Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа творческого объединения «Село моё»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новокулундинская средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края
«Согласованно» Заместитель директора по ВР ____________/Т.А. Сушкова/ «____» _______ 2015 год | «Утверждено» Директор школы ___________/А.И. Сушков/ «____» _______ 2015 год |
Рабочая программа
творческого объединения «Село моё»
Лукьяненко Натальи Александровны
Ф.И.О. учителя
на 2015 – 2016 учебный год
п.Новокулундинка
2015 год
Пояснительная записка
Программа кружка «Село моё» рассчитана на учащихся 10-13 лет, срок реализации 3 года.
Содержание программного материала соответствует возрасту, занятия проводятся регулярно 1 раз в неделю по одному часу.
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческого кружка.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.
В организации:
придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.
Цели и задачи программы
Цели:
Изучение исторического и культурного наследия своего поселка, района, семьи.
Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
Развивающие:
Развитие интереса к родному селу, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
Воспитательные:
Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного села, сохранению исторической памяти;
Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.
Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:
Историю становления и развития своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
Историю своей семьи;
Истории людей своего населенного пункта, района;
Природу родного края, животный, растительный мир;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
Описывать основные этапы развития населенного пункта.
Определять географическое положение и границы района, называть и показывать формы рельефа.
Систематизировать знания о своей семье.
Систематизировать информацию о родном крае.
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Планирование работы на 2015 – 2016 учебный год.
ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ” Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе. |
№ | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов теор. | Пра ктика |
1 | Краеведение- наука о родном селе. | Источники изучения родного села. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном селе. | 1 1 | 1 1 |
2 | Топонимика нашего района | Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов. | 2 | 2 |
3 | Наш дом родной. | Экскурсия по родной деревне. | 2 | 2 |
4 | Откуда пошёл мой род. | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 2 | 2 |
5 | Я и мое село | Мое село через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем. | 2 | 3 |
6 | От чистого истока | Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному селу. | 1 | 3 |
7 | Оформление стендов, альбомов, корректировка записей. | Составляем презентацию. | 3 | 4 |
8 | Подводим итоги работы кружка за год. | Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся. | 1 | 2 |
| 15 | 20 |
ИТОГО: | 35 |
ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ” Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного села, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем селе, наши земляки участники Великой Отечественной войны. |
1 | Первые поселения. | История появления на карте наших деревень. Знакомство с бытом и традициями в нашем районе. Работа с архивным материалом. | 1 | 2 |
2 | Столкновение различных политических сил. | Гражданская война . Участники Гражданской войны. Окончание гражданской войны. | 1 | 2 |
3 | У каждого своя судьба. | Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. | 1 | 2 |
4 | Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. | Наше село и район в годы войны. Тыл фронту. | 1 | 3 |
5 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков. | 1 | 3 |
6 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. | Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах | 1 | 3 |
7 | История названия улиц нашего села Загадки топонимики нашей местности. | Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. | 1 | 2 |
8 | Встреча и беседа со старожилами села | Ищем ответы на интересующиеся нас вопросы. Систематизация и обобщение собранного материала. | 1 | 2 |
9 | Исчезнувшие деревни нашей местности. | Встреча и беседа с бывшими жителями исчезнувших деревень. | 1 | 3 |
10 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 1 | 3 |
| 10 | 25 |
ИТОГО: | 35 |
ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ СЕЛА Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наше село, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны. Познакомиться с историей родной школы. Познакомиться с современным состоянием села . Составить записи для заполнения истории села в наше время. |
1 | Книги о родном селе | Создание книги «Новокулундинка», «Новотюменцево» | 1 | 5 |
2 | Новокулундинская школа вчера, сегодня, завтра. | Сбор и обобщение материала об истории и современном состоянии Новокулундинской школы. | 2 | 5 |
3 | Оформление «Книги Памяти» | Встречи с односельчанами, участниками локальных войн. | 2 | 5 |
4 | Оформление альбомов | Обобщение работы. Оформление стендов, работ | 4 | 6 |
5 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 1 | 4 |
ИТОГО: | 35 |