СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экономика"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экономика"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»


Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей общественно-научных предметов

Протокол № ___

от « » __________ 2019 г.,

Руководитель:

/________/Серебрянская О.А./


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/Сорокина О.Р./


«_____» «__________ » 2019 г.

Утверждено:

Директор школы:

___________ /Джгаркава А.Н./

«__» «________ » 2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ


ЭКОНОМИКА


11 класс


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс экономики для 11 класса построен в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по экономике (базовый уровень), утвержденный Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004г. №1089;

  • Примерной программы по экономике (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263),

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средней общеобразовательной школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»


Из компонента образовательного учреждения выделен 1 час в неделю на изучение учебной дисциплины «Экономика» в 11 классе

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 11 класса по экономике предусматривает обучение экономике в объеме 34 часа, 1 час в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экономика. Базовый уровень», И.В. Липсиц, 10-11 классы, 2015 г., включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике пред­ставляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину Рос­сии. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключе­вые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических поня­тий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процес­сах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основ­ной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.




Цели

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получе­нии экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предприниматель­ской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы сред­него и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практиче­ской деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных эконо­мических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (пол­ного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение». Рекомендуется изу­чать экономику в X или XI классах из расчета 0,5 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 34 учебных часов.


ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навы­ков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритета­ми для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуа­ции;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и по­рядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необхо­димой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно постав­ленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поис­ковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творче­ского и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, эле­ментарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, пере­дачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, по­лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолже­ния образования или будущей профессиональной деятельности.


Требования к уровню подготовки в результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы эконо­мического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических про­блем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономи­ки;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жиз­ни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)

Экономика и экономическая наука

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и эконо­мические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

Экономические системы

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Семейная экономика

Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источни­ки доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.

Рынок

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

Фирма

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Ос­новные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Ак­ции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.

Роль государства в экономике

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды на­логов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.

ВВП, его структура и динамика

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсою­зов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги, банки, инфляция

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции ком­мерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денеж­ной политики государства.

Элементы международной экономики

Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области меж­дународной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Основные проблемы экономики России

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Ос­новные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика Рос­сии. Россия в мировой экономике.

Итоговое повторение


Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей_________________ Протокол № ___

от « » __________ 2017 г.,

Руководитель: _________________________


/................................./



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭКОНОМИКА 10-11 классы

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Экономика. Экономические системы

4



2

Рынок. Спрос и предложение

4



3

Мир денег и банковская система

4



4

Человек на рынке труда

4



5

Экономические основы фирмы и семьи

5



6

Роль государства в экономике

9



Итого:

34



















Календарно-тематическое планирование (11 класс)

Тема урока

виды

учебной деятельности

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (4 часа)

1

Что такое экономика. Главные вопросы экономики.

запись опорного конспекта

2

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

работа с источниками

3

Понятие экономической системы. Традиционная и рыночная экономические системы

запись опорного конспекта

4

Командная и смешанная экономические системы

работа с источниками

РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 часа)

5

Что такое спрос

запись опорного конспекта

6

От чего зависит предложение товаров

работа с источниками, составление таблиц, схем

7

Формирование рыночных цен

работа с источниками, составление таблиц, схем

8

Рынок на практике. Как организована торговля.

работа с источниками, составление таблиц, схем

МИР ДЕНЕГ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА (4 часа)

9

Причины возникновения денег. Функции денег.

запись опорного конспекта

10

Банки. Виды банков.

работа с источниками, составление таблиц, схем

11

Кредиты. Принципы кредитования.

работа с источниками, составление таблиц, планов

12

Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы в стране.

работа с источниками, составление таблиц, планов

ЧЕЛОВЕК НА РЫНКЕ ТРУДА (4 часа)

13

Экономическая природа рынка труда. Заработная плата.

запись опорного конспекта

14

Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы

работа с источниками, составление таблиц, схем

15

Экономические проблемы безработицы. Виды безработицы.

работа с источниками, составление таблиц, планов

16

Государственные программы по сокращению безработицы. Последствия безработицы

работа с источниками, составление таблиц, планов

17

Контрольно- обобщающий урок по всему курсу.

решение тестовых заданий

18

Повторительно-обобщающий урок.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИРМЫ И СЕМЬИ (5 часов)

19

Фирмы. Виды и формы фирм.

работа с источниками, составление таблиц, планов

20

Экономические основы деятельности фирм.

работа с источниками, составление таблиц, планов

21

Условия создания успешного бизнеса.

работа с источниками, составление таблиц, планов

22

Формирование семейного бюджета. Доходы и расходы

работа с источниками, составление таблиц, планов

23

Инфляция и семейная экономика.

работа с источниками, составление таблиц, планов

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ (9 часов)

24

Макроэкономические и микроэкономические процессы

работа с источниками, составление таблиц, планов

25

Макроэкономические и микроэкономические процессы

работа с источниками, составление таблиц, планов

26

Налоги как источник доходов государства. Виды налогов.

работа с источниками, составление таблиц, планов

27

Государственный бюджет.

работа с источниками, составление таблиц, планов

28

Экономический рост.

работа с источниками, составление таблиц, планов

29

Экономические проблемы человечества.

работа с источниками, составление таблиц, планов

30

Международная торговля и ее влияние на экономику страны.

работа с источниками, составление таблиц, планов

31

Валютный рынок и конвертируемость валют.

работа с источниками, составление таблиц, планов

32

Экономическое устройство России на рубеже XX – XXI веков

работа с источниками, составление таблиц, планов

33

Контрольно - обобщающий урок по всему курсу.

решение тестовых заданий

34

Подготовка к ЕГЭ.

решение тестовых заданий


УМК ПО ЭКОНОМИКЕ

  1. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2015.

  2. Липсиц И. В. Экономика. В 2-х книгах: Учебник для 10—11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2015

  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. В 2-х книгах. — М.: Вита-Пресс, 2016.

  4. Савицкая Е. В. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов. — М.: Вита-Пресс, 2015.