ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении
VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в
тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической
культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная
подготовка, подвижные игры, для 4 класса — пионербол.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Уроки лыжной подготовки как обязательные занятия проводятся с 3 класса сдвоенными уроками при температуре не ниже 12° С (для средней климатической зоны). Занятия на коньках (дополнительный материал) проводятся в 3—4 классах. При проведении уроков по лыжной подготовке, занятий на коньках особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников.
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Учащимся подготовительного класса оценки не выставляются, но устно они поощряются учителем за старание, за правильное выполнение упражнений, участие в игре.
В начальной школе исключительно важное значение имеет организация и проведение «Дней здоровья», внеклассной работы по типу «Веселых стартов».
Все занятия по физкультуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля в 1—4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Тематическое планирование
Класс : 2
Количество часов: всего - 68 час; в неделю - 2 часа.
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов |
-
| Техника безопасности на уроках физической культуры. Строевые упражнения | 1 |
-
| Тестирование: бег 30 м; 6 минут | 1 |
-
| Тестирование: наклон вперёд из и.п. сидя; прыжок в длину с места | 1 |
-
| Тестирование: "челночный" бег 4x9 м; подтягивание; поднимание туловища за 1 мин | 1 |
-
| Лёгкая атлетика. Прыжок в длину с разбега | 3 |
-
| Лёгкая атлетика. Метание мяча на дальность | 3 |
-
| Лёгкая атлетика. Ловля и передача малого мяча | 2 |
-
| Лёгкая атлетика. Бег 60 м с высокого старта | 1 |
-
| Лёгкая атлетика. Высокий старт | 1 |
-
| Тестирование. Бег 30 м; 6 мин | 1 |
-
| Лёгкая атлетика. Подвижные игры | 1 |
-
| Подвижные игры. Лёгкая атлетика | 1 |
-
| Лапта. Подвижные игры | 2 |
-
| Гимнастика. Кувырок вперёд, стойка на лопатках | 2 |
-
| Гимнастика. Кувырок назад | 2 |
-
| Гимнастика. Лазанье по гимнастической скамейке | 2 |
-
| Гимнастика. Акробатические упражнения | 2 |
-
| Гимнастика. Лазанье по канату | 2 |
-
| Гимнастика. Элементы опорного прыжка | 2 |
-
| Сюжетно-ролевая игра | 1 |
-
| Игры | 1 |
-
| Техника передвижения на лыжах | 1 |
-
| Передвижение ступающим шагом | 1 |
-
| Передвижение приставным шагом | 1 |
-
| Стойка лыжника при спуске. Высокая стойка. Передвижение на лыжах | 1 |
-
| Низкая стойка лыжника. Передвижение на лыжах | 1 |
-
| Низкая стойка лыжника. Поворот «упором» | 1 |
-
| Подъёмы: «лесенкой»; «полуёлочкой» | 1 |
-
| Попеременный двухшажный ход без палок и с палками | 1 |
-
| Скользящий шаг. Повороты «упором» | 1 |
-
| Скользящий шаг. Бег на лыжах | 1 |
-
| Скользящий шаг. Передвижение на лыжах: чередование шагов | 1 |
-
| Волейбол. Основы волейбола | 1 |
-
| Волейбол. Передача мяча сверху | 1 |
-
| Волейбол. Передача мяча снизу двумя руками | 1 |
-
| Волейбол. Нижняя, прямая подача мяча | 1 |
-
| Баскетбол. Передвижение в стойке баскетболиста | 1 |
-
| Ведение мяча. Передача баскетбольного мяча | 1 |
-
| Ведение мяча. Передача мяча двумя руками от груди. Бросок в кольцо | 2 |
-
| Баскетбол. Подвижные игры | 1 |
-
| Подвижные игры. Лёгкая атлетика | 1 |
-
| Тестирование | 1 |
-
| Лёгкая атлетика. Лапта | 2 |
-
| Лёгкая атлетика. Метание на дальность. Прыжок с разбега | 2 |
-
| Лёгкая атлетика. Лапта | 2 |
-
| Лёгкая атлетика. Лапта. Самоконтроль | 1 |
-
| Самоконтроль. Лёгкая атлетика. Элементы лапты | 1 |
-
| Тестирование: «челночный» бег; подтягивание | 1 |
-
| Тестирование: наклон вперёд сидя; прыжок в длину с места; поднимание туловища за 1мин | 1 |
-
| Тестирование: бег 30 м; бег 6 мин | 1 |
-
| Самоконтроль. Подвижные игры | 1 |
-
| Подвижные игры | 1 |
| | |
| ИТОГО: | 68 |
Содержание программы
2 класс (68 ч)
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура у древних нардов Руси, связь ее содержания с их трудовой деятельностью. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Спортивные игры футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений .
Способы самостоятельной деятельности
Комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры футбол, баскетбол, волейбол. Графическая запись физических упражнений. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Элементарные соревнования в развитии физических качеств. Водные закаливающие процедуры (обливание под душем).
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; “мост” из положения, лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Прикладно-гимнастические упражнения: лазанье по канату (3 м) с введением техники в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки: в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции.
Повороты: “упором”.
Плавание
Вхождение в воду: по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук.
Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.
«Кроль на груди»: движения ногами, руками; согласование движений руками и дыхания; скольжение на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания.
Подвижные игры
На материале гимнастики с основами акробатики: “Парашютисты”, “Увертывайся от мяча”, “Гонки мячей по кругу”, “Догонялки на марше”;
На материале легкой атлетики “Салки с ленточками”, “Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит”, “Мяч среднему”, “Круговая охота”, “Капитаны”;
На материале лыжной подготовки: “Быстрый лыжник”, “За мной “
На материале плавания: “Фонтан”;
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой, с разбега, по неподвижному и котящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние до 7-8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень; ведение мяча между предметами и обводка предметов.
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («Змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места.
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача двумя руками с верху, нижняя прямая подача.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Основные требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся третьего класса должны:
Иметь представления:
- о физической культуре и ее содержании у народов древней Руси;
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры футбол, баскетбол, волейбол.
Уметь:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
- выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
- проводить закаливающие процедуры способом обливания под душем;
- составлять правила элементарных соревнований по выявлению лучших результатов в развитии силы, быстроты и координации.
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Нормы оценок по физической культуре
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки |
| высокий | Средний | низкий | высокий | Средний | низкий |
Подтягивание в висе лежа согнувшись (кол-во раз) | 5 | 4 | 3 | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места (см) | 150-160 | 131-149 | 120-130 | 143-152 | 126-142 | 115-125 |
Бег 30 м с высокого старта (с) | 5.8-5.6 | 6.3-5.9 | 6.6-6.4 | 6.3-6.0 | 6.5-5.9 | 6.8-6.6 |
Бег 1000 м (мин. с) | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км (мин. с) | 8.00 | 8.30 | 9.00 | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
Плавание | Проплыть 25 м без учета времени любым способом |