Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы руководитель МО
_____________(Щербинин В.А.) ___________(Урапина Т.М.)
«___»_____________2015 г. «___»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Изобразительное искусство»
основного общего образования
8 класс
35 часов, 1 час в неделю
Учитель высшей категории
Борисова Елена Александровна
Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» для 8 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазина «Изобразительное искусство. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 77 с.»
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе программы - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
• формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;
• понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;
• формирование художественно-творческой активности.
Результаты освоения курса изобразительного искусства в 8 классе
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
внутренняя позиция обучающегося, основанная на поиске и установлении личностного смысла (значения для себя) учения;
способность к самооценке, самоконтролю;
владение познавательной и личной рефлексией;
мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;
Умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;
Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения курса
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
виды и жанры изобразительного искусства;
прикладное искусство и дизайн;
ведущие музеи мира и России;
последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности – по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно проводить развёрнутый анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;
активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
самостоятельно применять художественно- выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т.п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
1. Изобразительное искусство. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.5-9 классы / авторы: С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. - М.: Дрофа, 2013.
2. Учебник «Искусство.Изобразительное искусство»8 кл.: учебник/С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. – М.: Дрофа, 2014г.