Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пальминская основная общеобразовательная школа»
Утверждена
Приказом директора МКОУ
«Пальминская ООШ»
Приказ № __________
Рабочая программа
факультативного курса по биологии
«Лес и человек»
6 класс
Учитель:
Головина Н.В.
д. Пальмино, 2015 г
Образовательная программа факультативного курса «Лес и человек» по биологии 6 класса, на 2015 – 2016 учебный год. 1 час в неделю – 35 часов за год.
Цели и задачи программы:
Познакомить учащихся с главными проблемами экологии, в том числе экологии взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы, значение охраны природы;
Сформировать экологические знания и воспитание культуры взаимоотношений Человека с Природой;
Развивать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся;
Выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт;
Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
Учить любой диалог вести этически корректно.
Содержание программы поможет:
Узнать, что изучает экология и как происходило ее становление;
Узнать, как устроены и как функционируют экологические системы, каким законам подчиняется их развитие;
Познакомиться с важнейшими типами взаимоотношений между популяциями;
Узнать о современном состоянии окружающей среды, об основных источниках загрязнения и способах охраны ее;
Узнать о влиянии загрязнения биосферы на здоровье людей, каковы адаптационные возможности человека к изменениям, происходящим в окружающей среде;
Понять, почему экология играет важную роль в современном мире и зачем необходимо знать ее основы каждому человеку.
Ожидаемый результат:
Учащихся будут иметь экологические знания, и знать правила взаимоотношений Человека с Природой;
Проявлять толерантность к различным типам взаимоотношений между популяциями;
Учащиеся будут знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека и как сохранить свое здоровье и здоровье других людей;
Данная программа позволит мне в полной мере развить интеллектуальные и творческие способности ребенка с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.
Система оценивания:
устные ответы учащихся;
контрольные работы;
защита проекта;
тесты.
Технологическая карта педагогической программы работы с учащимися
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики | На индивидуальных занятиях | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания. |
Зачем? | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний | Для создания единого образовательного пространства, для определения склонностей, возможностей и интересов ребенка |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобразованием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Творческая мастерская, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | Совместное выполнение заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях и гостиных. |
Основные формы работы с учащимися
Творческие мастерские;
Занятия исследовательской и проектной деятельностью;
Научно-практические конференции;
Интеллектуальные марафоны, олимпиады;
Предметные недели;
Система поощрительных мер для учащегося:
Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение ученика к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создании ситуации успеха, обеспечение психологического и физического здоровья, гигиены труда;
Стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей ученика в общении и деловом сотрудничестве с учителями и учениками;
Способствовать развитию творческого потенциала ученика, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Показатели эффективности работы с учащимися:
Список детей:
№ | Ф.И. ученика | Класс | Год обучения |
1 | | 6 | 2015 – 2016 |
2 | | 6 | 2015 – 2016 |
3 | | 6 | 2015 – 2016 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Программа факультативного курса по теме «Лес и человек»
Автор: Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротин.- Москва: Дрофа, 2007.
6 класс 1 час в неделю урочного времени (36 часов) и практическая часть.
Элективный курс является предпрофильной подготовкой и обобщает знания полученные школьниками при изучении биологии, географии, экологии и других предметов.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с многосторонним значением лесов, экологическими проблемами лесопользования.
Рассмотреть взаимодействия человека и леса.
Использовать приобретенные знания в решении проблемы окружающей среды и бережного отношения к лесному богатству.
Прививать любовь к лесу, его обитателям, научить понимать прекрасное.
Познакомить с профессиями, связанными с лесом и лесопользованием.
Пояснительная записка.
Леса уходят. Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы,
Лес вырубают — океан зеленый. С. Орлов.
Издавна люди использовали лес для строительства и обогрева жилища, лес давал пищу и лекарства, являлся верным и надежным помощником земледельца: преграждал путь разрушительным паводкам, препятствовал пыльным бурям, эрозии почв, создавал благоприятный микроклимат, сохранял полноводность рек. Народная мудрость гласит: «Лес водой живет, лес и воду бережет».
Говоря словами доктора Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», «лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение». Любовью к лесу проникнуто множество поэтических произведений, живописных полотен и сочинений композиторов.
К сожалению, площадь лесов на нашей планете в настоящее время постоянно уменьшается из-за сильного антропогенного воздействия.
В предлагаемом курсе «Лес и человек» обобщены знания, полученные при изучении биологии, географии, экологии, истории и других предметов.
Программа курса состоит из параграфов, объединенных в шесть разделов. Изучив их, вы узнаете о многостороннем значении лесов, их распространении на нашей планете, экологических проблемах лесопользования, взаимодействии человека и леса.
Последние разделы познакомят вас с профессиями, связанными с лесом и с будущим лесов. Вы сможете применить полученные знания, обогатить и развить их во время практикума. Те, кто пожелает больше узнать о лесе, могут обратиться к списку рекомендуемой литературы.
В конце каждого параграфа приведены задания, объединенные рубриками:
«Проверьте себя» — помогут оценить знания по изученному материалу;
«Решаем проблемы, оцениваем, прогнозируем» — позволят включиться в изучение и решение проблем леса, высказать и аргументировать свою точку зрения по дискуссионным вопросам;
«Леса моего края» — помогут глубже и шире изучить лесное богатство своей местности.
Авторы надеются, что после изучения курса «Лес и человек» лес станет вашим другом и помощником, а вы — его надежным защитником.
Календарно-тематический план курса.
№ | Тема занятия | дата |
1 | Введение. Практикум: Правила поведения в лесу. | |
| Лес в нашей жизни | |
2 | Общее понятие о лесе. | |
3 | Средообразующее значение леса | |
4 | Лекарственные растения леса | |
5 | Лес и искусство | |
6 | Лесные ресурсы и этапы их использования человеком. | |
7 | Практикум: Значение леса для моей семьи | |
8 | Обезлесение — глобальная экологическая проблема. | |
| Леса планеты Земля | |
9 | Общая характеристика лесов мира. | |
10 | Лесная зона умеренного пояса. | |
11 | Лесные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов | |
12 | Сезонные тропические леса. | |
13 | Леса субтропического пояса. Горные леса. | |
| Лесопользование | |
14 | Основные виды лесопользования. | |
15 | Принципы рационального лесопользования. | |
16 | Группы лесов России. | |
17 | Рубки главного пользования. | |
18 | Промышленное лесопользование. | |
19 | Лесная рекреация. | |
| Экологические проблемы лесопользования | |
20 | Загрязнение окружающей среды и пути его предотвращения. | |
21 | Влияние рекреационной деятельности человека на лес | |
22 | Заповедные леса. | |
23 | Вредители леса. | |
24 | Основные способы борьбы с вредителями леса | |
25 | Практикум: Роль птиц в жизни леса | |
26 | Инфекционные болезни леса. | |
27 | Неинфекционные болезни леса | |
28 | Лесопатологический надзор и обследование. | |
29 | Лесные пожары. | |
30 | Основные задачи охраны лесов от пожаров. | |
| На службе у леса | |
31 | Лесные стражи | |
32 | Ученые-лесоводы | |
33 | Школьные лесничества | |
| Будущее лесов | |
34 | Правовая охрана лесов в России | |
35 | Методы изучения лесов | |
36 | Международное сотрудничество по охране лесов | |
37 | Практикум: Выявление и описание памятников природы | |
| Факультативные занятия | |
| Лесные муравьи | |
| Огонь в лесу. Правила пожарной безопасности | |
| Влияние деятельности человека на жизнь леса | |
Советуем прочитать:
Бианки В.В. Собрание сочинений. М.: Детская литература 1973.
Бобров Р.В. Все о национальных парках М.: Молодая гвардия 1987.
Бобров Р.В. Зеленый патруль М.: Просвещение 1977.
Бобров Р.В. Экзамен на лесничего М.: Просвещение 1990.
Букштынов А.Д., Грошев Б.И., Крылов Г.В. Леса. М.: Мысль 1981.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Лес и жизнь. М.: Детская литература 1966.
Винокурова Н.Ф. , Г.С. Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротин. Лес и человек.- М.: Дрофа, 2007.
Воронцов А. И., Щетинский Е.А., Никодимов И.Д. Охрана природы. М. : ВО Агропромиздат. 1989.
Гаев Г.Я., Самарина В.С. Наши следы в природе. М.: Недра 1991.
Дроздов В.В., Макеев А.К. Жемчужины природы – заповедники. М.: Просвещение 1985.
Илюшина И.И. Экзамен на лесничего. М.: Просвещение 1986.
Илюшина И.И. Школьные лесничества. М.: Просвещение 1986.
Лесная энциклопедия. М.: Энциклопедия 1985.
Митрюшкин К.П., Шапошникова Л.К. Прогресс и природа.М.: Лесная промышленность 1978.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение 1989.
Петров В.В. Жизнь леса. М.: Просвещение 1989.
Программа действий: Повестка дня на 21век. Женева. 1993.
Пронин М.И., Русаков Я.С. Человек, лес, фауна. М.: Лесная промышленность 1981.
Рахилин В.К. Лесные богатства СССР. М.: Наука 1981.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Просвещение 1990.
Столбин А.П. Школьное лесничество. М.: Просвещение 1978.
Щетинский Е.А. Охрана лесов и лесная пирология. М.: Экология 1994.
Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров. М.: ВНИИЦлесресурс 1994.