Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
4 А класс
Программа «Финансовая грамотность» составлена на основе : Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополни-
тельное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Составитель
Дорохова Наталья Михайловна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
р.п. Благовещенка –2018
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
Метапредметные
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах,
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы,
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умениеслушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знания источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
проведение элементарных финансовых расчётов;
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс открывается темой «Что такое деньги и какими они бывают», при изучении которого ребятам предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Из чего складываются доходы в семье». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Продолжает изучение курса тема " Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать". Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Следующая тема для изучения «Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Завершает изучение темы итоговая диагностика.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (35ч, из них 2ч резерв)
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата | Форма организации и виды деятельности обучающихся |
Что такое деньги и какими они бывают 18ч |
1 | Как появились деньги | 1 | | Общее обсуждение. Игровая деятельность |
2 | Как появились деньги | 1 | | Общее обсуждение. Игровая деятельность. Практическая работа |
3 | Как появились деньги | 1 | | Общее обсуждение. Групповая работа. Игровая деятельность |
4 | История монет | 1 | | Общее обсуждение. Практическая работа. Творческая работа. Исследование |
5 | История монет | 1 | | Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов); групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов. |
6 | История монет | 1 | |
7 | Представление творческих работ. | 1 | |
8 | Бумажные деньги | 1 | |
9 | Бумажные деньги | 1 | |
10 | Бумажные деньги | 1 | |
11 | Безналичные деньги | 1 | |
12 | Безналичные деньги | 1 | |
13 | Безналичные деньги | 1 | |
14 | Безналичные деньги | 1 | |
15 | Представление результатов исследований | 1 | |
16 | Валюты. | 1 | |
17 | Валюты. | 1 | |
18 | Викторина по теме «Деньги» | 1 | |
Из чего складываются доходы в семье - 4 часа |
19 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | | Общее обсуждение. Творческая работа. Мини-исследование |
20 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | | Общее обсуждение. Тестирование. Творческая работа. Мини-исследование. |
21 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | | Общее обсуждение. Творческая работа |
22 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | | Кроссворд «Доходы и расходы семьи», общее обсуждение; игровая деятельностьОбщее обсуждение. Творческая работа. Игровая деятельность |
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать – 4 часа |
23 | На что семьи тратят деньги | 1 | | Анализ информации (мини-проект «Цены в наших магазинах»), ролевая игра |
24 | На что семьи тратят деньги | 1 | |
25 | На что семьи тратят деньги | 1 | |
26 | На что семьи тратят деньги | 1 | |
Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал- 8 часов |
27 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | | Игровая деятельность; общее обсуждение, итоговая работа по курсу: итоговая диагностика |
28 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | |
29 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | |
30 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | |
31 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | |
32 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | |
33 | Итоговая диагностика | 1 | |
34-35 | Резервный час | 2 | |
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение
Выполнение программы 20__ - 20__ уч.г
ФИО учителя:___________________
Предмет: ___________________
Класс(ы): ____
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
I четверть | | | | | |
II четверть | | | | | |
III четверть | | | | | |
IV четверть | | | | | |
год | | | | | |