Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 24
______________/Е.С.Сеген/
«____»___________2017 год
Рабочая программа
на 2017-2018 учебный год
«Школа лидера»
6 б, г классы
Составитель:
Родичев, Елена Владимировна
учитель технологии
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная реформа образования в России вызвала ряд серьёзных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» подчёркивается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.
Программа «Школа лидера» рассчитана на учащихся 6 классов. Она направлена на воспитание всесторонне развитой творческой личности, на развитие ее активной социальной позиции и организаторских способностей.
« Школа лидера » включает в себя 6 направлений: « Ведущий за собой » (организаторские навыки), « Коллектив - основа организаторской деятельности », « Как правильно организовать работу », « Игровые технологии», «Организация самоуправления», «Мастер слова».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: способствовать формированию лидерских качеств личности.
Задачи:
- создание благоприятных условий для полезного досуга детей;
- удовлетворение потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся;
- организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат;
- внесение в жизнь подростка фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт;
-Конвенция о правах ребенка;
-Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» ;
-Федеральная целевая программа развития образования ;
-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
-Федеральная целевая программа "Дети России";
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Формы организации учебных занятий:
- теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);
- практическая деятельность (акции, социологические опросы, консультации, тренинги, деловые и ролевые игры)
Наиболее эффективными и популярными формами работы являются традиционные: сборы актива детских общественных объединений и органов ученического самоуправления образовательных учреждений; совместные коллективно-творческие дела; Слёт детских общественных организаций и Советов ученического самоуправления; акции; консультации с лидерами школ по созданию и работе органов ученического самоуправления.
Формы организации учебного процесса:
- групповая (работа с группой детей);
- индивидуальная (консультации каждого воспитанника).
Формы организации воспитательного процесса:
- познавательно-творческая деятельность (конкурсы, турниры, дискуссии);
- культурно-досуговая деятельность (творческие гостиные, праздники, экскурсии, тренинги);
- спортивно-оздоровительная деятельность (игры на местности, пропаганда ЗОЖ, валеологические и психологические упражнения);
- работа органов ученического самоуправления (выборы детского актива, лидерские сборы и Слеты, акции);
- индивидуальная работа (консультации, составление индивидуальной карты развития воспитанника, коррекция поведения);
- взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).
Методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- эвристический метод («нахожу», «открываю»);
- исследовательский метод (предполагает самостоятельный поиск и пути решения поставленных задач);
- наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ и т. д.);
- игровые методы (ролевые, деловые, интеллектуальные и творческие игры);
- практические методы (задания, упражнения, тренинги и т. д.).
В программе «Лидер» используются элементы образовательных технологий:
· игровые технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей и подростков к учебной деятельности
· технология «диалог культур» основывается на создании ситуации диалога, которая предполагает следующие элементы:
- диагностика готовности учащихся к диалогу (базовые знания, коммуникативный опыт, восприятие точек зрения);
- поиск опорных мотивов (волнующих вопросов и проблем);
- переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач;
- продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;
- проектирование способов взаимодействия участников дискуссий, диспутов и их ролей;
- выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций, которые трудно предусмотреть.
Диалог, как двусторонняя смысловая связь, является важнейшей составляющей процесса обучения и выделяет внутриличностный диалог (противоречия сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативность), диалог культурных смыслов.
· технология «педагогика сотрудничества» включает в себя переход от педагогики требований к педагогике отношений (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин). Гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания, выстраивание интегральных нравственных отношений, проявляющихся в следующем:
1. гуманизм - в реальной помощи другому человеку;
2. коллективизм - в общественной работе на благо коллектива;
3. отношение к труду – добросовестное выполнение обязанностей;
4. патриотизм – в общественно – полезной деятельности;
5. достоинство – в культивировании положительных качеств своего «Я».
· технология развивающейся кооперации (автор которой Т. Ф. Акбашев), которая предполагает специально построенную процедуру поисков ответов на вопросы системного анализа: Что это? Откуда возникло и почему? Как оно устроено и как это можно доказать? Для чего это может быть использовано? Отвечая на эти вопросы, учащиеся получают представление о содержании и объёме имеющихся у них знаний по данному вопросу или данному предмету; обнаруживают ориентиры для поиска недостаточных знаний, открывают свои неисчерпаемые возможности; обретают способность к единению и согласию; становятся действительными творцами, открывая в явлениях и предметах новое, неведомое никому: ни им самим, ни педагогу. Таким образом, они идут по пути саморазвития.
· Технология коллективно-творческих дел (И. П. Иванов, А. С. Макаренко)- это поиск путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи-дело. В процессе КТД осуществляются в тесном единстве и слиянии следующие воспитательные задачи: политического, нравственного, трудового, умственного, физического, эстетического. В процессе КТД развиваются три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера)
· Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Г. С. Альтшуллер)- это формирование творческого мышления учащихся и воспитание творческой личности, обладающей развитым воображением, подготовленной к стабильному (сильному) решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ включает в себя разделы, где изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. Курс РТВ является особым разделом ТРИЗа, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы.
Программа рассчитана на 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Школа лидера» направлена на реализацию социально-педагогического направления, рассчитана для обучаемых 6 классов на 1 год обучения. 34 часов в год ( 1 час в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Программа основывается на реализации следующих педагогических принципов:
- принцип демократизации, определяющийся в свободе выбора, партнерским характером взаимодействия субъектов педагогического процесса;
- принцип гуманизации и гуманитаризации, реализующийся через содержание занятий, превращающих ценности культуры и нравственности из предмета изучения в созидательную основу образования, взаимодействия и деятельности;
- принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности;
- принцип здоровьетворящего образования, реализующийся через формирование культуры отношения к своему здоровью как к системе, единому целому (триединство тела-души-разума) и основополагающей идеи «Не навреди!»;
- принцип воспитывающего обучения, обеспечивающий формирование у детей навыков культурного поведения, дисциплинированности, самоорганизации,
- принцип самоуправления, предусматривающий целеполагание и целеустремлённость, планирование, учёт, самоконтроль и корреляцию.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса
Личностными результатами обучения курса в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
Воспитанники имеют устойчивый интерес к познавательной деятельности. Инициативны в проведении общественно-полезных дел. Обладают навыками саморегуляции и психонастроя, взаимодействия с социумом.
Формы организации образовательного процесса:
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, , обобщающих уроков, игровых и др.форм в рамках системно-деятельностного подхода.
Виды и формы контроля:
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ряд тестовых вопросов (заданий) по основным проблемам изучаемой темы. Данный курс, помимо теоретической части, включает в себя практическую часть – практические работы.
Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для использования различных форм контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Плановые сроки прохождения |
1 | Кто такой лидер? | Понятие «лидер», Самооценка лидерских качеств. | 06.09.17 |
2 | Кто такой лидер? | Тест «Я –лидер» .Практикум по итогам теста. | 13.09.17 |
3 | Кто такой лидер? | Кто такой лидер? Их роли. | 20.09.17 |
4 | Организаторская техника лидера. | Я и команда. Правила работы с командой. | 27.09.17 |
5 | Организаторская техника лидера. | Понятие « стиль работы лидера», его виды. | 04.10.17 |
6 | Организаторская техника лидера. | Практикум « Чемодан лидера» | 11.10.17 |
7 | Умения и навыки лидера. | Как правильно вести беседу? Практические советы. | 18.10.17 |
8 | Умения и навыки лидера. | Навыки ораторского искусства. | 25.10.17 |
9 | Умения и навыки лидера. | Игра «Поспорим с «Великим». | 08.11.17 |
10 | Умения и навыки лидера. | «Золотые» правила этикета лидера. | 15.11.17 |
11 | Виды деятельности лидера. | Основные идеи методики коллективного творческой деятельности. | 22.11.17 |
12 | Виды деятельности лидера. | Виды КТД. Классические КТД. | 29.11.17 |
13 | Виды деятельности лидера. | Проектная деятельность в работе лидера. | 06.12.17 |
14 | Виды деятельности лидера. | Практикум. Разработка сценария (миниатюры). | 13.12.17 |
15 | Виды деятельности лидера. | Редактирование сценария. Распределения ролей. Репетиция. | 20.12.17 |
16 | Виды деятельности лидера. | Репетиция. «В гостях у сказки» | 27.12.17 |
17 | Виды деятельности лидера. | Репетиция. «В гостях у сказки» | 18.01.18 |
18 | Виды деятельности лидера. | Проведения мероприятия «В гостях у сказки» | 25.01.18 |
19 | Виды деятельности лидера. | Составление конкурсной программы. Систематизация информации. | 01.02.18 |
20 | Виды деятельности лидера. | Практикум. Разработка сценария. | 08.02. 18 |
21 | Виды деятельности лидера. | Распределение ролей. Репетиция. | 15.02.18 |
22 | Виды деятельности лидера. | Проведение мероприятия. | 22.02. 18 |
23 | Организация школьного и классного самоуправления. | Самоуправление в школе и для школы. | 01.03. 18 |
24 | Организация школьного и классного самоуправления | Формы и организация самоуправления. | 15.03. 18 |
25 | Организация школьного и классного самоуправления | Направления работы актива класса и формат работы. | 22.03. 18 |
26 | Организация школьного и классного самоуправления | Виды и организация коллективно- творческого дела. | 29.03. 18 |
27 | Организация школьного и классного самоуправления | Практикум. Разработка КТД для класса. | 12.04. 18 |
28 | Организация школьного и классного самоуправления | Разработка конкурса « Самый умный» | 19.04. 18 |
29 | Организация школьного и классного самоуправления | Итоговая программа « Самый умный» игровая программа для первого класса. | 26.04. 18 |
30 | Организация школьного и классного самоуправления | До свидания, первый класс! Игровая программа для первого класса. | 03.05. 18 |
31 | Организация школьного и классного самоуправления | До свидания, первый класс! Игровая программа для первого класса. | 10.05. 18 |
32 | Организация школьного и классного самоуправления | До свидания, первый класс! Игровая программа для первого класса. | 17.05. 18 |
33 | Организация школьного и классного самоуправления | Мы- лидеры! Игровая программа. | 24.05. 18 |
34 | Организация школьного и классного самоуправления | Подведение итогов. | 31.05. 18 |