СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ДОП "Баскетбол"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Баскетбол"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ДОП "Баскетбол"»

Управление образования Администрации Большесолдатского района Курской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрена»

на заседании педагогического совета Протокол от 2 сентября 2024 № 1


«Утверждаю»

Директор школы

_________________ В.И. Алтухов

Приказ от 2 сентября 2024 № 47/33

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«БАСКЕТБОЛ»

на 2024-2025 учебный год

Уровень программы: стартовый

Возрастная категория: 10-17лет

Срок реализации: 12 недель (72 ч.)

Вид программы - авторский

Авторы-составители:

педагоги дополнительного образования

Гусенко Галина Анатольевна,

Будякова Ольга Николаевна

с. Любимовка 2024г



1.Раздел «Комплекс основных характеристик программы»

    1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

В разработке данной Программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);

- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

- Национальный проект «Образование»: утвержден протоколом № 10 от 03.09.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

- Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28»;

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 № 298н;

- Об образовании в Курской области: закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО;

- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па;

- Устав МКОУ «Любимовская СОШ», утвержден Постановлением Администрации Большесолдатского района от 08.09.2015 года №348;

- Положение о дополнительной общеразвивающей программе МКОУ «Любимовская СОШ» утверждено приказом по МКОУ «Любимовская СОШ» от 09.01.2020 г. № 1/1

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» - имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа «стартовый», предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Актуальность и целесообразность программы.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов, отведённых на изучение раздела «баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющейся у детей, в связи с высокой гипердинамичностью в обычной жизни, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Отличительными особенностями данной программы является: организация учебно-тренировочного процесса в условиях разновозрастной группы, дифференцированное распределение физических нагрузок и требований с учетом возрастных особенностей всех обучающихся. Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.

Уровень программы

Программа стартового уровня, рассчитана на обучающихся 10-17 лет.

Адресат программы: Программа рассчитана на работу с детьми среднего и старшего школьного возраста (10-17 лет). Дети принимаются при наличии медицинского допуска к занятиям.

В этом возрасте у подростков появляется максимальный темп роста всего организма, и социального взросления личности. Повышается самосознание, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности.

В этот период ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Дети дружелюбны, легко вступают в общение. Их увлекает командная игра. Они легко и охотно выполняют задания. Занятия проходят в атмосфере сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.

Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем программы: 72 часа (6 часов в неделю), из которых:

- теория - 10 часа;

-практика -62 часа.

Форма обучения: форма обучения – очная, так же возможно обучение с применением дистанционных технологий.

Режим занятий.

Занятие проводиться 2 раза в неделю по 3 часа, с перерывом 15 мин.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: создание системы работы по развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности.

Задачи программы:

обучающие:

  • дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (баскетбол);

  • обучить учащихся техническим приемам баскетбола;

  • дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;

  • обучить учащихся техническим и тактическим приёмам баскетбола;

  • научить правильно, регулировать свою физическую нагрузку.

развивающие:

  • укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

  • способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

  • целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;

  • расширение спортивного кругозора детей.

воспитательные:

  • воспитать российскую гражданскую идентичность;

  • патриотизм, уважение к Отечеству, знание истории, культуры родного края;

  • формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

  • прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

  • пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.















1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.


1

1


Беседа, опрос,

тестирование

2.

Техническая подготовка.

25

4

21


2.1

Имитационные упражнения без мяча.

4


4

Текущие тестирование.

2.2

Ловля и передача мяча.

6

1

5

Опрос, игровая практика (игра)

2.3

Ведение, броски мяча.


5

1

4

Игровая практика

(игра)

2.4

Техника передвижений.


5

1

4

Опрос по решению игровых ситуаций

Игровая практика

(игра)

2.5

Техника защиты, нападения.



5


1

4

Работа в группах. Игровая практика

(игра)

3.

Тактическая подготовка.

25

3

22


3.1

Действия игрока в защите

9

1

8

Игровая практика

(игра)

3.2


Действия игрока в нападении


9

1

8

Игровая практика

(игра)

3.3

Тактика защиты

7

1

6

Игровая практика

(игра)

4.

Физическая подготовка

16


16


4.1

Общая подготовка

8




8

Зачетное занятие по общей и специальной

физической

подготовке

4.2

Специальная подготовка

8


8

Опрос,

сдача нормативных требований, игра.

5

Контрольные игры и соревнования


4


4

Итоговый контроль


Анализ игровых показателей.

6

Тестирование



1


1

Итоговый контроль


Всего:

72

8

64



Содержание учебного плана.

Раздел 1. Вводное занятие - 1 час.

Развитие баскетбола в России. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях – 1 час.

История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Соблюдение санитарно-гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.

Раздел 2. Техническая подготовка -25 часа.

2.1. Имитационные упражнения без мяча - 4 часа.

Упражнения без мяча:

- прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу;

- передвижение приставными шагами правым (левым) боком;

- с разной скоростью;

- в одном и в разных направлениях;

- передвижение правым – левым боком;

- передвижение в стойке баскетболиста;

- остановка прыжком после ускорения;

- остановка в один шаг после ускорения;

- остановка в два шага после ускорения;

- повороты на месте;

- повороты в движении;

- имитация защитных действий против игрока нападения;

- имитация действий атаки против игрока защиты.

Инвентарь:

- конусу для обводки;

- гимнастическая стенка;

- турники навесные для гимнастической стенки;

- брусья навесные для гимнастической стенки;

- тренажеры кистевые;

- гимнастическая скамейка.

2.2. Ловля и передача мяча – 6 часов.

Ловля и передача мяча:

- двумя руками от груди, стоя на месте;

- двумя руками от груди с шагом вперед;

- двумя руками от груди в движении;

- передача одной рукой от плеча;

- передача одной рукой с шагом вперед;

- то же после ведения мяча;

- передача одной рукой с отскоком от пола;

- передача двумя руками с отскоком от пола;

- передача одной рукой снизу от пола;

- то же в движении;

- ловля высоко летящего мяча;

- ловля катящегося мяча, стоя на месте;

- ловля катящегося мяча в движении.

Инвентарь:

-мяч набивной от 1до 5кг;

- турники навесные для гимнастической стенки;

- брусья навесные для гимнастической стенки;

- тренажеры кистевые;

- гимнастическая скамейка;

- скамейки универсальные для пресса и мышц спины;

- мячи баскетбольные;

- гири спортивные (8, 12 кг);

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- мячи для метания;

- велотренажёр.

2.3. Ведение, броски мяча - 5 часов.

Ведение мяча:

- на месте;

- в движении шагом;

- в движении бегом;

- то же с изменением направления и скорости;

- то же с изменением высоты отскока;

- правой и левой рукой поочередно на месте;

- правой и левой рукой поочередно в движении;

- перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

Броски мяча:

- одной рукой в баскетбольный щит с места;

- двумя руками от груди в баскетбольный щит с места;

- двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки;

- двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места;

- двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения;

- одной рукой в баскетбольную корзину с места;

- одной рукой в баскетбольную корзину после ведения;

- одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов;

- в прыжке одной рукой с места;

- штрафной бросок;

- двумя руками снизу в движении;

- одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении;

- в прыжке со средней дистанции;

- в прыжке с дальней дистанции;

- вырывание мяча;

- выбивание мяча.

Инвентарь:

- мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг;

- турники навесные для гимнастической стенки;

- гимнастическая скамейка;

- скакалки гимнастические;

- мячи баскетбольные;

- велотренажёр;

- секундомер.

2.4. Техника передвижений - 5часов.

Передвижение по площадке в низкой стойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.

Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком.

Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита.

Инвентарь:

- конусу для обводки;

- гимнастическая стенка;

-мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг;

- турники навесные для гимнастической стенки;

- брусья навесные для гимнастической стенки;

- тренажеры кистевые;

- гимнастическая скамейка;

- скамейки универсальные для пресса и мышц спины;

- скакалки гимнастические;

- гимнастические маты;

- мячи баскетбольные;

- гири спортивные (8, 12 кг);

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- мячи для метания;

- велотренажёр;

- секундомер;

- рулетка.

2.5. Техника защиты, техника нападения - 5 часов.

Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стойке защитника вперед, в стороны, назад.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча.

Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: по принципу выбора свободного места.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча.

Техника нападения.

Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко– на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.

Инвентарь:

- конусу для обводки;

- гимнастическая стенка;

- мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг;

- турники навесные для гимнастической стенки;

- брусья навесные для гимнастической стенки;

- тренажеры кистевые;

- гимнастическая скамейка;

- скамейки универсальные для пресса и мышц спины;

- скакалки гимнастические;

- гимнастические маты;

- мячи баскетбольные;

- гири спортивные (8, 12 кг);

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- штанга тяжелоатлетическая;

- мячи для метания;

- велотренажёр;

- секундомер;

- рулетка.

Раздел 3. Тактическая подготовка - 25 часов.

3.1. Действия игрока в защите -9часов

Действия игрока в защите:

- защитные действия при опеке игрока без мяча;

- защитные действия при опеке игрока с мячом;

- перехват мяча;

- борьба за мяч после отскока от щита;

- быстрый прорыв;

- командные действия в защите;

- командные действия в нападении;

- игра в баскетбол с заданными тактическими действиями;

Тактическая подготовка юных баскетболистов включает:

- развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или игровое действие;

- овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными для тактических систем игры;

- овладение тактическими комбинациями в определённые моменты игры (начало игры с центра). Введение мяча в игру (из-за боковой и лицевой линии);

- освоение системы игры и типичных для них комбинаций;

- умение переключаться с одной системы игры на другую.

Тактические действия делятся на командные действия в нападении и в защите.

Инвентарь:

- конусу для обводки;

- мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг;

- тренажеры кистевые;

- гимнастическая скамейка;

- скакалки гимнастические;

- мячи баскетбольные;

- гири спортивные (8, 12 кг);

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- секундомер;

- рулетка.

3.2 Действие игрока в нападении - 9 часов.

Команда, овладевшая мячом, становится нападающей. Нападение - это основная функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный ей тактический план.

Главная цель нападающей команды - забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого за 24 сек., необходимо использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение возможности борьбы за отскок.

Тактика нападения даёт возможность команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесообразные средства, способы, формы ведения планомерной атаки.

По своему характеру все действия нападения подразделяют на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные действия подразделяются на действия игрока без мяча и действия игрока с мячом. В свою очередь действия игрока без мяча делятся на выход для получения мяча и выход для отвлечения. А действия игрока с мячом - на розыгрыш мяча и атаки корзины.

В соответствии с классификацией тактики коллективные действия подразделяются на групповые и командные.

Групповые действия включают:

- взаимодействия двух и трех игроков;

- взаимодействия двух игроков - передай мяч и выходи, заслон, наведение, пересечение;

- взаимодействие трёх игроков - треугольник, тройка, малая восьмёрка, с крестный выход, сдвоенный заслон, наведение на двух игроков.

Командные действия делятся на стремительное и позиционное нападение. Стремительное нападение - это система быстрого прорыва и система эшелонированного прорыва.

Позиционное нападение - это система нападения через центрового (1-2-3-х) и система нападения без центрового.

Инвентарь:

- конусу для обводки;

- гимнастическая стенка;

- мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг;

- тренажеры кистевые;

- гимнастическая скамейка;

- скамейки универсальные для пресса и мышц спины;

- скакалки гимнастические;

- мячи баскетбольные;

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- велотренажёр;

- секундомер;

- рулетка.

3.3. Тактика защиты - 7часов.

Тактические действия в защите подразделяются на индивидуальные, групповые и командные действия.

Индивидуальные действия:

- своевременное переключение от нападения к защите;

- противодействия игроку без мяча, стремящемуся получить мяч, а также игроку с мячом и его попыткам передать, вести или бросить мяч в корзину;

- борьба заслоном (выход на вершину заслона, проскальзывание, обход);

- выбор места и способа единоборства защитника;

- ситуации: 1 защитник - 2 нападающих; 1 защитник - 3 нападающих, и т.д.

Групповые действия:

- согласованные действия 2-3-4-х игроков команды, в перемещениях по всей площадке или на своей стороне;

- подстраховка;

- «ловушки»;

- смена игроков;

- ситуации: 2 защитника - 3 нападающих; 3 защитника - 4 нападающих; 4 защитника - 5 нападающих;

- взаимодействие двух игроков (подстраховка, переключение, проскальзывание, групповой отбор мяча);

- взаимодействие трёх игроков (против тройки, против малой восьмёрки, против с крёстного выхода, против сдвоенного заслона, против наведения на двух).

Командные действия, концентрированную и рассредоточенную защиту. Концентрированная защита:

- систему личной защиты;

- систему зонной защиты;

- систему смешанной защиты.

Рассредоточенная защита:

- систему личного прессинга;

- систему зонного прессинга;

-систему смешанной защиты.

Инвентарь:

- конусу для обводки;

-мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг;

- скакалки гимнастические;

- мячи баскетбольные;

- гири спортивные (8, 12 кг);

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- мячи для метания;

- велотренажёр;

- секундомер;

- рулетка.


Раздел 4. Физическая подготовка - 16часов.

4.1. Общая физическая подготовка – 8часов.

Общеразвивающие упражнения: с весом собственного веса, с партнером. С предметами: набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками, на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

- Подвижные игры.

- Эстафеты.

- Полосы препятствий.

- Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

Инвентарь:

- конусу для обводки;

- гимнастическая стенка;

- турники навесные для гимнастической стенки;

- брусья навесные для гимнастической стенки;

- тренажеры кистевые;

- гимнастическая скамейка;

- скамейки универсальные для пресса и мышц спины;

- скакалки гимнастические;

- гимнастические маты;

- гири спортивные (8 , 12 кг);

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- штанга тяжелоатлетическая;

- набивные мячи(медицинбол);

- велотренажёр;

- секундомер;

- рулетка.

4.2. Специальная физическая подготовка -8 часов.

- Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

- Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

- Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Инвентарь:

- конусу для обводки;

- мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг;

- скакалки гимнастические;

- гимнастические маты;

- мячи баскетбольные;

- гири спортивные (8 , 12 кг);

- гантели переменной массы (от 3 до 12 кг);

- штанга тяжелоатлетическая;

- секундомер.

Раздел 5. Контрольные игры и соревнования - 4часов.

Тренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с положением о соревнованиях. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований. Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр.

Раздел 6. Тестирование - 1час.

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Тактические действия в нападении, защите. Техника ловли и передачи мяча.

Контрольные тесты по ОФП.

1.4 .Планируемые результаты


Предметные

Учащиеся должны знать:

  • знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

  • знать о физических качествах и правилах их тестирования;

  • выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

  • владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

  • знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

  • владеть основами судейства игры в баскетбол.

Метапредметные

Учащиеся должны:

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • умение находить ошибки при выполнении заданий и исправлять их;

  • уметь организовывать самостоятельные занятия баскетболом и занятия с группой товарищей;

  • умение организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

  • умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

  • умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.


Личностные

Учащиеся должны:


  • уметь управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

  • проявлять силу воли, упорство в достижении цели;

  • уметь мгновенно оценивать обстановку;

  • уметь оказывать помощь своим сверстникам;

  • уметь работать в группе и подчинять свои интересы коллективу, что способствует социализации уч-ся.



Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата

окончания занятий

Количество

учебных недель

Количество

учебных часов


Режим занятий

2024-2025



12

72

2 раза в неделю по 3 часа, с перерывом 15 мин.



2.2. Условия реализации программы

Спортивный зал площадь 9x18(162 м2))

Спортивная площадь 28x40(1120 м2))

Материально - техническое обеспечение

Наименование имущества

Объем

1

Конус высотой 30 см.

20

2

Гимнастическая стенка

4

3

Мяч набивной (медицинбол) от 1до 5кг

4

4

Турник навесной для гимнастической стенки

4

5

Брусья навесные для гимнастической стенки

5

6

Тренажер кистевой

10

7

Рулетка

1

8

Скамейка универсальная для пресса и мышц спины

4

9

Скакалка гимнастическая

10

10

Гимнастические маты

10

11

Мяч баскетбольный

10

12

Гири спортивные (8 , 12 кг)

3

13

Гантели переменной массы (от 3 до 12 кг)

3

14

Штанга тяжелоатлетическая

2

15

Насос с иглами

1

16

Мяч для метания (140г)

10

17

Велотренажёр

2

18

Секундомер

1

19

Скамейка гимнастическая жесткая

4

20

Манишка

10

21

Фишки (конуса)

10


В спортивном зале соблюдены все санитарно–гигиенические требования.

Обучающиеся на занятиях находиться в спортивной форме и обуви (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки (манишки), шорты.

Информационное обеспечение:

- использование интернет ресурса;

- работа с сайтом образовательной организации (страница ДОО «Баскетбол», результаты тестирований, соревнований, работа с родителями, фото и видеоматериалы, и прочее).

2.3. Формы аттестации


1. Усвоение знаний (опрос, контрольное упражнение, тестирование).

2. Устойчивость интереса к предмету (опрос, индивидуальная беседа, коллективная рефлексия, анкетирование).

3. Достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревнованиях).

4. Физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование).


2.4. Оценочные материалы

Основной формой подведения итогов реализации программы является прохождение специализированных тестов. Во время зачёта каждый учащийся демонстрирует свои физические качества. Учащиеся, успешно освоившие программу, участвуют в соревнованиях. Оценка результатов освоения материала определяется уровнем знаний, умений и навыков: высокий, средний, низкий уровень.


Контрольные тесты (требования к обучающимся)


Тесты

Класс (возраст)

уровень

«высокий»

«средний»

«низкий»

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с

обводкой стоек

(через 3 м). Отрезок

15 м туда и обратно

4

10,3

11,3

10,8

11,8

11.3

12,5

5-6

10

11

10,5

11,5

11

12

7

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

9

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек.)

4

8,9

9,3

9,3

9,5

9,5

9,9

5-6

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

7

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

9

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков)

4

4

4

3

3

2

2

5-6

5

5

4

4

3

3

7

5

5

4

4

3

3

8

6

6

5

5

4

4

9

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в корзину

после ведения мяча

(из 10 попыток)

4

4

4

3

3

2

2

5-6

5

5

4

4

3

3

7

6

6

5

5

4

4

8

7

7

6

6

5

5

9

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стену

с 3 м и ловля после

отскока за 30 сек

(количество раз)

4

17

16

16

15

15

14

5-6

19

18

18

17

17

16

7

20

19

19

18

18

17

8

21

20

19

18

18

17

9

22

20

20

19

19

19










Мониторинг образовательной деятельности в детском объединении.


п/п


Тема контроля

Вид

контроля

Форма

контроля

Сроки

контроля

1.

Вводное занятие

Предварительный

Опрос


2.

Техническая ,тактическая подготовка.

Текущий

Тестирование


3.


Физическая подготовка

Итоговый

Прием учебных нормативов



Мониторинг личностного развития обучающихся.


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень

выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Используемые методы

1.Развитие волевых качеств личности:

1.1.Терпение.

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности.

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие.



1 – 3



4 – 7



8 – 10





Наблюдение

1.2.Воля.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

- волевые усилия ребенка побуждаются извне;

- иногда – самим ребенком;

- всегда – самим ребенком.

1 – 3



4 – 7


8 – 10


Наблюдение

1.3.Самоконтроль.

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне (низкий уровень самоконтроля);

- периодически контролирует себя сам (средний уровень са­моконтроля);

- постоянно контролирует себя сам (высокий уровень самоконтроля).

1 – 3





4 – 7




8 – 10


Наблюдение

2.Поведенческие качества:

2.1.Поведение ребенка на занятиях.

Умение слушать внимательно, выполнять задания, работать быстро, увлеченно и старательно, успевать все сделать.

- ребенок часто отвлекается, рассеян, несамостоятелен, работает медленно и не увлеченно;

- ребенок не совсем сосредоточен на своей работе, подражает другим и часто обращается за помощью;

- ребенок слушает внимательно, самостоятелен до конца, работает увлеченно и быстро, успевает закончить свою работу вовремя.



1 – 3






4 – 7






8 – 10




Наблюдение

2.2.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия).

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

- периодически провоцирует конфликты;

- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1 – 3



4 – 7




8 – 10

Тестирование: метод незаконченного предложения

2.3.Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные.

- избегает участия в общих делах;

- участвует при побуждении извне;

- проявляет инициативу в общих делах.

1 – 3


4 – 7


8 – 10

Наблюдение

3.Развитие познавательного интереса (ориентационные качества):

3.1.Мотивация учебно-познавательной деятельности.

Уровень внутреннего побуждения личности к тому или иному виду деятельности, связанного с удовлетворением определенной потребности.





- низкий уровень мотивации (общий интерес к тому или иному занятию или интерес связан извне);

- средний уровень мотивации (конкретный интерес к занятию, интерес периодически стимулируется извне);

- высокий уровень внутренней мотивации (конкретный интерес, связанный с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности, интерес поддерживается самостоятельно).





1 – 3






4 – 7







8 – 10





Анкета «Мои увлечения»

3.2.Отношение к трудовой деятельности.

Умение преодолевать трудности.

- трудности преодолевает без всякой настойчивости или с чьей-либо помощью, так как сам не уверен;

- трудности преодолевает сам, но только с целью самоутвердиться или порадовать других;

- настойчив в борьбе с трудностями, не боится их, стремиться совершенствовать свои знания и умения.

1 – 3






4 – 7






8 – 10

Наблюдение, анкетирование

3.3.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

- завышенная;

- заниженная;

- нормальная.

1 – 3

4 – 7

8 – 10

Анкетирование


2.5. Методические материалы



Методы обучения:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • репродуктивный;

  • игровой.

Формы организации образовательного процесса:

  • беседа;

  • комплексное занятие;

  • тренировка;

  • соревнование;

  • игра;

  • открытое занятие.

Формы организации учебного занятия:

  • занятия усвоения новых знаний, умений;

  • занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

  • занятия творческого применения знаний и умений;

  • комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Педагогические технологии:

  • технология игровой деятельности;

  • технология группового обучения;

  • технология развивающего обучения;

  • коммуникативная технология обучения.

2.6Рабочая программа воспитывает.

Воспитательная работа в учреждении строится на основании «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р.

Цель воспитательной работы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи воспитательной работы:

  • формирование дружного, сплоченного коллектива, способного решать поставленные задачи, воспитание культуры поведения.

  • привитие любови и устойчивого интереса к систематическим занятий физкультурой и спортом.

  • расширение спортивного кругозора детей.


Приоритетные направления в воспитательной работе.

Основные направления воспитательной работы:

- государственно-патриотическое воспитание;

- нравственное воспитание;

- спортивно-этическое и правовое воспитание.

Цель государственно-патриотического воспитания

 – формирование качеств личности гражданина РФ. (Уважение к государственной символике РФ (флаг, герб, гимн), таким понятиям, как Отечество, честь и достоинство).

Нравственное воспитание направлено на формирование твердых моральных убеждений, навыков поведения человека. Наряду с семьей и общеобразовательной школой важную роль в этом процессе играет непосредственно спортивная деятельность.

Спортивно-эстетическое и правовое воспитание. Одной из важных задач, решаемых в процессе воспитательной работы, является освоение норм и правил поведения, предусматриваемые спортивной этикой.

Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе педагога дополнительного образования, является выстраивание взаимоотношений с родителями обучающихся, с целью обеспечить единство действий педагога и родителей в воспитании учащихся спортивной секции.






Календарный план воспитательной работы.


Названия мероприятия

Форма проведения

Срок проведения

1.

«Основные принципы здорового образа жизни»

Беседа

Сентябрь


2.

День здоровья

«В здоровом теле – здоровый дух!»


Комбинированная эстафеты


Сентябрь

3.

«Зов Олимпа»

Викторина

Сентябрь


4.

«Учимся преодолевать стресс»

Беседа


Октябрь

5.

«Будь первым в рядах здоровых и спортивных»

Фестиваль

Октябрь


6.

Спортивная игра «Баскетбол»

Соревнования

Октябрь


7.


«С ветром на перегонки »

Соревнований по баскетболу


Ноябрь

Февраль

Апрель

8.

«Зажжем рекордов яркий свет»

Веселые старты

Декабрь



9.

«Зимние забавы»

Веселые старты

Январь


10.

День Защитника Отечества

Соревнования по ОФП

Февраль


11.

«Папа, мама, я - баскетбольная семья»

Спортивный праздник

Март



12.

«Президентские спортивные игры по баскетболу 3х3».


Спортивные соревнования

Март



13.

Беседа «Мои духовные ценности»

Беседа

Апрель



14.


«Отвага, Честь и Слава !»

Соревнования по баскетболу приуроченные ко Дню Великой Победы.

Май


15.

Спортивная эстафета «Чемпионы баскетбола»

Спортивная эстафета

Май

16.

«Спорт - надежный и верный друг»

Спортивный праздник

Май








2.7 Список литературы.

Нормативно-правовая база

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ;

3.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

4. Национальный проект «Образование»: утвержден протоколом № 10 от 03.09.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

6. Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;

7. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28»;

11. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 № 298н;

12. Об образовании в Курской области: закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО; 

13. Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па;

14.Устав МКОУ «Любимовская СОШ», утвержден Постановлением Администрации Большесолдатского района от 08.09.2015 года №348;

15. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МКОУ «Любимовская СОШ» утверждено приказом по МКОУ «Любимовская СОШ» от 09.01.2020 г. № 1/1

Для педагога дополнительного образования.

1.В.И.Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.– М.: Просвещение, 2019г.

2. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.

3. Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от гениев баскетбола. М. «Эксмо». 2017 -368 стр.

4.Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие.  Москва-Смоленск, 2011.

5. Организация работы спортивных секций в школе: программы-рекомендации / авт.- сост. А.Н. Каинов – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки: учеб.пособие/Ш.З.Хуббиев,С.М. Лукина, Т.Е.Коваль, Л.В.Ярчиковская. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2018. – 272 с.

ISBN 978-5-288-05785-4 (эл.библиотека Знаниум)

      7.    Филиппова Ю.С. Здоровье и физическая культура: учебно-методическое пособие/ Филиппова Ю.С. – Москва ИНФА – М, 2020. – 197 с. (Среднее профессиональное образование .) (эл.библиотека Знаниум)

Для обучающихся и их родителей.

1.«Как играть в баскетбол» Автор: Владимир Гомельский .Дата выхода на ЛитРес: 13 ноября 2019г.

2. «Баскетбол» 10 вопросов детскому тренеру.Автор :Голованов В.М. Дата выхода на ЛитРес: 23 июля 2017г.

3.Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.

4. Башкин, С. Уроки по баскетболу / С. Башкин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 184 c.

Дидактические материалы:

Интернет – источники:

1. https://youtu.be/WCvyWMMPiLs - учимся играть в баскетбол

2. https://youtu.be/weZV7EB7lzw - как развить дриблинг?

3. In&out. Работакорпуса - https://youtu.be/jupwnBQq8Vw

4. За что дают фол в баскетболе? - https://youtu.be/aHFmk4KuHVE

5. Остановка под ногой. Длина шага - https://youtu.be/7ahzs4SEcmI

6. Фейк и флоп. Нечестная игра - https://youtu.be/JlpjyZX05D8


Интернет-ресурсы: 1. www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола. 2. www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола. 3. www.basket.ru -Вэб-сайт Российской федерации баскетбола. 4. www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России. 5. www.mbl.su - Вэб-сайт Московской баскетбольной лиги. 6. www.cskabasket.com - Вэб-сайт ПБК "ЦСКА" Москва. 7. www.vtb-league.com Вэб-сайт лиги ВТБ. 8. www.euroleague.net - Вэб-сайт Евролиги.







































Приложение №1

Календарно тематический план.


п/п

Дата проведения

Тема занятия

количество часов

теоретические

практические

1.

Развитие баскетбола в России. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.


1




2.


Имитационные упражнение без мяча.


1

3.

Имитационные упражнения без мяча.


1

4.


Имитационные упражнения без мяча


1

5.


Имитационные упражнения без мяча


1

6.


Ловля и передача мяча.


1

7.


Ловля и передача мяча.


1

8.


Ловля и передача мяча.


1

9.


Ловля и передача мяча.


1

10.


Ловля и передача мяча.


1

11.


Ловля и передача мяча.


1

12.


Ведение ,броски мяча.

1


13.


Ведение ,броски мяча.


1

14.


Ведение ,броски мяча.


1

15.


Ведение ,броски мяча.


1

16.


Ведение ,броски мяча.


1

17.


Техника передвижения.

1


18.


Техника передвижения.


1

19.


Техника передвижения.


1

20.


Техника передвижения.


1

21.


Техника передвижения.


1

22.


Техника защиты и нападения.

1


23.


Техника защиты и нападения.


1

24.


Техника защиты и нападения.


1

25.


Техника защиты и нападения.


1

26.


Техника защиты и нападения.


1

27.


Действия игрока в защите.

1


28.


Действия игрока в защите.


1

29.


Действия игрока в защите.


1

30.


Действия игрока в защите.


1

31.


Действия игрока в защите.


1

32.


Действия игрока в защите.


1

33.


Действия игрока в защите.


1

34.


Действия игрока в защите.


1

35.


Действия игрока в защите.


1

36.


Действия игрока в нападении.

1

1

37.


Действия игрока в нападении.

1


38.


Действия игрока в нападении.


1

39.


Действия игрока в нападении.


1

40.


Действия игрока в нападении.


1

41.


Действия игрока в нападении.


1

42.


Действия игрока в нападении.


1

43.


Действия игрока в нападении.


1

44.


Действия игрока в нападении.


1

45.


Тактика защиты


1

46.


Тактика защиты


1

47.


Тактика защиты


1

48.


Тактика защиты


1

49.


Тактика защиты



50.


Тактика защиты



51.


Тактика защиты



52.


Общая подготовка

1

1

53.


Общая подготовка


1

54.


Общая подготовка


1

55.


Общая подготовка


1

56.


Общая подготовка


1

57.


Общая подготовка


1

58.


Общая подготовка


1

59.


Общая подготовка


1

60.


Специальная подготовка

1


61.


Специальная подготовка


1

62.


Специальная подготовка


1

63.



Специальная подготовка


1

64.


Специальная подготовка


1

65.


Специальная подготовка


1

66.


Специальная подготовка


1

67.


Специальная подготовка


1

68.


Контрольные игры и соревнования.


1

69.


Контрольные игры и соревнования.


1

70.


Контрольные игры и соревнования.


1

71.


Контрольные игры и соревнования.


1

72.


Тестирование.


1