Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО» на МО учителей протокол №1 от 29.08.2016г. | «СОГЛАСОВАНО» на МС Протокол №1 29.08.2016г. | «ПРИНЯТО» на педагогическом Совете Протокол №1 от 30.08.2016г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор О.С.Паршина Приказ №263-ОД 30.08.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Исследование математических моделей»
по математике для 9 класса
2016-2017 учебный год
Автор – составитель
Д.Н.Муравлёв,
учитель математики,
первая квалификационная категория
город Жердевка
2016 год
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Исследование математических моделей» направлен на то, чтобы вооружить желающих, дополнительными знаниями по построению математических моделей в динамической среде GeoGebra.
Данная среда является свободно распространяемой и доступна для использования, как учителем, так и учащимися всех уровней образования при различных формах проведения занятий и при различной компьютерной оснащенности учебного класса. Среда включает в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику.
Метод визуализации основан на одном из основных дидактических принципов — принципе наглядности. Впервые наглядность как принцип обучения ввел в теорию и практику обучения Я. А. Коменский. По его мнению, наглядность является источником накопления знаний. Его последователь, Песталоцци, считал наглядность ещё и средством развития способностей и духовных сил ребенка. Русский педагог К. Д. Ушинский доказал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей школьного возраста.
Большая часть людей, в том числе и школьники, запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. А если информация будет сопровождаться и аудио- и видеофрагментами, то запоминаемость материала повышается до 40–50 %.
Благодаря ИКТ-технологиям информацию можно представить в различным формах и тем самым сделать процесс обучения более эффективным.
Программа «GeoGebra» — это хороший инструмент для визуализации решения различного рода задач не только геометрии, но и алгебры, с помощью которого можно повысить интерес к изучаемому предмету у слабо успевающих учащихся. повысить уровень самооценки, развить навыки самоконтроля, побудить к открытию и изучению нового в сфере информационных технологий, желанию поделиться с товарищами своими знаниями.
Цели курса:
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию таких качеств мышления, которые необходимы человеку для жизни в современном обществе и решению практических задач;
способствовать развитию математических способностей, логического мышления, творчества, алгоритмической культуры, интуиции для самостоятельной деятельности в области математики;
повысить интерес школьников к предмету математика.
Задачи курса:
научить создавать математические модели реальных ситуаций;
сформировать умения работать с составленными моделями;
развить и укрепить межпредметные связи;
сформировать независимость, гибкость и критичность мышления.
Элективный курс построен на принципах: практической направленности и дифференцированного подхода, а также использования новых педагогических и информационных технологий в обучении.
Программа элективного курса «Исследование математических моделей» разработана с учетом:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.
Примерной программы основного общего образования - М.: Просвещение, 2010.
Основной образовательной программы ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат»,
Учебного плана ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат» на 2016 -2017 учебный год;
Положения о рабочей программе.
Программа предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на 17 часов в год.
Учебный процесс элективного курса предусматривает следующие методы и формы работы:
изложение нового материала учителем в форме лекции;
дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;
самостоятельная работа с учебной литературой;
индивидуальные консультации.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса
Предметные результаты:
умение публично презентовать свои работы для различной аудитории: сверстники, родители, педагоги;
умение работать в среде GeoGebra
умение демонстрировать сформированные умения и навыки работы в среде GeoGebra;
умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, используемые в компьютерной математической среде при создании и редактировании графических объектов;
умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, самостоятельно использовать инструменты для создания 3D-анимации;
Личностные результаты
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Содержание программы (17 часов)
Основы среды Geogebra (1 час)
Интерфейс программы GeoGebra. Основы использования GeoGebra. Основные элементы программы GeoGebra: главное меню, панель инструментов, панель объектов, область графического представления, строка ввода.
Алгебраические модели в среде GeoGebra (8 часов)
Изучение параметров квадратного трехчлена. Параметры линейного уравнения. Представление абсолютной величины. Решение уравнений, содержащих модуль. Изучение многочленов. Функция. Графическое решение уравнений. Графическое решение систем уравнений. Решение уравнений с параметрами. Пучок параллельных прямых. Пучок пересекающихся прямых. Семейство кривых.
Геометрические модели в среде GeoGebra (8 часов)
Создание чертежей в GeoGebra. Построение прямоугольника. Построение равностороннего, равнобедренного треугольника. Построение квадрата. Построение правильных шестиугольников. Построение окружности вписанной в треугольник. Построение описанной окружности. Построение касательных к окружности. Построение пространственных фигур: параллелепипед, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Виды деятельности обучающихся. | Требовании к уровню подготовки обучающихся по ФГОС (УУД) | Дата проведения |
план | факт |
|
1 | Знакомство с интерфейсом динамической среды GeoGebra | Планировать решение задачи. Объяснять выбор действий для решения задач. Действовать по заданному и самостоятельно поставленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). | Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. Познавательные УУД: применять алгоритмы при решении математических задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач. Предметные УУД: уметь создавать несложные изображения с помощью инструментов редактора; развить представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией | | |
Алгебраические модели в среде GeoGebra (8 часов) |
2 | Изучение параметров квадратного трехчлена. Параметры линейного уравнения. | Выполнять запись способами доступными в математической среде GeoGebra. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи. Объяснять выбор действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). Выбирать самостоятельно способ решения задач. Использовать элементы программы в ходе решения задачи. Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса). | Личностные УУД: овладение общим представлением о рациональной организации мыслительной деятельности Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем, классом находить рациональный способ решения учебной задачи Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности Познавательные УУД: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Предметные УУД: Умение исследовать квадратный многочлен; решать уравнения с модулем или с параметром; решать уравнения и системы уравнений графическим способом в среде GeoGebra | | |
3 | Представление абсолютной величины. | | |
4 | Решение уравнений, содержащих модуль. | | |
5 | Изучение многочленов. | | |
6 | Функция. | | |
7 | Графическое решение уравнений. Графическое решение систем уравнений. | | |
8 | Решение уравнений с параметрами. | | |
9 | Пучок параллельных прямых. Пучок пересекающихся прямых. Семейство кривых. | | |
Геометрические модели в среде GeoGebra (8 часов) |
10 | Создание чертежей в GeoGebra. | Моделировать разнообразные ситуации расположения геометрических объектов в пространстве и на плоскости. Изображать геометрические фигуры в динамической среде Выполнять построение геометрических фигур в среде GeoGebra Объяснять выбор действий для решения. Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.. | Личностные УУД: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; развивать познавательный интерес к математической науке Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу выполнения учебно-практических задач Коммуникативные УУД: осуществление «диалога с автором», сотрудничество Познавательные УУД: овладение общими приемами решения практических задач Предметные УУД: овладение умениями решать практические задачи по геометрии | | |
11 | Построение прямоугольника. | | |
12 | Построение равностороннего, равнобедренного треугольника. | | |
13 | Построение квадрата. Построение правильных шестиугольников. | | |
14 | Построение окружности вписанной в треугольник. | | |
15 | Построение описанной окружности. | | |
16 | Построение касательных к окружности. | | |
17 | Построение пространственных фигур: параллелепипед, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Список литературы для учащихся
Ларин С.В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики: учеб. пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015. 192 с.
Алышова Н. С. Использование программы Geogebra на уроках математики. [Электронный ресурс].
Официальный сайт программы GeoGebra [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.geogebra.org
Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ . Кадомцев и др. 18-е изд. М : Просвещение, 2016.
Список литературы для учителя
1. Анциферова, А.В. Системы динамической геометрии как средство развития познавательного интереса школьников / А.В. Анциферова // Информационные технологии в математике и математическом образовании. Материалы II Всероссийской научно-методической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 295-298.
2. Безумова, О.Л. Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra: учебно-методическое пособие [Текст] / О.Л. Безумова. – Архангельск: Издательство «КИРА», 2011. – 140 с.
3. Зиатдинов, Р.А. О возможностях использования интерактивной геометрической среды Geogebra 3.0 в учебном процессе // Материалы 10-й Международной конференции «Системы компьютерной математики и их приложения» (СКМП 2009), СмолГУ, Смоленск, 2009. C. 39-40.
4. Кошева, Д.П. Информационные технологии визуализации учебной информации / Д.П. Кошева, Н.В. Дербак // Педагогическое образование на Алтае. – 2016. – № 1. – С. 50- 56.
5. Обучение математике с использованием возможностей GeoGebra [Текст] // Шабанова М.В., Безумова О.Л., Ерилова Е.Н., Котова С.Н., Ларин С.В., Овчинникова Р.П., Патронова Н.Н., Павлова М.А., Томилова А.Е., Троицкая О.Н., Форкунова Л.В., Ширикова Т.С. – М.: Издательство Перо, 2013 – 128 с.
6. Официальный сайт программы GeoGebra [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.geogebra.org (дата обращения: 20.01.17)
Технические средства обучения