Рабочая программа
Факультативного курса
«Краевед»
Ступень обучения:6-8 классы
Автор: учитель истории Данилова О.Н.
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному селу, к школе. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов обществознания, истории, географии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5-8 классов.
Направленность программы данного курса по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — факультативной; по времени реализации — 3 года..
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный (лекции),
-метод демонстрации (использование схем, карт ),
-наглядный (посещение экспозиций, выставок музея, просмотр книг,
фотографий) ;
-поисковый- сбор информации по заданной теме.
-исследовательский метод- изучение документальных и вещественных предметов для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности)
Программа реализуется в следующих формах работы:
Урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, урок беседа с элементами творческо-поисковых заданий, урок-игра, практическое занятие, музейные уроки.
В процессе работы учитываются следующие моменты:
-заинтересованность обучающихся - форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;
- желание - работают все, кто как может, а если что-то не получается, возможна замена заданий.
- возрастные особенности -материал по сложности доступен для понимания, поисково-творческий подход.
Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета
0,5 часа в неделю (51 ч.).
Планируемые результаты :
Предметные результаты:
Ученик научится определять:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, города;
традиции русского народа;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ученик получит возможность для формирования:
любви к людям и природе;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.
Содержание программы.
Я и моя малая Родина.
Что изучает краеведение? История Шумячского района Смоленской области. История д.Балахоновка. Экскурсия в районный краеведческий музей. Народные традиции, праздники и обряды. Памятники зодчества на территории Шумячского района (храмы).Исторические памятники Шумячского района. Символика Шумячского района. Достопримечательности нашей деревни. «Люди, на которых я равняюсь». Известные люди Шумячского района. Шумячский район в годы Великой Отечественной войны. Героизм наших земляков на фронтах войны. Уроженцы Шумячского района - Герои Советского Союза. Вклад местных жителей в победу над врагом. Оформление и защита творческих работ по теме «Моя малая родина». Подведение итогов.
Край Смоленский.
Смоленская область в древности. Смоленская область в составе древнерусского государства. Заочная экскурсия по древнему Смоленску. Смоленск и Речь Посполитая. Смоленская область в период образования и укрепления Российского государства. Смоленск и Отечественная война 1812 г. Смоленск – центр губернии. Памятники архитектуры города Смоленска. Исторические памятники Смоленской области. Храмы г.Смоленска. Успенский собор. Ученые-краеведы Смоленской области. Знаменитые люди Смоленской области. Наш современный областной центр. Защита творческих работ по теме «Край Смоленский». Подведение итогов.
Люби и знай свой край.
Вклад смолян в культуру России. Выдающиеся земляки: Н.В.Рыленков А.Т.Твардовский, М.Исаковский. Выдающиеся земляки: М.И.Глинка,П.Нахимов. Ю.А.Гагарин - уроженец Смоленской области. Выдающиеся земляки: путешественник Н. Пржевальский. Литературный Смоленск: Айзек Азимов и А.Беляев. Великая Отечественная война в жизни и творчестве Смоленских писателей. История изразцового дела на Смоленщине. Фленово. Смоленская кухня. Свадебные обряды на Смоленщине. История Смоленской частушки. Народный костюм на Смоленщине. Экскурсия в районный краеведческий музей. Смоленские обрядовые песни. История Смоленского рушника. Защита творческих работ по теме «Люби и знай свой край». Подведение итогов.
Тематическое планирование – 51 час.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
| 1-ый год обучения | |
1. | Я и моя малая родина . Что изучает краеведение? | 1 |
2. | История Шумячского района Смоленской области. | 1 |
3. | История д. Балахоновка. | 1 |
4. | Экскурсия в районный краеведческий музей. | 1 |
5. | Народные традиции, праздники и обряды. | 1 |
6. | Памятники зодчества на территории Шумячского района (храмы). | 1 |
7. | Исторические памятники Шумячского района. | 1 |
8. | Символика Шумячского района. | 1 |
9. | Достопримечательности нашей деревни. | 1 |
10. | «Люди, на которых я равняюсь». Известные люди Шумячского района. | 1 |
11. | Шумячский район в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
12. | Героизм наших земляков на фронтах войны. | 1 |
13. | Уроженцы Шумячского района- Герои Советского Союза. | 1 |
14. | Вклад местных жителей в победу над врагом. | 1 |
15-16 | Оформление и защита творческих работ по теме «Моя малая родина». | 2 |
17. | Подведение итогов. | 1 |
| Итого | 17 часов |
| 2-ой год обучения | |
1. | Край Смоленский. Смоленская область в древности. | 1 |
2. | Смоленская область в составе древнерусского государства. | 1 |
3. | Заочная экскурсия по древнему Смоленску. | 1 |
4. | Смоленск и Речь Посполитая. | 1 |
5. | Смоленская область в период образования и укрепления Российского государства. | 1 |
6. | Развитие Смоленской области в XVIII вв. | 1 |
7. | Смоленск и Отечественная война 1812 г. | 1 |
8. | Смоленск – центр губернии. | 1 |
9. | Памятники архитектуры города Смоленска. | 1 |
10. | Исторические памятники Смоленской области. | 1 |
11. | Храмы г.Смоленска. Успенский собор. | 1 |
12. | Ученые-краеведы Смоленской области. | 1 |
13. | Знаменитые люди Смоленской области. | 1 |
14. | Наш современный областной центр. | 1 |
15.-16 | Защита творческих работ по теме «Край Смоленский». | 2 |
17 | Подведение итогов. | 1 |
| Итого | 17 часов |
| 3-ий год обучения | |
1. | Люби и знай свой край. Вклад смолян в культуру России. | 1 |
2. | Выдающиеся земляки: Н.В.Рыленков А.Т.Твардовский, М.Исаковский. | 1 |
3. | Выдающиеся земляки: М.И.Глинка,П.Нахимов. | 1 |
4. | Ю.А.Гагарин - уроженец Смоленской области. | 1 |
5. | Выдающиеся земляки: путешественник Н. Пржевальский. | 1 |
6. | Литературный Смоленск: Айзек Азимов и А.Беляев. | 1 |
7. | Великая Отечественная война в жизни и творчестве Смоленских писателей. | 1 |
8. | История изразцового дела на Смоленщине. Фленово. | 1 |
9. | Смоленская кухня. | 1 |
10. | Свадебные обряды на Смоленщине. | 1 |
11. | История Смоленской частушки. | 1 |
12. | Народный костюм на Смоленщине. Экскурсия в районный краеведческий музей. | 1 |
13. | Смоленские обрядовые песни. | 1 |
14. | История Смоленского рушника. | 1 |
15.-16 | Защита творческих работ по теме «Люби и знай свой край». | 2 |
17. | Подведение итогов. | 1 |
| Итого | 17 часов |
| Весь курс | 51 час |