СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Исследование математических моделей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов. Рассчитан на 17 часов в год. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Исследование математических моделей"»

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская школа-интернат»

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей

протокол №1 от

29.08.2016г.

«СОГЛАСОВАНО»

на МС

Протокол №1

29.08.2016г.

«ПРИНЯТО»

на педагогическом Совете

Протокол №1 от 30.08.2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор О.С.Паршина

Приказ №263-ОД 30.08.2016г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Исследование математических моделей»

по математике для 9 класса

2016-2017 учебный год





Автор – составитель

Д.Н.Муравлёв,

учитель математики,

первая квалификационная категория













город Жердевка

2016 год

Пояснительная записка


Предлагаемый курс «Исследование математических моделей» направлен на то, чтобы вооружить желающих, дополнительными знаниями по построению математических моделей в динамической среде GeoGebra.

Данная среда является свободно распространяемой и доступна для использования, как учителем, так и учащимися всех уровней образования при различных формах проведения занятий и при различной компьютерной оснащенности учебного класса. Среда включает в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику.

Метод визуализации основан на одном из основных дидактических принципов — принципе наглядности. Впервые наглядность как принцип обучения ввел в теорию и практику обучения Я. А. Коменский. По его мнению, наглядность является источником накопления знаний. Его последователь, Песталоцци, считал наглядность ещё и средством развития способностей и духовных сил ребенка. Русский педагог К. Д. Ушинский доказал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей школьного возраста.

Большая часть людей, в том числе и школьники, запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. А если информация будет сопровождаться и аудио- и видеофрагментами, то запоминаемость материала повышается до 40–50 %.

Благодаря ИКТ-технологиям информацию можно представить в различным формах и тем самым сделать процесс обучения более эффективным.

Программа «GeoGebra» — это хороший инструмент для визуализации решения различного рода задач не только геометрии, но и алгебры, с помощью которого можно повысить интерес к изучаемому предмету у слабо успевающих учащихся. повысить уровень самооценки, развить навыки самоконтроля, побудить к открытию и изучению нового в сфере информационных технологий, желанию поделиться с товарищами своими знаниями.


Цели курса:

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию таких качеств мышления, которые необходимы человеку для жизни в современном обществе и решению практических задач;

  • способствовать развитию математических способностей, логического мышления, творчества, алгоритмической культуры, интуиции для самостоятельной деятельности в области математики;

  • повысить интерес школьников к предмету математика.


Задачи курса:

  • научить создавать математические модели реальных ситуаций;

  • сформировать умения работать с составленными моделями;

  • развить и укрепить межпредметные связи;

  • сформировать независимость, гибкость и критичность мышления.


Элективный курс построен на принципах: практической направленности и дифференцированного подхода, а также использования новых педагогических и информационных технологий в обучении.


Программа элективного курса «Исследование математических моделей» разработана с учетом:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.

  • Примерной программы основного общего образования - М.: Просвещение, 2010.

  • Основной образовательной программы ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат»,

  • Учебного плана ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат» на 2016 -2017 учебный год;

  • Положения о рабочей программе.


Программа предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на 17 часов в год.

Учебный процесс элективного курса предусматривает следующие методы и формы работы:

  • изложение нового материала учителем в форме лекции;

  • дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;

  • самостоятельная работа с учебной литературой;

  • индивидуальные консультации.



Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса



Предметные результаты:

  • умение публично презентовать свои работы для различной аудитории: сверстники, родители, педагоги;

  • умение работать в среде GeoGebra

  • умение демонстрировать сформированные умения и навыки работы в среде GeoGebra;

  • умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, используемые в компьютерной математической среде при создании и редактировании графических объектов;

  • умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, самостоятельно использовать инструменты для создания 3D-анимации;

Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.



Содержание программы (17 часов)



Основы среды Geogebra (1 час)

Интерфейс программы GeoGebra. Основы использования GeoGebra. Основные элементы программы GeoGebra: главное меню, панель инструментов, панель объектов, область графического представления, строка ввода.



Алгебраические модели в среде GeoGebra (8 часов)

Изучение параметров квадратного трехчлена. Параметры линейного уравнения. Представление абсолютной величины. Решение уравнений, содержащих модуль. Изучение многочленов. Функция. Графическое решение уравнений. Графическое решение систем уравнений. Решение уравнений с параметрами. Пучок параллельных прямых. Пучок пересекающихся прямых. Семейство кривых.



Геометрические модели в среде GeoGebra (8 часов)

Создание чертежей в GeoGebra. Построение прямоугольника. Построение равностороннего, равнобедренного треугольника. Построение квадрата. Построение правильных шестиугольников. Построение окружности вписанной в треугольник. Построение описанной окружности. Построение касательных к окружности. Построение пространственных фигур: параллелепипед, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера.





Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Виды деятельности

обучающихся.


Требовании к уровню подготовки обучающихся по ФГОС (УУД)

Дата проведения

план

факт


1

Знакомство с интерфейсом динамической среды GeoGebra

Планировать решение задачи.

Объяснять выбор действий для решения задач.

Действовать по заданному и самостоятельно поставленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).


Личностные УУД:

мотивация к учебной деятельности и личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Регулятивные УУД:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Познавательные УУД:

применять алгоритмы при решении математических задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач.

Предметные УУД:

уметь создавать несложные изображения с помощью инструментов редактора;

развить представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией



Алгебраические модели в среде GeoGebra (8 часов)

2

Изучение параметров квадратного трехчлена. Параметры линейного уравнения.

Выполнять запись способами доступными в математической среде GeoGebra.

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи.

Объяснять выбор действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Выбирать самостоятельно способ решения задач.

Использовать элементы программы в ходе решения задачи.

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).

Личностные УУД:

овладение общим представлением о рациональной организации мыслительной деятельности

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем, классом находить рациональный способ решения учебной
задачи

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности

Познавательные УУД:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Предметные УУД:

Умение исследовать квадратный многочлен; решать уравнения с модулем или с параметром; решать уравнения и системы уравнений графическим способом в среде GeoGebra



3

Представление абсолютной величины.



4

Решение уравнений, содержащих модуль.



5

Изучение многочленов.



6

Функция.



7

Графическое решение уравнений. Графическое решение систем уравнений.



8

Решение уравнений с параметрами.



9

Пучок параллельных прямых. Пучок пересекающихся прямых. Семейство кривых.




Геометрические модели в среде GeoGebra (8 часов)

10

Создание чертежей в GeoGebra.


Моделировать разнообразные ситуации расположения геометрических объектов в пространстве и на плоскости.

Изображать геометрические фигуры в динамической среде

Выполнять построение геометрических фигур в среде GeoGebra

Объяснять выбор действий для решения.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера..

Личностные УУД:

готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; развивать познавательный интерес к математической науке

Регулятивные УУД:

контролирование своей деятельности по ходу выполнения учебно-практических задач

Коммуникативные УУД:

осуществление «диалога с автором», сотрудничество

Познавательные УУД:

овладение общими приемами решения практических задач

Предметные УУД:

овладение умениями решать практические задачи по геометрии



11

Построение прямоугольника.



12

Построение равностороннего, равнобедренного треугольника.



13

Построение квадрата. Построение правильных шестиугольников.



14

Построение окружности вписанной в треугольник.



15

Построение описанной окружности.



16

Построение касательных к окружности.



17

Построение пространственных фигур: параллелепипед, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Список литературы для учащихся

  1. Ларин С.В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики: учеб. пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015. 192 с.

  2. Алышова Н. С. Использование программы Geogebra на уроках математики. [Электронный ресурс].

  3. Официальный сайт программы GeoGebra [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.geogebra.org

  4. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ . Кадомцев и др. 18-е изд. М : Просвещение, 2016.


Список литературы для учителя

1. Анциферова, А.В. Системы динамической геометрии как средство развития познавательного интереса школьников / А.В. Анциферова // Информационные технологии в математике и математическом образовании. Материалы II Всероссийской научно-методической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 295-298.

2. Безумова, О.Л. Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra: учебно-методическое пособие [Текст] / О.Л. Безумова. – Архангельск: Издательство «КИРА», 2011. – 140 с.

3. Зиатдинов, Р.А. О возможностях использования интерактивной геометрической среды Geogebra 3.0 в учебном процессе // Материалы 10-й Международной конференции «Системы компьютерной математики и их приложения» (СКМП 2009), СмолГУ, Смоленск, 2009. C. 39-40.

4. Кошева, Д.П. Информационные технологии визуализации учебной информации / Д.П. Кошева, Н.В. Дербак // Педагогическое образование на Алтае. – 2016. – № 1. – С. 50- 56.

5. Обучение математике с использованием возможностей GeoGebra [Текст] // Шабанова М.В., Безумова О.Л., Ерилова Е.Н., Котова С.Н., Ларин С.В., Овчинникова Р.П., Патронова Н.Н., Павлова М.А., Томилова А.Е., Троицкая О.Н., Форкунова Л.В., Ширикова Т.С. – М.: Издательство Перо, 2013 – 128 с.

6. Официальный сайт программы GeoGebra [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.geogebra.org (дата обращения: 20.01.17)

Технические средства обучения

  • Компьютерный класс.

  • Мультимедийный проектор, экран, колонки акустические.

  • Интерактивная доска