СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учётом нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО», утверждённый приказом МОН от 06.10.2009.

  4. Письмо МОН РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»

  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года» (утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №795).

  6. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ. Метод. пособие / Составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова/ Под общ. редакцией А.П. Мишиной.- М.: Планета,2015.



Общая характеристика программы курса «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»

В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только конкретного, но и абстрактного мира. Работа школьного интеллектуального клуба ЭРУДИТ помогает учителю решать эту задачу.

Занятия клуба организованы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста и ведутся по следующим направлениям:

  • гуманитарно-экологическое (курс «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…» – составители И.В. Шалагина, Е.В.Чибирева);

  • логическо-арифметическое и пространственное (курс «Думаю, решаю, доказываю…» – составители И.В. Шалагина, В.Н. Воротникова, Н.С. Касель).

Целью гуманитарно-экологического направления является углубление и расширение знаний по русскому языку, развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка на основе знаний об окружающем мире. Данное направление представляет собой интеграцию предметов русский язык, развитие речи, литературное чтение, окружающий мир и нацелено на создание условий для проявления у детей положительных эмоций по отношению к окружающей действительности, к учебной деятельности.

Второе направление ставит перед собой цели интеллектуально-занимательного характера, способствующие развитию у детей логического, алгоритмического и пространственного мышления.

Одной из основных задач школьного интеллектуального клуба ЭРУДИТ является формирование в сознании школьника целостной научной картины мира на повышенном уровне с опорой на интеграцию учебных предметов.



Описание места программы курса «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…» в учебном плане

Программа занятий в школьном интеллектуальном клубе ЭРУДИТ рассчитана на 66 часов (курс «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…» – 33 часа, курс «Думаю, решаю, доказываю…» – 33 часа).



№ п/п



Название курса


Количество тематических занятий

Количество турниров внутриклас-

сного клуба

Количество турниров между командами

1-х классов

1

«Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…»

25

6

2

2

«Думаю, решаю, доказываю…»

25

6

2


В курсе «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…» планируется также проведение тематических викторин, посещение выставок, музеев.



Планируемые результаты в курсе «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…»

Обучающиеся научатся:

  • работать с текстом, находить и выделять необходимую информацию;

  • отгадывать загадки;

  • разгадывать ребусы;

  • составлять предложения и рассказы на заданную тему;

  • составлять рассказ с опорой на план;

  • разгадывать кроссворды.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сочинять чистоговорки;

  • сочинять небольшие стихотворения;

  • составлять тематические словарики;

  • работать с фразеологическими оборотами;

  • работать с пословицами и поговорками.

В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:

  • искать и выделять необходимую информацию;

  • анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

В области личностных учебных действий обучающиеся научатся:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана и последовательности действий);

  • поиск необходимой информации для выполнения заданий повышенной сложности с использованием справочной литературы (справочников, словарей, энциклопедий и т. п.).

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

  • обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

























Тематическое планирование курса «Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…»

2 класс

Тема занятия

Содержание учебной деятельности

Предметные УУД

ФОПД

Примечание

Дата



план

факт

1

Что такое творчество

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • рассказ учителя «Что такое творчество»;

  • эмоциональная речевая разминка; чтение шуточных стихов;

  • чтение слов с правильным ударением;

  • составление слов, предложений;

  • работа с палиндромами-перевёртышами;

  • работа над лексическим значением слов;

  • чтение анаграмм;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • идеографическое письмо.

4. Подведение итогов.

Знать: понятия звук, буква, палиндром-перевёртыш; правила разгадывания анаграмм.

1. Лингвистический этап.

Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слова, читать слова с правильным ударением, составлять слова из слогов, составлять предложения с использованием полученных слов; работать с толковым словарём; читать анаграммы.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: сочинять скороговорки; составлять предложения или рассказ, используя рисунок.

Фронтальная работа

Работа в парах


8.09


2

Я и моё настроение

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • эмоциональная речевая разминка (чтение рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»);

  • работа над загадками;

  • работа над ребусами;

  • составление словарика на тему «Настроение»;

  • языковая игра «Собери ягоды в корзинку».

3. Литературоведческий этап:

  • рассказ учителя «Эмоции»;

  • написание сочинения-миниатюры;

  • слушание сочинений-миниатюр.

4. Подведение итогов.

Знать: понятия звук, буква; правила разгадывания ребусов.

1.Лингвистический этап.

Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слова; отгадывать загадки; составлять словарик на заданную тему; читать анаграммы.

2. Литературоведческий этап.

Учиться писать сочинение-миниатюру на заданную тему.

Работа в парах

Индивидуальная работа


15.09


3

Мои летние каникулы

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка; составление слов из заданных слогов;

  • рассказ учителя «Почему так назвали?»;

  • составление тематического словарика на тему «Лето»;

  • игры «Из одного слова – несколько», «Путаница», «Доскажите фразу»;

  • разгадывание шарад;

  • составление предложений;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • работа пословицей;

  • чтение стихотворений;

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • сочинение на тему «Мои летние каникулы».

4. Подведение итогов.

Знать: пословицы.

1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; составлять слова из слогов; составлять словарик на заданную тему; разгадывать шарады; составлять предложения.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: восстанавливать пословицы.

Учиться писать сочинение-миниатюру на заданную тему.

Работа в парах

Индивидуальная работа


22.09


4

Автопортрет

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (слушание и произнесение скороговорок);

  • работа над загадками;

  • работа над кроссвордом;

  • рассказ учителя «Почему так назвали?»;

  • игра «Как её зовут»;

  • составление словарика на тему «Автопортрет»;

  • слушание забавных стихов-путаниц;

  • игра «Какие буквы спрятались?»;

  • разгадывание ребуса-анаграммы;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение стихов;

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • игры на отгадывание имён;

  • инсценирование (формирование чувства собственного «я»);

  • рисование автопортрета;

  • написание сочинения-миниатюры «Какой (какая) я?».

4. Подведение итогов.

Знать: значение слова «автопортрет»; правила разгадывания ребусов, анаграмм; алфавит

1.Лингвистический этап.

Уметь: произносить скороговорку быстро и чётко; отгадывать загадки; отгадывать кроссворд; составлять словарик на заданную тему.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: выразительно читать стихи; читать и сочинять скороговорки.

Учиться писать сочинение-миниатюру на заданную тему.

Работа в парах

Индивидуальная работа


29.09


5

Моя дружная семья

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (слушание и произнесение скороговорок, побасенки);

  • транскрибирование слов;

  • разгадывание буквенных ребусов;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • весёлая минутка (пальчиковая гимнастика);

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • чтение считалок;

  • рисование своей семьи;

  • написание сочинения-миниатюры на тему «День города».

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания ребусов, анаграмм

1.Лингвистический этап.

Уметь: произносить скороговорку быстро и чётко; транскрибировать слова; разгадывать буквенные ребусы.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: читать и сочинять чистоговорки.

Учиться писать сочинение-миниатюру на заданную тему.

Работа в парах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

6.10


6

Положительные и отрицательные эмоции

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (чтение и произнесение пословиц, скороговорок);

  • распределение слов по группам (по гласной букве);

  • чтение затранскрибированных слов;

  • грамматическая разминка;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение стихотворений;

  • чтение сказки;

  • размышление над положительной и отрицательной окраской слова.

4. Подведение итогов.

Знать: алфавит.

1.Лингвистический этап.

Уметь: произносить чистоговорки быстро и чётко; распределять слова по группам; читать затранскрибированные слова.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: выразительно читать стихотворения, сказки; строить устное высказывание.


Индивидуальная работа

Работа в группах

Для занятия необходим алфавит с пронумерованными буквами.

13.10


7

Слово. Чувство. Образ

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

  • речевая разминка;

  • составление «лесенки» из слов;

  • составление словарика на заданные темы;

  • работа с затранскрибированными словами;

  • игра «Грамматическая арифметика»;

  • орфографическая минутка;

  • игра «Доскажите слово»;

  • игра «Буква заблудилась»;

  • словарная работа;

  • фонетическая минутка; разгадывание кроссворда;

  • весёлая минутка.


3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • игра «Тренируем эмоции»;

  • рисование времён года и рассказ по своим рисункам;

  • просмотр рисунков;

  • сочинение на тему «Это очень интересно»;

  • анализ детских работ.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания анаграмм; кроссвордов.

1.Лингвистический этап.

Уметь: подбирать слова для составления «лесенки»; составлять словарик на заданную тему; читать затранскрибированные слова; разгадывать анаграммы; правила написания прописной буквы в именах собственных; разгадывать кроссворды.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: читать и сочинять скороговорки; составлять рассказ по своим рисункам.

Учиться писать сочинение на заданную тему.


Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

20.10


8

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка

1. Организационный момент,

сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • игра «Прятки»;

  • игра «Разложи по полочкам»;

  • игра «Наоборот»;

  • игра «Непонятные слова»;

  • работа над загадками;

  • орфографическая минутка; рассказ учителя «Из истории матрёшки»;

  • составление словарика;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • работа над фразеологизмами;

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • беседа об игрушках;

  • составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»;

  • рисование любимой игрушки;

  • чтение детских работ.

4. Подведение итогов.

Знать: понятие фразеологический оборот.

1.Лингвистический этап.

Уметь: находить слова, «спрятавшиеся» в данных; отгадывать загадки; находить в словах изученные орфограммы; составлять словарик на заданную тему.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: объяснять смысл данного фразеологического оборота; читать и сочинять скороговорки; составлять рассказ на заданную тему.

Учиться писать сочинение на заданную тему.


Работа в парах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

27.10


9

Игры со словом

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • игра на сообразительность;

  • игры с перестановками букв;

  • разгадывание кроссвордов; разгадывание ребусов.

3. Литературоведческий этап:

  • игра в рифму;

  • чтение детских работ.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания анаграмм, кроссвордов, ребусов; понятие рифма.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; разгадывать кроссворды; разгадывать ребусы.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: подбирать рифмующиеся слова; сочинять небольшие стихи

Работа в парах

Работа в группах


10.11


10

Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • фонетическая минутка;

  • словарная работа;

  • работа над антонимами;

  • чтение пословиц с объяснением орфограмм;

  • игра «Пословица»;

  • игра «Собери пословицу»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • работа над пословицами;

  • инсценирование пословицы;

  • словарная работа;

  • иллюстрирование пословиц;

  • просмотр детских рисунков и чтение пословиц-заголовков.

4. Подведение итогов.

Знать: понятие антонимы.

1.Лингвистический этап.

Уметь: читать затранскрибированные слова; находить в словах изученные орфограммы; подбирать антонимы к данным словам; подбирать концовку к пословице.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: подбирать к пословицам разных народов известные русские эквиваленты; объяснять смысл пословицы.


Работа в парах

Работа в группах

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

17.11


11

Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • игровое упражнение «Нагружаем машины»;

  • игровое упражнение «Исправь букву»;

  • фонетическая минутка;

  • игра «Собери пословицу»;

  • работа над синонимами;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • работа с пословицами;

  • инсценирование пословицы;

  • сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

  • чтение работ.

4. Подведение итогов.

Знать: понятие синонимы

1.Лингвистический этап.

Уметь: подбирать слова с заданным звуком; читать затранскрибированные слова; восстанавливать пословицу; заменять предложения близкими по смыслу пословицами.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: объяснять смысл пословиц; раскрывать в сочинении смысл предложенной пословицы.

Работа в группах

Индивидуальная работа


24.11


12

Задачи. Загадки. Шутки

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

1. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • произнесение скороговорки разными способами;

  • конкурс «скороговорителей»;

  • разгадывание кроссворда «Волшебный цветок»;

  • лингвистическая задача «Дружная семья»;

  • игра «Грамматическая арифметика»;

  • составление словарика на заданную тему;

  • работа с загадками-шутками «Имена девочек и мальчиков»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение чистоговорок; литературная викторина «Где встречали дядю Стёпу»;

  • игра «Рифма»;

  • языковая игра «Загадка»;

  • работа над предложениями;

  • игровые упражнения;

  • разгадывание загадок;

  • сочинение загадок детьми;

  • чтение детских работ-загадок.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания кроссвордов, анаграмм; произведение С. Михалкова «Дядя Стёпа»; понятие рифма.

1.Лингвистический этап.

Уметь: читать слова с правильным ударением; произносить скороговорки разными способами; разгадывать кроссворды; решать шуточные загадки-задачи; разгадывать анаграммы; составлять словарик на заданную тему; отгадывать загадки-шутки.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: читать и сочинять чистоговорки; отвечать на вопросы викторины; находить неточные рифмы; восстанавливать текст загадки; находить в предложении речевые ошибки; отгадывать загадки; сочинять загадки.

Работа в парах

Работа в группах


1.12


13

Сочинение считалки

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (чтение пословиц, поговорок);

  • словарная работа;

  • работа над загадками;

  • составление из букв данного слова других слов;

  • работа над ребусами;

  • рассказ учителя «Почему так назвали?»;

  • игра «Найди животных»;

  • игра «Грамматическая арифметика»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • сочинение считалок детьми;

  • чтение детских считалок.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания ребусов, анаграмм; знать понятие синонимы

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; подбирать близкие по значению словосочетания (синонимы); отгадывать загадки; составлять слова из букв данного слова.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: сочинять считалки.

Работа в парах

Работа в группах


8.12


14

Сочинение скороговорки

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (выразительное чтение пословиц);

  • разгадывание ребусов;

  • произнесение скороговорок;

  • письмо по памяти;

  • игра «Скороговорка рассыпалась»;

  • инсценирование скороговорок;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • рассказ учителя «Что такое скороговорка?»;

  • сочинение скороговорок детьми, иллюстрирование скороговорок.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания ребусов, анаграмм; правила выполнения письмам по памяти.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; объяснять смысл пословиц; восстанавливать скороговорку.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: сочинять скороговорки.

Работа в парах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

15.12


15

Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…»

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (выразительное чтение пословиц);

  • работа над фразеологизмами;

  • весёлая минутка.

3. Лингвистический этап:

  • игра «Летает – не летает»;

  • составление предложений и рассказа с пиктограммами (или без пиктограмм);

  • просмотр детских рисунков и чтение детских работ.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания анаграмм; понятия фразеологизм; пиктограмма.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; объяснять смысл фразеологического оборота; восстанавливать фразеологический оборот.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: составлять предложения и рассказа с пиктограммами и ли без них.

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

22.12


16

ОЛИМПИАДА

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (чтение слов с правильным ударением);

  • списывание текста;

  • игра «Кто самый внимательный?»;

  • фонетическая минутка;

  • подбор пословиц о труде;

  • языковая игра «Восстанови слово»;

  • работа над текстом;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • сочинение стихотворений по заданной рифме.

4. Подведение итогов.

Знать: как правильно ставить ударение в предложенных словах; изученные орфограммы; правила выполнения звукобуквенного анализа; понятие рифма.

1.Лингвистический этап.

Уметь: читать слова с правильным ударением; списывать текст без ошибок и каллиграфически верно; выполнять звукобуквенный анализ слов; подбирать пословицы на заданную тему; составлять текст из предложенных предложений.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: сочинять стихи по заданной рифме.

Индивидуальная работа


29.12


17

Эмоции. Мимика. Жесты

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (произнесение скороговорок);

  • работа над загадками;

  • выразительное чтение стихотворения учителем;

  • словарная работа;

  • составление словарика на тему «Устаревшие названия частей тела»;

  • игра «Прятки»;

  • игра «Весёлое зачёркивание»;

  • орфографическая минутка;

  • игра «Найди пять отличий»;

  • словарная работа;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • произнесение чистоговорок;

  • работа с фразеологизмами;

  • чтение предложения и объяснение его смысла;

  • рисование «фразеологизма»;

  • составление рассказа с фразеологическими оборотами.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания анаграмм; понятия фразеологизм, антонимы.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; чётко произносить скороговорки; отгадывать загадки; отвечать на вопросы по тексту; объяснять смысл фразеологических оборотов; составлять словарик на заданную тему; находить в предложенных словах «спрятавшиеся» слова; находить в словах изученные орфограммы; подбирать антонимы к данным словам.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: произносить чётко чистоговорки; объяснять смысл фразеологических оборотов при помощи мимики и жестов;

составлять рассказ, используя знакомые фразеологические обороты.

Работа в парах

Работа в группах


Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

12.01


18

Компьютер

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка-шутка;

  • рассказ учителя «Первые компьютеры;

  • игра «Подбери пару;

  • игра «Весёлый наборщик»;

  • игра «Грамматическая арифметика»;

  • составление предложений со словом «компьютер»;

  • игра «Четвёртое лишнее»;

  • игровое упражнение «Фантазёры»;

  • чтение анаграмм;

  • письмо по памяти;

  • разгадывание шарады;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение скороговорок;

  • языковая игра «Бесконечное предложение»;

  • написание и иллюстрирование сочинения;

  • чтение детских работ, просмотр иллюстраций.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания анаграмм, шарад; правила выполнения письма по памяти.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; чётко произносить скороговорки; подбирать пару к предложенному слову; составлять слова из предложенных букв на заданную тему; разгадывать анаграммы; составлять предложения на заданную тему; составлять предложения, используя данные слова; выполнять письмо по памяти; разгадывать шарады.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: произносить чётко чистоговорки; сочинять чистоговорки; составлять «бесконечное» предложение; писать сочинение на заданную тему и выполнять к нему иллюстрации.

Работа в парах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

19.01


19

Новогодняя ёлка в школе

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • работа над загадками;

  • работа над ребусами;

  • рассказ учителя «Праздник – Новый год»;

  • составление словарика на тему «Новогодняя ёлка в школе»;

  • песенка – АЛФАВИТ;

  • составление слов и заполнение таблицы;

  • игра «Составьте слово»;

  • языковая игра;

  • работа с анаграммами;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • работа над пословицей;

  • чтение стихотворения;

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • составление рассказа на тему «Новогодний маскарад».

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания ребусов; алфавит; правила разгадывания анаграмм.

1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; разгадывать ребусы; составлять словарик на заданную тему; составлять слова из предложенных букв; разгадывать анатраммы.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: объяснять смысл пословицы; произносить чётко чистоговорки; сочинять чистоговорки; выразительно читать стихотворение; составлять рассказ на заданную тему.

Работа в парах

Индивидуальная работа



26.01


20

Сочинение сказки по опорным словам

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (произнесение слов с правильным ударением);

  • письмо по памяти;

  • работа над понятием «сказка»;

  • весёлая минутка, пантомимика по сказке К. И. Чуковского.

3. Литературоведческий этап:

  • викторина «Сказки»;

  • игра «Литературный герой»;

  • знакомство с понятиями «текст», «опорные слова»;

  • вопросы по сказкам;

  • сочинение сказки по опорным словам;

  • слушание сказок. Устные рассказы.

4. Подведение итогов.

Знать: как правильно ставить ударение в предложенных словах; правила выполнения письма по памяти; сказочных героев; героев сказки Д. Р. Киплинга «Маугли»; понятия сказка, текст, опорные слова.

1.Лингвистический этап.

Уметь: произносить слова с правильным ударением; выполнять письмо память; объяснять смысл пословицы.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: давать правильные ответы на вопросы викторины «Сказки», игры «Литературный герой»; устно сочинять сказку по опорным словам.

Индивидуальная работа

Работа в группах


2.02


21

Настроение животных

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • беседа;

  • речевая разминка;

  • орфографическая минутка;

  • работа над загадками;

  • работа над ребусами;

  • знакомство с этимологией слова «медведь»;

  • составление словарика на тему «Животный мир»;

  • языковая игра «Слоговое лото»;

  • игра «Чей хвост?»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • работа над пословицами;

  • чтение стихотворений;

  • игра «Найдите ошибку»;

  • «хитрое» стихотворение;

  • рисование животных, составление и слушание рассказов.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания анаграмм; изученные орфограммы; правила разгадывания ребусов.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; составлять рассказ по предложенным картинкам; писать без ошибок слова с изученными орфограммами; отгадывать загадки; разгадывать ребусы; составлять словарик на заданную тему; составлять слова с предложенными слогами; подбирать однокоренные слова.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: объяснять смысл предложенных пословиц; выразительно читать стихотворения; составлять устный рассказ на заданную тему и выполнять к нему иллюстрации.

Фронтальная работа

Работа в парах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

9.02


22

Сочинение на тему «Моё любимое животное»

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • работа над текстом;

  • разгадывание загадок;

  • разгадывание ребусов;

  • работа с пословицами и крылатыми выражениями о волке;

  • работа над загадками;

  • беседа о слонах;

  • игра «А теперь все на ловлю слонов!»;

  • игра «Какой он?»;

  • игра «Весёлый наборщик»;

  • игра «Шесть слонов»;

  • составление предложения;

  • игра «Только животные»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение скороговорок;

  • языковая игра «Бесконечное предложение»;

  • выразительное чтение стихотворения;

  • работа над поговоркой;

  • беседа о доброжелательном отношении к животным;

  • рисование любимого животного;

  • написание сочинения на тему «Моё любимое животное»;

  • просмотр детских рисунков и чтение сочинений.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания анаграмм; правила разгадывания ребусов; изученные орфограммы; понятие крылатое выражение.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать анаграммы; находить границы предложений в тексте; отгадывать загадки; объяснять правописание слов-отгадок; разгадывать ребусы; подбирать пословицы и крылатые выражения на заданную тему; описывать предложенное животное.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: чётко читать скороговорки; сочинять скороговорки; составлять «бесконечное» предложение на заданную тему; объяснять смысл поговорки; писать сочинение на заданную тему, выполнять иллюстрации к нему.

Работа в парах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

16.03


23

Фантастическое животное. Сочинение, иллюстрирование

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • работа над загадками;

  • игра «Кто быстрее составит слово?»;

  • орфографическая минутка;

  • работа над синонимами;

  • языковая игра ;

  • работа с фразеологическими оборотами;

  • языковая игра «Один – много»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение скороговорок;

  • робота над пословицей;

  • выразительное чтение стихотворения;

  • написание сочинения, рисование фантастического животного;

  • чтение детских работ.

4. Подведение итогов.

Знать: изученные орфограммы; понятия синонимы, фразеологический оборот.

1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; составлять слова, используя предложенные слова; объяснять правописание предложенных слов; подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение фразеологических оборотов; к словам, стоящим в форме единственного числа, подбирать слова в форме множественного числа.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: чётко читать скороговорки; объяснять смысл пословицы; писать сочинение на заданную тему, выполнять иллюстрации к нему.

Индивидуальная работа


2.03


24

Настроение цветов. Составление словарика на тему «Растения»

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • чтение и пение алфавита;

  • составление словарикам на тему «Растения»;

  • разгадывание кроссворда по иллюстрациям;

  • орфографическое проговаривание названий растений, объяснение орфограмм;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • слушание стихотворения;

  • рисование цветов;

  • составление рассказа о настроении цветов, рисование цветов;

  • слушание рассказов и рассматривание рисунков.

4. Подведение итогов.

Знать: названия цветов; алфавит; изученные орфограммы; правила разгадывания кроссворда.

1.Лингвистический этап.

Уметь: давать описание данному цветку; разгадывать кроссворд; объяснять правописание предложенных слов.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: писать сочинение на заданную тему, выполнять иллюстрации к нему.

Работа в парах

Индивидуальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

9.03


25

Сочинение на тему «Мой любимый цветок»

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • рассказ учителя «Цветы»;

  • словарная работа;

  • языковая игра;

  • словарный диктант;

  • словарная работа;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • игра «Слово-магнит»;

  • игра «Угадай по описанию»;

  • беседа о цветах, подготовка к сочинению;

  • сочинение-миниатюра на тему «Мой любимый цветок»;

  • чтение сочинений.

4. Подведение итогов.

Знать: названия цветов; изученные орфограммы; правила разгадывания анаграмм; правописание словарных слов.

1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; узнавать цветок по его описанию; подбирать слова для описания цветов.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: писать сочинение на заданную тему, выполнять иллюстрации к нему.

Работа в парах

Фронтальная работа

Индивидуальная работа


16.03


26

Село и город

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (произнесение скороговорок);

  • работа над загадками;

  • орфографическая минутка;

  • игра «Весёлый наборщик»;

  • работа над кроссвордом;

  • беседа «Хлеб – всему голова»;

  • составление словарика на тему «Село и город»;

  • игра «Корзинка»;

  • физкультминутка;

  • игра «Путаница»;

  • минутка грамотея;

  • игра «Грамматическая арифметика»;

  • игра «Дом».

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение скороговорок;

  • работа над пословицами;

  • чтение стихотворений;

  • рассказ о любимом городе или селе.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания ребусов, кроссвордов; изученные орфограммы.

1.Лингвистический этап.

Уметь: разгадывать ребусы; произносить быстро и чётко скороговорку; отгадывать загадки; писать без ошибок слова с изученными орфограммами; составлять слова из букв данного слова; разгадывать кроссворд; составлять словарик на заданную тему; разгадывать анаграммы; подбирать слова с данным звуком.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: сочинять чистоговорки; объяснять значение пословиц; выразительно читать стихотворения; составлять устно рассказ о любимом городе, деревне, селе.

Работа в парах

Работа в группах


23.04


27

Домашние животные и птицы

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (произнесение скороговорок);

  • работа над загадками;

  • разгадывание ребуса;

  • составление словарика на тему «Домашние животные и птицы»;

  • игра «Весёлый наборщик»;

  • игра «Путаница»;

  • игра «Сюрприз»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение скороговорок;

  • игра «Бесконечное предложение»;

  • чтение стихотворений;

  • написание сочинения-миниатюры на тему «Петух».

4. Подведение итогов.

Знать: домашних животных птиц; правила разгадывания ребусов; изученные орфограммы.


1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; произносить быстро и чётко скороговорку; разгадывать ребусы; составлять словарик на заданную тему; составлять слова из букв данного слова; разгадывать анаграммы.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: сочинять чистоговорки; составлять «бесконечное» предложение с данным словом; выразительно читать стихотворение; писать сочинение-миниатюру на заданную тему.

Работа в парах

Индивидуальная работа


6.04


28

Таяние снега

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (произнесение скороговорок);

  • работа над загадками;

  • работа над ребусами;

  • рассказ учителя «Почему так назвали?»;

  • составление словарика на тему «Таяние снега»;

  • игра «Четвёртый лишний»;

  • орфографическая минутка;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • подбор рифмы;

  • чтение стихотворения;

  • работа над пословицами;

  • чтение и сочинение чистоговорок.

4. Подведение итогов.

Знать: правила разгадывания ребусов; понятие рифма


1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; разгадывать ребусы; составлять словарик на заданную тему; находить лишнее слово; писать без ошибок слова с изученными орфограммами.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: подбирать рифму к данным словам; выразительно читать стихотворения; объяснять смысл пословиц; сочинять чистоговорки.

Индивидуальная работа

Работа в парах


13.04


29

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна»

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Литературоведческий этап:

  • речевая разминка (выразительное чтение пословиц и стихотворения);

  • разгадывание загадок;

  • разгадывание анаграммы, списывание стихотворения;

  • словарная работа;

  • рассказ учителя «Почему так назвали?»;

  • словарная работа;

  • игра-аукцион «Кто больше назовёт признаков весны»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • выразительное чтение стихотворений и сказки;

  • беседа «Признаки весны и зимы»;

  • составление устного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна – большая вода»;

  • слушание детских рассказов.

4. Подведение итогов.

Знать: признаки зимы и весны; правила разгадывания анаграмм; понятие однокоренные слова, антонимы.


1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; разгадывать анаграммы; подбирать однокоренные слова к данным; подбирать антонимы к данным словам; называть признаки зимы и весны.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: выразительно читать стихотворения; составлять устный рассказ по картине.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Работа в парах


20.04


30

Путешествие в космос

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка (выразительное чтение пословиц и стихотворения);

  • работа над загадками;

  • работа над ребусом;

  • составление словарика на тему «Космос»;

  • игра «Летает – не летает»»

  • игра «Весёлый наборщик»;

  • игра «Грамматическая арифметика»;

  • игра «Путаница»;

  • игра «Сюрприз»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • языковая игра «Бесконечное предложение»;

  • чтение стихотворения;

  • игра «Звездочёт»;

  • составление сказочного рассказа на тему «Путешествие в космос».

4. Подведение итогов.


Знать: правила разгадывания ребусов, анаграмм; названия планет солнечной системы, небесных тел; имена космонавтов; даты первых полётов в космос.


1.Лингвистический этап.

Уметь: отгадывать загадки; разгадывать ребусы; составлять словарик на заданную тему; составлять слова из букв данного слова; разгадывать анаграммы.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: чётко читать и сочинять скороговорки; составлять «бесконечное» предложение с данным словом; выразительно читать стихотворение; составлять устный рассказ на заданную тему.

Индивидуальная работа

Работа в парах


27.04


31

Сочинение и рисование на тему «Мой друг» («Моя подруга»)

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • письмо по памяти, орфографическое чтение;

  • словарный диктант с комментированием;

  • «Лишняя» пословица;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • игра «Найдите рифму»;

  • беседа, сочинение-миниатюра на тему «Мой друг» («Моя подруга»), по пословице «Человек без друзей – что дерево без корней»;

  • рисование друга (подруги);

  • чтение сочинений-миниатюр. Проверка речевой задачи.

4. Подведение итогов.

Знать: правила выполнения письма по памяти; правописание словарных слов.


1.Лингвистический этап.

Уметь: читать выразительно пословицу; выполнять письмо по памяти; находить «лишнюю» пословицу.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: чётко читать и сочинять чистоговорки; подбирать рифму к данным словам; писать сочинение-миниатюру на заданную тему.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Для занятия необходимы:


бумага для рисования; цветные карандаши, фломастеры.

4.05


32

Сочинение на тему «Моя парта» («Глазами моей парты»)

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2. Лингвистический этап:

  • речевая разминка;

  • орфографическое проговаривание слов на тему «Школа»;

  • письмо по памяти;

  • фонетическая зарядка;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • сочинение на тему «Моя парта» («Глазами моей парты»);

  • чтение и анализ сочинений.

4. Подведение итогов.

Знать: правописание словарных слов; правила выполнения письма по памяти.


1.Лингвистический этап.

Уметь: читать выразительно скороговорку; объяснять смысл пословиц; писать без ошибок словарные слова на тему «Школа»; выполнять письмо по памяти.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: писать сочинение на заданную тему.

Работа в парах

Индивидуальная работа


11.05


33

Правила вежливости

1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

2.Лингвистический этап:

  • речевая разминка (произнесение скороговорки);

  • олимпиадные задания;

  • работа над загадками;

  • орфографическая минутка;

  • работа над стихотворением;

  • составление словарика на тему «Правила вежливости»;

  • составление предложения о вежливых словах;

  • игра «Весёлый наборщик»;

  • игра «Путаница»;

  • игра «Сюрприз»;

  • рассказ учителя «Почему так назвали?»;

  • весёлая минутка.

3. Литературоведческий этап:

  • чтение и сочинение чистоговорок;

  • драматизация;

  • чтение стихотворений о вежливости;

  • тест «Вежливый (ая) ли я?»;

  • написание сочинения-миниатюры на темы «Правила вежливости», «Вежливый мальчик», «Что такое вежливость?».

4. Подведение итогов.

Знать: правила вежливости; изученные орфограммы.


1.Лингвистический этап.

Уметь: читать выразительно скороговорку; выполнять задания повышенного уровня сложности; объяснять правописание предложенных слов; выразительно читать стихотворение; отвечать на вопросы по тексту стихотворения; составление словарика на заданную тему; разгадывать слова, убирая лишний слог.

2. Литературоведческий этап.

Уметь: читать чётко чистоговорки, сочинять чистоговорки; разыгрывать небольшие сценки; выразительно читать стихотворения; писать сочинение на заданную тему.

Индивидуальная работа

Работа в группах


18.05


34

35

ОЛИМПИАДА

Задания повышенного уровня сложности


Индивидуальная работа

1-й тур: подготовительный (индивидуальная или коллективная подготовка)

2-й тур:

основной

25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!