РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам дир по УМР Директор СОШ
протокол №____ ________ __________
«___»________2017 г «___»_________2017 г «___»__________2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Возраст учащихся: от 7 до11лет.
Срок реализации: 4 года.
Автор-составитель:
Федорова Э.Н.
учитель начальных классов МБОУ «Онерская СОШ»
Усть-Алданского улуса
Республики Саха/Якутия
Эселях, 2017
Пояснительная записка
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа кружка по математике "Ахсаан кистэлэнэ" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развивать умственную активность и самостоятельность мысли.
Цель программы: создание условий для развития логического мышления младших школьников путем нестандартных заданий.
Задачи:
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе решения нестандартных задач;
Расширять кругозор учащихся, совершенствовать практические навыки решения нестандартных задач;
Способствовать развитию логического мышления;
Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
Основные формы работы кружка:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
участие в олимпиадах на разных уровнях;
участие в математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т.д.)
участие в интеллектуальных играх (Математические турниры и т.д.)
К концу четвертого года обучения учащиеся должны уметь:
находить закономерность;
классифицировать предметы, слова;
определять истинность высказываний;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки;
уметь логически рассуждать при решении задач поискового характера;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать нестандартные задачи по математике;
уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
находить несколько способов решения нестандартных задач.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Раздел программы | Тема | Кол-во часов |
1.Вводное занятие | Знакомство с целями, задачами кружка. | 1 |
2.Тестирование | Выявление уровня логического мышления | 2 |
3.Нестандартные задания с геометрическим содержанием | 1.Построение фигур с помощью трафарета | 1 |
2.Составление и моделирование предметов | 2 |
3.Построение фигур из счетных палочек | 3 |
4.Построение геом. фигур из конструктора "Танграм" | 2 |
4. Нестандартные задания с алгебраическим содержанием | 1. Закономерности, числовые ряды | 3 |
2.Ребусы | 3 |
3.Арифметические лабиринты | 1 |
4.Математические фокусы | 1 |
5. Нестандартные задания поискового характера | 1. Логические задачи | 8 |
2. Задачи- шутки | 2 |
6.Нестандартные задания интеллектуального характера | 1. Сравнение рисунков предмета | 1 |
7. Проверка знаний и умений | 1. Повторение пройденных тем | 2 |
Всего часов | | 32 |
2 год обучения
Раздел программы | Тема | Кол-во часов |
1.Вводное занятие | Математика- это интересно. | 1 |
2.Тестирование | Выявление уровня логического мышления | 2 |
3.Нестандартные задания с геометрическим содержанием | 1.Уникурсальные кривые | 1 |
2.Построение геометрических фигур из конструктора "Колумбово яйцо" | 2 |
3. Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части | 2 |
4. Нестандартные задания с алгебраическим содержанием | 1. Закономерности чисел | 3 |
2.Ребусы | 3 |
3.Олимпиада | 1 |
4. Арифметические действия над числами | 2 |
5. Нестандартные задания поискового характера | 1. Логические задачи | 6 |
2. Задачи на принцип Дирихле | 3 |
3. Комбинаторные задачи | 3 |
6.Нестанд. задания интеллектуального характера | 1. Прыжки -1; 2; 3; | 3 |
7. Проверка знаний и умений | 1. Олимпиада 2. Повторение за год | 2 |
Всего часов | | 34 |
3 год обучения
Раздел программы | Тема | Кол-во часов |
1.Вводное занятие | Задания на повторение | 1 |
2.Тестирование | Выявление уровня развития логического мышления | 2 |
3.Нестандартные задания с геометрическим содержанием | 1. Уникурсальные линии | 1 |
2.Составление и моделирование предметов | 1 |
3. Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части. | 2 |
4. Нестандартные задания с алгебраическим содержанием | 1.Числовые ребусы | 2 |
2.Арифметические действия над числами | 2 |
3.Задачи, связанные с величинами | 3 |
Олимпиада в классе | 2 |
5. Нестандартные задания поискового характера | 1. Логические задачи | 5 |
2. Задачи на планирование действий | 4 |
3. Комбинаторные задачи | 2 |
4. Задачи на принцип Дирихле | 2 |
6. Нестандартные задания интеллектуального характера | 1. «Одинаковое, разное у двух» | 3 |
7. Проверка знаний и умений | 1. Олимпиада 2. Повторение за год | 2 |
Всего часов | | 34 |
4 год обучения
Раздел программы | Тема | Кол-во часов |
1.Вводное занятие | Задания на повторение | 1 |
2.Тестирование | Выявление уровня развития логического мышления | 2 |
3.Нестандартные задания с геометрическим содержанием | 1. Построение и моделирование многогранников | 2 |
2. Задачи на разрезание фигуры в одинаковые части | 1 |
3. Задачи на площади | 2 |
4. Нестандартные задания с алгебраическим содержанием | 1. Числовые ребусы | 2 |
2. Нахождение целого, деление целого на части | 4 |
Олимпиада | 1 |
3. Числовые головоломки | 2 |
5. Нестандартные задания поискового характера | 1. Логические задачи | 7 |
2. Комбинаторные задачи | 4 |
3. Задачи на принцип Дирихле | 2 |
6. Нестандартные задания интеллектуального характера | 1. "Одинаковое, разное у трех" | 2 |
7. Повторение пройденного | МатБой Закрепление | 2 |
Всего часов | | 34 |
Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы кружка "Ахсаан кистэлэнэ" можно разделить на несколько разделов:
Занимательные геометрические задания способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих заданий учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Систематическое решение логических поисковых задач способствует развитию гибкости мышления, учат детей использовать не только готовые алгоритмы, но и самостоятельно находить новые способы решения задач. Способствуют умению находить оригинальные способы решения задач, оказывают влияние на развитие смекалки, сообразительности учащихся, разрушают неправильные ассоциации в знаниях и умениях учащихся, предполагают не столько усвоение алгоритмических приемов, сколько нахождение новых связей в знаниях, к переносу знаний в новые условия, к овладению разнообразными приемами умственной деятельности. Создают благоприятные условия для повышения прочности и глубины знаний учащихся, обеспечивают сознательное усвоение математических понятий.
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Критичность, обоснованность мышления, поскольку решение заданий организовано по форме выбора одного ответа из нескольких, а любой выбор всегда содержит к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ. Используются материалы из курса «Интеллектика» разработанный психологом А. З. Заком. Для развития основных мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов был разработан систематический курс, включающих 4 темы: «Развитие способности комбинировать», «Развитие способности анализировать», «Развитие способности планировать», «Развитие способности рассуждать».
Содержание первого года обучения
Нестандартные задания с геометрическим содержанием:
Построение фигур с помощью трафарета;
Составление и моделирование предметов;
Построение фигур из счетных палочек;
Построение геом. фигур из конструктора "Танграм".
Нестандартные задания с алгебраическим содержанием:
Закономерности, числовые ряды;
Числовые ребусы;
Арифметические лабиринты;
Математические фокусы.
Нестандартные задания поискового характера:
Логические задачи;
Задачи- шутки.
Нестандартные задания интеллектуального характера:
Сравнение рисунков предмета.
Содержание второго года обучения
Нестандартные задания с геометрическим содержанием:
Уникурсальные кривые;
Построение геометрических фигур из конструктора "Колумбово яйцо";
Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части.
Нестандартные задания с алгебраическим содержанием:
Закономерности чисел;
Числовые ребусы;
Олимпиада;
Арифметические действия над числами
Нестандартные задания поискового характера:
Логические задачи;
Задачи на принцип Дирихле;
Комбинаторные задачи;
Нестандартные задания интеллектуального характера:
Прыжки -1; 2; 3;
Содержание третьего года обучения
Нестандартные задания с геометрическим содержанием:
Уникурсальные линии;
Составление и моделирование предметов;
Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части.
Нестандартные задания с алгебраическим содержанием:
Числовые ребусы;
Арифметические действия над числами;
Задачи, связанные с величинами.
Нестандартные задания поискового характера:
Логические задачи;
Задачи на планирование действий;
Комбинаторные задачи;
Задачи на принцип Дирихле.
Нестандартные задания интеллектуального характера:
«Одинаковое, разное у двух».
Содержание четвертого года обучения
Нестандартные задания с геометрическим содержанием:
Построение и моделирование многогранников;
Задачи на разрезание фигуры в одинаковые части;
Задачи на площади;
Нестандартные задания с алгебраическим содержанием:
Числовые ребусы;
Нахождение целого, деление целого на части;
Числовые головоломки.
Нестандартные задания поискового характера:
Логические задачи;
Комбинаторные задачи;
Задачи на принцип Дирихле.
Нестандартные задания интеллектуального характера:
"Одинаковое, разное у трех".
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть включает в себя разминку и мозговой штурм. Проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Например, задачи–шутки. Продолжительность подготовительной части – 5-10 минут.
В основной части занятии учащиеся знакомятся с одним из направлений нестандартных заданий, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Нестандартные задания используются из разных источников (сборников) нестандартных заданий по математике. Продолжительность основной части 25-30 мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-олимпиада, занятие - тестирование.
Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой кружка "Ахсаан кистэлэнэ" используются основные методы обучения:
Кружковые занятия разрабатывались с таким расчетом, чтобы в неделю проводилось одно занятие длительностью не менее 30 минут.
Следует подчеркнуть, что отметки детям не ставится. Но детям вполне достаточно то, что после проверки они знали, сколько нестандартных заданий было решено правильно.
Этапы педагогического контроля
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
Сроки | Вид контроля | Задачи | Содержание | Формы | Критерии оценивания |
Сентябрь | Входя щий
| Определить уровень сформированности мыслительных процессов.
| Тема: "Вводное занятие" | Тестирование
| + допустимый (50-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, - критический уровень (до 50%) |
декабрь | Рубеж ный | Определить уровень усвоения программного материала | Тема: "Проверка знаний и умений" | Олимпиада | Качество выполнения |
Май | Итого вый | Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года | Тема: "Итоговое занятие" | тестирование | + допустимый (50-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, - критический уровень (до 50%) |
Условия реализации программы
Для проведения полноценного учебного процесса достаточно кабинета, отвечающего требованиям времени. Кабинет может быть снабжен техническими средствами обучения: магнитная доска, интерактивная доска, компьютер и т.д.
Рекомендуемая литература
Для учащихся:
Агафонова, И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений/ Учеб. пособие. – СПб.: «Мим-Экспресс», 1996.-96с.
Занимательная математика: для детей мл.шк.возр. /[сост. О.П.Кононова]. –Якутск, 2010. -48с.
Мохова, А.А., Попова,Л.С., Тихонова, А.П., Иванова, Т.М. Занимательная математика. –Якутск.: Бичик, 2010. -80с.
Никольская, И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов /И.Л.Никольская, Л.И. тигранова.-4-е изд., -М.: Изд-во «Экзамен», 2009. –239с.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1-4 класс / сост. Е.В.Языканова. -3-е изд., –М.: «Экзамен», 2010. -125с.
Для учителя:
Агафонова, И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений/ Учеб. пособие. – СПб.: «Мим-Экспресс», 1996.-96с.
Айзенк, Г.К. Проверьте свои способности. Пер. с англ. А. Лука и И. Хорола. –СПб.: Союз, 1996.- 160с.
Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н. Г. Белицкая, А.О.Орг. -5-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2009. -128с.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 3 класс. – М; Росмэн Пресс, 2002, - 79с.
Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы/Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина. -6-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2009. -128с.
Зак, З.А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей/ З.А. Зак. - М.: Интерпресс, 2001. - 248 с. 112.
Зак, А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1- 4 классов. Книга для учителя, -М., интеллект центр, 2007, -408 с.
Занимательная математика: для детей мл.шк.возр. /[сост. О.П.Кононова]. –Якутск, 2010. -48с.
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994. – 192с.
Керова, Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2008. -240с.
Мохова, А.А., Попова,Л.С., Тихонова, А.П., Иванова, Т.М. Занимательная математика. –Якутск.: Бичик, 2010. -80с.
Мустакимова, М.А. Рапсодия: Сборник развивающих задач для детей 4-12. -Якутск.: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. -92с.
Никольская, И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов /И.Л.Никольская, Л.И. тигранова.-4-е изд., -М.: Изд-во «Экзамен», 2009. –239с.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы/ А.В.Фарков.- 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144с.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В.Языканова. -3-е изд., –М.: «Экзамен», 2010. -125с.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В.Языканова. -2-е изд., –М.: «Экзамен», 2010. -126с.