Министерство образования Пензенской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Основы анатомии и физиологии кожи и волос.
для студентов, обучающихся по специальности
43.02.13. Технология парикмахерского искусства.
Пенза 2018 г.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической цикловой комиссии ……………… Протокол № ____ от «___» ____ 201 г. Председатель МЦК______________ Ф.И.О. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.13. Технология парикмахерского искусства …… УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно – воспитательной работе _______________ Л.В. Волкова |
| |
Разработчик: Рыбачкова Т.Б. преподаватель высшей категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
1.СОДЕРЖАНИЕ
2. | стр. |
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
4.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. | 7 |
6.условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 7. | 9 |
8.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 9. | 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Основы анатомии и физиологии кожи и волос
.1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.02.13. Технология парикмахерского искусства. Укрупненная группа специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.06 Основы физиологии кожи и волос принадлежит к общепрофессиональному циклу дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Данная дисциплина имеет межпредметные связи с МДК01.01 Современные технологии парикмахерского искусства, ПМ.01 Предоставление современных парикмахерских услуг
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять современные стрижки и укладки с учетом индивидуальных особенностей клиента
ПК. 1.2. Выполнять окрашивание волос с использованием современных технологий
ПК 1.3. Выполнять химическую (перманентную) завивку с использованием современных технологий.
ПК 3.1. Создавать имидж клиента на основе анализа индивидуальных особенностей и его потребностей.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки | 56 |
Учебная нагрузка обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 12 |
Самостоятельная учебная работа (всего) | 2 |
в том числе: | |
Промежуточная аттестация | 6 |
Итоговая аттестация в форме- экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Основы анатомии и физиологии кожи и волос.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы анатомии кожи и её производных. | | 18 | |
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала: | Уровень освоения | 4 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 |
1.Введение: цели и задачи изучения дисциплины. Значения знаний для парикмахера-модельера. Общее понятие о системе биологических наук, связь знаний с областью парикмахерского искусства. | 2 |
2.Общие краткие данные о строении организма человека и его элементов строения:- общее представление о строение клетки, свойствах, функциях ;общее представление о тканях, классификация, определение, строение, функции тканей организма человека; общее представление об органах, их составах, формах, функциях; | 2 |
Тема 1.2. Топография, морфология кожи и волос. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1. ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.3.1. |
1.Общее понятие о кожи и её производных, их значение для организма. .Морфологическое строение кожи и волоса. | 2 |
Тема 1.3. Анатомическое строение кожи. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 |
1. Анатомическое строение эпидермиса. . Понятие перхоти, жирности кожи и волос, работы желез кожи и образование водно -липидной мантии, значение для работы с волосом , его особенности роста в разные возрастные периоды жизни человека. | 2 |
2 Основы анатомического строения дермы - основной кожи. Основы анатомического строения гиподермы | 2 |
Тема 1.4.Анатомичес- кое строение волоса и основы строения ногтя. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1. ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.3.1. |
1. Основы анатомического строения корня волоса и фолликула, значение для работы с волосом. Анатомическое строение стержня, особенности изменение стержня под воздействием технологий. | 2 |
2.Анатомическое строение стержня, особенности изменение стержня под воздействием технологий. Пигменты волос и цвет волос. Основы строения ногтя. | 2 |
Тематика лабораторных занятий | 4 |
Лабораторное занятие №1. Исследование гистологического строения кожи и волоса | 2 |
Лабораторное занятие №2 . Исследование гистологического строения кожи и волоса. | 2 | |
Раздел II.Основы физиологии кожи и её производных. | | | 18 | |
Тема 2.1. Основные функции кожи. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1. ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.3.1. |
Понятие о функциях кожи: Защитной, рецепторной, терморегулирующей, дыхательной, экскреторной, резорбционной, обменной. | 2 |
Тема 2.2. Основы физиологии роста волос. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1. ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.3.1. |
1.Цикл жизни волос. Фазы развития фолликула и волоса. Причины облысения, факторы влияющие на скорость облысения | 2 |
2.Современные методы борьбы с замедлением роста волос и выпадением волос. Понятие о триходиагностике. Использование триходиагностики в парикмахерском искусстве. | 2 |
Тема 2.3. Общее представление о жидкой среде организма человека. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 10 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК.3.1. |
1. Понятие жидкой среды организма и её значение в функционировании организма и органа – кожи. Кровь- строение, свойства, понятие о группах и Rh – факторе, понятие о сосудистой системе человека. | 2 |
2.Межклеточная жидкость и лимфа – строение, значение, понятие о лимфатической системе. | 2 |
3. Понятие о кровотоке и лимфатоке кожи, значение для функционирования желёз, мышц, клеток, волосяных фолликулов | 2 |
Тематика лабораторных занятий | 4 |
Лабораторное занятие№2. Исследование гистологии и физиологии роста волоса. | 2 |
Лабораторное занятие№2. Исследование гистологии и физиологии роста волоса. | 2 |
Раздел III.Элементарные основы биохимических процессов кожи и волос. | | 14 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 |
Тема 3.1. Основы биохимических процессов. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
1. Понятие старения кожи и волос.. Участие кожи в обменных процессах организма. Водно-солевой обмен кожи. | 2 |
2. Общее понятие о белковых веществ и их свойствах на примере кератина. Понятия структуры белка на примере кератина. | 2 |
Тема 3.2. Белки кожи и волос. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 |
1. Специфические белки кожи их свойства. Специфические белки волос их свойства, особенности химических связей мягкого и твёрдого кератина. Проявление свойств кератина волос во взаимодействии с химическим воздействием препаратов. | 2 |
Тема 3. Понятие об основных специфических обменных процессах кожи и волос. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 |
1.Общее понятие: о кератинизации кожи и волос. О меланизации кожи и волос, пигментации кожи и волос. Образование водно-липидной мантии кожи. Особенности воздействия технологий парикмахерских работ на кожу головы и волосы | 2 |
Тематика лабораторных занятий | 4 |
Лабораторное занятие№3 Воздействие технологий парикмахерского искусства на волосы. | 2 |
Лабораторное занятие№3 Воздействие технологий парикмахерского искусства на волосы. | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.09 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1.Общее понятие о системе биологических наук, связь знаний с областью парикмахерского искусства. Общее понятие о коже и её производных, их значение для организма. |
| Всего | 56 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
ОП.06 Основы анатомии и физиологии кожи и волос.
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено наличие учебного кабинета Медико-биологических дисциплин оснащенный оборудованием:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- муляжи;
- репродукции;
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- аудиовизуальные средства обучения;
- принтер;
- микроскопы
- гистологические препараты кои, волос, ногтей
- барельефные пособия по коже и строению кожи, волос и ногтей.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1.Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека./ В.Я. Липченко. - М.: Медицина, 2017
3.Соколова Е.А. Основы физиологии кожи и волос./ Е.А. Соколова. - М.: Академия, 2017
3.Прищепа И.М. Анатомия человека./ И.М. Прищепа.- Мн.: Новое знание, 2018
2.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека./ Н.И. Федюкович.- Р-на-Д: Феникс, 2018
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.booksmed.com/
http://www.e-anatomy.ru/
http://medulka.ru/
http://www.book.ru/
https://ibook.1september.ru/#/profile
3.2.3. Дополнительные источники
1. Кошевенко Ю.Н. Кожа человека / Ю.Н. Кошевенко.– М, Медицина, 2018.
6. Les nouvelles esthe’tigues (Нувель Эстетик) - русское издание журнала по прикладной эстетике, М, с 1996-2017 и т.д.
5. МорголинаА.А., Эрнандес Е.М., Зайкина О.Э.- М, Косметика и медицина, 2018;
4. Самусёв Р.П. Атлас анатомии человека/ Р.П. Самусёв.- М, Оникс 21 век, 2017;
3. Дрибноход Ю. Здоровье вашей кожи – справочник/ Ю. Дрибноход. - СПб, Весь, 2018;
2. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология/ Н.В., Смольянникова, Е.Ф.Фалина, В.А. Сагун. М, Изд.гр. «ГЭОТАР-Медиа», 2017;
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения: | | |
анализировать состояние и проводить обследование кожи, структуры волос, плотности, направления роста волос, пигментации его по длине | анализирует состояние кожи, проводит обследование кожи и структуры волос | Текущий контроль: - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий на лабораторных занятий и при защите отчетов при выполнении лабораторных занятий |
применять знания по анатомии и физиологии кожи и волос при освоении профессиональных модулей. | осуществляет поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности, демонстрирует полноту выполнения задания , точность формулировок, соответствия требованиям технологических карт |
Знания: | | |
применять знания по анатомии и физиологии кожи и волос при освоении профессиональных модулей. | выполняет прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом актуальных тенденций моды | Текущий контроль: оценка устных и письменных ответов Промежуточная аттестация: Экзамен: устный ответ |
виды и типы волос; особенности роста волос на голове; основы анатомического строения кожи и волос, их структуру; основные функции кожи, физиологию роста волос; основы пигментации волос; виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с препаратами; особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волосы | выполняет сложные прически на волосах различной длины с применением украшений и постижерных изделий с учетом потребностей клиента Создает имидж клиента на основе анализа индивидуальных особенностей и его потребностей |
основы ученья о пропорциях большой и малых форм (головы, лица, кистей, стоп, туловища) фигуры человека | |
2