Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» в 10 классе
Изучение учебного предмета «Обществознание» направлено на достижение следующих результатов.
Личностные УУД:
соотносить поступки с принятыми нормами морали;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;
различать абсолютную и относительную истины;
объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования;
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные УУД:
выделение черт социальной сущности человека;
определение роли духовных ценностей в обществе;
умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
умение различать виды искусства;
выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;
выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития;
умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;
сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;
выделение основных элементов системы права;
выстраивание иерархии нормативных актов;
выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;
умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами
гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика способов защиты экологических прав;
раскрытие содержания гражданских правоотношений;
умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Обществознание» 10 класс с указанием форм организации занятий, основных видов учебной деятельности
Базовый уровень
Введение. Повторение Особенности курса «Обществознание». Методический аппарат учебника.
Глава 1. Человек в обществе
Что такое общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества.
Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Динамика общественного развития. Многовариативность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема современного прогресса.
Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества человека. Самосознание и самореализация.
Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность. Что такое свободное общество.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика.
Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Глава 2. Общество как мир культуры
Духовная культура общества. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур.
Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм.
Наука и образование. Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система.
Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религиозные организации в современной России.
Искусство. Виды искусства. Современное искусство
Массовая культура. Характерные черты массовой культуры СМИ и массовая культура.
Обобщение по теме «Общество как мир культуры»
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.
Источники права. Что такое источник права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение и правонарушение. Признаки правонарушения. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Структура правосознания. Правовая культура. Функции правовой культуры. Правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Элементы гражданских правоотношений. Имущественные права. Личные неимущественные права. Наследование. Защита гражданских прав.
Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.
Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.
Конституционное судопроизводство. Судьи конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства.
Международная защита прав человека. Защита прав человека и свобод средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации.
Обобщение
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
Коллективная работа. Работа в мини – группах. Работа в паре.
Работа с учебником.
Работа с раздаточным материалом.
Анализ таблиц, схем.
Беседа.
Тестирование.
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступления одноклассников.
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Рецензирование
Программа рассчитана на 70 часов. В соответствии с производственным календарем, годовым календарным графиком, расписанием уроков на 2021-2022 учебный год программа будет реализована за 68 часов.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование по обществознанию
в 10 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
1 полугодие (32 часа) |
Введение. Повторение |
1 | Введение. Повторение изученного в 9 классе | 1 | 03.09 | |
2 | Входная контрольная работа | 1 | 07.09 | |
Человек в обществе |
3 | Что такое общество. (§1) | 1 | 10.09 | |
4 | Общество и культура. (§1) | 1 | 14.09 | |
5 | Общество как сложная система. (§2) | 1 | 17.09 | |
6 | Основные институты общества. (§2) | 1 | 21.09 | |
7 | Динамика общественного развития. (§3) | 1 | 24.09 | |
8 | Проблема общественного прогресса. (§3) | 1 | 28.09 | |
9 | Социальная сущность человека. (§4) | 1 | 01.10 | |
10 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. (§4) | 1 | 05.10 | |
11 | Деятельность – способ существования людей. (§5) | 1 | 08.10 | |
12 | Многообразие деятельности. (§5) | 1 | 12.10 | |
13 | Познавательная деятельность. (§6) | 1 | 15.10 | |
14 | Особенности научного познания. (§6) | 1 | 19.10 | |
15 | Свобода и необходимость в деятельности человека. (§7) | 1 | 22.10 | |
16 | Свобода и ответственность. (§7) | 1 | 26.10 | |
17 | Современное общество. (§8) | 1 | 29.10 | |
18 | Основные направления глобализации. (§8) | 1 | 09.11 | |
19 | Глобальная угроза международного терроризма. (§9) | 1 | 12.11 | |
20 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. (§9) | 1 | 16.11 | |
21 | Контрольная работа по теме «Человек в обществе». | 1 | 19.11 | |
Общество как мир культуры |
22 | Духовная культура общества. (§10) | 1 | 23.11 | |
23 | Формы и виды культуры. (§10) | 1 | 26.11 | |
24 | Духовный мир личности. (§11) | 1 | 30.11 | |
25 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. (§11) | 1 | 03.12 | |
26 | Мораль. (§12) | 1 | 07.12 | |
27 | Нравственная культура. (§12) | 1 | 10.12 | |
28 | Наука и образование. (§13) | 1 | 14.12 | |
29 | Образование в современном обществе. (§13) | 1 | 17.12 | |
30 | Религия и религиозные организации. (§14) | 1 | 21.12 | |
31 | Проблема поддержания межрелигиозного мира. (§14) | 1 | 24.12 | |
32 | Искусство. (§15) | 1 | 28.12 | |
2 полугодие (36 часов) |
33 | Функции искусства. (§15) | 1 | 11.01 | |
34 | Массовая культура. (§16) | 1 | 14.01 | |
35 | Средства массовой информации и массовая культура. (§16) | 1 | 18.01 | |
36 | Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры». | 1 | 21.01 | |
Правовое регулирование общественных отношений |
37 | Современные подходы к пониманию права. (§17) | 1 | 25.01 | |
38 | Взаимосвязь естественного и позитивного права. (§17) | 1 | 28.01 | |
39 | Право в системе социальных норм. (§18) | 1 | 01.02 | |
40 | Система российского права. (§18) | 1 | 04.02 | |
41 | Источники права. (§19) | 1 | 08.02 | |
42 | Законотворческий процесс в Российской Федерации. (§19) | 1 | 11.02 | |
43 | Правоотношения. (§20) | 1 | 15.02 | |
44 | Правомерное поведение. (§20) | 1 | 18.02 | |
45 | Гражданин Российской Федерации. Воинская обязанность. (§21) | 1 | 22.02 | |
46 | Права и обязанности налогоплательщика. (§21) | 1 | 25.02 | |
47 | Контрольная работа по теме: «Право в системе социальных норм» | 1 | 01.03 | |
48 | Гражданское право. (§22) | 1 | 04.03 | |
49 | Защита гражданских прав. (§22) | 1 | 11.03 | |
50 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. (§23) | 1 | 15.03 | |
51 | Право на социальное обеспечение. (§23) | 1 | 18.03 | |
52 | Предпринимательские правоотношения. (§24) | 1 | 22.03 | |
53 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. (§24) | 1 | 25.03 | |
54 | Трудовые правоотношения. (§25) | 1 | 05.04 | |
55 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. (§25) | 1 | 08.04 | |
56 | Семейное право. (§26) | 1 | 12.04 | |
57 | Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. (§26) | 1 | 15.04 | |
58 | Экологическое право. (§27) | 1 | 19.04 | |
59 | Экологические правонарушения. (§27) | 1 | 22.04 | |
60 | Процессуальные отрасли права. (§28) | 1 | 26.04 | |
61 | Гражданский процесс. (§28) | 1 | 29.04 | |
62 | Уголовный процесс. (§28) | 1 | 06.05 | |
63 | Административная юрисдикция. (§28) | 1 | 13.05 | |
64 | Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | 1 | 17.05 | |
65 | Международная защита прав человека. (§29) | 1 | 20.05 | |
66 | Полномочия международного уголовного суда. (§29) | 1 | 24.05 | |
67 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. (§30) | 1 | 27.05 | |
68 | Человек в XXI в. (с. 313) | 1 | 31.05 | |
| Итого | 68 | | |