Филологический кружок
«Трудности русского языка»
Рабочая программа
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Филологический кружок. Трудности русского языка» предназначена для студентов 1 курса СПО и рассчитана на 35 часов. Данный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка
Нормативные документы для составления рабочей программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.№273-ФЗ).
- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ООО» от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями).
- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 года №1015.
- приказ Министерство образования и науки РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 г. №253 (с изменениями и дополнениями).
Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у студентов умения учиться. Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в основной школе, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Основной целью данного курса является качественная подготовка студентов по русскому языку путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи:
совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
совершенствование лингвистической компетенции студентов.
II. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определятьэмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
III. Содержание программы
Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». 1ч.
Культура речи. 2ч.
Что такое хорошая речь?
Какие нормы языка существуют?
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. 4ч.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексика. Лексические нормы 7ч.
Основные понятия морфемики и словообразования.
Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты
Морфология и орфография 9ч.
Обобщающее повторение частей речи.
Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Обобщающее повторение орфографических норм.
Синтаксис 13ч.
Речь, функциональные стили речи.
Язык и речь. Основные требования к речи.
Текст, его строение. Типы речи.
Виды преобразования текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация
Функциональные стили речи.
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Практическая часть |
Кол-во тренировочных тестов | Проекты |
1 | Культура речи. | 2 | | |
2 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 4 | 1 | |
3 | Лексика. Лексические нормы | 7 | 2 | |
4 | Морфология и орфография | 9 | 3 | |
5 | Синтаксис . | 13 | 4 | |
| ИТОГО | 35 | 10 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Календарные сроки |
План. | Факт. |
1 | Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». | 1 | | |
2 | Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование | 1 | | |
3 | Нормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения | 1 | | |
4 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | | |
5 | Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств | 1 | | |
6 | Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения. | 1 | | |
7 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. | 1 | | |
8 | Паронимы. | 1 | | |
9 | Тестовая работа | 1 | | |
10 | Лексические нормы. Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа | 1 | | |
11 | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа | 1 | | |
12 | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовая работа | 1 | | |
13 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | 1 | | |
14 | Правописание корней с безударной гласной. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 | | |
15 | Правописание корней с чередованием гласных. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 | | |
16 | Правописание корней. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 | | |
17 | Правописание приставок Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 | | |
18 | Правописание приставок Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 | | |
19 | Правописание суффиксов. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 | | |
20 | Правописание суффиксов. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 | | |
21 | Трудные случаи употребления–Н- -НН- в разных частях речи | 1 | | |
22 | Трудные случаи написания НЕ, НИ с разными частями речи | 1 | | |
23 | Словосочетание. Синтаксические нормы. Тестовая работа Трудности грамматического управления в современном русском языке | 1 | | |
24 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения Грамматические нормы. Тестовая работа | 1 | | |
25 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении . | 1 | | |
26 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа. | 1 | | |
27 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа | 1 | | |
29 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении . Тестовая работа | 1 | | |
30 | Сложные бессоюзные предложения Тестовая работа | 1 | | |
31 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | 1 | | |
32 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников Тестовая работа | 1 | | |
33 | Композиция сочинения-рассуждения Средства межфразовой связи. | 1 | | |
34 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |
35 | Итоговое занятие. Проекты. | 2 | | |
| ИТОГО | 36 ч. | | |