СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Краевед"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному селу, к школе.  При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов обществознания, истории, географии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Краевед"»














Рабочая программа

Факультативного курса

«Краевед»




Ступень обучения:6-8 классы





Автор: учитель истории Данилова О.Н.

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному селу, к школе. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов обществознания, истории, географии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5-8 классов.

Направленность программы данного курса по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — факультативной; по времени реализации — 3 года..

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный (лекции),

-метод демонстрации (использование схем, карт ),

-наглядный (посещение экспозиций, выставок музея, просмотр книг,

фотографий) ;

-поисковый- сбор информации по заданной теме.

-исследовательский метод- изучение документальных и вещественных предметов для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности)

Программа реализуется в следующих формах работы:

Урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, урок беседа с элементами творческо-поисковых заданий, урок-игра, практическое занятие, музейные уроки.

В процессе работы учитываются следующие моменты:

-заинтересованность обучающихся - форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;

- желание - работают все, кто как может, а если что-то не получается, возможна замена заданий.

- возрастные особенности -материал по сложности доступен для понимания, поисково-творческий подход.

Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета

0,5 часа в неделю (51 ч.).


  1. Планируемые результаты :

Предметные результаты:

Ученик научится определять:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, города;

  • традиции русского народа;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;


Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.


Метапредметные результаты:

Ученик научится:

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Ученик получит возможность для формирования:

  • любви к людям и природе;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.


  1. Содержание программы.

Я и моя малая Родина.

Что изучает краеведение? История Шумячского района Смоленской области. История д.Балахоновка. Экскурсия в районный краеведческий музей. Народные традиции, праздники и обряды. Памятники зодчества на территории Шумячского района (храмы).Исторические памятники Шумячского района. Символика Шумячского района. Достопримечательности нашей деревни. «Люди, на которых я равняюсь». Известные люди Шумячского района. Шумячский район в годы Великой Отечественной войны. Героизм наших земляков на фронтах войны. Уроженцы Шумячского района - Герои Советского Союза. Вклад местных жителей в победу над врагом. Оформление и защита творческих работ по теме «Моя малая родина». Подведение итогов.

Край Смоленский.

Смоленская область в древности. Смоленская область в составе древнерусского государства. Заочная экскурсия по древнему Смоленску. Смоленск и Речь Посполитая. Смоленская область в период образования и укрепления Российского государства. Смоленск и Отечественная война 1812 г. Смоленск – центр губернии. Памятники архитектуры города Смоленска. Исторические памятники Смоленской области. Храмы г.Смоленска. Успенский собор. Ученые-краеведы Смоленской области. Знаменитые люди Смоленской области. Наш современный областной центр. Защита творческих работ по теме «Край Смоленский». Подведение итогов.

Люби и знай свой край.


Вклад смолян в культуру России. Выдающиеся земляки: Н.В.Рыленков А.Т.Твардовский, М.Исаковский. Выдающиеся земляки: М.И.Глинка,П.Нахимов. Ю.А.Гагарин - уроженец Смоленской области. Выдающиеся земляки: путешественник Н. Пржевальский. Литературный Смоленск: Айзек Азимов и А.Беляев. Великая Отечественная война в жизни и творчестве Смоленских писателей. История изразцового дела на Смоленщине. Фленово. Смоленская кухня. Свадебные обряды на Смоленщине. История Смоленской частушки. Народный костюм на Смоленщине. Экскурсия в районный краеведческий музей. Смоленские обрядовые песни. История Смоленского рушника. Защита творческих работ по теме «Люби и знай свой край». Подведение итогов.

  1. Тематическое планирование – 51 час.


№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов


1-ый год обучения



1.

Я и моя малая родина .

Что изучает краеведение?

1

2.

История Шумячского района Смоленской области.

1

3.

История д. Балахоновка.

1

4.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

1

5.

Народные традиции, праздники и обряды.

1

6.

Памятники зодчества на территории Шумячского района (храмы).

1

7.

Исторические памятники Шумячского района.

1

8.

Символика Шумячского района.

1

9.

Достопримечательности нашей деревни.

1

10.

«Люди, на которых я равняюсь». Известные люди Шумячского района.

1

11.

Шумячский район в годы Великой Отечественной войны.

1

12.

Героизм наших земляков на фронтах войны.

1

13.

Уроженцы Шумячского района- Герои Советского Союза.

1

14.

Вклад местных жителей в победу над врагом.

1

15-16

Оформление и защита творческих работ по теме «Моя малая родина».

2

17.

Подведение итогов.

1


Итого

17 часов


2-ой год обучения


1.

Край Смоленский.

Смоленская область в древности.

1

2.

Смоленская область в составе древнерусского государства.

1

3.

Заочная экскурсия по древнему Смоленску.

1

4.

Смоленск и Речь Посполитая.

1

5.

Смоленская область в период образования и укрепления Российского государства.

1

6.

Развитие Смоленской области в XVIII вв.

1

7.

Смоленск и Отечественная война 1812 г.

1

8.

Смоленск – центр губернии.

1

9.

Памятники архитектуры города Смоленска.

1

10.

Исторические памятники Смоленской области.

1

11.

Храмы г.Смоленска. Успенский собор.

1

12.

Ученые-краеведы Смоленской области.

1

13.

Знаменитые люди Смоленской области.

1

14.

Наш современный областной центр.

1

15.-16

Защита творческих работ по теме «Край Смоленский».

2

17

Подведение итогов.

1


Итого

17 часов


3-ий год обучения


1.

Люби и знай свой край.

Вклад смолян в культуру России.

1

2.

Выдающиеся земляки: Н.В.Рыленков А.Т.Твардовский, М.Исаковский.

1

3.

Выдающиеся земляки: М.И.Глинка,П.Нахимов.

1

4.

Ю.А.Гагарин - уроженец Смоленской области.

1

5.

Выдающиеся земляки: путешественник Н. Пржевальский.

1

6.

Литературный Смоленск: Айзек Азимов и А.Беляев.

1

7.

Великая Отечественная война в жизни и творчестве Смоленских писателей.

1

8.

История изразцового дела на Смоленщине. Фленово.

1

9.

Смоленская кухня.

1

10.

Свадебные обряды на Смоленщине.

1

11.

История Смоленской частушки.

1

12.

Народный костюм на Смоленщине. Экскурсия в районный краеведческий музей.

1

13.

Смоленские обрядовые песни.

1

14.

История Смоленского рушника.

1

15.-16

Защита творческих работ по теме «Люби и знай свой край».

2

17.

Подведение итогов.

1


Итого

17 часов


Весь курс

51 час