СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Анализ текста. Теория и практика». 10 КЛАСС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс для 10 класса "Анализ текста. Теория и практика" на 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Анализ текста. Теория и практика». 10 КЛАСС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области





Рассмотрена на заседании Согласована

МГ учителей - словесников зам. директора по УВР

от ___________2017 г. _______/ Стоянова О.Ф

Протокол №____ от ____________ 2017 г.

Руководитель МГ

________/Шуличенко О. И./





Принята Утверждаю

на педагогическом Директор школы

совете от ________2017 г. ___________ /Иванов Е.А./

Протокол №____ Приказ от ___________2017 г.

№ ______




Рабочая программа

элективного курса

«Анализ текста. Теория и практика».

10 КЛАСС



Учитель:

Шуличенко Ольга Ивановна


с. Свердликово

2019 г.






Пояснительная записка

Данная программа элективного курса по русскому языку составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку;

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку/ Сборник нормативных документов: Русский язык: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по русскому языку. – М: Дрофа, 2014г.

  • Учебный план школы на 2019 – 2020 г.

  • Основанием для составления явилась авторская программа. Русский язык. Элективный курс для 10 класса «Анализ текста. Теория и практика». Под редакцией Л.Д. Беднарской. Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.


Рабочая программа ориентирована на УМК:


  1. Комплексный анализ текста. 10 – 11 классы: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений: /А. Б. Малюшкин. М.: ТЦ Сфера, 2016.

  2. Работаем над текстом / Т. Е. Тимошенко. - 2- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

  3. Козловская Н. В., Сивакова Ю. Н. Русский язык: анализ текста. – СПб.: «САГА»; «Азбука-классика», 2012.

Согласно УП школы на изучение элективного курса по русскому языку в 10 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно – методическая функция позволяет всем участникам процесса получить преставление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного элективного курса.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цель курса – ознакомить обучающихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление обучающихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы.

Эта цель обусловливают следующие задачи:

  • Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.

  • Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.

  • Организовать практическую деятельность обучающихся, развивающую их творческие способности.

  • Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению обучающимися различными видами речевой деятельности.

  • Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста,

  • Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.

  • Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Принципы, на которых базируется программа:


- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Текст - понятие, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что нужно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Курс « Анализ текста. Теория и практика» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие обучающихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и обучающихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам русского языка.

В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности обучающихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности: 1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.

Важнейшим компонентом методической системы являются методы и формы обучения.

Для достижения поставленных задач выбраны разнообразные формы организации образовательного процесса:

Индивидуальная, парная, групповая.

В образовательном процессе используются следующие типы уроков:

Урок изучения нового материала;

Урок закрепления знаний;

Повторительно- обобщающий урок;

Урок-практикум;

Урок - контрольная работа;

Комбинированный урок.

Применяются разнообразные формы организации уроков русского языка:

  • тест;

  • лекция;

  • сочинение;

  • работа в формате ЕГЭ;

  • письменный ответ на вопрос.

Эффективно внедрение уроков с мультимедийным сопровождением.

Для организации разнообразных форм образовательного процесса в программе используются следующие технологии обучения:

  • дифференцированное и проблемное обучение;

  • индивидуальное обучение;

личностно - ориентированное;

  • развитие критического мышления через чтение и письмо;

  • ИКТ

Основными формами контроля знаний и умений являются:

  • Текущий контроль( контроль знаний на уроках и по окончании изучения темы);

  • Промежуточный контроль( промежуточная аттестация, контрольные работы по итогам полугодий);

  • Итоговый контроль ( годовая контрольная работа, ЕГЭ).

Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по русскому языку являются устный опрос, письменные и тестовые работы.

К письменным формам контроля относятся: словарные диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, изложения и сочинения.

Основными видами контроля являются: фронтальный устный опрос, дифференцированные письменные работы, самостоятельные работы.









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия;


уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).










Содержание

.

Наименование раздела

Требования к уровню подготовки

Понятие о тексте.


Способы выражения темы.


Заглавие.


Начало и конец текста.


Начало и конец текста.


Знать:

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;

  • функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы.


Уметь:

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества;

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;

  • анализировать структуру и языковые особенности текста.


Синтаксис текста.


Предложения в составе текста.


Количество и характер предложений в тексте.


Способы связи предложений в тексте.


Средства связи смысловых частей текста.


Лексические средства связи.


Местоимения и союзы в связующей функции.


Именительный представления.


Парцеллированные конструкции.


Знать:

  • способы связи предложений в тексте;

  • средства связи смысловых частей текста;

  • лексические средства связи.

  • анализировать структуру и языковые особенности текста.


Уметь:

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план).

Понятие о типах речи. Повествование.

Языковые средства выражения повествования.


Описание. Языковые средства выражения описания.


Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.


Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе.


Тексты разных стилей.

Языковое наполнение публицистического и научного стилей.


Подведение итогов курса.

Резервный урок.


Знать:

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;

  • функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы.


Уметь:

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

















Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Лекции

Практика

Формы контроля

Виды контроля

1-2

Понятие о тексте.

2

1

1

Творческая работа

Текущий

3

Способы выражения темы.

1


1

Самостоятельная работа

Текущий

4-5

Заглавие.

2

1

1

Творческая работа

Тематический.

6-7

Начало и конец текста.

2

2




8-9

Начало и конец текста.

2


2

Творческая работа

Текущий

10-11

Ключевые(опорные) слова.

2

1

1

Творческая работа

Текущий

12-13

Синтаксис текста. Предложения в составе текста.

2

1

1

Самостоятельная работа

Тематический

14-15

Количество и характер предложений в тексте.

2

1

1

Самостоятельная работа

Текущий

16-17

Способы связи предложений в тексте.

2

1

1

Самостоятельная работа


18-19

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи.

2

1

1

Самостоятельная работа

Тематический

20

Местоимения и союзы в связующей функции.

1

1




21

Именительный представления.

1

1


Самостоятельная работа

Текущий

22

Парцеллированные конструкции.

1

1


Самостоятельная работа

Тематический

23

Понятие о типах речи. Повествование.

1


1

Творческая работа

Тематический

24

Языковые средства выражения повествования.

1


1

Самостоятельная работа

Текущий

25-26

Описание. Языковые средства выражения описания.

2

1

1

Творческая работа

Текущий

27-28

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

2

1

1

Творческая работа

Текущий

29-30

Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе.

2

1

1

Самостоятельная работа

Текущий

31-32

Тексты разных стилей.

2

1

1

Самостоятельная работа

Текущий

33-34

Языковое наполнение публицистического и научного стилей. Подведение итогов курса.

2

1

1

Самостоятельная работа

Текущий

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата проведения

Дата фактического проведения

1

Понятие о тексте.



2

Понятие о тексте.



3

Способы выражения темы.



4

Заглавие.



5

Заглавие.



6

Начало и конец текста.



7

Начало и конец текста.



8

Начало и конец текста.



9

Начало и конец текста.



10

Ключевые (опорные) слова.



11

Ключевые (опорные) слова.



12


Синтаксис текста. Предложения в составе текста.



13

Синтаксис текста. Предложения в составе текста.



14

Количество и характер предложений в тексте.



15

Количество и характер предложений в тексте



16

Способы связи предложений в тексте.



17

Способы связи предложений в тексте.



18

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи.



19

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи.



20

Местоимения и союзы в связующей функции.



21

Именительный представления.



22

Парцеллированные конструкции.



23

Понятие о типах речи. Повествование.



24

Языковые средства выражения повествования.



25

Описание. Языковые средства выражения описания.



26

Описание. Языковые средства выражения описания.



27

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.



28

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.



29

Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе.



30

Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе.



31

Тексты разных стилей.



32

Тексты разных стилей.



33

Языковое наполнение публицистического и научного стилей.



34

Подведение итогов курса.





























Ресурсное обеспечение рабочей программы

Для учителя:

  1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - Томск, 2011.

  2. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2013.

  3. Беднарская Л.Д. Программа элективного курса “Анализ текста. Теория и практика”. - Журнал “Русский язык в школе” , 2014, №3.

  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. кл., Москва. ВАКО, 2014.

  5. Жданко С.Д. Русская словесность. - Нижнекамск, 2015.

Для обучающихся:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык, 10-11 кл..Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля” - Москва, 2014.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.

  3. Сборник с контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

  4. А. Александров, Б. Александрова “Стилистический анализ текста”.