Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет «Волшебные пальчики»
Автор-составитель:
воспитатель 1 категории СПДС «Соколенок» Синицына М. П.
Пояснительная записка.
Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по изобразительной деятельности. Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Все виды изобразительной деятельности, формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Изобразительная деятельность подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Занятия изобразительной деятельностью тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на один год. Предполагается одна подгруппа - 10 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4 - 5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия. Темы кружка пересекаются с темами работы логопеда и темами образовательной деятельностью детей в режимных моментах детского сада.
Цель кружка:
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии; воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
- Совершенствовать движения рук и психических процессов; произвольного внимания; логического мышления; зрительного и слухового восприятия; памяти, речи детей.
- Формировать навыки учебной деятельности; умение действовать по словесным инструкциям; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток я подбираю самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны.
Теоретические:
- рассказ воспитателя
- беседа с детьми, рассказы детей
- показ воспитателем способа действия
Практические занятия:
- подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ
- вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Ожидаемые результаты:
Предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще-трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Тематический план кружка:
Время проведения
Тема
Форма работы
Сентябрь
Диагностика.
- Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.
- конструирование из бумаги с элементами аппликации.
Март
1. «Сосульки»
2. «Подарок Маме»
3. «Цветик - Семицветик».
4. «Семья»
- рваная аппликация.
- аппликация с элементами рисования.
- лепка из солёного теста.
- рисование.
Апрель
1.«Детский сад - наш дом!»- коллективная работа.
2. «Рыбка».
3. «Жаворонок»
4. «Пчёлка»
- рисование, аппликация.
- рваная аппликация.
- лепка из дрожжевого теста с последующей выпечкой.
- лепка из солёного теста.
Май
1. Презентация детских работ.
Рецепт соленого теста
1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала.
Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.
Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке. Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
Обеспечение программы: солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, семена, трафареты, листья деревьев, печатки, кисти, стаканчики для воды, краски, альбомы для рисования, пластилин, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, кисти для клея и т. д.
Литература, используемые при составлении программы:
1. Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
2. Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
3. Лыкова И.А., Глушина А.И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2008.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.