СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Заниматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Заниматика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»

г. Краснозаводск



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «КСОШ №1»

Л.П. Домущей


_______________

« » ________________ 2016 г.






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Заниматика»

(общеинтеллектуальное направление)

для 1- А класса

на 2016-2017учебный год




Составил учитель начальных классов

I квалификационной категории Цыганова Н.В.







2016 г






пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Заниматика» для учащихся 1 класса начальной школы соответствует требованиям ФГОС и разработана на основе:

  • ООП НОО МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»,

  • учебного плана школы на 2016-2017 учебный год,

  • концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,

  • авторской программы курса внеурочной деятельности «Заниматика» (Занимательная математика) Холодовой О. А.– М.: Издательство РОСТ. 2014 г.


Цель курса: формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление исследователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Чтобы постичь математику, необходимо ее понимать, видеть формулы именно те, которые нужны, и именно там, где нужно. Поэтому целью курса является: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.

Программа призвана способствовать решению следующих задач:

  • Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.

  • Предоставить дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся.

  • Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

  • Закрепить навыки устных и письменных вычислений.

  • Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.

  • Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются связи:

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

- с уроками технологии: изготовление материала по темам проектов.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Метапредметные результаты:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


По окончании обучения воспитанники должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки.

По окончании обучения воспитанники должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Курс «Заниматика» для начальной школы – курс интегрированный. В нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

Признаки предметов (цвет, форма, размер и т. д.) Отношения. Название и последовательность чисел от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа – великаны. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов связанных с математикой. Занимательные задачи с римскими цифрами. Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объема.

Блок логических и занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи.

Логические задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрический блок

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 1v, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Тема занятия

Характеристика видов деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Сроки прохождения

по факту

1

Удивительная страна

Составлять последовательно слова из данных букв; определять направление движения; находить признаки предмета; анализировать рисунки с количественной точки зрения; выявлять основание для объединения в группу и исключения из группы; раскрашивать в соответствии с предлагаемым условием



Город Закономерностей (7 ч)

2

Аллея Признаков


Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между). Рисовать объекты на плоскости по данным отношениям. Описывать местоположение предмета, пользуясь различными отношениями. Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу.

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата». Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображенных на них, используя порядковые и количественные числительные). Находить признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию. Решать задачи на составление различных цветовых комбинаций. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.



3

Порядковый проспект




4

Порядковый проспект




5

Улица Волшебного квадрата




6

В космической лаборатории




7

Художественная площадь




8

Испытание в городе Закономерностей



Город Загадочных чисел ( 9 ч)

9

Улица Загадальная


Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа. Выбирать символическую модель числа (цифру). Записывать различными числами количество предметов. Соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа. Анализировать рисунки с количественной точки зрения. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам. Записывать знаками «+» и «- » действия «сложение» и «вычитание». Устанавливать взаимосвязь между сложение и вычитанием. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной форме. Устанавливать соответствие между порядковыми и количественными числительными. Решать занимательные задания с римскими цифрами. Находить признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность. Выполнять задания с палочками. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Обосновывать свой выбор. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их



10

Цифровой проезд




11

Цифровой проезд




12

Числовая улица




13

Заколдованный переулок




14

Улица Магическая




15

Вычислительный проезд




16

Переулок Доминошек




17

Испытание в городе Загадочных чисел



Город Логических рассуждений (6 ч)

18

Улица Высказываний


Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если …, то …», «каждый», «не». Строить истинные высказывания. Делать выводы. Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры). Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст – рисунок, символы – рисунок, текст – символы и др.) Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Упорядочить математические объекты. Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор.



19

Улица Правдолюбов и Лжецов



20

Отрицательный переулок




21

Проспект Логических задач




22

Проспект Логических задач




23

Испытание в городе Логических рассуждений



Город Занимательных задач (7 ч)

24

Улица Величинская


Сравнивать предметы по определённому свойству (массе) Определять массу предмета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если …, то …», «каждый», «не». Использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных логических задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст – рисунок, символы – рисунок, текст – символы и др.) Упорядочить математические объекты. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.



25

Временной переулок




26

Улица Сказочная




27

Хитровский переулок




28

Смекалистая улица




29

Испытание в городе Занимательных задач



Город Геометрических превращений (4ч)

30

Фигурный проспект


Ориентироваться в пространстве. Раскрашивать соседние области и обводить границы. Определять форму предметов. Классифицировать предметы по форме. Выявлять закономерности в чередовании фигур различной формы. Находить симметричные фигуры. Проводить ось симметрии. Различать соседние и не соседние области. Анализировать полученную информацию



31

Зеркальный переулок




32

Художественная улица




33

Математический конкурс «Умники и умницы»



Итого: 33 часа












СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО зам. директора по УВР

учителей начальных классов __________/Т.В. Воробьева/

Протокол №_________

от «_____»________2016 г. от «_____»________2016 г