Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на межпредметном МО Протокол № 1 от 28.08.2018 г. | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР ___________ /Кузнецова О.В./ 29.08.2018г. | ПРИНЯТО на педагогическом совете. Протокол № 1 от 29.08.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы ______________ /Зайцев Е.А./ Приказ № 63 от 29.08.2018 г. |
Рабочая программа элективного курса «Основы графической грамотности»
7 класс
Основное общее образование
Базовый уровень
Срок реализации – 1 год
Составитель: Добрынин Виктор Иванович
учитель технологии
первая квалификационная категория
с. Новоперуново 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г.
N 1897 (ред. от 31.12.2015)
- образовательной программы основного, общего образования МКОУ «Новоперуновская СОШ»
- положения о рабочей программе МКОУ «Новоперуновская СОШ»
- учебного плана и годового календарного учебного графика МКОУ «Новоперуновская СОШ»
Обоснование выбора элективного курса
Данный курс по выбору разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений. При составлении предлагаемого курса рассматривались, изучались и использовались различные варианты опубликованных программ по черчению, научно-методическая литература, учитывалось наличие реального учебно-методического комплекса.
Список УМК
Черчение : Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. Учреждений /А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издетельство АСТ », 2001.
Методика преподавания черчения: Пособие для учащихся пед. училищ /Под ред. В.И. Кузьменко. – М.: Просвещение, 1981.
Почему так чертят?: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988.
Место предмета в учебном плане
Согласно годовому календарному учебному графику предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану на элективный курс в 7 классе выделен 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Содержание тем учебного предмета
Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа – 1час.
Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа, правила их использования, подготовка инструмента к использованию. Компьютерные программы для черчения.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур – 1 час.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и треугольника, рейсшины, простейших геометрических фигур с помощью инструментов.
Геометрические фигуры и тела, существенные признаки – 3 часа.
Геометрические фигуры и тела, существенные признаки, использование знаний при проецировании.
Линии чертежа – 2 часа.
Способы получения различных линий, их назначение.
Шрифты – 2 часа.
Чертёжные шрифты, их написание.
Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа – 5 часов.
Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа.
Масштабы – 1 час.
Определение масштабов изображения. Использование масштабов в черчении.
Проецирование на одну плоскость. Порядок выполнения чертежа плоской детали – 2 часа.
Проецирование на одну плоскость. Порядок выполнения чертежа плоской детали. Расположение видов на чертеже.
Графические работы "Чертеж плоской детали" - 9 часов.
Выполнение графических работ.
Сопряжения – 1 час.
Что такое сопряжения. Порядок построения сопряжений.
Выполнение простейших сопряжений – 5 часов.
Выполнение простейших сопряжений на чертежах.
Творческие графические работы на повторение пройденного материала – 3 часа.
Творческие графические работы на повторение пройденного материала.
Поурочно-тематическое планирование.
№ уроков | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Из них практика |
1 | Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. | 1 | |
2 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур. | 1 | 1 |
3-5 | Геометрические фигуры и тела, существенные признаки. | 3 | 2 |
6-7 | Линии чертежа. | 2 | 1 |
8-9 | Шрифты. | 2 | 1 |
10-14 | Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа. | 5 | 4 |
15 | Масштабы. | 1 | |
16-17 | Проецирование на одну плоскость. Порядок выполнения чертежа плоской детали. | 2 | 1 |
18-26 | Графические работы "Чертеж плоской детали". | 9 | 8 |
27 | Сопряжения. | 1 | |
28-32 | Выполнение простейших сопряжений. | 5 | 5 |
33-35 | Творческие графические работы на повторение пройденного материала. | 3 | 3 |
| Итого за год: | 35 | 25 |
Лист фиксирования изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |