АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей общественно-научных предметов Протокол № ___ от « » __________ 2019 г., Руководитель: /________/Серебрянская О.А./ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/Сорокина О.Р./ «_____» «__________ » 2019 г. | Утверждено: Директор школы: ___________ /Джгаркава А.Н./ «__» «________ » 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ЭКОНОМИКА
11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс экономики для 11 класса построен в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по экономике (базовый уровень), утвержденный Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004г. №1089;
Примерной программы по экономике (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средней общеобразовательной школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»
Из компонента образовательного учреждения выделен 1 час в неделю на изучение учебной дисциплины «Экономика» в 11 классе
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 11 класса по экономике предусматривает обучение экономике в объеме 34 часа, 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экономика. Базовый уровень», И.В. Липсиц, 10-11 классы, 2015 г., включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение». Рекомендуется изучать экономику в X или XI классах из расчета 0,5 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 34 учебных часов.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки в результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Экономика и экономическая наука
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Семейная экономика
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.
Рынок
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.
Фирма
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.
Роль государства в экономике
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.
ВВП, его структура и динамика
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги, банки, инфляция
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Элементы международной экономики
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Основные проблемы экономики России
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.
Итоговое повторение
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей_________________ Протокол № ___ от « » __________ 2017 г., Руководитель: _________________________ /................................./ |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭКОНОМИКА 10-11 классы
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
уроки | лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
1 | Экономика. Экономические системы | 4 | | |
2 | Рынок. Спрос и предложение | 4 | | |
3 | Мир денег и банковская система | 4 | | |
4 | Человек на рынке труда | 4 | | |
5 | Экономические основы фирмы и семьи | 5 | | |
6 | Роль государства в экономике | 9 | | |
Итого: | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование (11 класс)
№ | Тема урока | виды учебной деятельности |
ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (4 часа) |
1 | Что такое экономика. Главные вопросы экономики. | запись опорного конспекта |
2 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы | работа с источниками |
3 | Понятие экономической системы. Традиционная и рыночная экономические системы | запись опорного конспекта |
4 | Командная и смешанная экономические системы | работа с источниками |
РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 часа) |
5 | Что такое спрос | запись опорного конспекта |
6 | От чего зависит предложение товаров | работа с источниками, составление таблиц, схем |
7 | Формирование рыночных цен | работа с источниками, составление таблиц, схем |
8 | Рынок на практике. Как организована торговля. | работа с источниками, составление таблиц, схем |
МИР ДЕНЕГ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА (4 часа) |
9 | Причины возникновения денег. Функции денег. | запись опорного конспекта |
10 | Банки. Виды банков. | работа с источниками, составление таблиц, схем |
11 | Кредиты. Принципы кредитования. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
12 | Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы в стране. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
ЧЕЛОВЕК НА РЫНКЕ ТРУДА (4 часа) |
13 | Экономическая природа рынка труда. Заработная плата. | запись опорного конспекта |
14 | Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы | работа с источниками, составление таблиц, схем |
15 | Экономические проблемы безработицы. Виды безработицы. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
16 | Государственные программы по сокращению безработицы. Последствия безработицы | работа с источниками, составление таблиц, планов |
17 | Контрольно- обобщающий урок по всему курсу. | решение тестовых заданий |
18 | Повторительно-обобщающий урок. | |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИРМЫ И СЕМЬИ (5 часов) |
19 | Фирмы. Виды и формы фирм. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
20 | Экономические основы деятельности фирм. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
21 | Условия создания успешного бизнеса. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
22 | Формирование семейного бюджета. Доходы и расходы | работа с источниками, составление таблиц, планов |
23 | Инфляция и семейная экономика. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ (9 часов) |
24 | Макроэкономические и микроэкономические процессы | работа с источниками, составление таблиц, планов |
25 | Макроэкономические и микроэкономические процессы | работа с источниками, составление таблиц, планов |
26 | Налоги как источник доходов государства. Виды налогов. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
27 | Государственный бюджет. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
28 | Экономический рост. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
29 | Экономические проблемы человечества. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
30 | Международная торговля и ее влияние на экономику страны. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
31 | Валютный рынок и конвертируемость валют. | работа с источниками, составление таблиц, планов |
32 | Экономическое устройство России на рубеже XX – XXI веков | работа с источниками, составление таблиц, планов |
33 | Контрольно - обобщающий урок по всему курсу. | решение тестовых заданий |
34 | Подготовка к ЕГЭ. | решение тестовых заданий |
УМК ПО ЭКОНОМИКЕ
Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2015.
Липсиц И. В. Экономика. В 2-х книгах: Учебник для 10—11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2015
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. В 2-х книгах. — М.: Вита-Пресс, 2016.
Савицкая Е. В. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов. — М.: Вита-Пресс, 2015.