия прошедшего времени

1



53-54

Страдательные причастия прошедшего времени.

2


55-56

Р/Р. Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения

по исходному тексту С.Тер-Минасовой (стр.131-132)

2



57

Полные и краткие страдательные причастия.

1



58

Гласные перед Н, НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

1


5/1н дек.

59

Морфологический разбор причастия

1



60-61-62

Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

3



63

Правописание Н, НН в суффиксах омонимичных частей речи.

1


2н дек.

64

Р/Р Творческая работа по выбору учащихся («Наша северная столица – Петербург» по упр.218). КСД

1



65-66

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

2



67-68

Р/Р Употребление причастий в речи.

2


69

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1



70

Повторение изученного по теме «Причастие». Анализ контрольного диктанта.

1



71-72

Р/Р. Обучающее сжатое изложение по тексту Т.Морозовой «Характер»

2



73

Р/Р Комплексный анализ текста «Кем быть?» (стр.163-164)

1


74

Деепричастие. Деепричастие как часть речи.

1



75-76

Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

2



77

Раздельное написание не с деепричастиями.

1



78-79

Деепричастный оборот.

2


5дек.

80-81

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2


3четв. 3н янв.

82

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование.

1



83

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование.

1



84

Морфологический разбор деепричастий.

1



85

Обобщение материала по теме «Деепричастие»

1


86

Контрольный диктант по теме «Деепричастия».

1



87-88

Р/Р Употребление деепричастий в речи. Анализ контрольного диктанта.

2



89

Р/Р Комплексный анализ отрывка из повести А.Грина «Алые паруса».

1



90-91

Р/Р. Подготовка и написание контрольного сжатого изложения по тексту А.Камкина «Дерево»

2


92

Служебные части речи. Междометия.

1



93

Предлог как служебная часть речи

1



94

Значения предлогов.

1



95

Разряды предлогов. Простые и составные предлоги.

1


1н февр.

96

Производные и непроизводные предлоги.

1



97

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

1



98

Морфологический разбор предлогов.

1



99

Р/Р Подготовка к обучающему cочинению - рассуждению «Что значит беречь себя для учения?»

1



100-101-102

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

3


103-104

Р/Р Употребление предлогов в речи.

2



105

Р/Р Комплексный анализ текста (по Д. Щербинину).

1


106

Обобщение материала по теме «Предлог».

1



107

Контрольная работа по теме «Предлог».

1



108

Повторение по теме «Предлог». Анализ контрольной работы.

1



109

Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

1



110

Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.

1


111

Разряды союзов. Сочинительные союзы.

1



112-113-114

Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.

3



115

Подчинительные союзы.

1


5/1н март

116

Морфологический разбор союзов.

1



117-118

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Их отличие от местоимений и наречий.

2



119

Союзы и союзные слова.

1



120-121

Р/Р Употребление союзов в речи.

2


122

Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз».

1



123-124

Повторение по теме «Предлог. Союз». Анализ контрольной работы.

2



125

Частица. Частица как служебная часть речи.

1


126

Разряды частиц.

1



127

Формообразующие частицы.

1



128-129

Смысловые частицы.

2



130-131

Раздельное и дефисное написание частиц.

2


4четв. 1н апр.

132-133

Отрицательные частицы НЕ и НИ

2


134

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

1



135-136

Правописание НЕ с разными частями речи.

2



137-138

Р/Р. Подготовка и написание контрольного сжатого изложения «Мечта»

2


139-140

Различение на письме частицы НИ, приставки НИ, союза НИ НИ

2



141

Морфологический разбор частицы.

1



142-143-144

Р/Р Употребление частиц в речи.

3


145

Контрольный диктант по теме «Частица».

1



146

Повторение по теме «Частица». Анализ диктанта.

1



147-148

Повторение правописания служебных частей речи.



149

Повторение правописания служебных частей речи. Тест по теме «Служебные части речи».




150-151

Р/Р Подготовка и написание контрольного сочинения-рассказа о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни.

2



152

Междометие как часть речи.

1


1н май

153-154

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

2



155-156

Производные и непроизводные междометия.

2


157

Звукоподражательные слова.

1



158

Р/Р Комплексный анализ текста из повести Б.Васильева «Самый последний день»

1



159

Повторение изученного в 7 классе. Р/Р Текст. Стили речи. Анализ текста. (упр.375)

1



160

Р/Р Текст. Типы и стили речи. Анализ текста. (упр.377)

1


161

Фонетика и графика.

1



162

Лексика и фразеология.

1



163

Итоговый контрольный диктант

1



164-165

Словообразование самостоятельных частей речи

1



166-167

Морфология и орфография

2


168-169

Синтаксис и пунктуация.

2



170

Итоговый урок- обобщение

1




















ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Литература для обучающихся:

  1. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М., 2012

  2. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язы­ку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. - М.: Сфера, 2006.

  3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Ба­ранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А. А. Позднякова. - М.: Экзамен, 2006.

  5. Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях /Л. А. Поникаро-ва. - М.: Просвещение,2004.

  6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

  7. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2006.


Литература для учителя:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2001.

  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвеще­ние, 2005.

  3. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.

  4. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

  5. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2005.

  6. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.

  7. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. - М.: Искатель, 199


Средства обучения:

1. Мультимедийные презентации по темам курса.

2. Словари и справочники по русскому языку:

-Новый краткий словарь иностранных слов. Б.Букчина,, Дрофа, Москва,2006

-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006

-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006

-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005

4. Соловьева Н.Н.. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку, 7 класс , 1,2 часть. «Материк -Альфа», Москва,2006

3. Электронный учебник. Тесты. Русский язык.5-9 класс.


Электронные образовательные ресурсы:

1. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

3. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал