ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения программы основывается на формировании представлений об используемых в современном производстве технологиях, освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.
Рабочая программа по технологии в 5 классе составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5—9 классы: проект. — 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. — 96 с. — (Стандарты второго поколения);
- Базисного учебного плана.
- Технология : программа. 5-8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социалнообоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики и дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, пред предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- творческая, проектно-исследовательская деятельность;
- технологическая культура производства;
- история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
- распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
- элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
- экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
- производительностью труда, реализацией продукции;
- устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
-предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
- методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, и поделочных материалов;
- умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда;
- выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособления ми, оборудованием;
- навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
- умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счёт резерва времени в базисном (образовательном) учебном плане.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- технологическими свойствами и назначением материалов;
- назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
- видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
- выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
- выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
- построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; - выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя;
- объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчёт себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
- художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
- интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
- аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; - достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Направление «Индустриальные технологии»
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов
учащиеся научится:
- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
- выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Учащийся получит возможность научиться:
- грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Электротехника»
учащийся научится:
- разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
- осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):
- осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Критерии оценки учебной деятельности по технологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
№ п.п | оценки | Знание учебного материала | Точность обработки изделия | Норма времени выполнения | Правильность выполнения трудовых приемов | Организация рабочего времени | Соблюдение правил дисциплины и т/б |
1 | «5» | Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска | Норма времени меньше или равна установленной | Абсолютная правильность выполнения трудовых операций | Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места | Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было |
2 | «4» | В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска | Норма времени превышает установленного на 10-15 % | Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются |
3 | «3» | В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска | Норма времени превышает установленную на 20% и более | Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова | Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова | Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова |
4 | «2» | Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших | Точность изделия выходит за пределы поля допуска | Точность изделия выходит за пределы поля допуска | Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания | Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места | Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины |
5 | «1» | Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа | Учащийся допустил неисправимый брак | Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить | Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами | Полное незнание правил организации рабочего места | Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм |
Реализация содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся, достигается следующими методами обучения:
1.Репродуктивные:
• Словесный метод (описание, объяснение, беседа, инструктирование, комментарий, замечание);
• Наглядный метод (непосредственно наглядный, посредственно наглядный, направленного прочувственного двигательного действия, срочной информации);
• Общее упражнение (расчленено-конструктивное)
2. Проблемные методы обучения:
• Частично поисковый;
• Проект.
Параллельно с методами обучения применяются следующие методы воспитания.
1. Традиционные (убеждение, поощрение, пример).
2. Инновационные (алгоритмизация, творчески инвариативный).
3. Неформально-личностные (пример авторитетных людей).
4. Тренинговый (социально психологический) применяется частично.
5. Рефлексивный (индивидуальные переживания, осознание собственной ценности)
Виды контроля:
1.Предварительный контроль–для определения уровня подготовленности учащихся.
2.Текущий контроль – для определения мер повышения эффективности педагогического процесса.
3. Оперативный контроль – для обеспечения промежуточных целей.
4. Итоговый контроль – для выявления результатов, уровня достижения целей при завершении изучения тем, раздела, четверти, года.
Формы контроля:
• Фронтальный
• Групповые
• Индивидуальные
Для реализации видов и форм контроля используются следующие методы:
- опрос (устный или письменный);
- педагогическое наблюдение;
- практическое выполнение;
- демонстрация (презентации, рефераты, доклады, выполнение приемов);
- тестирование.
Для контроля метапредметных результатов:
- анкетирование;
- наблюдение;
- групповое интервью.
УМК:
- Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014.-192с.: ил.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика |
1 | Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | | | | | | | | |
2 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | | | | | | | | |
3 | Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | | | | | | | | |
4 | Технологии домашнего хозяйства | | | | | | | | |
5 | Повторение и закрепление ранее изученного | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| ВСЕГО | | | | | | | |
| ВСЕГО | | | | | | | |
| ВСЕГО | | | | | | | |
| ВСЕГО | | | | | | | |
| ИТОГ | 68 |
Календарно-тематический план 5 класс
№ п/п | ДАТА | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | Материалы и оборудование | Формы контроля | Д/З |
по плану | фактически |
| | | Технология ручной обработки древесины и древесных материалов | | | Личностные – уметь реализовывать свои творческие способности в проектной и практической деятельности, посредством сформированных знаний, умений и навыков. Познавательные - уметь формулировать цели и задачи, заниматься исследовательской и изыскательной деятельностью, с целью получения новых знаний, умений и навыков. Регулятивные– уметь контролировать свою деятельность, анализировать, работать над ошибками. Проводить самоанализ (рефлексия), самооценивание. Коммуникативные – уметь работать в группе, излагать своё мнение и позицию, доказывать свою точку зрения опираясь на полученные знания и практический опыт. Овладеть приёмами ручной обработки древесины и древесных материалом. Уметь читать графическую документацию, выполнять разметку и другие технологические приёмы преобразования конструкционного материала в готовое изделие. | | | |
1 | 1.09 | | Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта | 2 | Творческий проект | | Индивидуальная | 1-2 |
2 | 8.09 | | Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы | 2 | Пиломатериалы, древесные материалы | Образцы древесины, пиломатериалов и древесных материалов | Фронтальная | 3 |
3 | 15.09 | | Графическое изображение деталей и изделий | 2 | Графическая документация, виды изображений, масштаб | Чертёжные инструменты, чертёжная бумага | Индивидуальная | 4 |
4 | 22.09 | | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | 2 | Столярный верстак, элементы столярного верстака | Столярный верстак | Фронтальная | 5 |
5 | 29.09 | | Последовательность изготовления деталей из древесины | 2 | Производственный процесс, технологический процесс | Чертежи, эскизы | Индивидуальная | 6 |
6 | 6.10 | | Разметка заготовок из древесины | 2 | Разметка, разметочный инструмент | Деревянные заготовки, разметочный инструмент | Индивидуальная | 7 |
7 | 13.10 | | Пиление заготовок из древесины | 2 | Пиление, ножовка | Деревянные заготовки, ножовки | Индивидуальная | 8 |
8 | 20.10 | | Строгание заготовок из древесины | 2 | Строгание, шерхебель, рубанок | Деревянные заготовки, рубанки | Индивидуальная | 9 |
9 | 27.10 | | Сверление отверстий в деталях из древесины | 2 | Сверление, свёрла, дрель, струбцина | Деревянные заготовки, свёрла, дрель | Индивидуальная | 10 |
10 | 10.11 | | Соединений деталей из древесины с помощью гвоздей | 2 | Сборка, гвозди, клещи, гвоздодёр | Деревянные заготовки, гвозди, молотки, клещи | Индивидуальная | 11 |
11 | 17.11 | | Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами | 2 | Шуруп, саморез | Деревянные заготовки, шурупы, саморезы, отвёртки, свёрла.дрель | Индивидуальная | 12 |
12 | 24.11 | | Соединение деталей из древесины клеем | 2 | Клей | Деревянные заготовки, клей, кисти, струбцины | Индивидуальная | 13 |
13 | 1.12 | | Зачистка поверхностей деталей из древесины | 2 | Напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка | Деревянные заготовки, напильники, шлифовальная колодка и шкурка | Групповая | 14 |
14 | 8.12 | | Отделка изделий из древесины | 2 | Отделка, тонирование, лакирование | Деревянные заготовки, кисти, тонер, лак | Групповая | 15 |
| | | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | | | | | |
15 | 15.12 | | Выпиливание лобзиком | 2 | Лобзик, пилка, выпиловочный столик | Лобзик, пилка, выпиловочный столик | Индивидуальная | 16 |
16 | 22.12 | | Выжигание по дереву | 2 | Выжигание, электровыжигатель | Электровыжигатель | Индивидуальная | 17 |
| | | Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | | | Личностные – уметь реализовывать свои творческие способности в проектной и практической деятельности, посредством сформированных знаний, умений и навыков. Познавательные - уметь формулировать цели и задачи, заниматься исследовательской и изыскательной деятельностью, с целью получения новых знаний, умений и навыков. Регулятивные – уметь контролировать свою деятельность, анализировать, работать над ошибками. Проводить самоанализ (рефлексия), самооценивание. Коммуникативные – уметь работать в группе, излагать своё мнение и позицию, доказывать свою точку зрения опираясь на полученные знания и практический опыт. Овладеть приёмами ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. Уметь читать графическую документацию, выполнять разметку и другие технологические приёмы преобразования конструкционного материала в готовое изделие. | | | |
17 | 29.12 | | Понятие о машине и механизме | 2 | Машина, виды машин | Образцы узлов и механизмов машин | Фронтальная | 18 |
18 | 12.01 | | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы | 2 | Металлы, прокат, пластмассы | Образцы металлического проката, пластмассы | Фронтальная | 19 |
19 | 19.01 | | Рабочее место для ручной обработки металлов | 2 | Слесарный верстак, слесарные тиски | Слесарный верстак, слесарные тиски | Фронтальная | 20 |
20 | 26.01 | | Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов | 2 | Развёртка | Чертежи | Индивидуальная | 21 |
21 | 2.02 | | Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов | 2 | Технологическая карта | Технологическая карта | Индивидуальная | 22 |
22 | 9.02 | | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Правка, киянка, правильная плита | Металлические заготовки, слесарные молотки.киянки, правильная плита | Индивидуальная | 23 |
23 | 16.02 | | Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | 2 | Чертилка, слесарный угольник, кернер, базовая линия, циркуль | Чертилка, слесарный угольник, кернер, циркуль | Индивидуальная | 24 |
24 | 1.03 | | Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов | 2 | Резание, слесарные ножницы, кусачки | Металлические заготовки, слесарные ножницы, кусачки | Индивидуальная | 25 |
25 | 15.03 | | Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | 2 | Зачистка | Напильники, колодка и наждачная шкурка | Групповая | 26 |
26 | 22.03 | | Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Гибка, оправка, плоскогубцы, круглогубцы | Металлические заготовки, слесарный верстак, оправки, слесарный молоток, киянка, плоскогубцы, круглогубцы | Индивидуальная | 27 |
27 | 5.04 | | Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов | 2 | Пробивание, бородок | Металлические заготовки, бородок, слесарные молотки, правильная плита, слесарный верстак, свёрла, дрель | Индивидуальная | 28 |
28 | 12.04 | | Устройство настольного сверлильного станка | 2 | Сверлильный станок | Сверлильный станок | Фронтальная | 29 |
29 | 19.04 | | Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | 2 | Клепание, фальцевый шов | Металлические заготовки, заклёпки, приспособления для клепания, свёрла, дрель | Групповая | 30 |
30 | 26.04 | | Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | 2 | Окрашивание, распыление | Металлические заготовки, кисти, краска | Групповая | 31 |
| | | Технологии домашнего хозяйства | | | Личностные – уметь реализовывать свои творческие способности в проектной и практической деятельности, посредством сформированных знаний, умений и навыков. Познавательные - уметь формулировать цели и задачи, заниматься исследовательской и изыскательной деятельностью, с целью получения новых знаний, умений и навыков. Регулятивные – уметь контролировать свою деятельность, анализировать, работать над ошибками. Проводить самоанализ (рефлексия), самооценивание. Коммуникативные – уметь работать в группе, излагать своё мнение и позицию, доказывать свою точку зрения опираясь на полученные знания и практический опыт. Уметь гармонично организовывать своё жизненное пространство. Грамотно подходить к уходу за жилым помещением, соблюдать гигиенические нормы. | | | |
31 | 3.05 | | Интерьер жилого помещения | 2 | Интерьер | Компьютеры, интернет | Индивидуальная | 32 |
32 | 10.05 | | Эстетика и экология жилища | 2 | Экология жилища, микроклимат | Компьютеры, интернет | Индивидуальная | 33 |
33 | 17.05 | | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью | 2 | Паркет, линолеум, ламинат, ковролин | Образцы паркета.линолеума, ламината | Индивидуальная | 34 |
34 | 24.05 | | Повторно-обобщающий урок | 2 | | | Фронтальная | 1-34 |
Приложение
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5 класс
Раздел 1-2: Технология ручной обработки древесины и древесных материалов. Технология художественно-прикладной обработки материалов. (16ч. )
Объект труда - Изготовление картины.
1. Материалы и инструменты;
2. Подбор и изготовление рисунка;
3. Подбор материала и изготовление деревянной основы по размерам;
4. Подготовка деревянной основы к нанесению рисунка. Шлифовка.;
5. Нанесение рисунка на деревянную основу;
6-9. Выжигание рисунка картины;
10. Окрашивание картины красками;
11. Лакирование картины;
12.Подбор материала рамки, изготовление заготовок;
13. Склеивание рамки;.
14. Крепление картины к рамке;
15. Защита проекта;
16. Презентация картины (выставка).
Раздел 3: Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов (14ч. )
Объект труда - Ажурная скульптура из проволоки (подставки, фигурки, украшения)
1. Материалы и инструменты;
2. Подбор и изготовление приспособлений;
3. Проектирование украшений из проволоки;
4-5 Изготовление украшений из проволоки;
6. Проектирование подставки;
7-9. Изготовление подставки из проволоки;
10. Проектирование объёмных фигурок и композиций;
11-13 Изготовление фигурок и композиций;
14. Презентация поделок из проволоки (выставка).
Раздел 4: Технологии домашнего хозяйства (3ч.)
1. Разработка полезных вещей для дома;
2-3. Изготовление полезных вещей для дома.
Перечень практических работ в 5 классе
№ п/п | Раздел | Название практической работы | Тип урока | Формы контроля | Количество часов | Дата |
| Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | | | | | |
1 | | Распознавание древесины и древесных материалов | Практическое занятие | Заполнение таблицы | 1 | |
2 | | Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины | Практическое занятие | Эскиз или технический рисунок | 1 | |
3 | | Организация рабочего места для столярных работ | Практическое занятие | Заполнение таблицы | 1 | |
4 | | Разработка последовательности изготовления детали из древесины | Практическое занятие | Чертежи, схемы | 1 | |
5 | | Разметка заготовок из древесины | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
6 | | Пиление заготовок из древесины | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
7 | | Строгание заготовок из древесины | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
8 | | Сверление заготовок из древесины | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
9 | | Соединение деталей из древесины гвоздями | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
10 | | Соединение деталей из древесины с помощью шурупов | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
11 | | Соединение деталей из древесины с помощью клея | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
12 | | Зачистка деталей из древесины | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
13 | | Отделка изделий из древесины | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
| Технологии художественно-прикладной обработки материалов | | | | | |
14 | | Выпиливание изделий из древесины лобзиком | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
15 | | Отделка изделий из древесины выжиганием | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
| Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | | | | | |
16 | | Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями | Практическое занятие | Заполнение таблицы | 1 | |
17 | | Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс | Практическое занятие | Заполнение таблицы | 1 | |
18 | | Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков | Практическое занятие | Заполнение таблицы | 1 | |
19 | | Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки | Практическое занятие | Схема, эскиз, чертёж | 1 | |
20 | | Разработка технологии изготовления деталей из металла и искусственных материалов | Практическое занятие | Технологическая карта | | |
21 | | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
22 | | Разметка заготовок из металла и искусственных материалов | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
23 | | Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
24 | | Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
25 | | Гибка заготовок из листового металла и проволоки | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
26 | | Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
27 | | Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
28 | | Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
29 | | Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
| Технологии домашнего хозяйства | | | | | |
30 | | Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей | Практическое занятие | Проект | 1 | |
31 | | Изготовление полезных для дома вещей | Практическое занятие | Готовое изделие | 1 | |
ВСЕГО | 31 | |