Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы руководитель МО
_____________(Щербинин В.А.) ___________(Урапина Т.М.)
«___»_____________2015 г. «___»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Изобразительное искусство»
основного общего образования
5 класс
35 часов, 1 час в неделю
Учитель высшей категории
Борисова Елена Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса разработана на основе авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2013 и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство». Данная программа соответствует следующей нормативно-правовой базе:
1) Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.;
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 уч. год».
Цель:
содействовать приобщению к национальному и мировому культурному наследию, формированию у обучающихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, реализации творческого потенциала для успешной социализации личности ребенка средствами изобразительного искусства.
Задачи реализации программы:
знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
В основу программы положены:
— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, истоки, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и обучающихся 5 класса;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; обучение декоративной работе; лепка; аппликация; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Формы текущего контроля:
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки.
Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, индивидуальный итоговый проект.
Формы, методы и средства обучения
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик.
1. Объяснительно-иллюстративный
2. Частично-поисковый
3. Исследовательский метод
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы учебных занятий: практическое занятие, индивидуальные проектные работы, презентации.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.
Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Содержание курса
5 класс (35 ч)
Рисование с натуры (8 ч)
Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.
Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч)
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.
Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.
Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.
Декоративная работа, аппликация, художественное конструирование и дизайн (10ч)
Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.
Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.
Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)
Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Планируемые образовательные результаты освоения курса изобразительного искусства в 5 классе:
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
— основы гражданской идентичности — чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;
— мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
— ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
-умение использовать полученную информацию;
-планирование учебного сотрудничества: работа в группе, в паре;
-умение вести диалог;
-принимать мнение партнера;
-аргументация своей позиции;
-умение представить результат практической работы в группе;
Познавательные УУД
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
— умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— умение соблюдать последовательность выполнения изображения;
— умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;
— умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
— умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.
Регулятивные УУД
- умение определять проблему;
-постановка цели;
-применение технологий;
-умение предвидеть возможные результаты своей деятельности;
-самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
-оценка собственного продвижения;
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
— отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
— первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
— композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
— основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
— особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;
— основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;
— ведущие художественные музеи России и мира;
— памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
Обучающиеся должны уметь:
— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
— изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);
— использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.
Контроль и оценка планируемых образовательных результатов
Стартовый -1
Текущий контроль – после каждого раздела или темы.
Рубежный контроль -4
Заключительный контроль -1
Критерии и нормы оценок по изобразительному искусству
Самостоятельность
«5»-«4»- работа выполнена самостоятельно (без помощи учителя, выбрана композиция, определены размеры, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);
«3»- несамостоятельно (весь ход работы выполнен с помощью учителя).
Выразительность рисунка
«5»-«4» - выразительная передача изображаемого (удачный, наиболее отвечающий теме сюжет, пространственное расположение предмета, выбранный формат, оригинальная компоновка, четко выделено использование в композиции контрастов цвета, света, тени, ритма, динамики, гармоничное сочетание цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий);
«3» - невыразительная передача изображаемого в рисунке (рисунок очень мелкий, сдвинут, неудачная компоновка, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линия рисунка отличается однообразием, отсутствует гармоническое сочетание цветов, оттенков.
Способ выполнения рисунка
«5»-«4»-правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному, от частного снова к общему, выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка.
«3»- неправильный способ выполнения рисунка - рисование ведется отдельными частями, деталями, линий построения рисунка.
«5»-«4» - ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции, учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;
«3»- отсутствие эмоционально-эстетического отношения, проявляющееся в пассивности наблюдения и изображения, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка, в отсутствии интереса к работе.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Перечень учебно-методического обеспечения
С. П. Ломов, С.Е.Игнатьев и др. «Искусство.Изобразительное искусство» 5—9 классы: программа для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2013 год. ;
Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 частях
Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство. Методическое пособие
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методический фонд
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе
по линии учебников С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазина.
№ урока | ТЕМА УРОКА | Характеристика видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты) | Сроки прохождения |
Рисование с натуры (8 часов) | |
1 | Рисунок и виды графического искусства | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | |
2-4 | Линейная перспектива 1.Мы изображаем пространство улицы. 2.Мы рисуем автомобиль. 3.Мы сочиняем интерьер комнаты. | Знакомство с особенностями восприятия окружающего мира видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д. - рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, | Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ЛР: ценностное отношение к культуре своего края. | |
5-6 | Натюрморт 1.Свет и тень. 2.Мы рисуем натюрморт. | -закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; | Регулятивные: -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; | | |
7-8 | Рисуем людей и животных 1.Пропорции фигуры человека. 2.Мы выполняем наброски и зарисовки. | уметь - выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. | |
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 часов). | |
9 | Цветоведение. Что такое цвет. Цветовой контраст. | -закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей. | |
10 | Живописные материалы. Особенности акварельной живописи. Гуашь. | понимать - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего; - особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. | |
11 | Натюрморт. Цвет предмета. Свет и цвет. | -закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; | Регулятивные: -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; | |
12 | Мы сочиняем натюрморт. | ведущие художественные музеи России и других стран; - различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью. | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. | |
13 | Пишем природу. Мы пишем пейзаж. | видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д. - рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; | |
14 | Мы делаем живописные наброски и этюды. | уметь - выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. | |
15-16 | Основы композиции. 1.Как создаётся композиция картины. 2.Законы, правила и средства тематической композиции. | понимать - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего; - особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; | Коммуникативные: -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
17-20 | Сюжетная композиция. 1.Тема подвига. 2.Тема труда. 3.Образ праздника. 4.Иллюстрирование литературных произведений. | -закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; | |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 часов) | |
21-22 | Архитектура. 1.Готика и барокко. 2.Классицизм. | видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д. - рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, | Коммуникативные: -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
23-25 | Скульптура. 1.Скульптура-летопись истории. 2.Виды скульптуры. 3.Лепка животных | уметь - выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; –учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм | |
26 | Дизайн. Основные виды дизайна. | национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве; - особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта; - центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.); - виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна; | Регулятивные: -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; | |
27 | Декоративно-прикладное искусство. | Декоративная композиция. Художественный язык декоративно-прикладного искусства. национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве; - особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта; - центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.); - виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна; | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. | |
28-30 | Народные художественные промыслы. 1.Роспись по дереву. 2.Искусство матрёшки. 3.Керамика. | национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве; - особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта; - центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.); - виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна; | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; | |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (5 часов) | |
31 | Художественные музеи мира. Лувр. Метрополитен-музей. | понимать - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего; - особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. | |
32-33 | Художественные музеи Москвы. 1.Оружейная палата, Третьяковская галерея. 2.Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина | ведущие художественные музеи России и других стран; - различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью. | Регулятивные: -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; | |
34-35 | Художественные музеи Санкт-Петербурга. 1.Кунсткамера. Эрмитаж. 2.Государственный Русский музей. | создать художественный образ в композициях; - выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению. | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. | |