СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс по родному яз. и лит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс по родному яз. и лит.»







Пояснительная записка


Программа по родному (аварскому) языку разработана на основании требований к результатам освоения программы основного общего образования ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Программа по родному (аварскому) языку направлена на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

В содержании программы по родному (аварскому) языку выделяются следующие содержательные линии: язык и речь, культура речи, текст, система языка (фонетика, орфоэпия, графика, орфография, морфемика, словообразование, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).

Изучение родного (аварского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе;

совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на родном (аварском) языке; расширение знаний о специфике аварского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке.

На изучение родного (аварского) языка в 6 классе отводится - 34 часов (1 час в неделю),

Содержание обучения

Язык и речь. Культура речи.

Язык как средство общения между людьми.

Аварский язык - один из государственных языков Республики Дагестан и язык межэтнического общения. Понятие о литературном языке.

Устная и письменная речь. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение). Диалог, виды диалога (диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями).

Текст.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте. План текста. Описание внешности человека, помещения, природы и местности.

Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка.

Лексика и фразеология.

Повторение пройденного в 5 классе материала.

Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Исконно аварские и заимствованные слова. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы. Лексический разбор слова.

Словообразование. Орфография.

Повторение пройденного в 5 классе материала.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа слова и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: суффиксальный, словосложение, переход слова из одной части речи в другую, метатония, дезаффиксация.

Особенности словообразования слов различных частей речи.

Правописание сложных слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Морфология.

Части речи.

Имя существительное как часть речи.

Склонение имен существительных. Типы склонения.

Категория числа. Образование форм множественного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Способы образования прилагательных.

Склонение субстантированных прилагательных. Правописание прилагательных, заимствованных из русского языка.

Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные. Разряды числительных: количественные числительные, распределительно-разделительные числительные, собирательные числительные, числительные приблизительного счета, дробные числительные. Порядковые числительные. Склонение числительных.

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Лично-возвратные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Неопределенные и определительные местоимения. Отрицательные местоимения. Склонение местоимений.

Причастие как особая форма глагола: значение, морфологические признаки, роль причастия в предложении.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Причастия прошедшего времени. Причастия общего времени. Причастия будущего времени.

Склонение субстантированных причастий по падежам.

Деепричастие как особая форма глагола: значение, морфологические признаки, роль деепричастия в предложении. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастия прошедшего времени. Деепричастия общего времени.





Планируемые результаты освоения программы по родному (аварскому) языку на уровне основного общего образования

В результате изучения родного (аварского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,

образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (аварском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (аварском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (аварского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (аварского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (аварскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,


соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (аварском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

В результате изучения родного (аварского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.


У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах


и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (аварском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;


проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.



Предметные результаты изучения родного (аварского) языка.

К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции аварского языка как одного из государственных языков Республики Дагестан и языка межэтнического общения;

создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);

создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);

составлять план текста;

создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность;

характеризовать особенности официально-делового стиля;

создавать и анализировать тексты официально-делового стиля (заявление, расписка);

различать слова с точки зрения их происхождения: исконно аварские и заимствованные слова;

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы);

различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы);


распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковые словари;

распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять производящую основу;

определять способы словообразования (суффиксальный, словосложение, переход из одной части речи в другую, метатония, дезаффиксация);

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов, применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, сложных и сложносокращенных слов;

распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа и имена существительные, имеющие форму только единственного числа;

определять падеж имени существительного;

иметь представление о правописании падежных окончаний имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные;

распознавать особенности склонения субстантированных прилагательных;

усваивать правило написания прилагательных, заимствованных из русского языка;

проводить морфологический разбор имен прилагательных;

распознавать числительные, определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, синтаксических функций числительных;

характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

правильно употреблять количественные числительные, распределительно-разделительные числительные, собирательные числительные, числительные приблизительного счета, дробные числительные;

соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе слитное, раздельное, дефисное написание числительных, нормы правописания окончаний числительных;

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение, различать разряды местоимений, склонять местоимения, характеризовать особенности их склонения, синтаксических функций, роли в речи;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями аварского речевого этикета, соблюдать нормы правописания местоимений;

характеризовать причастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

распознавать причастия прошедшего, общего и будущего времени;

выявлять путем наблюдений особенности склонения причастий;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

конструировать причастные обороты, определять роль причастия в предложении;

характеризовать деепричастия как особую группу слов;


определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

распознавать деепричастия прошедшего и общего времени;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Дата

Тема урока

Кол-во

часов

1

4 сент.08:45

Лексика и Фразеология.

1

2

11 сент.08:45

Слова общего употребления. Диалектика

1

3

18 сент.08:45

Заимствованные слова. Новые и устаревшие слова

1

4

25 сент.08:45

Фразеология. Образование слов

1

5

2 окт.08:45

Диктант

1

6

9 окт.08:45

Морфологическое образование слов. Образование новых слов с помощью суффиксов

1

7

16 окт.08:45

Имя существительное. Смешанные и укороченные слова

1

8

23 окт.08:45

Единственное и множественное число. Местные падежи

1

9

6 нояб.08:45

Множественное число существительного. Склонение по падежам

1

10

13 нояб.08:45

Суффиксы имени существительного. Сложные имена существительных и их правописание

1

11

20 нояб.08:45

Разбор имени существительного

1

12

27 нояб.08:45

Диктант

1

13

4 дек.08:45

Прилагательное

1

14

11 дек.08:45

Качественное и серединные прилагательные

1

15

18 дек.08:45

Способы образования прилагательных

1

16

25 дек.08:45

Склонение прилагательных перешедшие в имени существительных

1

17

15 янв.08:45

Правописание заимствованных из русского языка прилагательных

1

18

22 янв.08:45

Разбор Прилагательных

1

19

29 янв.08:45

Диктант

1

20

5 февр.08:45

Имя числительное. Состав числительного

1

21

12 февр.08:45

Разряды имени числительного. Порядковые числительные

1

22

19 февр.08:45

Правописание числительных. Склонение числительных

1

23

26 февр.08:45

Диктант

1

24

5 марта08:45

Морфологический разбор числительного

1

25

12 марта08:45

Местоимение. Разряды местоимения

1

26

19 марта08:45

Склонение и правописание местоимении

1

27

2 апр.08:45

Разбор местоимений

1

28

9 апр.08:45

Причастие. Причастие в предложении

1

29

16 апр.08:45

Причастный оборот. Времена причастии

1

30

23 апр.08:45

Склонение причастии ставших имением существительного

1

31

30 апр.08:45

Контрольный диктант

1

32

7 мая08:45

Разбор причастий

1

33

14 мая08:45

Деепричастие. Роль деепричастия в предложении

1

34

21 мая08:45

Времена деепричастии. Деепричастный оборот

1

35

28 мая08:45

Повторение пройденного

1