Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зизикская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Зизикская СОШ» МКОУ «Зизикская СОШ» ____________ Магомедова М.А.
__________ Магомедов И.П.
«____»_________ 2018 г. Приказ № ___ от «___»_____ 2018г.
Рабочая программа
по информатике
8 кл
Учитель :
Шихмагомедов В.М.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарт общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
2. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
3. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» .
2. Требования к уровню образованности восьмиклассников
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
4.Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
8КЛАСС (35 часов - 1 час в неделю)
Информация и информационные процессы (6 час)
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Компьютер как универсальное устройство
обработки информации (4 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (13 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
Вставка в документ формул.
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Создание гипертекстового документа.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум: работа I
Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений.
Практикум: работа II
Мультимедийные технологии (8 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа III, работа IV
ПРАКТИКУМ
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации
(отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
8. Формы уроков по предмету
В ходе изучения курса информатика предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, контрольных работ, зачетов по итогам 8 класса.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 2:
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).
Общее количество практических работ, проводимых после изучения различных тем равно 15:
9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№ | Название темы | Общее кол-во часов | Краткое содержание | Лабараторные, практ. работы | Контрольные работы | Тестовые работы |
1 | Введение в предмет | 1 | ТБ. Предмет информатики. Информация и знания. Содержание курса информатики в 8–9 классах. | -
| -
| - №1 Человек и информация. Компьютер
|
2 | Человек и информация | 3 | Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. | | №1 |
3 | Первое знакомство с компьютером | 8 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. О файловых структурах. Пользовательский интерфейс | - №1 Знакомство с ОС
№2 Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение вешних устройств №3 Работа с файловой структурой ОС | №2 |
4 | Текстовая информация и компьютер | 10 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Системы перевода и распознавания текстов. | - №4 Основные приемы ввода и редактирования текста
- №5 Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
- №6 Использование буфера обмена
- №7 Работа с таблицами. Вставка рисунков
- №8 Списки, шаблоны, стили
- №9 Вставка формул. Сканирование
| - №3
| - №2 Тестовая информация и текстовые редакторы
|
5 | Графическая информация и компьютер | 7 | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. | - №10 Работа с растровым графическим редактором
- №11 Работа с векторным графическим редактором
- №12 Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе
| №4 | |
6 | Технология мультимедиа | 5 | Что такое мультимедиа; Аналоговый и цифровой звук. Дискретизация аналогового сигнала. Представление звука в памяти компьютера. . Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. | - №13 Создание презентации
- №14 Создание презентации с использованием гиперссылок
| - №5
| - Итоговая тестовая работа №3
|
| Итого: | 34 | | | | |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
1. Человек и информация. | Дата |
план | факт |
8 | | | |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | 5.09 | | | |
2 | Информация и знания. | 12.09 | | | |
3 | Информационные процессы. | 19.09 | | | |
4 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 26.09 | | | |
5 | Практическая работа «Измерение информации». | 3.10 | | | |
2. Первое знакомство с компьютером. | | | | |
6 | Назначение и устройство компьютера. | 10.10 | | | |
7 | Характеристики основных устройств компьютера. | 17.10 | | | |
8 | Контрольная работа «Человек и информация». | 24.10 | | | |
9 | Программное обеспечение и его типы. | 7.11 | | | |
10 | Пользовательский интерфейс. | 14.11 | | | |
11 | Файлы и файловые структуры. | 21.11 | | | |
12 | Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС». | 28.11 | | | |
3. Обработка текстовой информации. | | | | |
13 | Представление текстов в памяти компьютера. | 5.12 | | | |
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 12.12 | | | |
15 | Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». | 19.12 | | | |
16 | Контрольная работа «Файловая система. Представление текста». | 9.01 | | | |
17 | Практическая работа «Форматирование текста». | 16.01 | | | |
18 | Работа с фрагментами текста. | 23.01 | | | |
19 | Практическая работа «Работа с таблицами». | 30.01 | | | |
20 21 | Дополнительные возможности текстового редактора. Практическая работа «Возможности текстового редактора». | 6.02 | | | |
22 | Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | 13.02 | | | |
4. Технология обработки графической информации. | | | | |
23 | Компьютерная графика и области ее применения. | 20.02 | | | |
24 | Графические редакторы растрового типа. | 27.02 | | | |
25 | Кодирование изображения. | 6.03 | | | |
26 | Практическая работа «Работа с векторным ГР». | 13.03 | | | |
27 | Технические средства компьютерной графики. | 20.03 | | | |
5. Технология мультимедиа. | | | | |
28 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. | 4.04 | | | |
29 | Практическая работа «Создание презентации». | 10.04 | | | |
30 | Представление звука в памяти компьютера. | 17.04 | | | |
31 | Использование гиперссылок. | 24.04 | | | |
32 | Контрольная работа «Графика и мультимедиа». | 1.05 | | | |
Повторение. | | | | |
33 | Решение задач по теме «Измерение информации». | 15.05 | | | |
34-35 | Повторение темы «Обработка текстовой информации». | 22.05 | | | |
35 | Повторение темы «Обработка графической информации». | 29.05 | | | |